песочница шахтного электровоза

Классы МПК:B61C15/10 с помощью песка и других материалов, повышающих сцепление
B60B39/04 гранулированного материала, например песка
B61K7/14 тупиковые упоры, в которых используется песок и тп 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский Государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к средствам для увеличения силы сцепления колес транспортного средства с поверхностью дороги, а именно к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах. Песочница шахтного электровоза включает емкость для песка. На стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства. Закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний. В результате повышается безопасность эксплуатации рельсового транспортного средства - электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, исключается нахождение электровоза в рейсе при отсутствии песка в песочнице. 1 ил. песочница шахтного электровоза, патент № 2283788

песочница шахтного электровоза, патент № 2283788

Формула изобретения

Песочница шахтного электровоза, включающая емкость для песка, отличающаяся тем, что на стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства, причем закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к шахтным электровозам. В особенности к способам и средствам для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги, приспособлениям к транспортным средствам для разбрасывания гранулированного материала, например песка, а также к рельсовым тормозам, в частности к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах, к устройствам для контроля наличия песка в песочницах.

Практически все шахтные электровозы снабжены песочницами, в которых имеется запас песка, и устройствами для подачи песка под ведущие колесные пары (Волотковский С.А. Рудничная электровозная тяга. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1981. Стр.183, 1 абзац снизу).

По мере выполнения операций по транспортированию грузов электровозами песок из песочницы расходуется, и наступает момент, когда песочница оказывается пустой (Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03). Серия 05. Выпуск 11 /Колл. авт. - М.: ГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2003. - Параграф 366, пункт д), стр.130, требуют производить проверку наличия песка в песочницах при выпуске электровозов из депо в рейс, производить его пополнение при недостаточном количестве в песочнице.

В зависимости от состояния рельсового пути, нагрузки на электровоз и других причин расход песка колеблется в широких пределах, и часто в течение рабочего дня песок заканчивается до захода в депо, а его отсутствие может привести к аварии. Необходим постоянный контроль наличия песка в песочнице. На шахтных электровозах такой контроль отсутствует.

Цель изобретения - повышение безопасности эксплуатации рельсовых транспортных средств - электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, для исключения нахождения электровоза в рейсе при отсутствии его в песочнице.

Поставленная цель достигается тем, что емкость песочницы снабжена датчиком ультразвуковых колебаний, размещенным в нижней части емкости песочницы и прикрепленным к ее боковой стенке через изолятор ультразвуковых колебаний. Выход сигнала датчика соединен с электронным усилителем, который соединен с индикаторным устройством.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой песочницы шахтного электровоза.

Предлагаемая песочница шахтного электровоза состоит из емкости 1, наполненной песком 2, который поступает в дозатор 3, откуда он подсыпается под колесо 4, катящееся по рельсу 5. К боковой стенке емкости 1 прикреплен датчик ультразвуковых колебаний 6 через изолятор ультразвуковых колебаний 7. Выход датчика ультразвуковых колебаний 6 соединен с входом электронного усилителя 8, подающего сигнал на индикатор 9, который расположен на пульте управления машиниста электровоза.

Устройство работает следующим образом. После наполнения емкости 1 песком 2 электровоз готов к выходу на линию в рейс. При этом работают вспомогательные механизмы - компрессор и др., электровоз совершает маневровые движения. Работа механизмов сопровождается шумом. В шумовом спектре присутствуют и ультразвуковые частоты. Колебания ультразвуковой частоты передаются через стенки емкости 1 к песку 2, улавливаются датчиком 6 и, после усиления усилителем 8, вызывают срабатывание индикатора 9, который сигнализирует о наличии песка в песочнице.

Работа индикатора будет продолжаться во время движения электровоза, пока уровень песка в емкости не опустится ниже расположения датчика 6. В этом случае колебания ультразвуковой частоты не будут достигать датчика 6, так как изолятор ультразвуковых колебаний 7 (например, из пенопласта) не будет пропускать их от стенок емкости 1 к датчику 6, а прохождение их к датчику по воздуху также будет сильно ослаблено, так как воздух вызывает их сильное затухание.

Ослабление входного ультразвукового сигнала приводит к снижению сигнала на входе усилителя 8, что отражается на состоянии индикатора 9, который сигнализирует о снижении допустимого (минимального) запаса песка в песочнице, который должен быть пополнен. После пополнения песочницы песком процесс прохождения ультразвуковых колебаний к датчику 6 восстанавливается, и состояние индикатора 9 вновь сигнализирует о наличии песка в емкости песочницы.

Предлагаемая песочница шахтного электровоза, по сравнению с известными, отличается тем, что в ней обеспечивается контроль за наличием песка, что повышает безопасность работы транспортного средства. Устройство контроля песка не содержит механических подвижных частей, не занимает много места в песочнице, не препятствует движению песка в емкости, обладает, по сравнению с механическими и электромеханическими устройствами, большей надежностью.

Класс B61C15/10 с помощью песка и других материалов, повышающих сцепление

пескоразбрасывающая система -  патент 2526772 (27.08.2014)
способ предупреждения заноса автопоезда -  патент 2507079 (20.02.2014)
способ увеличения сцепления колеса с рельсом -  патент 2504492 (20.01.2014)
устройство для подачи песка под колеса локомотива -  патент 2502623 (27.12.2013)
способ снижения сопротивления движению поездного состава и снижения износа системы "колесо - рельс" -  патент 2446969 (10.04.2012)
способ ограничения нанесения песка на железнодорожные рельсы (варианты) -  патент 2394710 (20.07.2010)
способ регулирования сцепления колес подвижного состава с рельсами -  патент 2381122 (10.02.2010)
устройство для контроля потока распыляемого материала в транспортных средствах -  патент 2351479 (10.04.2009)
устройство для импульсной подачи песка под колеса локомотива -  патент 2347698 (27.02.2009)
рама трехосной тележки локомотива -  патент 2207268 (27.06.2003)

Класс B60B39/04 гранулированного материала, например песка

Класс B61K7/14 тупиковые упоры, в которых используется песок и тп 

Наверх