способ управления движением товарного потока в крупном торговом комплексе, система управления товарным потоком в крупном торговом комплексе
Классы МПК: | A63F3/06 лото или бинго (азартная игра типа лото); системы, аппаратура или приспособления для контроля этих игр |
Автор(ы): | Рогачев А.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Рогачев Андрей Владимирович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-23 публикация патента:
10.05.2005 |
Изобретение относится к сфере торговли, в частности к способам и системам управления движением товарного потока, преимущественно в крупных предприятиях торговли, например в крупном торговом комплексе, содержащем зону демонстрации реализуемых в комплексе товаров, разделенную на секторы, каждый из которых предназначен для демонстрации товаров, отличных от товаров другого сектора, и изолированные друг от друга отсеки загрузки, по меньшей мере часть которых содержит терминалы для транспортных средств, доставляющих товары, и соединена с зоной демонстрации товаров. Способ заключается в том, что движением товарного потока управляют посредством системы управления товарным потоком. Реализуемые в комплексе товары распределяют по товарным группам по заранее заданному критерию, для каждой товарной группы задают терминал, отсек загрузки и сектор демонстрации товаров. При доставке в комплекс товаров назначают маршрут движения каждого товара с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров. Доставленные товары через заранее заданный для данного товара терминал загружают в заданный отсек загрузки и размещают в заранее заданных секторах для демонстрации товаров. Система управления товарным потоком содержит средства управления и компьютер, соединенный со средствами управления и содержащий управляющий программный модуль, базу данных наименований товаров, реализуемых в торговый комплекс, при этом управляющий программный модуль выполнен с возможностью задавать терминал для доставки каждого содержащегося в базе данных товара и назначать маршрут его движения с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров. Способ и система управления движением товарного потока обеспечивают упрощение контроля за товарами и, как следствие, снижение потерь от краж на этапе загрузки товаров, снижение накладных расходов предприятия торговли за счет упрощения систем контроля и логистики. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Способ управления движением товарного потока в крупном торговом комплексе, содержащем зону демонстрации реализуемых в комплексе товаров, разделенную на секторы, каждый из которых предназначен для демонстрации товаров, отличных от товаров другого сектора, и изолированные друг от друга отсеки загрузки, по меньшей мере часть которых содержит терминалы для транспортных средств, доставляющих товары, и соединена с зоной демонстрации товаров, заключающийся в том, что движением товарного потока управляют посредством системы, содержащей средства управления и компьютер, соединенный со средствами управления и содержащий управляющий программный модуль, базу данных наименований товаров, реализуемых в торговый комплекс, при этом управляющий программный модуль выполнен с возможностью задавать терминал для доставки каждого содержащегося в базе данных товара и назначать маршрут его движения с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров, причем реализуемые в комплексе товары распределяют по товарным группам по заранее заданному критерию, для каждой товарной группы задают терминал, отсек загрузки и сектор демонстрации товаров, и при доставке в комплекс товаров назначают маршрут движения каждого товара с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров, при этом доставленные товары через заранее заданный для данного товара терминал загружают в заданный отсек загрузки и размещают в заранее заданных секторах для демонстрации товаров.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что назначают время доставки каждого товара, за заданный интервал времени регистрируют время доставки товаров каждым транспортным средством, назначают баллы за каждый доставленный товар, при этом наивысший балл при соблюдении точного времени доставки, подсчитывают баллы каждого транспортного средства каждого поставщика и определяют победителя среди водителей транспортных средств и поставщиков, набравших большее число баллов.
3. Система управления движением товарного потока в крупном торговом комплексе, содержащем зону демонстрации реализуемых в комплексе товаров, разделенную на секторы, каждый из которых предназначен для демонстрации товаров, отличных от товаров другого сектора, и изолированные друг от друга отсеки загрузки, по меньшей мере, часть которых содержит терминалы для транспортных средств, доставляющих товары, и соединена с зоной демонстрации товаров, содержащая средства управления, компьютер, соединенный со средствами управления и содержащий управляющий программный модуль, базу данных наименований товаров, реализуемых в торговый комплекс, при этом управляющий программный модуль выполнен с возможностью задавать терминал для доставки каждого содержащегося в базе данных товара и назначать маршрут его движения с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров.
