универсальное транспортное средство

Классы МПК:B60F1/02 с колесами для движения по рельсам и дорогам, смонтированными на одной и той же оси 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-29
публикация патента:

Изобретение относится к области колесных транспортных средств. Универсальное транспортное средство включает шасси с ведущими рулевыми и задними колесами, установленными с возможностью вращения на неподвижных осях, и кузов с кабиной управления. На осях колес с их внутренней стороны эксцентрично и с возможностью угловых поворотов установлены рычаги, несущие на своей периферии по два опорных ролика с гребнями. Рычаги снабжены отверстиями под фиксаторы, установленные жестко на упомянутых осях и стопорящие указанные рычаги, по крайней мере, в двух положениях, когда опорные ролики расположены как под колесами, так и вне их. Технический результат - расширение эксплуатационных возможностей колесных транспортных средств. 4 ил. универсальное транспортное средство, патент № 2284923

универсальное транспортное средство, патент № 2284923 универсальное транспортное средство, патент № 2284923 универсальное транспортное средство, патент № 2284923 универсальное транспортное средство, патент № 2284923

Формула изобретения

Универсальное транспортное средство, включающее шасси с ведущими рулевыми и задними колесами, установленными с возможностью вращения на неподвижных осях, и кузов с кабиной управления, отличающееся тем, что на осях колес с их внутренней стороны эксцентрично и с возможностью угловых поворотов установлены рычаги, несущие на своей периферии по два опорных ролика с гребнями, причем рычаги снабжены отверстиями под фиксаторы, установленные жестко на упомянутых осях и стопорящие указанные рычаги, по крайней мере, в двух положениях, когда опорные ролики расположены как под колесами, так и вне их.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области колесных транспортных средств, способных осуществлять движение как по дорогам с различным покрытием и бездорожью, так и по рельсам железнодорожного пути.

Известны конструкции транспортных средств, описанных, например, в книге "Теория и конструкция автомобиля. Учебник для автотранспортных техникумов/В.А.Иларионов и др. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1985 г.", где на с.126-134 описаны автомобили повышенной проходимости, способные передвигаться не только по дорогам с твердым покрытием и по грунтовым дорогам, но и бездорожью. Такие автомобили снабжены широкопрофильными шинами с возможностью регулирования давления воздуха в них, используя воздушные компрессоры, устройства блокировки дифференциалов и т.д. В то же время широко известны (см. ту же книгу с.135-139) колесные вездеходные машины, в том числе и амфибии, снабженные также различным бортовым оборудованием. Несмотря на свое совершенство и эффективность использования перечисленной техники в тяжелых условиях работ, все они обладают существенным недостатком, заключающимся, например, в том, что при использовании их службами ПЧ и ШЧ, обеспечивающими исправное техническое состояние железнодорожного пути, систем сигнализации, связи и автоблокировки на железнодорожном транспорте, не всегда удается доставить соответствующие бригады рабочих, материалы и др. технические средства для проведения профилактических и ремонтных работ на те участки пути, где необходимо выполнить последние. Так, например, такие участки железных дорог длиной более сотен километров имеются в Сибири, Дальнем Востоке, Карелии и т.д., которые совершенно изолированы от автомобильных дорог и подъезд к ним автомобильным транспортом и даже специальными вездеходами бывает практически невозможен. В таких случаях ремонтные бригады доставляются к рабочим местам при помощи грузовых дрезин, автомотрис, а также транзитными грузовыми и пассажирскими поездами. Во всех перечисленных случаях доставка людей к месту проведения работ сопряжена с различными трудностями, связанными с нарушением графика движения поездов, с доставкой необходимого оборудования и материалов к месту проведения работ и т.д.

Известно также транспортное средство автомобиль-фургон УАЗ- 451 М, используемый как летучка (см. книгу Краткий автомобильный справочник 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983 г., с.56), состоящий из шасси, на котором установлен цельнометаллический четырехдверный кузов. Такое транспортное средство обладает достаточно высокой проходимостью, но применение его для движения по рельсовому пути исключено.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является расширение эксплуатационных возможностей автомобилей за счет движения их не только по дорогам и бездорожью, но и по рельсовым путям.

