устройство герметизации

Классы МПК:B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки
B60J10/00 Уплотнительные элементы
E06B7/22 эластичные планки, например резиновые трубки; прокладки из фетра; гибкие металлические полосы и тп
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-09-19
публикация патента:

Изобретение относится к средствам герметизации дверей, крышек, створок люков и отсеков транспортных средств и может применяться в авиастроении, судостроении и других областях. Устройство герметизации содержит П-образный профиль герметизации 2, фиксируемый в желобе окантовки 3 эластичными распорной пластиной 13 и шнуром 12. Профиль герметизации выполнен в сечении с выпуклой верхней частью переменной жесткости и толщины, с двумя лапками 6, 7 и двумя ребрами 8, 9. Желоб окантовки выполнен с пазами под лапки и с расширяющимися компенсационными скосами 11. Торцы профиля герметизации выполняются с острым углом и при сопряжении образуют наклонную плоскость стыка, обеспечивая герметичность замкнутого контура. Изобретение упрощает монтаж и демонтаж профиля и повышает степень герметичности. 5 ил. устройство герметизации, патент № 2297363

устройство герметизации, патент № 2297363 устройство герметизации, патент № 2297363 устройство герметизации, патент № 2297363 устройство герметизации, патент № 2297363 устройство герметизации, патент № 2297363

Формула изобретения

Устройство герметизации, содержащее профиль герметизации с выпуклой верхней частью, закрепленный в желобе окантовки, и крышку, отличающееся тем, что профиль герметизации выполнен П-образным с выпуклой верхней частью переменной толщины, ограниченной двумя ребрами, снабжен двумя лапками и закреплен при помощи элементов фиксации, выполненных в виде распорной пластины и шнура, в желобе окантовки, выполненном с двумя пазами под лапки и двумя компенсационными скосами, при этом торцы профиля герметизации выполнены заостренными и при сопряжении между собой образуют наклонную плоскость стыка, обеспечивая герметичность замкнутого контура.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к герметизации дверей, крышек, створок люков и отсеков транспортных средств и может применяться в авиастроении, судостроении и так далее.

Известные устройства герметизации (кл. В64С 1/148 SU №190782, кл. В64С 1/14 US №4741542) содержат замкнутый профиль герметизации (надувные шланги), закрепленный на окантовке, и крышку. Герметизация обеспечивается за счет усилия прижатия крышки и подачи давления во внутреннюю полость профиля герметизации. Фиксация профиля герметизации на окантовке в основном клеевая. Для образования герметичного контура торцы его склеиваются со вставками.

Недостатками таких устройств являются:

- зависимость степени герметичности от усилия прижатия замкнутого профиля герметизации к окантовке или давления внутри профиля герметизации;

- большая трудоемкость работ при монтаже и демонтаже замкнутого профиля герметизации, т.к. соединения клеевые;

- сложная стыковка частей замкнутых профилей герметизации - применение стыковочных деталей и трудоемкое склеивание;

- низкая технологичность и высокая стоимость изготовления самого замкнутого профиля герметизации и оснастки для изготовления.

Известно устройство герметизации (кл. В64С 1/14, RU №1080368), содержащее профиль герметизации с лепестками, окантовку для крепления его и крышку. Герметизация обеспечивается прижатием лепестков со стороны избыточного давления к ответной части (крышка или окантовка). Монтаж производится приклеиванием или при наличии у профиля герметизации лапок приклепыванием мягкими заклепками. Демонтаж производится отрыванием профиля герметизации от окантовки при клеевом соединении или высверливании заклепок при заклепочном соединении. Профиль герметизации с лепестками изготавливается цельным по всему контуру герметизации.

Недостатками этого устройства герметизации являются:

- уязвимость от механических повреждений лепестков профиля герметизации;

- низкая технологичность при монтаже и демонтаже профиля герметизации, т.к. клеевое и заклепочное соединения требуют подготовки поверхностей к соединению;

- низкая технологичность изготовления профиля герметизации с лепестками, т.к. профиль герметизации с лепестками необходимо выполнять замкнутым по периметру проема или люка.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство герметизации ("Конструкция самолетов", О.А.Гребеньков, Москва 1984 г., "Машиностроение", стр.159, рис.9.32 б)), содержащее полый упругий профиль герметизации, установленный в полости желоба окантовки, для удержания эластичного профиля герметизации он вклеивается в полость желоба окантовки. Герметизация обеспечивается силою прижатия крышки к профилю герметизации, а также тем, что желоб окантовки удерживает профиль герметизации от местных деформаций и обеспечивает его деформацию заданной формы, при этом компенсацией для сохранения внутреннего объема профиля герметизации служит щель между желобом окантовки и плоскостью крышки.