4. Система по п.3, отличающаяся тем, что база данных наименований товаров, доставляемых в торговый комплекс, разделена на товарные группы по заданному критерию, в качестве которого используют род товаров, при этом управляющий программный модуль выполнен с возможностью задания для каждой товарной группы маршрута движения, заключенного в сквозной коридор, проходящий через терминал, соединенный с ним отсек загрузки и соединенный с отсеком сектор демонстрации товаров.
5. Система по п.4, отличающаяся тем, что в торговом комплексе в секторах демонстрации товаров установлено разделенное на ячейки оборудование для хранения и демонстрации товаров, при этом маршрут движения товаров включает указание оборудования для размещения товаров и ячейки в данном оборудовании.
6. Система по п.5, отличающаяся тем, что терминал, отсек загрузки, сектор, оборудование и ячейки оборудования снабжены идентификационными обозначениями, которыми указывают маршрут движения доставляемых товаров.
7. Система по п.3, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно средство управления выполнено в виде автоматизированного рабочего места оператора, обслуживающего коридор.
8. Система по п.3, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно средство управления выполнено с возможностью передачи информации на транспортное средство о заданном для товарной группы терминале.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сфере торговли, в частности к способам и системам управления движением товарного потока, преимущественно в крупных предприятиях торговли, например в крупном торговом комплексе с большим товарооборотом и широким ассортиментом товаров. Преимущественно изобретение может быть использовано в крупных торговых продовольственных комплексах, реализующих также непродовольственные товары, например косметику, парфюмерию, посуду и пр. Изобретение целесообразно использовать для игрового поощрения поставщиков и их водителей.
Движение товарного потока в предприятии торговли включает, как правило, следующие этапы: доставка товаров на автотранспортном средстве, загрузка товаров через терминалы доставки в зону загрузки, сортировка товаров в зоне загрузки и распределение их на оборудовании для демонстрации товаров в зоне демонстрации товаров торгового зала. При этом на всем пути движения товаров в предприятии торговли необходим контроль за товарным потоком и его регулирование с целью оптимизации продаж и снижения потерь, в частности от краж.
Одним из наиболее близких аналогов является способ управления движением товарного потока в предприятии торговли и система управления движением товарного потока (“Автоматизированная система “с полки на полку” для регулирования товарного потока в цепи: распределительный центр товаров - розничный магазин” (RU №2152642). Согласно данному способу, по сигналу из розничного магазина, формируемому от продажи единицы товара, товары комплектуют в распределительном центре, где принимается и обрабатывается указанный сигнал, и доставляют на транспортном средстве в розничный магазин, удаленный от распределительного центра. При этом комплектация товаров производится в зависимости от проданных в розничном магазине единиц товара, что обуславливает смешанный ассортимент товаров, доставляемых в розничный магазин на одном транспортном средстве. Товары разных товарных групп, разгружаемые с одного транспортного средства, принимают и загружают в магазин, сортируют по товарным группам и распределяют на оборудовании для демонстрации.
К недостаткам известного способа можно отнести то, что загрузка смешанного ассортимента товаров требует дополнительной сортировки товаров в зоне загрузки и соответственно дополнительных мер по контролю за движением товаров при загрузке и распределении в зоне загрузки, что приводит к повышенным накладным расходам магазина.
В известных способах доставки в розничный магазин товаров, рассортированных по товарным группам, например из родственных товаров (молочные продукты, мясные, бакалейные и т.д.) вне зависимости от принадлежности товаров к товарной группе, все товары доставляют автотранспортными средствами через одни и те же терминалы доставки и загружают в одну зону загрузки. Как следствие, скопление в зоне загрузки товаров разных товарных групп, загруженных с разных автотранспортных средств, что значительно осложняет контроль за движением товаров и требует применение сложных информационных систем и систем логистики.
