катализатор и способ гидрокрекинга нефтяного сырья с его использованием
Классы МПК: | B01J23/85 хром, молибден или вольфрам C10G47/08 соли галогеноводородных кислот |
Автор(ы): | Коновальчиков О.Д. (RU), Хавкин В.А. (RU), Гуляева Л.А. (RU), Красильникова Л.А. (RU), Мисько О.М. (RU), Бычкова Д.М. (RU), Лощенкова И.Н. (RU), Санников А.Л. (RU), Дружинин О.А. (RU), Хандархаев С.В. (RU), Пичугин В.М. (RU), Твёрдохлебов В.П. (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (RU), ОАО "Ачинский нефтеперерабатывающий завод ВНК" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-07-15 публикация патента:
10.02.2005 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к разработке катализатора и способа гидрокрекинга нефтяного сырья. Описан катализатор гидрокрекинга нефтяного сырья, содержащий гидрирующие компоненты, включающие металлы VI и VIII групп, кислотный компонент, промотор, и связующее вещество. Катализатор отличается тем, что в качестве гидрирующих компонентов содержит трехкомпонентную систему, состоящую из никеля, молибдена и вольфрама в виде оксидов при массовом соотношении компонентов Ni:Mo:W, равном соответственно 25:35:40, в качестве кислотного компонента содержит фтористый алюминий, в качестве промотора катализатор содержит оксид бора, оксид циркония или их смесь, при следующем соотношении компонентов катализатора, % мас.:
гидрирующие компоненты 15-30
кислотный компонент 20-40
промотор 1-4
связующее вещество до 100
В качестве связующего вещества катализатор содержит оксид алюминия, алюмосиликат, глину или их смесь. Описан процесс гидрокрекинга нефтяного сырья в присутствии предлагаемого катализатора, который проводят при температуре 380-430°С, давлении 3-10 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-3 час -1, при соотношении H2/сырье, равном 250-1000 нм3/м3. Технический результат: разработанный катализатор обладает высокой активностью и селективностью в процессах гидрокрекинга нефтяного сырья при получении дизельных дистиллятов. Технология приготовления катализатора проста и полностью исключает образование сточных вод. Катализатор может быть приготовлен на любом катализаторном производстве без дополнительного его дооборудования. 2 н.п.ф-лы, 3 табл.
Формула изобретения
1. Катализатор гидрокрекинга нефтяного сырья, содержащий гидрирующие компоненты, включающие металлы VI и VIII групп, кислотный компонент, промотор и связующее вещество, отличающийся тем, что в качестве гидрирующих компонентов содержит трехкомпонентную систему, состоящую из никеля, молибдена и вольфрама в виде оксидов при массовом соотношении компонентов Ni:Mo:W, равном соответственно 25:35:40, в качестве кислотного компонента содержит фтористый алюминий, в качестве промотора содержит оксид бора, оксид циркония, или их смесь при следующем соотношении компонентов катализатора, мас.%:
гидрирующие компоненты 15-30
кислотный компонент 20-40
промотор 1-4
связующее вещество до 100
2. Способ гидрокрекинга нефтяного сырья при повышенной температуре и давлении в присутствии катализатора, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют катализатор по п.1, гидрокрекинг проводят при температуре 380-430°С, давлении 3-10 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-3 ч-1, при соотношении H 2/сырье, равном 250-1000 нм3/м3.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к разработке катализатора и способа гидрокрекинга нефтяного сырья.
Известен промышленный катализатор ГК-35 гидрокрекинга вакуумного газойля, содержащий в качестве гидрирующих компонентов двухкомпонентную систему, состоящую из оксида никеля и оксида молибдена, в качестве кислотного компонента цеолит Y в редкоземельной форме (PЗЭY) и в качестве связующего вещества - оксид алюминия при следующем соотношении компонентов, % мас.:
оксид никеля 7-8
оксид молибдена 18-19
цеолит 5-10
оксид алюминия до 100
Для получения катализатора готовят цеолит Y в редкоземельной форме (PЗЭY). В суспензию гидроксида алюминия вносят гидрирующие активные компоненты в виде соответствующих водных растворов солей, добавляют цеолитный компонент, фазообразующие и порообразующие промоторы. Суспензию тщательно перемешивают, подвергают фильтрации, формовке, сушке и прокалке.
Катализатор используют в процессе гидрокрекинга вакуумного газойля при давлении 5 МПа.
(Б.К.Нефедов, Е.Д.Радченко, Р.Р.Алиев. Катализаторы процессов углубленной переработки нефти. М., “Химия”, 1992, с.190).
