устройство для предотвращения проскальзывания ведущих колес мобильных машин
Классы МПК: | B60B39/04 гранулированного материала, например песка |
Автор(ы): | Горшков Юрий Германович (RU), Дмитриев Михаил Сергеевич (RU), Попова Светлана Юрьевна (RU), Попова Анна Георгиевна (RU), Потемкина Дарья Васильевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский государственный агроинженерный университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-07-11 публикация патента:
20.12.2006 |
Использование: в области автомобильного транспорта для повышения сцепления колес с опорной поверхностью, в частности, при движении в условиях гололеда. Устройство включает в себя бункер для хранения сыпучего материала, в днище которого имеются окна с регулировочной колонкой, направляющий желоб (диффузор), трубу с раструбом, отводящую газы из выхлопной трубы, заслонку, связанную с соленоидом, сравнитель угловых ускорений с индуктивным датчиком, установленным на ведущем колесе. Устройство позволяет повысить проходимость мобильных колесных машин в условиях скользких дорог. 2 ил.
Формула изобретения
Устройство для предотвращения проскальзывания ведущих колес мобильных машин, состоящее из бункера для хранения сыпучего материала, отличающееся тем, что к бункеру подведена труба с заслонкой, связанной с соленоидом, отводящая газы из выхлопной трубы, имеющей аналогичную заслонку, бункер имеет желоб, направляющий сыпучий материал под ведущие колеса, днище бункера оснащено окнами с регулировочной колонкой, на ведущих колесах установлен сравнитель угловых ускорений с индуктивным датчиком.
Описание изобретения к патенту
Изобретение может быть использовано в области автомобильного транспорта для повышения сцепления ведущих колес с опорной поверхностью в условиях скользких дорог.
Проблема обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта по дорогам в условиях ограниченного сцепления колес с опорной поверхностью, в частности при движении в условиях гололеда, решается различными средствами. Обычно для этих целей используют шипованную резину, оборудуют автомобили самоблокирующимися дифференциалами, антиблокировочными и антипробуксовочными системами различных конструкций. Указанные способы борьбы со скольжением колес автомобиля имеют относительно высокую стоимость и применяются главным образом на легковых автомобилях.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для подачи песка к колесам железнодорожного транспортного средства, раскрытое в авторском свидетельстве (SU 366106 А, Л.И.Матвеев, 07.03.73, В 61 С 15/10). Указанное устройство включают в себя бункер для хранения абразивного материала и средство для подачи абразивного материала к зоне контакта колеса с опорной поверхностью, которое представляет собой распылитель с эжекционной форсункой.
Недостатком прототипа является то, что он не ориентирован на использование в дорожных колесных транспортных средствах, не обеспечивает требуемый уровень эффективности в связи с использованием песка в качестве абразивного материала и отличается недостаточной надежностью вследствие возможного засорения эжекционной форсунки при движении транспортного средства по дороге в обычном режиме.
Задачей настоящего изобретения является улучшение проходимости мобильных колесных машин в условиях скользких дорог путем повышения эффективности и надежности средства для разбрасывания сыпучих (абразивных) материалов.
Поставленная цель достигается использованием выхлопных газов для разбрасывания сыпучего материала под ведущие колеса транспортного средства. Для этого устройство снабжено отводной трубой, которая при открытии заслонки с помощью соленоида направляет выхлопные газы в бункер с сыпучим материалом, оснащенный направляющим желобом. Устройство также позволяет применять в качестве сыпучего материала не только песок, но и мелкий гравий, шлак и т.п. Это достигается тем, что в днище бункера имеются окна различного размера с регулировочной колонкой.
В настоящее время устройства для разбрасывания сыпучих материалов под ведущие колеса мобильных машин с использованием выхлопных газов неизвестны, что доказывает соответствие предлагаемого устройства критериям "новизна" и "изобретательский уровень".
Устройство для предотвращения проскальзывания ведущих колес мобильных машин включает в себя (фиг. 1 - общий вид устройства для предотвращения проскальзывания ведущих колес мобильных машин; фиг.2 - принципиальная схема устройства для предотвращения проскальзывания ведущих колес мобильных машин (вид сбоку)) бункер 4 для хранения сыпучего материала 2, в днище бункера имеются окна 12 с регулировочной колонкой 13; направляющий желоб (диффузор) 3; трубу 7 с раструбом, отводящую газы из выхлопной трубы 8; заслонку 11, связанную с соленоидом 5; сравнитель угловых ускорений 9 с индуктивным датчиком 10, установленным на ведущем колесе 1.
Устройство устанавливается для каждого ведущего колеса.
Устройство работает следующим образом. При попадании колеса на скользкий участок пути оно начинает буксовать (проскальзывать относительно дороги). Если угловое ускорение буксующего колеса составляет 10...25 с-2 и выше, то в работу включается сравнитель угловых ускорений 9. Электрическая цепь замыкается, и заслонка 11 соответствующей отводной трубы 7 (левой или правой) открывается при помощи соленоида 5, при этом с помощью аналогичной заслонки перекрывается подача выхлопных газов в выхлопную трубу 8 колесной машины. Под воздействием этих газов сыпучий материал 2 (песок, шлак, мелкий гравий и др.), попадающий в направляющий желоб (диффузор) 3 через одно из окон 12 регулировочной колонки 13 (размер окна зависит от вида сыпучего материала), проходит по желобу и ложится перед буксующим колесом 1. Коэффициент сцепления под последним увеличивается и его угловое ускорение уменьшается. При снижении углового ускорения буксующего колеса сравнитель угловых ускорений выключается из работы, заслонка отводной трубы закрывается при одновременном открытии заслонки выхлопной трубы.
В случае совместного буксования ведущих колес автоматическая система управления разбрасывателем (сравнитель угловых ускорений) не срабатывает. Одновременная подача выхлопных газов в левую и правую отводную трубу может быть обеспечена нажатием кнопки в кабине оператора.
Заявляемое устройство для предотвращения проскальзывания ведущих колес мобильных машин представляет интерес для народного хозяйства, так как позволяет повысить проходимость указанных машин в условиях скользких дорог.
Класс B60B39/04 гранулированного материала, например песка