Из уровня техники известен также торговый комплекс (“торгово-складской модульный блок” (RU №2105851), характеризующийся тем, что модульный блок разделен перегородками на отсеки, образующие торговые, производственные и складские помещения торгового предприятия, при этом блок выполнен двухэтажным с возможностью сообщения между этажами в каждом отдельном отсеке, а каждый отсек между перегородками на первом этаже оборудован окном и дверью и/или витриной. Согласно фиг.3 в известном торговом блоке оборудованы торгово-производственные помещения 9 на первом и втором этажах. С торцов блока установлены складские ворота 11 (терминалы для доставки товаров с автотранспортных средств), ведущие в помещения складов 12 (зоны загрузки) на первом и втором этажах. С лестницы, ведущей с первого этажа на второй, предусмотрен вход в тамбур 13, расположенный перед торгово-производственным помещением 9.
В известном комплексе все товары, вне зависимости от товарных групп, загружают через одни и те же терминалы (складские ворота 11) в общую для всех товаров зону загрузки (помещения складов 12), где их сортируют по товарным группам (например, из родственных товаров) и далее распределяют по торговым залам. Однако, как показывают исследования, проведенные автором, именно в зонах загрузки, на этапах доставки и сортировки, происходит наиболее значительный объем краж.
Учет и контроль за движением товарного потока особенно затруднителен в крупных розничных и мелкооптовых магазинах, имеющих большой товарооборот и обширный ассортимент товаров и в которых потери от краж наиболее значительны. Как показывают исследования, проведенные автором, потери от краж на этапе загрузки в больших магазинах составляют до 5% от общего оборота. С целью уменьшения потерь используют сложные автоматизированные контролирующие информационные системы и системы логистики, что повышает накладные расходы магазина.
Задача настоящего изобретения заключается в создании способа и системы управления движением товарного потока, обеспечивающих такое движение товарного потока, при котором упрощается контроль за товарами, и, как следствие, снижаются потери от краж на этапе загрузки товаров, а также обеспечивается возможность снижения накладных расходов предприятия торговли за счет упрощения систем контроля и логистики.
Поставленная задача в способе достигается тем, что в способ управления движением товарного потока в крупном торговом комплексе, содержащем зону демонстрации реализуемых в комплексе товаров, разделенную на секторы, каждый из которых предназначен для демонстрации товаров, отличных от товаров другого сектора, и изолированные друг от друга отсеки загрузки, по меньшей мере часть которых содержит терминалы для транспортных средств, доставляющих товары, и соединена с зоной демонстрации товаров, заключается в том, что движением товарного потока управляют посредством системы, содержащей средства управления и компьютер, соединенный со средствами управления и содержащий управляющий программный модуль, базу данных наименований товаров, реализуемых в торговый комплекс. При этом управляющий программный модуль выполнен с возможностью задавать терминал для доставки каждого содержащегося в базе данных товара и назначать маршрут его движения с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров. Причем реализуемые в комплексе товары распределяют по товарным группам по заранее заданному критерию, для каждой товарной группы задают терминал, отсек загрузки и сектор демонстрации товаров, и при доставке в комплекс товаров назначают маршрут движения каждого товара с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров. При этом доставленные товары через заранее заданный для данного товара терминал загружают в заданный отсек загрузки и размещают в заранее заданных секторах для демонстрации товаров.
Поставленная задача в способе достигается также тем, что назначают время доставки каждого товара, за заданный интервал времени регистрируют время доставки товаров каждым транспортным средством, назначают баллы за каждый доставленный товар, при этом наивысший балл при соблюдении точного времени доставки, подсчитывают баллы каждого транспортного средства каждого поставщика и определяют победителя среди водителей транспортных средств и поставщиков, набравших большее число баллов.
