аэрофотоаппарат (варианты)
Классы МПК: | G03B37/00 Панорамная фотосъемка и съемка широкоэкранных кинофильмов; фотографирование обширных поверхностей, например для топографической съемки; фотографирование полостей, например внутренней поверхности труб |
Автор(ы): | Данилов Н.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-10-06 публикация патента:
10.11.2005 |
Изобретение относится к аэрофотосъемке. При включении аэрофотоаппарата в режиме "съемка" происходит срабатывание фотозатвора, экспонирование кадра через объектив при одновременной компенсации сдвига изображения. Приводами приемной и подающей катушек производится перематывание экспонированного кадра. Катушки размещены в пеналах. В схему управления приводами вводится сигнал, поступающий от потенциометра. Потенциометр отслеживает изменение радиусов бобин подающей и приемной катушек. На приводы поступает суммированный управляющий сигнал с учетом количества аэрофотопленки в пеналах. При перемотке экспонированного кадра происходит поворот рычага и связанной с ним посредством полуцилиндров оси. Вращение через зубчатые колеса передается на потенциометр. Одновременно движение передается на зубчатые колеса и на отсчетный механизм. Отсчетный механизм взаимодействует с фиксирующим механизмом. По окончании перемотки экспонированного кадра производится взвод фотозатвора. Пленкопротяжный механизм устанавливает механизмы аэрофотоаппарата в исходное положение для фотографирования очередного кадра. Технический результат - увеличение точности работы приводов и увеличение надежности работы аэрофотоаппарата при повышении качества снимков. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Аэрофотоаппарат, содержащий последовательно расположенные на оптической оси объектив, фотозатвор и кассету с аэрофотопленкой в пленкопротяжном механизме, состоящем из приемной и подающей катушек, каждая из которых расположена в пенале, пеналы установлены на корпусе кассеты, в кассете находятся приводы каждой из катушек, при этом ось каждого пенала оснащена рычагом, контактирующим с аэрофотопленкой соответствующей катушки, рычаги кинематечески связаны с отсчетным и фиксирующим приспособлениями и подпружинены упругим элементом, кроме того, каждый рычаг связан с соответствующим потенциометром, который, в свою очередь, электрически связан с соответствующим приводом, отличающийся тем, что каждый потенциометр расположен в кассете и кинематически связан с соответствующим пеналом посредством разъемной кинематической пары, выполненной в виде двух полуцилиндров, один из которых закреплен на оси, расположенной в корпусе пенала, а другой соединен с осью, установленной в корпусе кассеты.
2. Аэрофотоаппарат, содержащий последовательно расположенные на оптической оси объектив, фотозатвор и кассету с аэрофотопленкой в пленкопротяжном механизме, состоящем из приемной и подающей катушек, каждая из которых расположена в соответствующем пенале, пеналы установлены на корпусе кассеты, в кассете находятся приводы каждой из катушек, при этом ось каждого пенала оснащена рычагом, контактирующим с аэрофотопленкой, рычаги кинематически связаны с отсчетным и фиксирующим приспособлениями и подпружинены упругим элементом, кроме того, хотя бы один рычаг связан с потенциометром, который, в свою очередь, электрически связан с приводами, отличающийся тем, что потенциометр расположен в кассете и кинематически связан с пеналом посредством разъемной кинематической пары, выполненной в виде двух полуцилиндров, один из которых закреплен на оси, расположенной в корпусе пенала, а другой соединен с осью, установленной в корпусе кассеты, кроме того, потенциометр выполнен с двумя выходами, а его выходные сигналы обратно пропорциональны друг другу, причем один из них подается на привод приемной катушки, а второй - на привод подающей катушки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к оптическому приборостроению, а именно к аэрофотосъемке, и может быть использовано при создании кадровых аэрофотоаппаратов.
