смазка для обработки металлов давлением и способ ее получения

Классы МПК:C10M169/04 смеси основ и добавок
C10M105/24 имеющие только одну карбоксильную группу, связанную с ациклическим атомом углерода, циклоалифатическим атомом углерода или водородом
C10M125/10 оксиды, гидроксиды, карбонаты или бикарбонаты металлов
C10M177/00 Особые способы получения смазочных составов; химическая модификация путем последующей обработки компонентов или всего смазочного состава, не отнесенная к другим классам
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-04
публикация патента:

Использование: в области обработки металлов давлением, в частности для холодного волочения проволоки, и может найти применение на предприятиях металлургической промышленности. Сущность: смазка содержит, мас.%: аспирационную пыль извести 14-18, аспирационную пыль известняка 2-10 и мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.% - остальное. Способ получения смазки включает смешение мыла щелочного металла с аспирационной пылью извести и аспирационной пылью известняка одновременно с термообработкой при температуре 170-180° и атмосферном давлении в течение 1,0-2,5 ч. Технический результат - утилизация промышленных отходов, получение дешевой технологической смазки для волочения с высокими антифрикционными и антикоррозионными свойствами. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Смазка для обработки металлов давлением, содержащая мыло щелочного металла и известь, отличающаяся тем, что она содержит известь в виде аспирационной пыли, мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.% и дополнительно содержит аспирационную пыль известняка при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Аспирационная пыль извести 14-18
Аспирационная пыль известняка 2-10
Мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.%Остальное

2. Способ получения смазки по п.1, включающий смешение мыла щелочного металла с известью и термообработку, отличающийся тем, что известь в виде аспирационной пыли смешивают с аспирационной пылью известняка и мылом щелочного металла с влажностью 10-20 мас.% с одновременной термообработкой смеси при температуре 170-180°С в течение 1,5-2,5 ч.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к составам и способам получения сухой технологической смазки, используемой для холодного волочения проволоки, и может найти применение на предприятиях металлургической промышленности.

Известна смазка для обработки металлов давлением, состоящая из мыла и огнеупорной глины, причем указанные компоненты взяты в следующем соотношении, вес.%: мыло 60-80, глина 20-40; при этом использована обогащенная прокаленная глина, размельченная до фракции не более 0,1 мм. (авт. свид. СССР №603657, М.кл. 2 С 10 М 7/02, 1978).

Использование в составе данной смазки теплоизолирующего материала - обогащенной прокаленной глины с недостаточной теплостойкостью и низкой теплопроводностью, низким сродством с мылом - приводит к разложению и расслоению смазки на поверхности металла.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является смазка для обработки металлов давлением, которая содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: гидроксид кальция 20-60, порошкообразная окись железа 2-15, порошок алюмогеля 2-10 и мыльный порошок - до 100 (авт. свид. СССР №1122690, М.кл. 5 С 10 М 7/02, 7/10, 1982).

Недостатками известной смазки являются ее низкие антифрикционные и защитные свойства, например коррозионность смазки, обусловленная наличием в ее составе окиси железа, полученной при регенерации отработанных солянокислых растворов и содержащей примеси коррозионноактивных хлоридов железа.

Известен способ получения технологической смазки для обработки металлов давлением путем смешения порошков мыла щелочного металла с известью. Смазку получают путем смешения мыла, в частности мыла щелочного металла (например, натриевого мыла по РСТ УССР 496-72), с известью (ГОСТ 9179-70) в виде сыпучих материалов при атмосферном давлении и температуре окружающей среды (Кокрофт М.Г. Смазка и смазочные материалы. М., Металлургия, 1970, с.382).

При осуществлении данного способа получения смазка не проявляет достаточных антифрикционных свойств при тонком волочении низколегированных (типа св. 08Г2С) и низкоуглеродистых сталей.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения технологической смазки для обработки металлов давлением путем смешения порошков мыла щелочного металла с известью, полученную смесь подвергают термообработке при 70-90°С и давлении 0,1-0,5 ати в течение 0,5-1,0 ч с последующим нагреванием до 140-160°С в течение 1,5-2,0 ч (SU №924092, М.кл. 3 С 10 М 7/02, 7/10, 1982 г.).

Необходимость осуществления первой стадии термообработки при давлении 0,1-0,5 ати для предотвращения вспенивания смеси при гашении окиси кальция водой и взаимодействии гидроокиси кальция с мылом усложняет и удорожает технологию. Повышенная щелочность полученной смазки, обусловленная дополнительным выделением гидроксида натрия при образовании кальциевого мыла, приводит к щелочной коррозии металла после волочения.