При этом для достижения поставленной задачи в способе целесообразно в качестве критерия деления товаров на товарные группы использовать род товара. Причем назначение для доставляемых товаров терминалов доставки и разделение загруженных товаров по изолированным друг от друга отсекам упорядочивает прием и сортировку товаров и исключает вероятность смешение доставляемых товаров, что позволяет упростить и удешевить системы контроля и логистики и снизить потери от краж на этапе приемки, загрузки и сортировки товаров. В свою очередь создание маршрута движения товаров обеспечивает контроль за движением товаров от терминала до сектора демонстрации товаров в торговом зале. Также целесообразно секторы для демонстрации товаров каждой товарной группы размещать напротив отсеков загрузки той же товарной группы и маршрут движения товара каждой товарной группы заключать в сквозной коридор, проходящий через терминал, соединенный с ним отсек загрузки и соединенный с отсеком сектор демонстрации товаров. При этом создание сквозного коридора движения товаров создает возможность обслуживания его одним оператором, который осуществляет прием товаров с транспортных средств, загрузку товаров в отсеки загрузки и размещение товаров на оборудовании в торговом зале, что позволяет значительно сократить возможность краж товаров, упростить систему контроля и таким образом обеспечить снижение издержек торгового предприятия.
При реализации способа также организуют игру с поощрением среди поставщиков и их водителей путем назначения времени доставки каждого товара и премирования за вовремя доставленные товары.
Поставленная задача в системе достигается тем, что система управления движением товарного потока в крупном торговом комплексе, содержащем зону демонстрации реализуемых в комплексе товаров, разделенную на секторы, каждый из которых предназначен для демонстрации товаров, отличных от товаров другого сектора, и изолированные друг от друга отсеки загрузки, по меньшей мере часть которых содержит терминалы для транспортных средств, доставляющих товары, и соединена с зоной демонстрации товаров, содержит средства управления, компьютер, соединенный со средствами управления и содержащий управляющий программный модуль, базу данных наименований товаров, реализуемых в торговый комплекс, при этом управляющий программный модуль выполнен с возможностью задавать терминал для доставки каждого содержащегося в базе данных товара и назначать маршрут его движения с указанием терминала, отсека загрузки и сектора демонстрации товаров.
Поставленная задача в системе достигается также тем, что база данных наименований товаров, доставляемых в торговый комплекс, разделена на товарные группы по заданному критерию, в качестве которого используют род товаров, при этом управляющий программный модуль выполнен с возможностью задания для каждой товарной группы маршрута движения, заключенного в сквозной коридор, проходящий через терминал, соединенный с ним отсек загрузки и соединенный с отсеком сектор демонстрации товаров.
Поставленная задача в системе достигается также тем, что в торговом комплексе в секторах демонстрации товаров установлено разделенное на ячейки оборудование для хранения и демонстрации товаров, при этом маршрут движения товаров включает указание оборудования для размещения товаров и ячейки в данном оборудовании.
Поставленная задача в системе достигается также тем, что терминал, отсек загрузки, сектор, оборудование и ячейки оборудования снабжены идентификационными обозначениями, которыми указывают маршрут движения доставляемых товаров.
Поставленная задача в системе достигается также тем, что по меньшей мере одно средство управления выполнено в виде автоматизированного рабочего места оператора, обслуживающего коридор.
Поставленная задача в системе достигается также тем, что по меньшей мере одно средство управления выполнено с возможностью передачи информации на транспортное средство о заданном для товарной группы терминале.
При этом наличие системы управления движением товарного потока обеспечивает автоматизированное управление и контроль за движением товарного потока в крупном торговом комплексе простыми и недорогими средствами, что позволяет снизить издержки торгового комплекса.
Изобретение поясняется чертежами.
На Фиг.1 изображен внешний вид торгового комплекса.
На Фиг.2 изображен торговый комплекс, вид в плане.
На Фиг.3 изображена блок-схема системы управления движением товарного потока.