Известен отечественный кадровый аэрофотоаппарат АС-707 (Руководство по технической эксплуатации, ОАО Красногорский завод им. С.А.Зверева, 1984 г.), в котором аэрофотопленка транспортируется в пленко-протяжном тракте посредством приводов подающей и приемной катушек и механизмом компенсации сдвига изображения, управляемым следящим электронным приводом. Но при этом не учитывается изменение массы бобин аэрофотопленки при перемотке, что снижает точность, приводит к повышению потребляемой приводами мощности и к снижению качества снимка.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению (по обоим вариантам) является аэрофотоаппарат А-84 (Руководство по технической эксплуатации А-84, ОАО Красногорский завод им. С.А.Зверева, 1988 г.) Он содержит последовательно расположенные на оптической оси объектив, фотозатвор и аэрофотопленку в пленко-протяжном механизме, состоящем из подающей и приемной катушек. Катушки расположены в съемных пеналах, которые в свою очередь расположены на корпусе кассеты, в которой находятся оба привода. Ось каждого пенала оснащена рычагом, контактирующим с катушкой аэрофотопленки. Рычаг кинематически связан с отсчетным и фиксирующим приспособлениями и с подпружиненным упругим элементом. В съемном пенале подающей и приемной катушек расположены потенциометры, кинематически связанные каждый с соответствующим рычагом и электрически связанные с соответствующим приводом. Поэтому приводы подающей и приемной катушек дополнительно к основному управляющему сигналу получают сигналы от потенциометров, учитывающих изменение радиусов бобин аэрофотопленки на катушках в процессе съемки. Но в процессе эксплуатации и при перезарядке необходимо каждый раз снимать пеналы, при этом электрическая связь потенциомера и аэрофотоаппарата разъединяется. Аэрофотоаппарат работает при температуре до минус 40°С и повышенной влажности до 98%, поэтому сложно обеспечить надежное качество электрического соединения, что снижает качество работы аэрофотоаппарата.
Задачей изобретения является создание надежного и качественного кадрового аэрофотоаппарата при обеспечении управления приводами с учетом изменения количества аэрофотопленки в пеналах в процессе фотографирования.
Технический результат - увеличение точности работы приводов и увеличение надежности работы аэрофотоаппарата при повышении качества снимков.
Это достигается тем, что в аэрофотоаппарате (по первому варианту), содержащем последовательно расположенные на оптической оси объектив, фотозатвор и кассету с аэрофотопленкой в пленко-протяжном механизме, состоящем из приемной и подающей катушек, каждая из которых расположена в соответствующем пенале, пеналы установлены на корпусе кассеты, в кассете находятся приводы каждой из катушек, при этом ось каждого пенала оснащена рычагом, контактирующим с аэрофотопленкой соответствующей катушки, рычаги кинематически связаны с отсчетным и фиксирующим приспособлениями и подпружинены упругим элементом, кроме того, каждый рычаг связан с соответствующим потенциометром, который в свою очередь электрически связан с соответствующим приводом, в отличие от известного каждый потенциометр расположен в кассете и кинематически связан с соответствующим пеналом посредством разъемной кинематической пары, выполненной в виде двух полуцилиндров, один из которых закреплен на оси, расположенной в корпусе пенала, а другой соединен с осью, установленной в корпусе кассеты.
Кроме того, по второму варианту это достигается тем, что в аэрофотоаппарате, содержащем последовательно расположенные на оптической оси объектив, фотозатвор и кассету с аэрофотопленкой в пленко-протяжном механизме, состоящем из приемной и подающей катушек, каждая из которых расположена в соответствующем пенале, пеналы установлены на корпусе кассеты, в кассете находятся приводы каждой из катушек, при этом ось каждого пенала оснащена рычагом, контактирующим с аэрофотопленкой, рычаги кинематически связаны с отсчетным и фиксирующим приспособлениями и подпружинены упругим элементом, кроме того, хотя бы один рычаг связан с потенциометром, который в свою очередь электрически связан с приводами, в отличие от известного потенциометр расположен в кассете и кинематически связан с пеналом посредством разъемной кинематической пары, выполненной в виде двух полуцилиндров, один из которых закреплен на оси, расположенной в корпусе пенала, а другой соединен с осью, установленной в корпусе кассеты, кроме того, потенциометр выполнен с двумя выходами, а его выходные сигналы обратно пропорциональны друг другу, причем один из них подается на привод приемной катушки, а второй - на привод подающей катушки.
На фиг.1 изображена схема аэрофотоаппарата по обоим вариантам, на фиг.2 - кинематическая схема привода механизма потенциометра подающей или приемной катушек по первому варианту и одной из катушек по второму варианту.
