устройство для очистки стрелочного перевода

Классы МПК:B61L7/08 электрические схемы 
E01H8/00 Устройства для очистки железнодорожных и трамвайных путей
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-24
публикация патента:

Устройство относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к устройствам для очистки стрелочных электроприводов. Устройство содержит стрелочный электропривод 9, связанный с рабочей тягой и остряками, блок управления стрелочным электроприводом 10, устройства электрической централизации 11, реле плюсового 38 и минусового 39 положений стрелки, замыкающее реле 40 и стрелочное путевое реле 37, аппаратуру каналов ТУ-ТС диспетчерской централизации линейного и центрального пунктов, таймер 16, обратный повторитель реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом и связанные с аппаратурой каналов ТУ-ТС первое, второе, общее реле включения и реле выключения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом. Между рамным рельсом и прилегающим к нему остряком размещены первые и вторые ерши, соединенные с рабочей тягой через соединительные муфты и механизм механического управления 8 их вращением, и в него введены дополнительные цепи управления 23 стрелочным электроприводом. Очистка производится расположенными между рамными рельсами и прилегающими к ним остряками специальными ершами, соединенными механизмом управления их поступательного и вращательного движения с рабочей тягой стрелочного перевода. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности очистки стрелки с меньшими энергетическими затратами, а также смягчение удара остряка об рамный рельс в конце его перевода. 1 ил. устройство для очистки стрелочного перевода, патент № 2278042

устройство для очистки стрелочного перевода, патент № 2278042

Формула изобретения

Устройство для очистки стрелочного перевода, содержащее стрелочный электропривод, связанный с рабочей тягой и остряками, блок управления стрелочным электроприводом, устройства электрической централизации с основными цепями управления стрелочным электроприводом и реле плюсового и минусового положений стрелки, замыкающим реле и стрелочным путевым реле с фронтовым контактом, заведенным в цепи управления стрелочным электроприводом, аппаратуру каналов ТУ-ТС диспетчерской централизации линейного и центрального пунктов, связанную с устройствами электрической централизации, таймер, отличающееся тем, что оно снабжено размещенными между рамным рельсом и прилегающим к нему остряком первым и вторым ершами, соединенными с рабочей тягой через соединительные муфты и механизм механического управления их вращением и в него введены дополнительные цепи управления стрелочным электроприводом, обратный повторитель реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом и связанные с аппаратурой каналов ТУ-ТС первое, второе, общее реле включения и реле выключения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом, причем в дополнительные цепи управления стрелочным электроприводом заведены первые фронтовые контакты обратного повторителя, первого, второго и общего реле, через которые плюсовой полюс источника питания соединен с первым зажимом блока управления стрелочным электроприводом через последовательно соединенные первые фронтовые контакты контрольного реле плюсового положения стрелки, замыкающего реле и первый тыловой контакт контрольного реле минусового положения стрелки, и со вторым зажимом упомянутого блока - через последовательно соединенные первые фронтовые контакты контрольного реле минусового положения стрелки, замыкающего реле и первый тыловой контакт контрольного реле плюсового положения стрелки, при этом в цепь питания таймера заведены вторые фронтовые контакты первого и второго реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом, а также первый, второй тыловые и второй фронтовой контакты общего реле включения упомянутых цепей, причем третий, четвертый фронтовые и третий тыловой контакты последнего заведены соответственно в имеющуюся в таймере цепь его обнуления, в цепь питания элемента звуковой индикации работы устройства и в цепь питания элемента оптической индикации, а обратный повторитель реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом подключен к источнику питания через первые тыловые контакты первого и второго реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом, при этом первый и второй червяки механизма механического управления вращением ершей своими одними концами соединены с соответствующими передними упорами-амортизаторами, а своими другими концами эти червяки соединены через соответствующие первую и вторую муфты и соответствующие первый и второй ерши с соответствующими задними упорами-амортизаторами, причем рабочая тяга соединена через рычаг, транспортерную ленту, охватывающую первую и вторую шестерни, с соответствующими первым и вторым червячными колесами соответствующих червячных пар.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Известны устройства для очистки стрелочного перевода, описанные в различных источниках, например:

1. Бузанов С.П., Карпов А.М., Рыцарев М.А. Проектирование механизированных и автоматизированных сортировочных устройств. - М.: Транспорт, 1965, с.83 и 84.

