бесплатформенная система ориентации

Классы МПК:G01P9/02 с использованием вращающихся гироскопов 
G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Тульский государственный университет (ТулГУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-28
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться в инерциальных системах ориентации и навигации. Бесплатформенная система ориентации, содержащая измерительный блок, состоящий из трех одноосных датчиков угловой скорости, и вычислитель, дополнительно содержит два запаздывающих устройства, при этом выход третьего датчика угловой скорости соединен со входом вычислителя, выход первого датчика угловой скорости соединен со входом первого запаздывающего устройства, выход второго датчика угловой скорости соединен со входом второго запаздывающего устройства, а выходы двух запаздывающих устройств соединены со входом вычислителя. Технический результат: повышение точности бесплатформенной системы ориентации за счет уменьшения погрешностей в определении параметров ориентации подвижного объекта по отношению к базовой системе координат, обусловленных неидентичностью датчиков угловой скорости, которая выражается в разнице фазовых запаздываний их выходных сигналов. 1 ил. бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199

бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199

Формула изобретения

Бесплатформенная система ориентации, содержащая измерительный блок, состоящий из трех одноосных датчиков угловой скорости, и вычислитель, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены два запаздывающих устройства, при этом выход третьего датчика угловой скорости соединен со входом вычислителя, выход первого датчика угловой скорости соединен со входом первого запаздывающего устройства, выход второго датчика угловой скорости соединен со входом второго запаздывающего устройства, а выходы двух запаздывающих устройств соединены со входом вычислителя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться в бесплатформенных инерциальных системах ориентации и навигации.

Известны бесплатформенные системы ориентации, имеющие в своем составе измерительный блок, состоящий из трех одноосных датчиков угловой скорости и вычислитель [Гироскопические системы. Гироскопические приборы и системы: Учеб. Для вузов по спец. «Гироскопические приборы и устройства»/ Д.С.Пельпор, И.А.Михалев, В.А.Бауман и др.; под ред. Д.С.Пельпора. - 2-е изд., перераб. доп. - М.: Высш. шк., 1988. - С.316-336].

Такие бесплатформенные системы ориентации предназначены для определения параметров ориентации подвижного объекта. В них датчиками угловой скорости измеряется угловая скорость объекта в связанной с ним системе координат и с помощью вычислителя осуществляется аналитическое построение базовой системы координат (например, нормальной земной системы координат), по отношению к которой определяют параметры ориентации подвижного объекта.

Известны бесплатформенные системы ориентации, содержащие три одноосных датчика угловой скорости и вычислитель, вырабатывающий корректирующие сигналы, связанные с наличием методической погрешности от ускоренного вращения относительно оси подвеса гироузла и вычисляющий величину каждой составляющей вектора угловой скорости [Рахтеенко Е.Р. Гироскопические системы ориентации, 1989, с.144-157].

Недостатком является то, что такие устройства не учитывают влияние погрешностей, обусловленных неидентичностью датчиков угловой скорости, которая выражается в разнице фазовых запаздываний их выходных сигналов.

Задачей настоящего изобретения является уменьшение погрешностей бесплатформенной системы ориентации, обусловленных неидентичностью датчиков угловой скорости, которая выражается в разнице фазовых запаздываний их выходных сигналов.

Поставленная задача достигается тем, что в бесплатформенную систему ориентации, содержащую измерительный блок, состоящий из трех одноосных датчиков угловой скорости и вычислитель, дополнительно введены два запаздывающих устройства, при этом выход третьего датчика угловой скорости соединен со входом вычислителя, выход первого датчика угловой скорости соединен со входом первого запаздывающего устройства, выход второго датчика угловой скорости соединен со входом второго запаздывающего устройства, а выходы двух запаздывающих устройств соединены со входом вычислителя.

На чертеже приведена конструктивная схема бесплатформенной системы ориентации.

