армированная массивная шина
Классы МПК: | B60C7/10 отличающиеся устройствами для повышения упругости |
Автор(ы): | Безденежных Ю.Т. (RU), Хлыбов Н.А. (RU), Плетников М.П. (RU), Савосин В.С. (RU) |
Патентообладатель(и): | Производственный кооператив "Научно-производственный комплекс "Автоматизация" (RU), Открытое акционерное общество "Уральский шинный завод" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-03-05 публикация патента:
20.03.2005 |
Изобретение относится к области конструирования и изготовления резиновых массивных шин, предназначенных для колесного безрельсового авто-, электротранспорта. Армированная шина содержит, по крайней мере, протекторную и посадочную части и армирующие кольца. Посадочная часть шины выполнена из резинового массива, армированного хаотично ориентированными обрезками волокон корда, внутри которого размещены армирующие кольца, оси которых совпадают с осью установочной поверхности посадочной части, образованной двумя сходящимися конусными поверхностями, обращенными вершинами друг к другу, причем армирующие кольца установлены на соответствующую поверхность ступицы с натягом, допускающим передачу крутящего момента. Приведены математические зависимости крутящего момента от силы натяга и параметров шины. Кроме того, армирующие кольца могут быть выполнены в виде подвулканизированных бухт проволоки, а направление навивки бухт проволоки может быть различным. Технический результат - снижение стоимости изготовления шин и определение соотношения всех параметров шины для возможности выбора их наилучшего сочетания. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения
1. Армированная шина, содержащая, по крайней мере, протекторную и посадочную части, и армирующие кольца, отличающаяся тем, что посадочная часть выполнена из резинового массива, армированного хаотично ориентированными обрезками волокон корда, внутри которого размещены армирующие кольца, оси которых совпадают с осью установочной поверхности посадочной части, образованной двумя сходящимися конусными поверхностями, обращенными вершинами друг к другу, причем армирующие кольца установлены на соответствующую поверхность ступицы с натягом, допускающим передачу крутящего момента.
2. Армированная шина по п.1, отличающаяся тем, что крутящий момент Мкр и сила натяга Тнат связаны с параметрами шины следующими соотношениями:
где [] - допустимые тангенциальные напряжения в армирующем кольце, кг/мм 2;
b - ширина кольца, мм;
Rh - наружный радиус армирующего кольца, мм;
Rcт - радиус ступицы, мм;
n - число армирующих колец;
Ктр - коэффициент трения посадочной части шины по ступице;
Kп - коэффициент пропорциональности;
- угол конуса посадочной поверхности, град;
Rкол - радиус колеса (шины), мм.
3. Армированная шина по п.1, отличающаяся тем, что армирующие кольца выполнены в виде подвулканизированных бухт проволоки.
4. Армированная шина по п.3, отличающаяся тем, что направление навивки бухт проволоки различное.
Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к области конструирования и изготовления резиновых массивных шин, предназначенных для колесного безрельсового авто- электротранспорта.
Для оснащения промышленного транспорта, используемого при перевозке грузов внутри предприятий по дорогам и проездам с деревянным, бетонным, металлическим покрытием, когда требуется грузоподъемность, маневренность, устойчивость, высокая стойкость к порезам и проколам, применяют массивные шины.
Как правило, безбандажные массивные шины представляют собой сплошное резиновое кольцо, иногда армированное в зоне посадочной части металлокордом. При монтаже кольцо напрессовывается на колесо с натягом [1].
Аналогичная по конструкции шина, содержащая внутри кольцевого элемента хотя бы один виток жесткого элемента, воспринимающего растягивающие усилия и проходящего внутри литого резинового кольца, образующего массив шины, на расстоянии от его внутренней, наружной и боковых стенок, описана в [2]. Металлокорд может располагаться и вблизи зоны беговой поверхности шины [З].
Предусмотренные ГОСТ 5883-89 [1] шины безбандажного типа содержат соединенный в кольцо металлокорд, находящийся внутри кольцевого резинового массива. При их производстве для надежного крепления шины на колесе необходимо обеспечить высокую прочность связи резины с металлокордом (не менее 4,4 кН/м в соответствии с п.1.3.3 ГОСТ 5883-89), что требует применения дорогостоящего латунированного металлокорда и использования для изготовления массива шины смесей с высоким (до 40 и более %) содержанием бутадиен-метилстирольного синтетического каучука СКСМ при незначительном (около 5%) использовании отходов резинового производства в виде регенерата РШ [4, с.52].
Возможность отслойки металлокорда в процессе эксплуатации, а также вызванная невозможностью широкого использования вторичного сырья высокая стоимость смеси для производства шин соответственно снижает их эксплуатационную надежность и повышает стоимость производства, что снижает конкурентоспособность изделий.
