способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив
Классы МПК: | G01N11/00 Исследование свойств текучих сред, например определение вязкости, пластичности; анализ материалов путем определения их текучести G01N33/26 масел, вязких жидкостей, красок, чернил |
Автор(ы): | Зрелов В.Н. (RU), Алаторцев Е.И. (RU), Шаталов К.В. (RU), Зрелова Л.В. (RU), Бордюговская Л.Н. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное Государственное унитарное предпряитие "25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей (ГосНИИ по химмотологии) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-02-06 публикация патента:
27.10.2005 |
Изобретение относится к анализу качества авиационных керосинов и дизельных топлив, а именно к экспрессному определению кинематической вязкости путем измерения плотности топлив при температуре 20°С. По зависимости v20=к1· 4 20-к2, где константы для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3 к1 =23,1, к2=16,77, а для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3 - к1=200, к2=161,83, или путем измерения плотности топлив в интервале температур от минус 10°С до плюс 30°С в г/см3 с последующим определением кинематической вязкости при 20°С по трехшкальной номограмме (плотность - температура - вязкость). Технический результат: значительное сокращение продолжительности анализа топлив, обеспечение портативности аналитического оборудования. 2 ил, 3 табл.


Формула изобретения
Способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив, включающий регистрацию информативного показателя и последующий расчет величины кинематической вязкости, отличающийся тем, что в качестве информативного показателя используют величину плотности анализируемого продукта при 20°С, а кинематическую вязкость при 20°С рассчитывают по следующей зависимости:
20=к1·
4 20-к2,
где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;
к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;
к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;
4 20 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам исследования текучих сред, преимущественно к измерению кинематической вязкости, и может быть использовано при контроле качества авиационных керосинов и дизельных топлив в лабораторных условиях на местах производства и применения горючих.
Известен способ определения кинематической вязкости жидких нефтепродуктов по измерению времени истечения определенного объема горючего под воздействием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр по эмпирической формуле следующей зависимости
v=C·t,
где v - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;
С - калибровочная постоянная вискозиметра, мм2/с 2;
t - среднее арифметическое значение времени истечения, с;
(ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. стандартов, 2001, 19 с.).
Этот способ является наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.
Недостатком известного способа является значительная продолжительность измерения (40 мин), необходимость определения калибровочной постоянной вискозиметра и периодической ее проверки, применение дорогостоящего жидкостного термостата с измерением температуры ±0,02°С и установление поправки температуры на выступающий столбик ртути. Эти недостатки исключают возможность применения способа во внелабораторных полевых условиях для экспрессного анализа.
Технический результат изобретения - сокращение времени определения кинематической вязкости с одновременным снижением себестоимости способа.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив путем регистрации информационного показателя и последующего расчета кинематической вязкости при 20°С, согласно изобретению в качестве информационного показателя используют величину плотности топлив при 20°С ( 4 20) в г/см3, а кинематическую вязкость при 20°С (v20) определяют по следующей зависимости:
20=к1·
4 20-к2,
где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;
к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;
к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;
4 20 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.
Фиг.1. Зависимость кинематической вязкости авиационных керосинов и
дизельных топлив от плотности.
Фиг.2. Номограмма для экспрессного определения кинематической
вязкости топлив.
Техническая сущность предлагаемого экспрессного способа определения кинематической вязкости топлив заключается в том, что используют эмпирическую формулу, отражающую впервые установленную одноступенчатую зависимость кинематической вязкости от плотности (фиг.1). Выявлены переводные коэффициенты к1 и к2 для определения вязкости топлив с плотностью (0,780 4 20
0,842 г/см3).
Когда плотность горючих определяется в полевых внелабораторных условиях в интервале температур окружающей среды от минус 10°С до плюс 30°С, ее значения не переводятся в величину при 20°С согласно ГОСТ 3900, а определяется сразу кинематическая вязкость горючих при 20°С по впервые разработанной номограмме, приведенной на фиг.2.
