твердый сплав и изделие, выполненное из него
Классы МПК: | C22C29/06 на основе карбидов, но не содержащих других соединений металлов |
Автор(ы): | Абузин Ю.А. (RU), Бабич Б.Н. (RU), Бунтушкин В.П. (RU), Власенко С.Я. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ФГУП "ВИАМ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-05-24 публикация патента:
10.07.2005 |
Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к твердым сплавам, в которых в качестве связки используются жаропрочные сплавы. Может применяться для изготовления деталей горячего тракта авиационных газовых турбин. Твердый сплав содержит следующие компоненты, мас.%: Ni 12,0-45,0; Al 1,2-5,4; Cr 0,8-3,9; Ti 0,1-0,9; W 0,4-2,4; Мо 0,5-2,4; карбид переходного металла, выбранного из группы, включающей Ti, Cr, Zr, W, Nb, 40,0-85,0. Техническим результатом является повышение прочности и твердости при температуре 1000°С. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Твердый сплав, содержащий тугоплавкое соединение переходного металла с углеродом, никель, алюминий, хром, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит вольфрам и молибден, а в качестве тугоплавкого соединения с углеродом содержит карбид переходного металла, выбранного из группы титан, хром, цирконий, вольфрам, ниобий, при следующем соотношении компонентов, маc.%:
Ni 12,0-45,0
Аl 1,2-5,4
Cr 0,8-3,9
Ti 0,1-0,9
W 0,4-2,4
Мо 0,5-2,4
Карбид переходного металла,
выбранного из группы Ti, Cr, Zr, W, Nb 40,0-85,0
2. Изделие из твердого сплава, отличающееся тем, что оно выполнено из твердого сплава по п.1.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области порошковой металлургии, а именно к твердым сплавам и изделиям, получаемым из них. Твердые сплавы на основе карбидов переходных металлов, в которых в качестве связки используются жаропрочные сплавы на основе интерметаллидного соединения Ni3Аl, характеризуются высокими механическими свойствами при повышенных температурах и очень хорошей коррозионной стойкостью, что позволяет говорить о перспективности использования их для работы в узлах и деталях горячего тракта авиационных газовых турбин, поверхности которых испытывают значительные контактные нагрузки и эксплуатируются длительно при температурах до 1000°С. К таким деталям можно отнести сопрягаемые элементы жаровых труб и камер сгорания, вкладыши сопловых аппаратов, бандажные полки и реборды рабочих и сопловых лопаток. Кроме того, существует возможность использования сплавов в виде механически легированного композиционного порошка для покрытий при восстановлении деталей двигателя из жаропрочных сплавов.
Твердые сплавы на основе карбидов титана и карбидов вольфрама известны своей износостойкостью, стойкостью к коррозии и используются в качестве штампового и инструментального материала. Но недостатком этих сплавов является то, что сплавы на основе карбида вольфрама с кобальтовой связкой при возникновении высоких температур выходят из строя из-за разупрочнения связки, а сплавы на основе карбида титана со стальной связкой также работоспособны лишь до температур 400-500°С /Р.Киффер, П.Шварцкопф. Твердые сплавы. - М.: 1987 г., Якоб Кюбарсепп. Твёрдые сплавы со стальной связкой. - Таллинн: Валгус - ТТУ, 1991 г./.
Известны композиты на основе карбида титана и карбида вольфрама со связками из высокохромистой инструментальной стали, никель-молибденовыми и кобальтовыми сплавами, где карбид титана составляет 70-95% объема композита, обладающие высокой эррозионной стойкостью при комнатной температуре, но имеющие недостаточную износостойкость при повышенных температурах /Патент США № 5.574.954/.
Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является твердый спеченный сплав, содержащий тугоплавкие соединения переходных металлов с углеродом и азотом, а именно карбид и нитрид титана, карбид хрома, а также никель, хром, титан и алюминий, при следующем содержании компонентов (мас.%):
Сr 1-5
Аl 1-3
Ti 1-3
Ni 17-19
TiN 10-20
Сr2 С3 5-10
TiC ост.
причем суммарное содержание нитрида титана, карбида хрома и карбида титана составляет 70-80 мас.% /Авторское свидетельство СССР № 1499963, БИ № 12 1999 г./.
Недостатком сплава является недостаточно высокая прочность и твердость его при высоких температурах, что не позволяет использовать сплав и детали, выполненные из него, например бандажные полки лопаток и вкладыши соплового аппарата при температурах до 1000°С.
Технической задачей предлагаемого изобретения является создание твердого сплава с повышенной прочностью и твердостью, позволяющей использовать изделия, выполненные из него при высоких температурах до 1000°С в качестве деталей ГТД.