Аэрофотоаппарат (по первому варианту) состоит из последовательно установленных на оптической оси объектива 1 (фиг.1), фотозатвора 2, кассеты 3 с аэрофотопленкой 4, расположенной в пленко-протяжном механизме, состоящем из приемной 5 и подающей 6 катушек, расположенных в пеналах 7 и 8, содержащих оси 9 и установленных на корпусе 10 кассеты 3. В кассете 3 находятся приводы 11 и 12 соответственно приемной катушки 5 и подающей катушки 6. Ось 9 оснащена рычагом 13 (фиг.2), контактирующим с одной из катушек, например 5. Рычаг 13 кинематически связан посредством зубчатых колес 14 и 15 с отсчетным 16 и фиксирующим 17 приспособлениями и подпружинен упругим элементом 18. Отсчетный механизм 16 содержит шкалу, а упругий элемент 18 выполнен в виде пружины. Кроме того, рычаг 13 кинематически связан с потенциометром 19, расположенным в кассете 3, посредством разъемной кинематической пары, состоящей из двух полуцилиндров 20 и 21. Полуцилиндр 20 закреплен на рычаге 13, а полуцилиндр 21 закреплен на оси 22, установленной в корпусе 10 кассеты 3. Ось 22 кинематически соединена с потенциометром 19 посредством зубчатых колес 23 и 24. Потенциометр 19 электрически связан с приводом 11 приемной катушки 5. Привод 12 подающей катушки 6 выполнен аналогично.
По второму варианту аэрофотоаппарат выполнен аналогично, но только с помощью одного потенциометра 19 осуществляется управление приводами 11 и 12, соединенными с потенциометром 19 таким образом, что два его выходных сигнала обратно пропорциональны друг другу и один из них подается на привод 11 приемной катушки 5, а второй - на привод 12 подающей катушки 6. При этом второй потенциометр (на фиг.2 не показан) не связан электрически с приводом 12 подающей катушки 6.
Аэрофотоаппарат по обоим вариантам работает следующим образом.
При включении его в режиме "СЪЕМКА" происходит срабатывание фотозатвора 2 и через объектив 1 экспонирование кадра при одновременной компенсации сдвига изображения. Далее приводами 11 и 12 приемной 5 и подающей 6 катушек, размещенных в пеналах 7 и 8 соответственно, производится перематывание экспонированного кадра. Потребляемый ток приводами 11 и 12 расчитывается из расчета максимальной нагрузки на них, то есть из расчета полного запаса аэрофотопленки 4 в пеналах 7 и 8. Дополнительно к основному управляющему сигналу в схему управления приводами 11 и 12 вводится сигнал, поступающий от потенциометра 19, отслеживающего изменение радиусов бобин подающей 5 и приемной 6 катушек. Таким образом, на приводы 11 и 12 поступает суммированный управляющий сигнал с учетом количества аэрофотопленки 4 в пеналах 7 и 8. Рычаг 13 контактирует с бобиной аэрофотопленки 4. При перемотке экспонированного кадра аэрофотопленки 4 происходит поворот рычага 13 (по стрелкам на фиг.1) и связанной с ним посредством полуцилиндров 20 и 21 оси 22. Далее вращение через зубчатые колеса 23 и 24 передается на потенциометр 19. Одновременно движение через ось 9 передается на зубчатые колеса 14 и 15 и на связанный с ними отсчетный механизм 16, который взаимодействует с фиксирующим механизмом 17, содержащим фиксатор. По окончании перемотки экспонированного кадра производится взвод фотозатвора 2, пленко-протяжный механизм устанавливает механизмы аэрофотоаппарата в исходное положение для фотографирования очередного кадра, то есть к началу последующего цикла.
Преимущества предложенного технического решения по сравнению с ближайшим аналогом состоят в следующем:
- увеличена надежность работы аэрофотоаппарата из-за исключения электрической связи съемных пеналов с аэрофотоаппаратом;
- снижена стоимость аэрофотоаппарата путем обеспечения работы аэрофотоаппарата одним потенциометром, размещенным в кассете, при перезарядке в процессе эксплуатации аэрофотоаппарата;
- увеличено качество сборки и юстировки аэрофотоаппарата установкой и окончательной юстировкой потенциометра;
- увеличен ресурс наработки аэрофотоаппарата обеспечением взаимозаменяемости пеналов;
- повышено качество снимков.
Класс G03B37/00 Панорамная фотосъемка и съемка широкоэкранных кинофильмов; фотографирование обширных поверхностей, например для топографической съемки; фотографирование полостей, например внутренней поверхности труб