Бесплатформенная система ориентации включает первый датчик угловой скорости 1, выход которого соединен со входом первого запаздывающего устройства 2, второй датчик угловой скорости 3, выход которого соединен со входом второго запаздывающего устройства 4, третий датчик угловой скорости 5, вычислитель 6, со входом которого соединены выходы запаздывающих устройств и выход третьего датчика угловой скорости.

Устройство работает следующим образом.

Первым в вычислитель 6 вводится сигнал третьего датчика угловой скорости 5, фазовое запаздывание выходного сигнала которого бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199 3 максимально. С временным запаздыванием бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199 , где бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199 , бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199 1 - частота синхронных колебании подвижного объекта и фазовое запаздывание выходного сигнала первого датчика угловой скорости 1 соответственно, в вычислитель 6 вводится сигнал первого датчика угловой скорости 1. С временным запаздыванием

бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199 ,

где бесплатформенная система ориентации, патент № 2282199 2 - фазовое запаздывание второго датчика угловой скорости 3, в вычислитель 6 вводится сигнал второго датчика угловой скорости 3, далее процесс повторяется, начиная с ввода в вычислитель 6 сигнала третьего датчика угловой скорости 5. Таким образом, в вычислитель вводятся сигналы датчиков угловой скорости с равными фазовыми запаздываниями.

Проведенное моделирование показало, что при использовании данной конструктивной схемы бесплатформенной системы ориентации погрешности в определении параметров ориентации, обусловленные неидентичностью датчиков угловой скорости, которая выражается в разнице фазовых запаздываний их выходных сигналов, значительно уменьшаются.

Таким образом, использование изобретения позволяет определять угловые скорости в базовой системе координат и параметры ориентации объекта, не содержащие погрешностей, обусловленных неидентичностью датчиков угловой скорости, которая выражается в разнице фазовых запаздываний их выходных сигналов.

Класс G01P9/02 с использованием вращающихся гироскопов 

датчик угловой скорости с трехкратной модуляцией полезного сигнала на базе модуляционного гироскопа с индукционным измерителем модуляции -  патент 2389031 (10.05.2010)
мобильный имитатор вертикальной позы для разработки и тестирования вестибулярных протезов -  патент 2379007 (20.01.2010)
гиротахометр -  патент 2367962 (20.09.2009)
гиротахометр -  патент 2325659 (27.05.2008)
трехкомпонентный измеритель угловой скорости -  патент 2273858 (10.04.2006)
способ формирования управляющего воздействия в датчике угловой скорости с дискретным выходом и датчик угловой скорости с дискретным выходом -  патент 2272297 (20.03.2006)
устройство для измерения угловой скорости -  патент 2260189 (10.09.2005)
трехкомпонентный измеритель угловой скорости -  патент 2210780 (20.08.2003)
способ измерения угловой скорости двухстепенным роторным вибрационным гироскопом -  патент 2210736 (20.08.2003)
преобразователь инерциальной информации -  патент 2199755 (27.02.2003)

Класс G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 

способ повышения точности бесплатформенной инерциальной системы ориентации на основе трехосных волоконно-оптических гироскопов с одним общим источником излучения -  патент 2502048 (20.12.2013)
бесплатформенная инерциальная курсовертикаль на чувствительных элементах средней точности -  патент 2487318 (10.07.2013)
блок ориентации пилотажно-навигационного комплекса -  патент 2467288 (20.11.2012)
способ определения местоположения наземных подвижных объектов -  патент 2445576 (20.03.2012)
способ определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира -  патент 2367909 (20.09.2009)
способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем спутниковых радионавигационных систем -  патент 2361231 (10.07.2009)
гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии в океане на подвижном объекте -  патент 2348009 (27.02.2009)
навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд -  патент 2321828 (10.04.2008)
способ выставки осей подвижного объекта -  патент 2320963 (27.03.2008)
способ определения навигационных параметров летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2313067 (20.12.2007)
Наверх