Изобретение предназначено для крупных торговых комплексов с большим товарооборотом и широким ассортиментом товаров, преимущественно продовольственных, по типу большого универсама. Способ управления движением товарного потока в крупном торговом комплексе будет далее описан на примере торгового комплекса, показанного на Фиг.1 и Фиг.2.
Внешний вид торгового комплекса (Фиг.1) представляет собой отдельное строение 1, например одноэтажное здание большой площади. Возможно иное размещение комплекса. По меньшей мере одна стена 2 строения комплекса снабжена терминалами 3 для доставки товаров транспортными средствами. Терминалы 3 представляют собой известные конструкции, используемые на складах, предприятиях торговли и содержат ворота, выполненные в стене 2 строения 1 и специально устроенные подъезды (не показаны) к воротам. Возможно иное выполнение терминалов. Комплекс может содержать двух и более этажное задние. При этом терминалы могут быть выполнены на разных этажах с обеспечением к ним подъезда транспортного средства. Возможен вариант, когда два или более отсека, расположенные на разных этажах и связанные между собой лифтом, имеют один терминал.
Торговый комплекс в плане изображен на фиг.2. Торговый комплекс содержит, по крайней мере, два смежных помещения (4 и 5). Первое помещение 4 предназначено для загрузки товаров и расположено вдоль стены 2 с терминалами 3, а во втором помещении 5 расположен торговый зал с зоной демонстрации реализуемых в комплексе товаров. Первое помещение 4 разделено перегородками 6 на отсеки 7 загрузки, каждый из которых соединен с терминалом 3 и со вторым смежным помещением 5 проемом 8. Перегородки 6 могут быть выполнены, например, из металлической сетки. Возможно выполнение отсеков 7 загрузки в виде отдельных помещений, расположенных вдоль одной наружной стены 2, в которой выполнены терминалы 3.
Каждый отсек 7 с терминалом 3 предназначен для доставки и загрузки своей товарной группы, отличной от товарной группы другого отсека 7. Возможны различные критерии деления всех доставляемых и реализуемых товаров по товарным группам. В предпочтительном варианте доставляемые в торговый комплекс товары разделяют по роду товаров на родственные группы, например на такие группы, как “молочные продукты”, “алкогольные напитки”, “бакалейные продукты”, “хлебобулочные” и пр. Такое деление наиболее удобно с позиции поставок, так как транспортное средство одного поставщика, как правило, доставляет в торговый комплекс родственные товары. По такому же критерию разделен торговый зал на секторы для демонстрации товаров. Возможна загрузка через один терминал 3 в один отсек 7 товаров нескольких близких по назначению и/или условиям хранения товарных групп из родственных товаров, например молочные продукты и бакалейные продукты, или майонез и отдельные консервы и пр. При этом каждый терминал 3 с наружной стороны строения выполнен с возможностью его отличия от других терминалов 3 для распознавания товарных групп, которые загружают через данный терминал. Для распознавания терминалы 3 снабжены идентификационными обозначениями 9 (Фиг.1), например обозначены буквами русского или латинского алфавита. Возможны иные обозначения, например, с помощью цвета ворот терминала. Количество терминалов с отсеками зависит от номенклатуры реализуемых в комплексе товаров. Для крупного продовольственного торгового комплекса, занимающего отдельное здание, предпочтительно количество терминалов от трех до шести, но не менее двух. Чем шире ассортимент товаров, тем больше должно быть терминалов. В предпочтительной реализации каждый отсек загрузки обслуживается одним оператором отсека загрузки, в обязанности которого входит приемка товара, доставляемого в отсек, и размещение этого товара на оборудовании в зоне демонстрации товаров. При этом количество отсеков загрузки в торговом комплексе определяется также тем, чтобы каждый оператор отсека загрузки справлялся с объемом полученной работы.
Во втором помещении 5 (Фиг.1) размещен торговый зал с зоной демонстрации товаров. Торговый зал содержит также расчетный узел, например в виде ряда кассовых узлов 10. Кроме того, второе помещение 5 содержит также вход 11 для покупателей.