Для достижения поставленной технической задачи предлагается твердый сплав, содержащий тугоплавкое соединение переходного металла с углеродом, никель, алюминий, хром, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит вольфрам и молибден, а в качестве тугоплавкого соединения с углеродом содержит карбид переходного металла, выбранного из группы: титан, хром, цирконий, вольфрам, ниобий, при следующем соотношении компонентов (мас.%):
Ni 12,0-45,0
Al 1,2-5,4
Cr 0,8-3,9
Ti 0,1-0,9
W 0,4-2,4
Мо 0,5-2,4
карбид переходного металла,
выбранный из группы: Ti, Cr, Zr, W, Nb 40,0-85,0
и изделие, выполненное из него.
Предложенное содержание Al и Ni образует в связке твердого сплава интерметаллид никеля. Авторами было установлено, что при дополнительном легировании связки твердого сплава на основе интерметаллида никеля молибденом и вольфрамом из-за большой удельной доли твердорастворного упрочнения и использования карбидов, выбранных из группы: титан, хром, цирконий, вольфрам, ниобий, достигается наибольший эффект повышения твердости и прочности на изгиб материала при высоких температурах, что позволяет повысить рабочую температуру сплава с 800 до 1000°С и, следовательно, тепловые и силовые нагрузки материала, а также срок службы и надежность.
Примеры осуществления.
Сплав изготавливали методом механического легирования порошков с последующим их компактированием. Исходные компоненты подвергались обработке в аттриторе. Порошок компактировали двумя путями: горячей экструзией и спеканием. В первом случае механически легированный порошок экструдировали на прутковый полуфабрикат. Образцы для испытаний изготавливались шлифованием.
Во втором случае механически легированный порошок прессовали и спекали. Испытывались спеченные образцы. Испытания по измерению твердости осуществлялись согласно ГОСТ 9013-84 на лабораторном оборудовании и по методике ИМЕТ им. А.А.Байкова РАН.
Испытания по определению прочности на изгиб проводились по методикам ФГУП ВИАМ и ЦИАМ на лабораторном оборудовании. Испытания по определению термостойкости осуществлялись по методике ФГУП ВИАМ (СТП 595-14-150-85).
Составы и свойства предлагаемого твердого сплава и сплава - прототипа приведены в таблицах 1 и 2.
Из таблицы 2 видно, что свойства предлагаемого твердого сплава при 1000°С выше, чем свойства известного сплава-прототипа: предел прочности при изгибе при температуре 1000°С - на 28-30 %; твердость при температуре 1000°С - на 20-40 %, термостойкость - на 20-40%.
Таким образом, использование предлагаемого твердого сплава с повышенной прочностью и твердостью при температуре 1000°С повышает износостойкость изделий, выполненных из него, и, следовательно, тепловые и силовые нагрузки, их ресурс и надежность.
Таблица 1 | ||||||||||||
Составы предлагаемого твердого сплава и сплава - прототипа | ||||||||||||
Состав | Содержание элементов, мас.% | |||||||||||
Ni | Аl | Cr | Ti | W | Мо | TiC | Сr 2С3 | ZrC | WC | NbC | TiN | |
1 | 20,0 | 2,0 | 1,3 | 0,2 | 0,7 | 0,8 | 75,0 | - | - | - | - | - |
2 | 12,0 | 1,2 | 0,8 | 0,1 | 0,4 | 0,5 | - | - | - | - | 85,0 | - |
3 | 31,0 | 3,2 | 2,5 | 0,4 | 1,4 | 1,5 | - | - | 60,0 | - | - | - |
4 | 37,5 | 4,6 | 3,3 | 0,7 | 1,9 | 2,0 | - | - | - | 50,0 | - | - |
5 | 45,0 | 5,4 | 3,9 | 0,9 | 2,4 | 2,4 | - | 40,0 | - | - | - | - |
Прототип | 18,0 | 2,0 | 3,0 | 2,0 | - | - | 52,0 | 8,0 | - | - | - | 15,0 |
Примечание: составы 1, 2 изготовлены спеканием, составы 3,4,5 изготовлены горячей экструзией. |
Таблица 2 | ||||||
Свойства предлагаемого твердого сплава и сплава - прототипа | ||||||
Состав | Предел прочности при изгибе, МПа | Твердость | Термостойкость, количество термоударов до разрушения | |||
HRA | HV, ГПа | |||||
20°С | 1000°C | 20°С | 20°С | 1000°С | 1000°С | |
1 | 1500 | 1350 | 91,0 | 16,0 | 11,0 | 550 |
2 | 1450 | 1250 | 91,5 | 16,5 | 12,0 | 450 |
3 | 1500 | 1300 | 90,0 | 15,0 | 9,0 | 530 |
4 | 1450 | 1300 | 89,0 | 14,5 | 9,0 | 520 |
5 | 1450 | 1250 | 88,0 | 14,0 | 8,5 | 500 |
Прототип | 1450 | 900 | 90,0 | 15,0 | 7,0 | 350 |
Класс C22C29/06 на основе карбидов, но не содержащих других соединений металлов