Недостатками данной конструкции является:

- зависимость степени герметичности от усилия прижатия замкнутого профиля герметизации к окантовке или давления внутри профиля герметизации;

- сложность изготовления замкнутого профиля герметизации;

- низкая технологичность при монтаже и демонтаже профиля герметизации вклеиванием в желоб окантовки;

- низкая технологичность стыкования торцов замкнутого профиля герметизации;

- в месте, где образована щель, между крышкой и желобом окантовки наблюдается повышенный износ профиля герметизации, т.к. он в этих местах загибается на малые радиусы вдоль всего контура герметизации.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение герметичности за счет применения П-образного профиля герметизации, как более технологичного, упрощение монтажа и демонтажа профиля герметизации из желоба окантовки, обеспечение герметичности стыков торцов профиля герметизации.

Технический результат достигается тем, что:

Устройство герметизации содержит профиль герметизации, который выполнен П-образным с выпуклой верхней частью переменной жесткости, ограниченной двумя ребрами, и снабженный двумя лапками, образованными в месте соединения выпуклой верхней части с лапками, закрепленный в желобе окантовки, выполненном с двумя пазами под лапки и с двумя расширяющимися компенсационными скосами при помощи элементов фиксации эластичных распорной пластины и шнура, при этом торцы профиля герметизации выполнены заостренными и при сопряжении между собой образуют наклонную плоскость стыка, обеспечивая герметичность замкнутого контура.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - сечение устройства герметизации - крышка открыта;

на фиг.2 - сечение устройства герметизации- крышка закрыта;

на фиг.3 - фиксация профиля герметизации - установка распорной пластины;

на фиг.4 - фиксация профиля герметизации - установка эластичного шнура;

на фиг.5 - плановая проекция на наклонную плоскость стыка торцов профилей герметизации;

Устройство герметизации 1 включает профиль герметизации 2, желоб окантовки 3 и крышку 4. Профиль герметизации 2 выполнен П-образным, с выпуклой верхней частью 5 переменной жесткости (толщины), ограниченной двумя ребрами 6 и 7, в месте сопряжения выпуклой верхней части 5 с лапками 8 и 9. Лапка 8 выполнена с канавкой. Желоб окантовки 3 выполнен в виде профиля с пазами 10 под лапки 8 и 9 и с расширяющимися скосами 11, которые позволяют при деформации профиля герметизации 2 компенсировать его внутренний объем, для того чтобы не было необходимости производить перепуск воздуха, находящегося во внутреннем объеме профиля герметизации 2. В полости желоба окантовки 3 расположен профиль герметизации 2, а в пазы 10 вставлены лапки 8 и 9. Профиль герметизации 2 зафиксирован в желобе окантовки 3 при помощи фиксирующих элементов - эластичного шнура 12, фиксирующего лапку 8, и распорной пластины 13, распирающей (удерживающей) лапки 8 и 9 в пазах 10 желоба окантовки 3. Крышка 4 выполнена с плоской, прилегающей к профилю герметизации 2, поверхностью.

Монтаж профиля герметизации 2 производится следующим образом: внутрь профиля герметизации 2 вкладывается распорная пластина 13. Лапки 8 и 9 подгибаются, зажимая распорную пластину 13, и профиль герметизации 2 вводится в полость желоба окантовки 3. Лапки 8 и 9 разгибаются, заходят в пазы 10 и распорная пластина 13 свободно перемещается в крайнее нижнее положение внутри профиля герметизации 2, фиксируя лапки 8 и 9 в пазах 10 желоба окантовки 3. Для установки фиксирующего шнура 12 лапку 8 и верхнюю выпуклую часть 5 профиля герметизации 2 подгибают и через образовавшуюся щель между профилем герметизации 2 и желобом окантовки 3 в паз 10, с усилием и небольшой деформацией по диаметру вводится фиксирующий шнур 12, удерживающий лапку 8 в пазу 10 и распорную пластину 13 в крайнем нижнем положении, препятствуя ее перемещению внутри профиля герметизации 2. Профиль герметизации 2, фиксирующий шнур 12 и распорная пластина 13 могут быть выполнены по всему периметру герметизации замкнутыми, но могут состоять из частей любой длины. При этом торцы частей профиля герметизации 2 выполнены заостренными (например, 30-70 градусов к боковым сторонам) и при сопряжении торцы образуют наклонную плоскость стыка (типа стыка "на ус"), без применения клеящих материалов, а стыки фиксирующего шнура 12 и распорной пластины 13 могут выполняться как встык, так и с зазором, не превышающим, например, толщину распорной пластины 13 или диаметр фиксирующего шнура 12. Демонтаж производится в обратном порядке.