Зона демонстрации реализуемых товаров торгового зала разделена на секторы 12, каждый из которых предназначен для демонстрации товаров, отличных от товаров в другом секторе. В каждом секторе 12 размещают товары по меньшей мере одной товарной группы из родственных товаров, аналогично как распределены по товарным группам терминалы 3 с отсеками 7 загрузки. Разделение зоны демонстрации товаров на секторы 12 осуществляется путем установки заданным образом в торговом зале оборудования 13 для демонстрации и хранения товаров. Для разных товарных групп используется разное оборудование, например холодильные шкафы-витрины для замороженных и охлажденных продуктов, стеллажи для бакалеи и пр. В одном секторе установлено оборудование, предназначенное для одной товарной группы или нескольких близких по назначению или условиям хранения товарных групп, например молочные продукты, или молочные продукты и бакалейные продукты, например майонез, отдельные консервы (или иная товарная группа). Секторы 12 и оборудование 13 снабжены идентификационными обозначениями (не показаны), например, пронумерованы. Кроме того, оборудование 13 разделено на ячейки 14, в которых размещают товары. Ячейки 14 также снабжены идентификационными обозначениями, например пронумерованы.
Для каждой товарной группы секторы 12 с оборудованием 13 для демонстрации товаров размещены напротив проемов 8 отсеков 7 загрузки, так что сектор 12 с оборудованием 13 и отсек 7 загрузки образуют практически прямой сквозной коридор 15 движения товаров одной товарной группы.
Каждый коридор 15 движения товаров может быть снабжен системой контроля (не показана), например в виде известных средств видеонаблюдения. Возможно размещение системы контроля только в отсеке загрузки, при этом в торговом зале действует отдельная система контроля, выполненная известным образом.
Торговый комплекс содержит систему управления движением товарного потока.
Систему управления движением товарного потока в торговом комплексе иллюстрирует блок - схема на Фиг.3.
В предпочтительной реализации система содержит компьютер 16 и соединенные с ним средства управления, включающие средства связи (не показаны) для передачи поставщикам товаров информации о назначенных товарным группам терминалах отсеков загрузки, средства 17 ввода информации о товарах, доставленных в отсеки загрузки, и средства 18 для маркировки этих товаров. Средство 18 для маркировки обеспечивает указание маршрута движения каждому товару 19 от отсека загрузки на предназначенное место в секторе 12 демонстрации товаров.
Средство связи представляет собой, например, телефон, либо может быть выполнено, например, в виде модема, подключенного к телефонной линии и обеспечивающего передачу на компьютеры поставщиков 20 товаров информации о назначенном каждой товарной группе терминале. Информацию о назначенном терминале поставщики указывают, например, в товарно-транспортной накладной водителям транспортных средств, доставляющих товары.
Информация о виде и количестве товара содержится на штрихкодовых наклейках, которыми снабжаются упаковки товара. При этом средства 17 ввода представляют собой известные устройства компьютерного считывания штрихкодов, например сканер с памятью для чтения штрихового кода типа СИМВОЛ ЛС1500 СПАРК (ЗУМВОЬ ЪЗ 1000 5РАКК) или СИМВОЛ ЛС5700, ЛС 9100 (ЗУМВОЬ Ь35700, 139100).
Средством 18 для маркировки товаров может служить управляемый компьютером 16 принтер, печатающий наклейки для находящихся в отсеке загрузки упаковок товара 19, сведения о которых введены в компьютер. Эти наклейки содержат информацию о маршруте для данной упаковки товара 19. Наклейки прикрепляются к упаковкам товаров 19, например, вручную оператором данного отсека загрузки. Информация о маршруте на наклейке для определенного товара содержит адрес в торговом зале, куда данный товар должен быть помещен. Например, для товара “молоко” эта информация может быть указана следующим образом: А-1-2-5, где А - обозначение терминала и отсека загрузки для товарной группы “молочные продукты”, I - обозначение сектора 12 демонстрации товарной группы “молочные продукты”, 2 - оборудование 13 для указанной товарной группы, 5 - ячейка 14 оборудования, предназначенная для товара “молоко”. Средства 17 ввода информации о товарах, доставленных в отсеки загрузки, и средства 18 для маркировки этих товаров включены в установленные в отсеках загрузки автоматизированные места (не показан) операторов отсеков загрузки. Средства связи также входят в автоматизированные места операторов.