2. Вертинский Н.И., Победин В.Ф. Новая техника на станциях. - М.: Трансжелдориздат МПС, 1952 г., с.199 и 200.

3. Ошурков И.С, Баркаган P.P. Проектирование электрической централизации. - М.: Транспорт, 1980, с.266-269.

4. Каменский В.Б. Пособие монтеру путей. - М.: Транспорт, 1992, с.196.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, описанное в [1], поэтому оно взято в качестве прототипа.

Основным недостатком прототипа [1] является необходимость использования для его действия дорогостоящей пневматической сети с хорошо очищенным от влаги воздухом, наличия у каждой стрелки воздухосборника, электропневматических клапанов и кабеля для управления ими, потребность как в мощных электродвигателях порядка 75 кВт для компрессоров, так и в зданиях для их размещения. Аналогичными недостатками отличается аналог [3].

Недостаток аналога [2] состоит в необходимости ручного (неавтоматизированного) способа обдува, что требует дополнительных расходов на оплату труда работников, пользующих это устройство.

Недостаток аналога [4], например стержневого обогревателя ТУ 681815-003-1223800-95, состоит в том, что он годен только для очистки стрелок от снега и его можно применять лишь на дорогах южной и средней полосы, при этом необходимы дополнительные устройства для очистки стрелок от песка и грязи.

Технический результат изобретения достигается тем, что обеспечивается своевременная автоматическая очистка стрелки от снега, песка и грязи в процессе каждого перевода стрелки с использованием энергии стрелочного электропривода электрической централизации, а также смягчение удара остряка об рамный рельс в конце его перевода.

Существенными отличительными признаками изобретения являются то, что оно снабжено размещенными между рамным рельсом и прилегающим к нему остряком первым и вторым ершами, соединенными с рабочей тягой через соединительные муфты и механизм механического управления их вращением, и в него введены дополнительные цепи управления стрелочным электроприводом, обратный повторитель реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом и связанные с аппаратурой каналов ТУ-ТС первое, второе, общее реле включения и реле выключения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом, причем в дополнительные цепи управления стрелочным электроприводом заведены первые фронтовые контакты обратного повторителя, первого, второго и общего реле, через которые плюсовой полюс источника питания соединен с первым зажимом блока управления стрелочным электроприводом через последовательно соединенные первые фронтовые контакты контрольного реле плюсового положения стрелки, замыкающего реле и первый тыловой контакт контрольного реле минусового положения стрелки, и со вторым зажимом упомянутого блока через последовательно соединенные первые фронтовые контакты контрольного реле минусового положения стрелки, замыкающего реле и первый тыловой контакт контрольного реле плюсового положения стрелки, при этом в цепь питания таймера заведены вторые фронтовые контакты первого и второго реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом, а также первый, второй тыловые и второй фронтовой контакты общего реле включения упомянутых цепей, причем третий, четвертый фронтовые и третий тыловой контакты последнего заведены соответственно в имеющуюся в таймере цепь его обнуления, в цепь питания элемента звуковой индикации работы устройства и в цепь питания элемента оптической индикации, а обратный повторитель реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом подключен к источнику питания через первые тыловые контакты первого и второго реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом, при этом первый и второй червяки механизма механического управления вращением ершей своими одними концами соединены с соответствующими передними упорами-амортизаторами, а своими другими концами эти червяки соединены через соответствующие первую и вторую муфты и соответствующие первый и второй ерши с соответствующими задними упорами-амортизаторами, причем рабочая тяга соединена через рычаг, транспортерную ленту, охватывающую первую и вторую шестерни, с соответствующими первым и вторым червячными колесами соответствующих червячных пар.