Таким образом, вместо измерения скорости истечения горючего через капиллярный стеклянный вискозиметр определяют плотность горючего с последующим переводом ее в единицы кинематической вязкости.
Способ реализуется следующим образом.
Пример 1. Определение кинематической вязкости топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.
Отбирают пробу топлива 500 см 3. Определяют ареометром плотность ( 4 20) топлива ТС-1 при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,785 г/см 3. Поскольку величина плотности топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ меньше 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=23,1·
4 20-16,77 и получают величину 1,46 мм 2/с.
Пример 2. Определение кинематической вязкости (v20) летнего дизельного топлива марки Л-02-62 Куйбышевского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.
В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности ( 4 20) топлива при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,830 г/см 3. Поскольку величина плотности дизельного топлива Л-02-62 более 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=200·
4 20-161,83 и получают величину 3,90 мм 2/с.
Пример 3. Определение кинематической вязкости (v20) топлива РТ производства Волгоградского НПЗ по плотности и номограмме. В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности топлива при температуре окружающей среды минус 5°С и получают величину 0,806 г/см3. На номограмме наносят две точки: одну на температурной шкале, соответствующую температуре минус 5°С, другую, соответствующую плотности 0,806 г/см3 , - на шкале плотности. Эти точки соединяют прямой линией, которую продолжают до пересечения со шкалой вязкости, по которой определяют вязкость топлива, равную 1,40 мм2/с.
Заявляемый способ прошел проверку в процессе испытаний в сравнении со стандартным способом на образцах авиакеросинов и дизельных топлив производства основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) страны за последние 5 лет. Результаты испытаний стандартным и заявленным экспресс-способом определения кинематической вязкости авиакеросинов производства различных НПЗ приведены в табл.1. Из полученных данных следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 5,3%, свидетельствующие о надежности заявляемого способа.
Результаты испытаний стандартного и заявляемого экспресс-способа определения кинематической вязкости дизельных топлив производства различных НПЗ приведены в табл.2, из которой следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 4,0%. Полученные результаты проверки показали, что заявляемый способ дает возможность получить надежные данные при определении кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.
Для оценки возможности использования экспресс-способа в различных лабораториях контроля качества ГСМ были проведены межлабораторные испытания в семи лабораториях различных ведомств на шести образцах топлив для реактивных и дизельных двигателей. Результаты этих испытаний в сравнении с данными по ГОСТ 33-2000 представлены в табл.3, из которой следует, что расхождения между данными различных лабораторий при определении кинематической вязкости предлагаемым экспрессным способом составили в среднем 2,6%.
Проведенные испытания показали, что разработанный экспрессный способ позволяет надежно определять кинематическую вязкость авиационных керосинов и дизельных топлив различного происхождения в современных контрольных лабораториях ГСМ на местах производства и применения горючих.
Технико-экономическая оценка предлагаемого экспрессного способа по сравнению со стандартным способом показала, что разработанный способ позволяет сократить продолжительность анализа горючих в 40 раз, стоимость анализа в 20 раз, уменьшить применение дорогостоящей аппаратуры более чем на 10 тыс. руб.
Источники информации
1. ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. Стандартов, 2001, 19 с.
2. ГОСТ 3900-85. Нефть и нефтепродукты. Методы испытания плотности. М.: Изд. Стандартов, 1986, 36 с.