Аналогичными недостатками отличаются выпускаемые отечественной промышленностью безбандажные шины [5], соответствующие ТУ 104224-75, предназначенные для электрокар, электропогрузчиков, зерноочистительных машин, представляющие собой резиновый армированный массив в виде кольца, одеваемого на обод.
Указанными выше недостатками, выраженными в снижении эксплуатационной надежности и повышении стоимости изготовления в связи с возможностью отслойки металлокорда, и малой долей вторичного сырья, используемого при приготовлении резиновой смеси, отличается и массивная шина с наружной беговой и внутренней гладкой цилиндрической посадочной частью, армированная проволочными кольцами, показанная на рис.19д книги [4].
Последняя конструкция по своей технической сущности может быть принята в качестве прототипа.
Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является снижение стоимости изготовления шин и определение соотношения всех параметров шины для возможности выбора их наилучшего сочетания.
Для решения этой задачи в известной массивной шине, содержащей, по крайней мере, протекторную и посадочную части и армирующие кольца, последняя выполнена из резинового массива армированного хаотично ориентированными обрезками волокон корда, внутри которого размещены армирующие кольца, оси которых совпадают с осью установочной поверхности, образованной двумя сходящимися конусными поверхностями, обращенными вершинами друг к другу с возможностью установки на соответствующую поверхность ступицы с натягом и передачей крутящего момента, связанного с основными параметрами шины соответствующими соотношениями.
При этом армирующие кольца выполнены в виде сплошных колец или подвулканизированных бухт проволоки. Возможно разное направление навивки проволоки у соседних колец для равноценности передачи момента на прямом и обратном ходу транспортного средства.
На чертеже изображен чертеж заявляемой шины.
Шина содержит резиновый массив, образованный протекторной частью 1 и посадочной частью 2, выполненный из резины разных сортов. При этом посадочная часть, выполненная в виде резинового массива, армирована хаотично ориентированными обрезками корда, внутри которого размещены армирующие кольца 3, оси которых совпадают с осью установочной посадочной поверхности, образованной двумя сходящимися конусными поверхностями, допускающими передачу требуемого крутящего момента Мкр при определенной силе натяга Тнат, которые могут быть рассчитаны из следующих соотношений:
где [] - допустимые тангенциальные напряжения в армирующем кольце, кг/мм 2,
b - ширина кольца, мм,
RH - наружный радиус кольца, мм,
Rcт - радиус ступицы в месте расположения армирующего кольца, мм,
n - число армирующих колец,
Ктр - коэффициент трения посадочной части шины по ступице,
Кn - коэффициент пропорциональности,
- угол конуса посадочной поверхности, град.
При этом армирующие кольца могут быть выполнены сплошными, составными, навитыми из проволоки. В последнем случае бухту навитой проволоки предварительно подвулканизируют и заделывают внутрь резинового массива при формовке шины, наполненного хаотично ориентированными обрезками волокон корда, которые повышают адгезию армирующих колец к резине и увеличивают прочность самого массива.
Устройство работает следующим образом.
Во время движения транспортного средства основной задачей ведущих колес является передача крутящего момента М кр со ступицы на шину. А поскольку эта передача осуществляется за счет сил трения, то пара шина - ступица должны иметь достаточный коэффициент трения Ктр и нормальные радиальные силы Трад, возникающие в момент напрессовки шины на конусную поверхность ступицы. В шине также возникают растягивающие тангенциальные усилия, стремящиеся разорвать армирующие кольца, которые воспринимают на себя эту нагрузку. Прочность этих колец зависит от материала, из которого они изготовлены, и определяются допустимыми напряжениями растяжения []. Фактические напряжения
определяются усилием напрессовки (натяга) Тнат.
Между армирующими кольцами и посадочной поверхностью имеется слой резины, который во взаимодействии со ступицей определяет коэффициент трения, фактически - пары сталь - резина.
В момент приложения к колесу крутящего момента Мкр возникает тангенциальная сила трения Ттр, нагружающая армирующие кольца дополнительной тангенциальной нагрузкой, возникшей в момент напрессовки колеса на ступицу.
Таким образом, допустимые тангенциальные напряжения [] "расходуются" на натяг шины на ступицу и на сопротивление крутящему моменту Мкр. Соотношение этих нагрузок учитывается коэффициентом пропорциональности Кn.
Приведенные формулы позволяют выбрать оптимальные размеры армирующих колец, рассчитать требуемую прочность их материала и определить допустимое усилие запрессовки шины на ступицу.
Список использованной литературы
1. Шины массивные резиновые. Технические условия. ГОСТ 5883-89.
2. Патент США №4446903.
3. Авт. свид. №369027.
4. Савосин B.C., Бограчев М.Л. Массивные шины. Конструкция, изготовление, эксплуатация. М.: Химия, 1981 (прототип).
Класс B60C7/10 отличающиеся устройствами для повышения упругости