Только эти отличия обеспечивают более надежную очистку стрелки с меньшими энергетическими и трудовыми затратами и экономию кабеля.

При проведении патентных исследований и сравнении заявляемого объекта с известными, в том числе с прототипом [1] и аналогами [2, 3, 4], сходных и эквивалентных признаков не обнаружено. Следовательно, предложение соответствует критерию «существенные отличия», а также обладает новизной.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется эскизным чертежом, структурными и принципиальными схемами, где обозначено:

1 и 2 - первый и второй остряки стрелочного перевода;

3 и 4 - первый и второй рамные рельсы стрелочного перевода;

5 - рабочая тяга;

6 и 7 - первый и второй ерши, уложенные между соответствующим рельсом и остряком;

6.1 и 6.2 - цапфы для крепления ершей к рамным рельсам;

8 - механизм механического управления ершами;

8.1 - рычаг;

8.2 и 8.3 - первая и вторая шестерни;

8.4 и 8.5 - первое и второе червячные колеса;

8.6 и 8.7 - первая и вторая оси вращения;

9 - стрелочный электропривод;

10 - блок управления стрелочным электроприводом, например пусковой блок типа ПС-220, с первым зажимом 1-6 для перевода стрелки на «-», вторым зажимом 1-5 для перевода стрелки на «+» и третьим зажимом 1-17 для подключения минусового полюса М питания через контакт 37.1;

11 - устройства электрической централизации линейного пункта с основными цепями управления стрелочным электроприводом;

12 - устройства увязки диспетчерской централизации (ДЦ) с электрической централизацией (ЭЦ);

13 - обратный повторитель реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом с заданной цикличностью, например через каждые 6 или 10 мин, с контактом 13.1;

14 и 15 - элементы оптической и звуковой индикации работы устройства;

16 - таймер;

17 - общее реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом при циклической очистке стрелки с контактами 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5, 17.6, 17.7, 17.8;

18 - первое реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом на первую ступень цикличности, например через 6 мин, с контактами 18.1, 18.3, 18.4, 18.5, 18.6, 18.7;

19 - второе реле включения дополнительных цепей управления стрелочным электроприводом на вторую ступень цикличности, например через 10 мин, с контактами 19.1, 19.2, 19.3, 19.4, 19.5;

20 - реле отключения (выключения) циклической очистки стрелки с контактом 20.1;

21 - аппаратура каналов ТУ-ТС линейного пункта ДЦ;

22 - аппаратура каналов ТУ-ТС центрального пункта ДЦ;

23 - дополнительные цепи управления стрелочным электроприводом;

24 - опорная ось;

24.1 - прорезь скольжения;

25 - шпала;

26 - палец рабочей тяги;

26.1 - отверстие вращения в рычаге 8.1;

27 - базовая шпала;

28 - транспортерная лента;

29 и 30 - первый и второй червяки;

31 и 32 - первая и вторая соединительные муфты;

33 и 34 - передний и задний упоры-амортизаторы первого ерша в виде шариковинтовых пар;

35 и 36 - передний и задний упоры-амортизаторы второго ерша в виде шариковинтовых пар;

37 - стрелочное путевое реле с контактом 37.1;

38 и 39 - контрольные реле плюсового и минусового положения стрелки с соответствующими контактами 38.1, 38.2 и 39.1, 39.2;

40 - замыкающее реле с контактом 40.1;

41 - источник питания с плюсовым П и минусовым М полюсами;

42 - конденсатор замедления реле 17, имеющего две встречно включенные обмотки;

43 - поводок-палец;

(1), (2), (3), (4) - связи реле 18, 19, 20, 17 с блоком 21.