Таблица 1 | |||||||
Результаты сравнительных определений кинематической вязкости АВК стандартным и заявляемым способами производства различных нефтеперерабатывающих заводов | |||||||
Плотность | Кинематическая вязкость, мм2/с | ||||||
Марка топлива | Наименование НПЗ | Год анализа | при 20°С, г/см 3 ГОСТ 3900 | ГОСТ 33 | Заявленный способ | Расхождения | |
мм 2/с | % отн. | ||||||
ТС-1 | Московский | 1998 | 0,782 | 1,28 | 1,21 | 0,07 | 5,5 |
ТС-1 | Московский | 2002 | 0,787 | 1,48 | 1,40 | 0,08 | 5,4 |
РТ | Мозырский | 1998 | 0,780 | 1,31 | 1,26 | 0,05 | 3,8 |
Т-1 | Краснодарский. | 1995 | 0,806 | 1,92 | 2,02 | 0,10 | 5,0 |
РТ | Волгоградский | 1995 | 0,786 | 1,40 | 1,36 | 0,04 | 2,9 |
ТС-1 | Волгоградский | 1995 | 0,789 | 1,42 | 1,46 | 0,04 | 2,9 |
ТС-1 | Киришский | 1995 | 0,782 | 1,29 | 1,21 | 0,07 | 5,4 |
ТС-1 | Омский | 1995 | 0,789 | 1,38 | 1,46 | 0,08 | 5,5 |
ТС-1 | Ачинский | 1995 | 0,789 | 1,34 | 1,46 | 0,12 | 8,2 |
РТ | Новокуйбышевский | 1995 | 0,781 | 1,25 | 1,20 | 0,05 | 4,0 |
Т-6 | Ангарский | 1995 | 0,824 | 2,90 | 3,20 | 0,30 | 9,4 |
РТ | Ангарский | 1995 | 0,790 | 1,44 | 1,50 | 0,06 | 4,2 |
РТ | Сызранский | 1995 | 0,781 | 1,32 | 1,20 | 0,12 | 9,1 |
ТС-1 | Горьковский | 1994 | 0,783 | 1,34 | 1,26 | 0,08 | 6,0 |
ТС-1 | Орский | 1995 | 0,783 | 1,24 | 1,26 | 0,02 | 1,6 |
ТС-1 | Новоуфимский | 1995 | 0,783 | 1,39 | 1,26 | 0,13 | 9,4 |
ТС-1 | Хабаровский | 1995 | 0,795 | 1,56 | 1,66 | 0,10 | 6,0 |
ТС-1 | Рязанский | 2001 | 0,785 | 1,35 | 1,32 | 0,03 | 2,2 |
Всего 18 образцов | Всего 15 НПЗ | Среднее | 0,07 | 5,3 |
Таблица 2 | |||||||
Результаты определения кинематической вязкости дизельных топлив стандартным и заявляемым способом производства различных нефтеперерабатывающих заводов | |||||||
Плотность | Кинематическая вязкость, мм 2/с | ||||||
Марка топлива | Наименование НПЗ | Год анализа | при 20°С, г/см3 ГОСТ 3900 | ГОСТ 33 | Заявленный способ | Расхождения | |
мм2/с | % отн. | ||||||
3-0,5 (-35) | Московский | 1998 | 0,801 | 2,10 | 1,90 | 0,20 | 9,5 |
Л-0,2-62 | Московский | 2001 | 0,836 | 5,51 | 5,30 | 0,21 | 3,8 |
Л-0,5-62 | Волгоградский | 1995 | 0,837 | 5,10 | 5,50 | 0,40 | 7,2 |
Л-0,2-62 | Киришский | 1994 | 0,831 | 4,53 | 4,50 | 0,03 | 0,7 |
3-0,2 (-35) | Омский | 1995 | 0,811 | 2,19 | 2,21 | 0,02 | 0,9 |
3-0,5 (-35) | Ачинский | 1995 | 0,819 | 2,49 | 2,49 | 0 | 0 |
Л-0,2-62 | Куйбышевский | 1995 | 0,830 | 3,80 | 4,20 | 0,40 | 9,5 |
3-0,2 (-35) | Новокуйбышевск. | 1995 | 0,799 | 1,83 | 1,84 | 0,01 | 0,5 |