Работа устройства герметизации 1 осуществляется следующим образом.

При закрытии крышка 4 своей плоскостью деформирует верхнюю выпуклую часть 5 профиля герметизации 2. При этом лапки 8 и 9 изгибаются в противоположные стороны и прижимаются к скосам 11 желоба окантовки 3, деформируясь, верхняя выпуклая часть 5 профиля герметизации 2 вместе с лапкам 8 и 9 образуют два "клина", упирающихся в крышку 4 и в скосы 11 желоба окантовки 3. Утолщение верхней выпуклой части 5 предотвращает ее проваливание внутрь профиля герметизации 2. При воздействии избыточного внешнего давления на профиль герметизации 2 происходит прижимание противоположной стороны профиля герметизации 2 - верхней выпуклой части 5 - к крышке 4, и соответственно лапки 8 или 9 к одному из скосов 11 желоба окантовки 3, тогда соответственно ребро 6 или 7 заходит в зазор между крышкой 4 и желобом окантовки 3. Чем сильнее внешнее избыточное давление, воздействующее на профиль герметизации 2, тем сильнее образующийся "клин" прижимается к крышке 4 и соответствующему скосу 11.

Герметичность стыка частей профиля герметизации обеспечивается наклоном плоскости стыка к вектору действующего давления и отсутствием зазора между ними, что позволяет под действием давления поверхности стыка одной части профиля герметизации 2 плотно прижиматься к поверхности стыка другой части.

Использование предлагаемой конструкции позволяет достигнуть высокой степени герметичности за счет деформации профиля герметизации (вдавливание "клина" в зазор между желобом окантовки 3 и крышкой 4), производственной и эксплуатационной технологичности за счет того, что используется П-образный профиль герметизации, который фиксируется в желобе окантовки эластичными распорной пластиной и шнуром, обеспечить герметичность стыка без склеивания торцов профиля герметизации за счет наклона плоскости стыка.

Класс B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки

замок крепления носового обтекателя самолета -  патент 2521076 (27.06.2014)
безимпульсное устройство расфиксации подвижных элементов космического аппарата -  патент 2518137 (10.06.2014)
узел взаимодействия нагрузок, в частности узел взаимодействия нагрузок для двери прислонного типа летательного аппарата -  патент 2509680 (20.03.2014)
интерфейс нагрузок, в частности интерфейс нагрузок конструкции летательного аппарата и применение указанного интерфейса нагрузок -  патент 2505454 (27.01.2014)
устройство герметизации люков космических объектов и способ его эксплуатации -  патент 2502646 (27.12.2013)
остекление кабины экипажа летательного аппарата, снабженное электромагнитным экраном, и летательный аппарат -  патент 2502632 (27.12.2013)
люк обслуживания космической головной части -  патент 2497727 (10.11.2013)
цилиндр управления фонарем самолета -  патент 2492366 (10.09.2013)
устройство управления дверью самолета -  патент 2491399 (27.08.2013)
механизм сдвига и фиксации фонаря -  патент 2487818 (20.07.2013)

Класс B60J10/00 Уплотнительные элементы

уплотнительный элемент и сборная конструкция, образованная упомянутым уплотнительным элементом и дверью, транспортное средство, содержащее такую сборную конструкцию -  патент 2528489 (20.09.2014)
элемент остекления с усовершенствованными свойствами вибрационно-акустического ослабления, способ изготовления такого элемента остекления и способ акустической защиты в кабине транспортного средства -  патент 2522535 (20.07.2014)
конструкция оконной секции транспортного средства -  патент 2516910 (20.05.2014)
узел герметизированного окна с интегрированным уплотнителем и способ его установки -  патент 2498911 (20.11.2013)
профилированная деталь u-образного поперечного сечения для соединения автомобильного стекла с водосборником -  патент 2493021 (20.09.2013)
уплотнение для отверстия -  патент 2484982 (20.06.2013)
профильный элемент для соединения автомобильного стекла с водяным коллектором -  патент 2481198 (10.05.2013)
крепежный шнур для использования с уплотнением для уплотнения окон -  патент 2463175 (10.10.2012)
задняя подвижная стенка для механического транспортного средства -  патент 2441772 (10.02.2012)
способ уплотнения, экранирования и упрочнения части самоходного транспортного средства -  патент 2432367 (27.10.2011)

Класс E06B7/22 эластичные планки, например резиновые трубки; прокладки из фетра; гибкие металлические полосы и тп

Наверх