Устройство работает следующим образом. В исходном состоянии реле 17, 18, 19, 20 обесточены, оптический 14 и звуковой 15 индикаторы выключены, реле 13 возбуждено. При получении по каналу ТУ команды на очистку стрелки на линейном пункте (ЛП) возбуждается и самоблокируется реле 19, определяющее заданную поездным диспетчером (ДНЦ) цикличность очистки (например, с интервалами через 10 мин); эта цикличность фиксируется в таймере 16 фронтовым контактом 19.2. Первый перевод стрелки, а следовательно, и первая очистка ее ершами 6 и 7 происходит после замыкания фронтового контакта 19.1 и размыкания тылового контакта 19,4; при этом отключенное от полюса П медленнодействующее реле 13 своим фронтовым контактом 13.1 дозирует время занесения команды в блок 10 на перевод стрелки из полюсового в минусовое положение, образуется рабочая (силовая) цепь питания стрелочного электропривода 9, перемещается рабочая тяга 5, воздействуя на механизм 8 управления движением ершей 6 и 7.

Поскольку у медленнодействующего реле 13 его контакт 13.1 размыкается, то очередное занесение команды на перевод и очистку стрелки по дополнительной цепи сможет произойти лишь после 10 мин, отсчитываемых таймером 16 и фиксируемых срабатыванием реле 17 с замыканием его фронтового контакта 17.1; одновременно с этим фронтовым контактом 17.7 таймер 16 обнуляется, и после замыкания контакта 17.2 начинается очередной отсчет времени. Итак, через каждые 10 минут стрелка будет переводиться то в одно, то в другое положение, пока в этом есть необходимость, например пока продолжается снегопад, а стрелка остается незамкнутой в каком-либо маршруте и свободна от подвижного состава, что проверяется контактами 40.1 и 37.1 в цепи управления стрелочным электроприводом 9. Заданный режим очистки стрелки диспетчер контролирует по каналу ТС благодаря связям (1), (2), (3), (4). Отмена циклической очистки обеспечивается кратковременным возбуждением реле 20 и размыканием его тылового контакта 20.1, заведенного в цепи самоблокировок реле 18 и 19.

Если нет снегопада, то данное устройство периодически очищает стрелку ершами 6 и 7 от песка и грязи в процессе однократного ее перевода с использованием основных цепей управления стрелочным электроприводом 9 и устройств 11 электрической централизации при установке маршрута дежурным по станции или ДНЦ, пользующим устройства 12, 21, 22 канала ТУ.

Одновременно с очисткой стрелки ершами 6 и 7 обеспечивается отброс снега, песка и грязи упорами-амортизаторами 33, 34, 35, 36, представляющими собой шариковинтовые пары; каждая такая пара имеет вращающийся винт и насаженную на него гайку, жестко связанную с соответствующим метельником, совершающим поступательное движение вдоль оси вращающегося винта.

Класс B61L7/08 электрические схемы 

блок управления стрелочным электроприводом -  патент 2403160 (10.11.2010)
устройство управления стрелочным электроприводом и устройство управления спаренными стрелочными приводами -  патент 2396178 (10.08.2010)
устройство контроля времени перевода рельсовых железнодорожных стрелок -  патент 2386564 (20.04.2010)
автоматизированная система управления стрелочным переводом трамвайного пути -  патент 2376160 (20.12.2009)
интеллектуальный блок управления горочным стрелочным электроприводом -  патент 2368525 (27.09.2009)
блок комплексированной защиты стрелочного перевода (бкзс) -  патент 2352488 (20.04.2009)
устройство управления горочным электроприводом переменного тока -  патент 2318692 (10.03.2008)
устройство для контроля положения стрелки (варианты) -  патент 2278043 (20.06.2006)
устройство для очистки стрелочного перевода -  патент 2271295 (10.03.2006)
система автоматического управления стрелками с маневровой автоматической локомотивной сигнализацией -  патент 2264941 (27.11.2005)

Класс E01H8/00 Устройства для очистки железнодорожных и трамвайных путей

Наверх