Содержащееся в устройстве памяти компьютера 16 математическое обеспечение включает управляющий программный модуль и базу данных товаров. Товары, включенные в базу данных, объединены в товарные группы по заданному критерию, например по роду товаров и по числу отсеков загрузки, через терминалы которых доставляются товары соответствующих товарных групп. В то же время каждой товарной группе соответствует свой сектор зоны демонстрации товаров. Каждая из товарных групп, в свою очередь, состоит из подгрупп, соответствующих ячейкам оборудования для демонстрации товаров. Каждая из ячеек предназначена для демонстрации своей подгруппы товаров и любой из товаров, относящийся к данной подгруппе, получит конечный адрес ячейки, предназначенной для этой подгруппы товаров. Распределение подгрупп товаров по ячейкам секторов в процессе работы торгового комплекса может быть изменено. Любые изменения этого распределения сразу же вносятся в базу данных товаров системы.
Таким образом, база данных представляет собой образ терминалов загрузки и зоны демонстрации товаров и имеет ту же структуру.
Математическое обеспечение компьютера 16 включает также базу данных поставщиков товаров, распределенных по товарным группам в соответствии с делением по товарным группам терминалов 3.
Кроме того, программный модуль выполнен с возможностью задания времени доставки товаров данной товарной группы, соответствующего заданному времени терминала и отсека загрузки и контроля за заданный период времени соответствия заданного времени доставки и реального времени доставки транспортным средством и определения победителя в игре среди поставщиков по точности доставки.
Описанная программа управления движением товарного потока используется как дополнение известных компьютерных программ управления торговым предприятием. При этом компьютер системы управления движением товарного потока для выполнения указанных функций может быть оснащен программными средствами, предназначенными для управления предприятиями, производственными процессами, например, известной программной системой Microsoft Business Solutions-Navision, либо одной из ее конфигураций (в зависимости от размеров торгового комплекса).
Движение товарного потока в торговом комплексе включает следующие этапы: доставку товаров транспортными средствами, сортировку по товарным группам, загрузку через терминалы в отсеки загрузки, перемещение товаров в торговый зал и их размещение на выполненном для данной товарной группы оборудовании для демонстрации и хранения товаров в секторах демонстрации товаров.
С целью обеспечения сортировки товаров уже на этапе доставки, для каждой товарной группы товаров, доставляемых в комплекс, задают терминал 3 (Фиг.1). Возможны различные критерии деления товаров по товарным группам для задания терминалов 3. В предпочтительном варианте доставляемые в торговый комплекс товары разделяют по роду товаров, на группы из родственных товаров, например группы “молочные продукты”, “алкогольные напитки”, “бакалейные товары”, “хлебобулочные” и пр. Такое деление наиболее удобно с позиции поставок, так как транспортное средство одного поставщика, как правило, включает родственные товары. По такому же критерию разделен торговый зал на секторы 12 (Фиг.2) для демонстрации товаров. Каждый терминал 3 может быть предназначен для одной или нескольких товарных групп.
Для идентификации терминалы 3 (Фиг.1) с наружной стороны снабжают опознавательными обозначениями 9, например, как говорилось выше, буквами русского (латинского) алфавита.
Движением товарного потока в торговом комплексе управляет система управления движением товарного потока, которая через средства 17 (Фиг.3) и 18 управления для каждого доставляемого товара назначает маршрут его движения.