Поставленная цель достигается тем, что на осях колес с их внутренней стороны эксцентрично и с возможностью угловых поворотов установлены рычаги, несущие на своей периферии по два опорных ролика с гребнями, причем рычаги снабжены отверстиями под фиксаторы, установленные жестко на упомянутых осях, стопорящие последние, по крайней мере, в двух положениях, когда опорные ролики расположены как под колесами, так и вне их.

На фиг.1 показан общий вид универсального транспортного средства сбоку, на фиг.2 - вид на одно из его колес также сбоку, на фиг.3 - положение одного из колес в момент подготовки транспортного средства для движения его по рельсовому пути и на фиг.4 - положение одного из его колес, когда транспортное средство готово к движению по рельсовому пути.

Универсальное транспортное средство состоит из кузова 1, снабженного передними ведущими рулевыми колесами 2 и задними ведущими колесами 3. Колеса 2 и 3 подвижно установлены на осях 4 и на их эксцентричных участках 5, также подвижно размещены рычаги 6 с опорными роликами 7. Опорные ролики 7 снабжены гребнями 8. В рычагах 6 выполнены сквозные отверстия 9 и 10 для расположения в них фиксаторов 11 и 12, установленных также на осях 4. Опорные ролики контактируют с рельсами 13.

Работает универсальное транспортное средство следующим образом. В движении по различным дорогам и бездорожью транспортное средство находится в таком положении как это показано на фиг.1. Для перемещения его по рельсовому пути последнее накатывают своим ходом на рельсы 13 так, что его колеса 2 и 3 располагаются на них так, как этот показано на фиг.3. После этого вручную или при помощи гидравлического, пневматического или другого привода, широко используемых в технике, перемещают фиксаторы 12 по стрелке А (см. фиг.3), освобождая тем самым рычаги 6, находящиеся в таком состоянии как это показано на фиг.1 и 2, и последние, перемещаясь по стрелке В, одними из своих колес 7 укладываются на рельсы 13, так как это, например, обозначено пунктиром на фиг.1. Затем транспортное средство передвигается по стрелке С (фиг.1) и его колеса 2 и 3, накатываясь на указанные опорные ролики 7, занимают положение, показанное как на фиг.2 пунктиром, так и на фиг.4. После того как колеса 2 и 3 разместятся в пространстве между двумя опорными роликами 7, рычаги 6 фиксируют фиксаторами 11, вводя их в отверстия 9 рычагов 6 по стрелке Д, и они занимают такое положение как это показано на фиг.4. Зафиксировав рычаги 6 в этом положении, транспортное средство готово к движению по рельсам 13. Такое движение обеспечивается тем, что вращающий момент от колес 2 и 3 передается опорным роликам 7 и они, вращаясь, обеспечивают поступательное движение транспортного средства в широком изменении диапазона скоростей, его торможение и т.д. Наличие же гребней 8 на опорных роликах 7 исключает сход последних с рельсов 13. При необходимости движения транспортного средства вне рельсового пути фиксаторы 11 распускают, перемещая их в направлении, обратном стрелке Д, и вращение колес 2 и 3 производят в обратном направлении вышеописанному движению. В этом случае рычаг 6 совместно с опорными роликами 7 поворачивается в направлении, обратном стрелке В, и как только последние выйдут из-под колес 2 и 3 их вручную переводят в транспортное положение, такое как показано на фиг.1, фиг.2 и фиг.3, также надежно фиксируя рычаги 6 фиксаторами 12, так как это показано на фиг.3, перемещая их в направлении, обратном стрелке А. Транспортное средство съезжает с рельс 13 и может двигаться по обычным дорогам и бездорожью. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно позволяет значительно расширить эксплуатационные возможности безрельсовых транспортных средств, используемых при ремонте и техническом обслуживании железнодорожных путей и систем сигнализации и связи на перегонах.

Наверх