Недостатком катализатора ГК-35 является то, что в его состав в качестве кислотного компонента входит цеолит. Технология получения цеолитсодержащего катализатора характеризуется многостадийностью и образованием большого количества сточных вод в связи с необходимостью глубокого вытеснения натрия из цеолита для получения активного катализатора. Процесс приготовления катализатора является энергоемким. Кроме того, катализатор обладает низкой активностью по выходу дизельного топлива при гидрокрекинге вакуумного газойля (н.к.328 - к.к.569°С), содержащего фракцию н.к.360°С не более 20% мас.
Известен также катализатор гидрокрекинга нефтяного сырья, в частности мягкого гидрокрекинга высококипящего сырья (н.к.260 - к.к. 593°С). Катализатор содержит в качестве гидрирующих компонентов 2-15% мас. оксидов металлов VIII группы (кобальт, никель) и 5-35% мас. оксидов металлов VI группы (молибден, ванадий), нанесенных на носитель. Носитель содержит кислотный компонент, в качестве которого используют цеолит (предпочтительно в HY и РЗЭY-формах) в количестве
2-80% мас., и связующее вещество, представляющее собой смесь алюмосиликата и оксида алюминия.
В частности, катализатор содержит в качестве гидрирующих компонентов двухкомпонентную систему, состоящую из 4% мас. NiO и 24% мас. WO3, нанесенных на носитель, содержащий 40% мас. цеолита Y, 40% мас. алюмосиликата и 20% мас. оксида алюминия.
Катализатор получают диспергированием алюмосиликата в алюмогидрогеле с последующим внесением цеолита (HY или PЗЭY), смешением с водой, формованием в экструдаты, сушкой, прокалкой, а затем пропиткой раствором аммония вольфрамовокислого и нитрата никеля с последующей сушкой и прокалкой.
Катализатор может содержать в качестве промотора 1-10% мас. фосфорного ангидрида или другого соединения фосфора, которое вводится на стадии помола или пропитки солями гидрирующих металлов. Готовый катализатор предварительно сульфидируют с помощью сероводорода или сульфидирование осуществляют при контакте с сырьем. (Пат. США№4600498, кл. 208-111, 1986).
Недостатком описанного катализатора является то, что в его состав в качестве кислотного компонента также входит цеолит. Технология приготовления такого катализатора характеризуется большим количеством сточных вод, многостадийностью, сложностью, большой энергоемкостью.
Описанный в пат. США №4600498 катализатор используют в процессе мягкого гидрокрекинга высококипящего сырья, в частности вакуумного газойля (н.к.288 - к.к.593°С, содержание фракции 371°С+>50% об.). Гидрокрекинг осуществляют при парциальном давлении водорода 3,5-9,1 МПа, при температуре 315-454°С, объемной скорости подачи сырья 0,1-1,5 час-1.
Следует отметить, что описанный катализатор имеет низкую активность при переработке тяжелого вакуумного газойля. Так, при проведении мягкого гидрокрекинга вакуумного газойля (н.к.328 - к.к.569°С) при температуре процесса 402°С выход светлых продуктов, выкипающих при температуре ниже 371°С составил лишь 28,5% об. на катализаторе, содержащем цеолит Y.
Наиболее близким к предлагаемому является катализатор гидрокрекинга для получения средних дистиллятов. Катализатор содержит в качестве гидрирующих компонентов металлы VI группы (например, Мо, W в количестве 0,05-15% мас.) и VIII группы (например, Ni, Co в количестве 0,1-30% мас.), в качестве кислотного компонента - цеолит Y в водородной форме (2-20% мас.), в качестве связующего вещества - смесь алюмосиликата и оксида алюминия. Катализатор может содержать промоторы, в качестве которых используют оксиды фосфора или бора.
Цеолит Y в водородной форме, входящий в катализатор, обладает низкой кислотностью, которая достигается путем гидротермальной и сухой обработки цеолита при температуре 426-788°С. В качестве гидрирующего компонента катализатор содержит, в частности, двухкомпонентную систему, состоящую из WO3 и NiO. Гидрирующие компоненты вводятся в катализатор путем пропитки готового носителя соответствующими растворами солей. (пат. Австралии №624892, кл. В 01 J 29/12, 1991).
Описанный в пат. Австралии №624892 катализатор используют в процессе мягкого гидрокрекинга вакуумного газойля (н.к.280 - к.к.582°С), который проводят при давлении 14,1 МПа, температуре 405-425°С, при соотношении Н2/сырье=1780 нм 3/м3, при объемной скорости подачи сырья 1 час -1.