Информация о назначенном для товарной группы терминале 3 (Фиг.2) посредством средств связи системы управления, например по телефону или модемной связью, передается оператором торгового комплекса поставщику 20 товаров данной товарной группы. Поставщик 20, получив эту информацию, указывает назначенный терминал в товарно-транспортной накладной водителям транспортных средств, доставляющих товар 19. Возможна иная схема передачи на транспортное средство информации о заданном терминале. Например, поставщик или водитель запрашивает торговый комплекс о терминале, назначенном для его товарной группы.
Предпочтительно, чтобы транспортное средство за один рейс доставляло товары только одной товарной группы, так чтобы выгрузка всего груза с транспортного средства осуществлялась в одном терминале. Если транспортное средство доставляет товары разных товарных групп, для которых заданы разные терминалы, то соответственно такое транспортное средство разгружают через разные терминалы. Предпочтительно также долговременное закрепление каждого терминала 3 за своей товарной группой.
В соответствии с указаниями накладной транспортное средство доставляет товары к заданному терминалу 3 (Фиг.2), через который товары загружают в связанный с ним отсек 7 загрузки. В отсеке 7 товары принимает оператор, обслуживающий данный терминал 3 и отсек 7.
Благодаря тому, что отсеки 7 загрузки разделены между собой перегородками 6, товары одной товарной группы, загружаемые через заданный терминал, не могут попасть в другой отсек, что исключает смешение товаров разных товарных групп на этапе доставки и загрузки. При этом упрощается контроль за движением товаров на этапе сортировки и загрузки.
Оператор принимает товар 19 и вводит средством 17 (Фиг.З) ввода о нем информацию в компьютер 16, например, сканируя штрих коды на упаковке поступивших товаров 19.
Управляющий программный модуль компьютера 16 сопоставляет введенную средством 17 ввода информацию о доставленном в отсек товаре с базой данных. В результате сопоставления, выполняемого, например, перебором наименований товаров из базы данных, определяется адрес данного товара 19 в торговом зале и средством 18 для маркировки товаров печатается наклейка с информацией о маршруте. Маршрут на распечатанной наклейке, например, для товара “молоко” может быть указан следующим образом: А-1-2-5, где А - обозначение терминала и отсека загрузки для товарной группы “молочные продукты”, I - обозначение сектора демонстрации товарной группы “молочные продукты”, 2 - оборудование для указанной товарной группы, 5 - ячейка оборудования, предназначенная для товара “молоко”.
Оператор отсека 7 (Фиг.2) загрузки доставляет маркированные товары 19 (Фиг.З) из отсека загрузки в указанные в наклейке ячейки 14 сектора 12 демонстрации товаров.
Секторы 12 (Фиг.2) с оборудованием 13 для демонстрации и хранения товаров каждой товарной группы размещают напротив проемов 8 отсеков 7 загрузки той же товарной группы, образуя практически прямые сквозные коридоры 15 движения товаров одной товарной группы, каждый из которых проходит через отсек 7 загрузки и сектор 12 с оборудованием.
При этом каждый коридор 15 обслуживает свой оператор, который обеспечен автоматизированным рабочим местом (не показан) системы управления движением товарного потока, оборудованным средствами управления, включающими средство ввода информации о товарах, доставленных в отсеки 7 загрузки, и средством для маркировки этих товаров, средством связи. Кроме того, автоматизированное рабочее место оператора может быть также снабжено системой видеонаблюдения и пр.
Создание сквозного коридора 15 движения товаров и возможность обслуживания его одним оператором, который, в соответствии с заданным маршрутом, осуществляет прием товаров с транспортных средств, загрузку товаров в отсеки 7 загрузки и размещение товаров на оборудовании 13 в торговом зале, позволяет значительно сократить возможность краж товаров, упростить систему контроля и таким образом обеспечить снижение издержек торгового предприятия.
Класс A63F3/06 лото или бинго (азартная игра типа лото); системы, аппаратура или приспособления для контроля этих игр