способ прогнозирования нагноений ран
Классы МПК: | G01N33/48 биологических материалов, например крови, мочи; приборы для подсчета и измерения клеток крови (гемоцитометры) |
Автор(ы): | Чевычалов Александр Михайлович (RU), Исаев Серик Жанабаевич (KZ), Кравцов Александр Гавриилович (RU), Дорофеев Юрий Леонидович (RU), Копылов Вадим Анатольевич (RU), Захаров Владислав Валентинович (RU), Попов Андрей Валерьевич (RU), Гурьянов Андрей Михайлович (RU), Алимов Дмитрий Викторович (RU), Сафронов Александр Андреевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации" (ГОУ ВПО ОрГМА Минздрава России) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-09-21 публикация патента:
10.01.2007 |
Изобретение относится к медицине. Сущность предложенного способа прогнозирования нагноения ран заключается в том, что через 1-3 суток после травмы производят посевы из просвета раны и при наличии грамположительных спороносных, образующих каталазу палочек, устанавливают низкую вероятность развития хирургической инфекции, а при обнаружении данных бактерий в гнойной ране - относительно быстрое ее заживление. Использование способа позволяет осуществить прогнозирование течения раневого процесса на ранних этапах заживления. 1 табл.
Формула изобретения
Способ прогнозирования нагноений ран путем исследования микрофлоры, отличающийся тем, что через 1-3 суток после травмы производят посевы из просвета раны и при наличии грамположительных спороносных образующих каталазу палочек устанавливают низкую вероятность развития хирургической инфекции, а при обнаружении данных бактерий в гнойной ране - благоприятное течение заживления ран.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, к способам раннего прогнозирования возникновения нагноений при случайных ранениях, после выполнения плановых оперативных вмешательств, термической травме.
В настоящее время, несмотря на использование самых современных способов профилактики, проблема диагностики и лечения хирургической инфекции остается актуальной. Для целей ранней диагностики гнойно-воспалительных осложнений используются пробы Иоффе, Кавецкого, Роттера, с динитрохлорбензолом, бласттрансформации (Ю.Г.Шапошников с соавт., 1974, 1979, 1984; М.И.Кузин, Б.М.Костюченок, 1981). Данные способы требуют введения больному химических веществ, в том числе аллергенов. Естественно, это не всегда безвредно для больного. Существует и микробиологический способ ранней диагностики нагноений путем определения количества бактерий в одном грамме тканей (М.И.Кузин, Б.М.Костюченок, 1981). При превышении порога 105 колониеобразующих единиц бактерий на 1 г тканей диагностируют раннюю стадию нагноения. Однако этот способ требует забора относительно большого количества жизнеспособных тканей из раны, эффективен только при выраженном развитии нагноительного процесса. Он не дает возможность прогнозирования нагноений в первые несколько суток после травмы и операции.
Новизной исследования является исследование микрофлоры ран на ранних этапах ее заживления, поскольку в этот период вид вегетирующих бактерий во многом определяет исход раневого процесса.
Существенным отличием предложенного способа является то, что через 1-3 суток после травмы производят посевы из просвета раны и при наличии грамположительных спороносных, продуцирующих каталазу палочек, устанавливают низкую вероятность развития хирургической инфекции, а при обнаружении данных бактерий в гнойной ране - относительно быстрое ее заживление.
Для этих целей обрабатывают кожу антисептиками и при помощи небольшого стерильного тампона или микробиологической петли из просвета раны через 1-3 суток после травмы или операции осуществляют посев на стерильный мясопептонный бульон. Пробирки с посевами инкубируют в термостате при температуре (36±1)°С в течение 24 часов. В последующем при наличии роста бактерий производят их идентификацию по Берги (Краткий определитель бактерий Берги, Москва, Мир, 1980, 496 с.). Выявляемые бактерии дают характерный рост в виде незначительного помутнения бульона и образования пленок на поверхности. Производят окраску по Граму, при микроскопии определяется наличие грамположительных палочек, образующих споры. Культуру бактерий помещают в каплю 4% раствора перекиси водорода и по образованию пузырьков газа диагностируют наличие продукции каталазы. При обнаружении грамположительных спороносных палочек, образующих каталазу, делают вывод о благоприятном течении раневого процесса. При стерильных посевах и особенно при обнаружении других бактерий (стафилококков, кишечной палочки, протея, синегнойной палочки и пр.) устанавливают высокую вероятность развития нагноительного процесса, что дает возможность проведения ранней профилактики нагноений задолго до появления их клинических симптомов.
До настоящего времени исследовались микроорганизмы сразу после ранения, перед наложением швов на рану и при нагноении. При отсутствии клинических симптомов, когда считается, что рана заживает первичным натяжением, микрофлора ран до настоящего времени не исследовалась. Здесь работает стереотип. Если рана заживает первичным натяжением, то у человека силен иммунитет и рана стерильна. Мы впервые обнаружили, что микроорганизмы в ранах через 1-3 суток после травмы есть у большинства больных, а вид вегетирующих бактерий во многом определяет характер течения раневого процесса.
Для иллюстрации приводим следующие примеры.
Пример 1.
Больной З., 49 лет. Поступил с закрытым переломом левого бедра. Выполнен остеосинтез пластиной. После операции антибактериальные препараты не назначали. Через сутки из раны выделены грамположительные спороносные палочки, продуцирующие каталазу. Швы сняты на восьмые сутки. Рана зажила первичным натяжением.
Пример 2.
Больной К., 36 лет. Поступил с закрытым переломом левого бедра. Выполнен остеосинтез пластиной. После операции антибактериальные препараты не назначали. Через сутки из раны выделен сапрофитирующий стафилококк. На 7 сутки из раны появилось гнойное отделяемое.
