песочница шахтного электровоза
Классы МПК: | B61C15/10 с помощью песка и других материалов, повышающих сцепление B60B39/04 гранулированного материала, например песка B61K7/14 тупиковые упоры, в которых используется песок и тп |
Автор(ы): | Сташинов Юрий Павлович (RU), Волков Дмитрий Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский Государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-03-23 публикация патента:
20.09.2006 |
Изобретение относится к средствам для увеличения силы сцепления колес транспортного средства с поверхностью дороги, а именно к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах. Песочница шахтного электровоза включает емкость для песка. На стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства. Закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний. В результате повышается безопасность эксплуатации рельсового транспортного средства - электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, исключается нахождение электровоза в рейсе при отсутствии песка в песочнице. 1 ил.
Формула изобретения
Песочница шахтного электровоза, включающая емкость для песка, отличающаяся тем, что на стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства, причем закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к шахтным электровозам. В особенности к способам и средствам для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги, приспособлениям к транспортным средствам для разбрасывания гранулированного материала, например песка, а также к рельсовым тормозам, в частности к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах, к устройствам для контроля наличия песка в песочницах.
Практически все шахтные электровозы снабжены песочницами, в которых имеется запас песка, и устройствами для подачи песка под ведущие колесные пары (Волотковский С.А. Рудничная электровозная тяга. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1981. Стр.183, 1 абзац снизу).
По мере выполнения операций по транспортированию грузов электровозами песок из песочницы расходуется, и наступает момент, когда песочница оказывается пустой (Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03). Серия 05. Выпуск 11 /Колл. авт. - М.: ГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2003. - Параграф 366, пункт д), стр.130, требуют производить проверку наличия песка в песочницах при выпуске электровозов из депо в рейс, производить его пополнение при недостаточном количестве в песочнице.
В зависимости от состояния рельсового пути, нагрузки на электровоз и других причин расход песка колеблется в широких пределах, и часто в течение рабочего дня песок заканчивается до захода в депо, а его отсутствие может привести к аварии. Необходим постоянный контроль наличия песка в песочнице. На шахтных электровозах такой контроль отсутствует.
Цель изобретения - повышение безопасности эксплуатации рельсовых транспортных средств - электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, для исключения нахождения электровоза в рейсе при отсутствии его в песочнице.
Поставленная цель достигается тем, что емкость песочницы снабжена датчиком ультразвуковых колебаний, размещенным в нижней части емкости песочницы и прикрепленным к ее боковой стенке через изолятор ультразвуковых колебаний. Выход сигнала датчика соединен с электронным усилителем, который соединен с индикаторным устройством.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой песочницы шахтного электровоза.
Предлагаемая песочница шахтного электровоза состоит из емкости 1, наполненной песком 2, который поступает в дозатор 3, откуда он подсыпается под колесо 4, катящееся по рельсу 5. К боковой стенке емкости 1 прикреплен датчик ультразвуковых колебаний 6 через изолятор ультразвуковых колебаний 7. Выход датчика ультразвуковых колебаний 6 соединен с входом электронного усилителя 8, подающего сигнал на индикатор 9, который расположен на пульте управления машиниста электровоза.
Устройство работает следующим образом. После наполнения емкости 1 песком 2 электровоз готов к выходу на линию в рейс. При этом работают вспомогательные механизмы - компрессор и др., электровоз совершает маневровые движения. Работа механизмов сопровождается шумом. В шумовом спектре присутствуют и ультразвуковые частоты. Колебания ультразвуковой частоты передаются через стенки емкости 1 к песку 2, улавливаются датчиком 6 и, после усиления усилителем 8, вызывают срабатывание индикатора 9, который сигнализирует о наличии песка в песочнице.
Работа индикатора будет продолжаться во время движения электровоза, пока уровень песка в емкости не опустится ниже расположения датчика 6. В этом случае колебания ультразвуковой частоты не будут достигать датчика 6, так как изолятор ультразвуковых колебаний 7 (например, из пенопласта) не будет пропускать их от стенок емкости 1 к датчику 6, а прохождение их к датчику по воздуху также будет сильно ослаблено, так как воздух вызывает их сильное затухание.
Ослабление входного ультразвукового сигнала приводит к снижению сигнала на входе усилителя 8, что отражается на состоянии индикатора 9, который сигнализирует о снижении допустимого (минимального) запаса песка в песочнице, который должен быть пополнен. После пополнения песочницы песком процесс прохождения ультразвуковых колебаний к датчику 6 восстанавливается, и состояние индикатора 9 вновь сигнализирует о наличии песка в емкости песочницы.
Предлагаемая песочница шахтного электровоза, по сравнению с известными, отличается тем, что в ней обеспечивается контроль за наличием песка, что повышает безопасность работы транспортного средства. Устройство контроля песка не содержит механических подвижных частей, не занимает много места в песочнице, не препятствует движению песка в емкости, обладает, по сравнению с механическими и электромеханическими устройствами, большей надежностью.
Класс B61C15/10 с помощью песка и других материалов, повышающих сцепление
Класс B60B39/04 гранулированного материала, например песка
Класс B61K7/14 тупиковые упоры, в которых используется песок и тп