Задачей изобретения является повышение антифрикционных, защитных (противокоррозионных) свойств смазки и создание экономичной технологии ее получения с низкой себестоимостью, утилизация отходов аспирационных систем.

Поставленная задача достигается тем, что известная смазка для обработки металлов давлением, содержащая мыло щелочного металла и известь, согласно изобретению содержит известь в виде аспирационной пыли, мыло щелочного металла с влажностью 10-20% и дополнительно содержит аспирационную пыль известняка при следующем соотношении компонентов, мас.%:

аспирационная пыль извести 14-18
аспирационная пыль известняка 2-10
мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.%остальное

Поставленная задача достигается также тем, что в известном способе получения смазки, включающем смешение мыла щелочного металла с известью и термообработку полученной смеси, согласно изобретению известь в виде аспирационной пыли смешивают с аспирационной пылью известняка и мылом щелочного металла с влажностью 10-20% с одновременной термообработкой смеси при температуре 170-180°С в течение 1,5-2,5 ч.

Заявляемую смазку для обработки металлов давлением с предлагаемыми компонентами, взятыми в заданном соотношении и состоянии, можно получить именно заявляемым способом и решить поставленную задачу, что позволяет сделать вывод о едином изобретательском замысле заявляемых изобретений.

Технический результат, полученный при использовании предлагаемого состава смазки и заключающийся в получении высоких защитных (противокоррозионных) и антифрикционных свойств, достигается за счет ввода дополнительного компонента - аспирационной пыли известняка, использования аспирационной пыли извести и мыла щелочного металла с влажностью 10-20 мас.%.

Технический результат, полученный при использовании заявляемого способа получения смазки для обработки металлов давлением и заключающийся в утилизации отходов аспирационных систем производства обжига известняка, обеспечении низкой себестоимости смазки, достигается одновременным осуществлением смешения компонентов и термообработки смеси при температуре 170-180°С в течение 1,5-2,5 ч.

Химический состав аспирационной пыли извести, мас.%: СаО 90-92; MgO 2-5; примеси (Fe2O3+SiO2 +Al2O3) 5-6. Химический состав аспирационной пыли известняка, мас.%: СаСО3 97-98; MgCO3 0,4-0,6; примеси (Fe2О3+SiO2 +Al2О3) 1,5-2. Аспирационная пыль извести и известняка является отходом производства обжига известняка; пыль-унос содержит в 2-5 раз меньше примесей, чем известь по ГОСТ 9179-77, имеет дисперсность - 33% частиц размером 0,05 мм, не требует дополнительной подготовки этих компонентов перед смешиванием и способствует получению частиц смазки оптимального размера (1,11±0,89 мм).

В смеси, содержащей мыло, известь и известняк, при термообработке идут процессы замещения в мыле ионов натрия на ионы кальция и магния.

Состав полученной технологической смазки после термообработки - смесь мыл щелочного и щелочноземельных металлов, гидроксидов и карбонатов кальция и магния.

Термообработка смеси мыл и тугоплавких компонентов (гидроксидов и карбонатов кальция и магния) позволяет получить достаточные антифрикционные свойства смазки - необходимое условие при волочении проволоки.

Использование в составе технологической смазки нейтрального карбоната кальция (ингибитора коррозии) в составе известняка с температурой разложения более 900-1000°С позволяет повысить температуру начала размягчения смазки на 10-15°С и повысить коррозионную стойкость проволоки после волочения.

Использование в составе смазочной смеси для приготовления технологической смазки мыла щелочного металла с влажностью 10-20% и аспирационной пыли извести позволяет одновременно проводить процесс гашения извести и получения кальциевого мыла в стабильном режиме (без вспенивания) при 170-180°С и атмосферном давлении.

Исследованиями доказана целесообразность заявляемого соотношения компонентов смазки для обработки металлов давлением.

При содержании в смазочной смеси аспирационной пыли извести менее 14 мас.% не обеспечивается гидродинамический режим волочения проволоки, т.к. содержание компонентов мыльной основы в готовой смазке является недостаточным.

Повышение содержания в смазочной смеси аспирационной пыли извести более 18 мас.% не обеспечивает гидродинамический режим волочения проволоки, т.к. в готовой смазке снижается содержание тугоплавких компонентов.

При содержании в смазочной смеси аспирационной пыли известняка менее 2 мас.% снижаются антифрикционные свойства смазки.

Повышение содержания в смазочной смеси аспирационной пыли известняка более 10 мас.% нецелесообразно, т.к. антифрикционные свойства смазки остаются на прежнем уровне.