ДЭК-Л | Новополоцкий | 1998 | 0,840 | 5,31 | 5,80 | 0,49 | 8,4 |
Л-0,5-40 | Ангарский | 1995 | 0,812 | 2,20 | 2,24 | 0,04 | 1,8 |
Л-0,2-62 | Горьковский | 1994 | 0,835 | 5,26 | 5,10 | 0,16 | 3,0 |
Л-0,2-62 | Орский | 1998 | 0,831 | 4,50 | 4,50 | 0 | 0 |
3-0,5(-35) | Уфимский | 1995 | 0,797 | 1,82 | 1,78 | 0,04 | 2,2 |
3-0,5(-45) | Новоуфимский | 1995 | 0,800 | 1,80 | 1,86 | 0,06 | 3,2 |
Л-0,5-62 | Хабаровский | 1995 | 0,842 | 6,33 | 6,60 | 0,27 | 4,1 |
Л-0,2-62 | Сызранский | 1994 | 0,831 | 4,26 | 4,50 | 0,24 | 5,3 |
Л-0,2-62 | Ярославский | 1994 | 0,831 | 4,81 | 4,50 | 0,31 | 6,4 |
Л-0,2-40 | Краснодарский | 1994 | 0,838 | 5,76 | 5,60 | 0,16 | 2,8 |
ДЭК-Л | Рязанский | 1994 | 0,834 | 4,72 | 5,00 | 0,28 | 5,6 |
Л-0,2-62 | Рязанский | 1994 | 0,831 | 4,72 | 4,50 | 0,22 | 4,7 |
Всего 20 образцов | Всего 18 НПЗ | Среднее | 0,18 | 4,0 |
Таблица 3 | |||||||||||
Результаты межлабораторных испытаний стандартного и заявляемого способов определения кинематической вязкости в топливах для реактивных и дизельных двигателей | |||||||||||
Марка топлива | Номер определения | Кинематическая вязкость, мм2/с | Расхождение | ||||||||
ГОСТ 33-2000 | Экспресс-метод (номера лабораторий) | ||||||||||
121 | 321 | 331 | 257 | 1,7 | 69779 | 63539 | мм2/с | % отн. | |||
Л-0,2-62 | 1 | 4,78; 4,90 | 4,75 | 4,81 | 4,75 | 5,25 | 4,80 | 4,30 | 5,00 | 0,19 | 3,9 |
2 | 4,84; 4,85; 4,80 | 4,80 | 4,80 | 4,80 | 5,20 | 4,82 | 4,28 | 4,80 | 0,15 | 3,1 | |
Л-0,5-62 | 1 | 4,74; 4,90 | 4,75 | 4,82 | 4,75 | 5,20 | 4,81 | 4,47 | 5,00 | 0,16 | 3,3 |
2 | 4,85; 4,80 | 4,80 | 4,80 | 4,80 | 5,25 | 4,80 | 4,25 | - | 0,18 | 3,7 | |
З-0,2 (-35) | 1 | 2,39 | 2,41 | 2,40 | 2,42 | 2,40 | 2,43 | 2,40 | 2,46 | 0,02 | 0,1 |
2 | 2,47 | 2,40 | 2,42 | 2,40 | 2,50 | 2,40 | 2,35 | 2,45 | 0,07 | 2,8 | |
Т-6 | 1 | 2,25 | 2,25 | 2,26 | 2,27 | 2,29 | 2,31 | 2,28 | 2,34 | 0,03 | 1,5 |
2 | 2,31 | 2,30 | 2,25 | 2,23 | 2,30 | 2,20 | 2,25 | 2,30 | 0,05 | 2,5 | |
ТС-1 | 1 | 1,44 | 1,46 | 1,45 | 1,47 | 1,45 | 1,48 | 1,45 | 1,50 | 0,02 | 2,0 |
2 | 1,45 | 1,38 | 1,40 | 1,43 | 1,40 | 1,43 | 1,40 | 1,45 | 0,06 | 4,3 | |
РТ | 1 | 1,45 | 1,46 | 1.45 | 1,47 | 1,45 | 1,48 | 1,40 | 1,46 | 0,01 | 1,0 |
2 | 1,40 | 1,44 | 1,42 | 1.42 | 1,45 | 1,43 | 1,44 | 1,41 | 0,03 | 3,0 | |
Среднее | 0,08 | 2,6 |
Класс G01N11/00 Исследование свойств текучих сред, например определение вязкости, пластичности; анализ материалов путем определения их текучести
Класс G01N33/26 масел, вязких жидкостей, красок, чернил