Пример 3.
Больная В., 28 лет. Находилась на лечении по поводу закрытого перелома правой голени. После операции назначены антибиотики. Посев отделяемого из раны на третьи сутки был стерилен. На 6 сутки из раны появилось гнойное отделяемое.
Пример 4.
Больная К., 61 г., поступила на лечение с ожогом нижних конечностей 14% IIIa степени. При поступлении произведен туалет ран, наложены повязки с раствором фурацилина. На вторые сутки из ран выделены золотистый стафилококк и грамположительные спороносные палочки. Больная выписана через 2 недели после заживления ран.
Пример 5.
Больной Г., 44 лет, поступил на лечение с ожогом верхних конечностей и грудной клетки 12% IIIа степени. При поступлении произведен туалет ран, наложены повязки с раствором фурацилина. На вторые сутки из ран выделена кишечная палочка. Развилось нагноение. Больной выписан по заживлении ран через 45 дней.
Пример 6.
Больной А., 56 лет, находился на лечении с обострением хронического посттравматического остеомиелита правой голени. Выполнена операция фистулосеквестрнекрэктомия с дренированием полости. Назначены антибиотики. На 3 сутки после операции из раны высеяны грамположительные, продуцирующие каталазу спороносные палочки. Больной выписан из стационара через 17 суток после заживления раны.
Пример 7.
Больной Щ., 48 лет, находился на лечении с обострением хронического остеомиелита левого бедра. Выполнена операция фистулосеквестрнекрэктомия с дренированием полости. Назначены антибиотики. На 3 сутки после операции из раны высеян протей мирабельный. Больной выписан из стационара через 49 суток.
Данный способ прогнозирования апробирован на 457 больных с повреждениями конечностей. Полученные результаты представлены в таблице. Наблюдалось 362 больных после накостного и внутрикостного остеосинтеза. На 1-3 сутки послеоперационного периода грамположительные спороносные палочки, выделяющие каталазу, обнаружены у 132 человек. Поверхностное нагноение развилось у одного из них (0,8%). У 140 пациентов микроорганизмы в ране не были обнаружены, нагноения выявлены у 12 из них (8,6%). Стафилококки, стрептококки, грамотрицательные палочки и др. были выделены из раны у 90 больных, гнойно-воспалительные осложнения отмечены у 12 (13,3%). Со случайными повреждениями мягких тканей наблюдался 51 пациент. Грамположительные спороносные палочки высеяны у 7 человек, нагноений у них не было. В то же время из 26 пациентов со стерильными посевами нагноения были у 4 (15,4%), а при наличии другой микрофлоры - у 4 из 18 (22,2%). Нами наблюдалось 44 больных с открытыми переломами конечностей. На 1-3 сутки послеоперационного периода грамположительные спороносные палочки, продуцирующие каталазу, выделены у 15 человек, нагноение зарегистрировано у одного больного (6,7%). При отсутствии бактерий гнойно-воспалительные осложнения отмечены у 9 (50,0%) из 18 пациентов, а при выделении из раны стафилококков, стрептококков, грамотрицательных энтеробактерий и др. из 11 человек нагноения наблюдались у 5 (45,5%). Таким образом, вероятность нагноения при выделении из раны грамположительных спороносных, продуцирующих каталазу палочек через 1-3 суток после операции в 11,7 раза меньше, чем при стерильных посевах или наличии другой микрофлоры (р<0,01).
У 9 больных с ожогами III а степени при обнаружении грамположительных спороносных палочек средний срок заживления ран составил 16,1±0,8 дней, а при наличии другой микрофлоры у 23 больных - 25,8±2,7 дней (р<0,01). У 5 из 8 больных с хроническим остеомиелитом раны зажили в срок от 15 до 30 дней после присоединения грамположительных спороносных палочек. В то же время при их отсутствии выздоровление наступало значительно позднее (р<0,01).
Таблица Частота возникновения нагноений в зависимости от состава микрофлоры раны на 1-3 сутки после травмы и оперативного вмешательства. | ||||||||
Вид травмы | Грамположительные спороносные палочки | Роста микроорганизмов нет | Другая микрофлора | Всего | ||||
Число больных | Из них нагноений | Число больных | Из них нагноений | Число больных | Из них нагноений | Число больных | Из них нагноений | |
Закрытые переломы (металлостеосинтез) | 132 | 1 (0,8%) | 140 | 12 (8,6%) | 90 | 12 (13,3%) | 362 | 25 (6,9%) |
Случайные раны мягких тканей | 7 | 0 | 26 | 4 (15,4%) | 18 | 4 (22,2%) | 51 | 8 (15,7%) |
Открытые переломы конечностей | 15 | 1 (6,7%) | 18 | 9 (50,0%) | 11 | 5 (45,5%) | 44 | 17 (38,6%) |
Источники информации
1. Кузин М.И., Костюченок Б.М. Раны и раневая инфекция. М., Медицина, 1981, 688 с.
2. Шапошников Ю.Г., Решетников Е.А., Ионесян-Зверкова Б.И., Кондратьева И.Е. Развитие и течение раневой инфекции и общая иммунологическая реактивность организма. // Военно-мед. журнал, 1974, №7, с.23-24.
3. Шапошников Ю.Г., Решетников Е.А., Кондратьева И.Е. Профилактика и лечение нагноений ран. // Хирургия, 1979, №8, с.14-19.
4. Шапошников Ю.Г., Решетников Е.А., Рудаков Б. Я. и др. Диагностика и лечение ранений. М., Медицина, 1984, 344 с.
Класс G01N33/48 биологических материалов, например крови, мочи; приборы для подсчета и измерения клеток крови (гемоцитометры)