При снижении влажности мыла щелочного металла с влажностью 10-20 мас.% менее 10% требуется дополнительно добавлять воду для гашения остатка оксида кальция, что нежелательно.

Повышение влажности мыла щелочного металла с влажностью 10-20 мас.% более 20% нецелесообразно, т.к. увеличивается время высушивания готовой смазки.

Лабораторными и промышленными испытаниями установлено, что термообработка смеси ниже 170°С и атмосферном давлении не обеспечивает активацию компонентов смеси и полноту протекания реакции извести с мылом щелочного металла.

Термообработка смеси выше 180°С и атмосферном давлении нецелесообразна, т.к. происходит осмоление мыльной основы, что снижает эффективность смазки при волочении проволоки.

Время термообработки смеси менее 1,5 ч не обеспечивает полного взаимодействия компонентов смеси и равномерного их распределения по объему массы.

Продолжительность термообработки смеси более 2,5 ч нецелесообразна, т.к. гомогенное состояние технологической смазки более не изменяется.

Пример. Данные промышленных испытаний предлагаемых технических решений (примеры 1-5) и прототипа (пример 6) представлены в таблицах 1, 2. Заявляемая смазка для обработки металлов давлением была приготовлена, а способ ее получения осуществлен на установке сталепрокатного производства ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", представляющей собой лопастной смеситель, расположенный под углом к горизонтальной плоскости, с верхней загрузкой компонентов, куда загружали (пример 3) 183 кг (78 мас.% в пересчете на сухое) натриевого мыла по ГОСТ 30266-95 с влажностью 15 мас.%, 32 кг (16 мас.%) аспирационной пыли извести и 12 кг (6 мас.%) аспирационной пыли известняка, где смешение компонентов осуществляли одновременно с термообработкой при 175°С и атмосферном давлении в течение 2,5 ч.

При постоянном количестве загружаемой аспирационной пыли расчетное количество мыла (М) определяли по формуле М=15600/(100-W), где W - влажность мыла (%).

При выгрузке была получена технологическая смазка с оптимальными размерами частиц (1,11±0,89 мм) высокой степени сыпучести (угол естественного откоса 30°) в виде частиц чешуйчатой формы в количестве 220 кг.

Полученная технологическая смазка была испытана при волочении низкоуглеродистой и низколегированной проволоки на участках грубого и тонкого волочения (станы типа SKET) и на участке механической очистки (станы типа SKET 3/550, оборудованные установкой механической очистки катанки от окалины WCM-05).

В лаборатории условиях состав исходной смеси и полученной по предлагаемому способу смазки определяли путем растворения 1 г навески смазки в этиловом спирте при слабом нагревании, не растворившийся остаток отфильтровывали через предварительно взвешенный беззольный бумажный фильтр (a1, г), высушивали и взвешивали вместе с фильтром (а2, г). Остаток вместе с фильтром помещали в предварительно взвешенный платиновый тигель (а3, г), прокаливали в муфельной печи при 520°С, охлаждали и взвешивали вместе с тиглем (а4, г), затем тигель с остатком прокаливали при температуре 975°С и после охлаждения взвешивали (а5, г).

Массовую долю наполнителей в технологической смазке (X) в процентах определяли по формуле: Х=(a12)·100, в том числе массовую долю гидратной извести (X1) в процентах определяли по формуле: X1=411,26·(а2-a134), массовую долю карбоната кальция (Х2) в процентах определяли по формуле: X2 =227,43(а45), а массовую долю примесей в наполнителях смазки (Х3) в процентах определяли по формуле: Х3=Х-X12. Здесь 411,26 - коэффициент пересчета Н2О в Са(ОН)2 , 227,43 - коэффициент пересчета CO2 в СаСО3 .

Антифрикционные свойства технологической смазки оценивали по эксплуатационной стойкости волочильного инструмента. Противокоррозионные свойства технологической смазки оценивали ускоренным способом в солевой камере по коррозионной стойкости образцов проволоки с остаточной смазкой до появления первых очагов коррозии.

Сравнительные результаты испытаний приведены в таблицах, где в таблице 1 отражены компонентные составы смесей (предлагаемых и прототипа) для приготовления технологической смазки, а в таблице 2 - достигнутые показатели эффективности испытанных смазок при различных способах их получения. Данные испытаний подтверждают, что при заявляемом соотношении компонентов предлагаемой смазки и предлагаемой последовательности приемов и параметров способа получения смазки, получены: высокие эксплуатационная стойкость волочильного инструмента и коррозионная стойкость проволоки, обеспечивающая временную (межоперационную) защиту проволоки от коррозии. Из данных таблицы 2 видно, что использование предлагаемого состава смазки и способа ее получения приводит к увеличению эксплуатационной стойкости волочильного инструмента в 4 раза и коррозионной стойкости проволоки в 5 раз по сравнению с прототипом.