К недостаткам вышеуказанного катализатора можно отнести все недостатки, изложенные для цеолитсодержащих катализаторов по пат. США №4600498. Технология получения такого катализатора является многостадийной и энергоемкой с большим количеством сточных вод. Процесс мягкого гидрокрекинга с использованием указанного катализатора отличается низкой селективностью (55-59% мас.) и соответственно низким выходом целевого продукта (149-371°С) - 33-38% мас. Существенным недостатком этого процесса является проведение его при высоком давлении (14,1 МПа).
Задача предлагаемого изобретения - разработка катализатора мягкого гидрокрекинга нефтяного сырья, состав которого обеспечивал бы простую, малостадийную и бессточную технологию его получения, а также разработка способа гидрокрекинга с использованием разработанного катализатора.
Для решения поставленной задачи предлагается катализатор гидрокрекинга нефтяного сырья, содержащий гидрирующие компоненты, включающие металлы VI и VIII групп, кислотный компонент, промотор, и связующее вещество. Катализатор отличается тем, что в качестве гидрирующих компонентов содержит трехкомпонентную систему, состоящую из никеля, молибдена и вольфрама в виде оксидов при массовом соотношении компонентов Ni:Мо:W, равном соответственно 25:35:40, в качестве кислотного компонента содержит фтористый алюминий, в качестве промотора содержит оксид бора, оксид циркония или их смесь при следующем соотношении компонентов катализатора, % мас.:
гидрирующие компоненты 15-30
кислотный компонент 20-40
промотор 1-4
связующее вещество до 100
Промотор входит в состав катализатора предпочтительно в количестве 4% мас. В качестве связующего вещества катализатор содержит оксид алюминия, алюмосиликат, глину или их смесь.
Следует отметить, что фтористый алюминий, входящий в катализатор, выпускается промышленным способом в виде тонкодисперсного порошка, термостабилен до 1200°С и не содержит влаги.
Приготовление катализатора сводится к смешению в месильной машине компонентов катализатора, упариванию полученной массы, формованию катализаторной массы в форме экструдатов, сушке при температуре 120-150°С и прокалке гранул при температуре 530-550°С. В процессе приготовления катализатора полностью отсутствуют сточные воды.
Для решения поставленной задачи предлагается также способ гидрокрекинга нефтяного сырья в присутствии катализатора, описанного выше.
Процесс гидрокрекинга нефтяного сырья проводят при температуре 380-430°С, давлении 3-10 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-3 час-1, при соотношении Н2/сырье, равном 250-1000 нм3 /м3.
Предварительно катализатор осерняют элементарной серой в токе водорода.
Примеры приготовления катализатора и использования его в процессе гидрокрекинга нефтяного сырья (вакуумных газойлей) приведены ниже.
Пример 1.
В месильную машину загружают расчетное количество фтористого алюминия и гидроксида алюминия, массу перемешивают до однородного состояния. Затем вводят расчетное количество гидрирующих компонентов в виде солей соответствующих металлов: никеля азотнокислого, молибдата аммония и пара-вольфрамата аммония при массовом соотношении этих компонентов (в виде оксидов) соответственно 25:35:40. В массу добавляют расчетное количество промотора, в качестве которого используют смесь борной кислоты и цирконила азотнокислого.
Перемешивание продолжают до однородного состояния массы. Затем массу упаривают, формуют на экструзионной машине, сушат и прокаливают.
Получают катализатор следующего состава, % мас.:
гидрирующие компоненты 30
АlF3 40
промотор 4
Аl2O3 до 100
Пример 2.
Катализатор готовят по примеру 1, но изменяют количество фтористого алюминия и гидрирующих компонентов, сохраняя массовое соотношение Ni:Мо:W в виде оксидов соответственно 25:35:40.
Получают катализатор следующего состава, % мас.:
гидрирующие компоненты 20
АlF3 30
промотор 4
Аl2 О3 до 100
Пример 3.
Катализатор готовят по примеру 1, но изменяют количество фтористого алюминия, сохраняя массовое соотношение Ni:Мо:W в виде оксидов соответственно 25:35:40.
Получают катализатор следующего состава, % мас.:
гидрирующие компоненты 30
АlF3 20
промотор 4
Аl2О3 до 100
Пример 4.
Катализатор готовят по примеру 1, но изменяют количество гидрирующих компонентов, сохраняя массовое соотношение Ni:Мо:W в виде оксидов соответственно 25:35:40.
Получают катализатор следующего состава, % мас.:
гидрирующие компоненты 20
АlF 3 40
промотор 4
Аl2O3 до 100
Пример 5 (сравнительный).
Катализатор готовят по примеру 1, но в качестве кислотного компонента используют цеолит Y в РЗЭ-форме с остаточным содержанием Na2O - 0,5% мас. Получают катализатор следующего состава, % мас.:
гидрирующие компоненты 30
цеолит 40
промотор 4
Аl2O3 до 100
Катализатор по примерам 1-5 испытан в гидрокрекинге легкого вакуумного погона, выкипающего в пределах 323-400°С, содержащего 1,8% мас. серы. Качество газойля приведено в табл. 1.
Результаты испытания катализатора представлены в табл.2, 3. Предварительно катализатор осерняли по общепринятой методике элементарной серой в токе водорода.
Испытания проводили при температуре 420°С, давлении 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 час-1 , соотношении H2/сырье, равном 1000 нм3 /м3.
Из результатов испытания следует, что работа предлагаемого катализатора характеризуется высоким выходом гидрогенизата (96-98% мас.) и светлых нефтепродуктов (50-51% мас.), глубоким гидрообессериванием дизельной и бензиновой фракций. Основным продуктом является дизельная фракция (42-43% мас.). Выход бензина составляет 6-8% мас. Прирост выхода светлых нефтепродуктов до 360°С составил 26-32% мас. Полученная дизельная фракция характеризуется достаточно высоким цетановым числом (43-46) и является компонентом летнего дизельного топлива. По селективности и активности предлагаемый катализатор превосходит цеолитсодержащий катализатор по примеру 5, на котором выход гидрогенизата составляет 90%, а прирост выхода светлых нефтепродуктов 21%.
Поскольку в процессе гидрокрекинга на предлагаемом катализаторе выход бензиновой фракции невысок, то анализировалась средняя проба, полученная от разгонки гидрогенизата, собранного за сутки. Бензин выкипал в пределах 45-195°С, имел плотность 724-736 кг/м3 и октановое число 77, содержание серы - 0,022-0,04% мас.
Пример 6.
Катализатор по примеру 2 испытан в гидрокрекинге тяжелого вакуумного погона, выкипающего в пределах 350-530°С, с содержанием серы 1,9% мас.
Испытания проводили при температуре 420°С, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 час-1, соотношении Н2/сырье, равном 500 нм3/м3.
В процессе испытаний определяли выход нестабильного гидрогенизата, который разгоняли на фракции: бензиновую (н.к. - 160°С), дизельную (160-360°С) и остаток (выше 360°С).
Выход нестабильного гидрогенизата составил 94,8% мас. При разгонке нестабильного гидрогенизата получено 0,94% об. бензиновой фракции, 30,66% об. дизельной фракции, 66,67% об. остатка выше 360°С, 1,73% об. составили газ+потери.
Дизельная фракция выкипала в пределах 193-353°С и содержала 3,73% мас. непредельных углеводородов, 0,085% мас. серы. Температура застывания дизельной фракции (-20°С), температура вспышки 85°С, вязкость 6,09 мм2/с. Полученная дизельная фракция используется как компонент летнего дизельного топлива. Следует отметить высокую селективность катализатора в получении дизельной фракции.
Пример 7.
Катализатор по примеру 2 испытан в гидрокрекинге вакуумного газойля, выкипающего при температуре 350-530°С, с содержанием серы 1,9% мас.
Испытания проводили при температуре 380°С, давлении 10 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 час-1, соотношении Н2/сырье, равном 250 нм3/м3.
В процессе испытаний определяли те же показатели, что и в примере 6:
- выход нестабильного гидрогенизата - 91% мас.;
- выход бензиновой фракции (н.к.-160°С) - 5% об.;
- выход дизельной фракции (160-360°С) - 51% об.;
- остаток (выше 360°С) - 40% об.;
- газ+потери - 4% об.
Дизельная фракция выкипала в пределах 170-360°С и содержала 2% мас. непредельных углеводородов, 0,025% мас. серы. Температура застывания дизельной фракции (-28°С), температура вспышки 80°С, вязкость 5,8 мм2/с.
Результаты по приготовлению и испытанию предлагаемого катализатора гидрокрекинга свидетельствуют о его преимуществе по сравнению с цеолитсодержащими катализаторами гидрокрекинга. Использование в качестве кислотного компонента фтористого алюминия в сочетании с трехкомпонентной гидрирующей системой (Ni+Мо+W) при определенном соотношении этих гидрирующих компонентов и при предлагаемом составе катализатора в целом позволили разработать катализатор, обладающий высокой активностью и селективностью в процессах гидрокрекинга нефтяного сырья при получении дизельных дистиллятов. Технология приготовления катализатора проста и полностью исключает образование сточных вод. Катализатор может быть приготовлен на любом катализаторном производстве без дополнительного его дооборудования.
Класс B01J23/85 хром, молибден или вольфрам