При использовании заявляемых состава и соотношения компонентов смазки для холодного волочения проволоки, полученной заявляемым способом, достигнуты высокие защитные (противокоррозионные) и антифрикционные свойства смазки с оптимальными размерами частиц (1,11±0,89 мм), что необходимо для соблюдения условий захвата смазки проволокой при волочении. Использование пыли-уноса аспирационных систем производства обжига известняка решает вопрос утилизации отходов и значительно снижает себестоимость получения смазки. Технологическая смазка получена экономичным (с низкой себестоимостью) способом без применения давления.

Предлагаемый состав смазки для обработки металлов давлением и способ ее получения промышленно применим к смазкам для холодного волочения проволоки на предприятиях металлургической промышленности.

Таблица 1
Компоненты смазки, мас.%Примеры
12 345 6 (прототип)
известь --- --18
аспирационная пыль извести 121416 1820-
аспирационная пыль известняка 126 1012-
мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.% до 100-
мыло щелочного металла -до 100

Таблица 2
Состав смазочной смеси, мас.%Режим термообработки Температура начала размягчения смазки, °С Размер частиц смазки, мм Протянуто проволоки, тКоличество израсходованных волок, штЭксплуатационная стойкость волочильного инструмента, т/штКоррозионная стойкость проволоки - время появления первого очага коррозии, сутки (солевая камера)
Примеры:          
1175°С,210 2,05±0,54394,4 468,6 15
22,5 ч 2351,74±0,46 420,438 11,118
3  240 1,11±0,89367,8 1532,360
4  2450,90±0,22 614,51924,5 30
5  2470,86±0,19 598,732 18,725
6 (прототип)I этап -

80°С, 0,3 ати, 0,8 ч,

II этап -

150°С, 1,8 ч
2300,95±0,15 305,0486,4 10

Класс C10M169/04 смеси основ и добавок

противоизносная присадка -  патент 2525404 (10.08.2014)
органическая смазка -  патент 2514434 (27.04.2014)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2514235 (27.04.2014)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2513728 (20.04.2014)
смазочная масляная композиция для уменьшения трения, включающая нанопористые частицы -  патент 2512379 (10.04.2014)
смазочные композиции для трансмиссий -  патент 2509145 (10.03.2014)
смазочное вещество для цилиндров для двухтактного судового двигателя -  патент 2507245 (20.02.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)
композиция смазочного масла -  патент 2501846 (20.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)

Класс C10M105/24 имеющие только одну карбоксильную группу, связанную с ациклическим атомом углерода, циклоалифатическим атомом углерода или водородом

Класс C10M125/10 оксиды, гидроксиды, карбонаты или бикарбонаты металлов

противоизносная присадка -  патент 2525404 (10.08.2014)
высокотемпературная смазочная композиция -  патент 2517175 (27.05.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)
смазочный состав и способ его приготовления -  патент 2499816 (27.11.2013)
порошок титаната калия и смазочная композиция на его основе -  патент 2493104 (20.09.2013)
состав резьбовой смазки -  патент 2481390 (10.05.2013)
композиция присадки к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания и приработочное масло -  патент 2472848 (20.01.2013)
композиция гидроксида лития, способ получения композиции гидроксида лития и способ использования композиции гидроксида лития -  патент 2470066 (20.12.2012)
состав для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств узлов трения -  патент 2469074 (10.12.2012)
смазочно-охлаждающая жидкость для механической обработки металлов -  патент 2440407 (20.01.2012)

Класс C10M177/00 Особые способы получения смазочных составов; химическая модификация путем последующей обработки компонентов или всего смазочного состава, не отнесенная к другим классам

способ повышения износостойкости пар трения -  патент 2514189 (27.04.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)
смазочный состав и способ его приготовления -  патент 2499816 (27.11.2013)
смесь смазочного масла и способ ее получения -  патент 2494140 (27.09.2013)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
способ получения смазывающей композиции -  патент 2492217 (10.09.2013)
композиция гидроксида лития, способ получения композиции гидроксида лития и способ использования композиции гидроксида лития -  патент 2492216 (10.09.2013)
способ получения смазочной композиции -  патент 2483101 (27.05.2013)
композиция гидроксида лития, способ получения композиции гидроксида лития и способ использования композиции гидроксида лития -  патент 2470066 (20.12.2012)
смазочный материал и способ его получения -  патент 2467061 (20.11.2012)
Наверх