способ определения пространственного положения и угловой ориентации тележки транспортного средства

Классы МПК:G01C21/04 с помощью наземных средств
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ГОУ ВПО Московский государственный университет инженерной экологии (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-03-02
публикация патента:

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для определения пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота при ее перемещении по поверхностям, близким к горизонтальным, например по напольным покрытиям производственных помещений. Данная информация необходима для идентификации положения и угловой ориентации робота. Способ заключается в установке трех статических маяков на местности с заданной абсолютной декартовой системой координат, в которой две оси направлены параллельно плоскости перемещения тележки, а одна ось перпендикулярна ей. Их центры с известными абсолютными координатами располагают в плоскости перемещения тележки, на тележке выбирают локальную декартову систему координат с центром, находящимся на заданной высоте по отношению к плоской поверхности, и устанавливают на тележке три датчика. Определяют углы склонения относительно локальной плоскости перемещения тележки и углы поворота относительно этой плоскости положения маяков, после чего рассчитывают приближенные абсолютные координаты центра тележки и угла поворота тележки вокруг вертикальной оси при допущении, что датчики находятся в центре тележки, а затем при начальном приближении определяют уточненные абсолютные координаты центра тележки и углы поворота тележки вокруг трех осей путем итерационного численного решения системы уравнений. Техническим результатом является возможность автоматизированного уточнения пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота. 2 ил. способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Формула изобретения

Способ определения пространственного положения и угловой ориентации тележки транспортного средства при ее движении по плоской поверхности, имеющей неровности, заключающийся в установке статических маяков на местности с заданной абсолютной декартовой системой координат, в которой две оси направлены параллельно плоскости перемещения тележки, а одна ось перпендикулярна ей, отличающийся тем, что число статических маяков принимают равным трем, их центры с известными абсолютными координатами располагают в плоскости перемещения тележки, на тележке выбирают локальную декартову систему координат с центром, находящимся на заданной высоте по отношению к плоской поверхности, горизонтальной продольной, горизонтальной поперечной и вертикальной осями, образующими правую тройку, устанавливают на тележке три датчика и определяют углы склонения относительно локальной плоскости перемещения тележки и углы поворота относительно этой плоскости положения маяков, после чего по измеренным углам поворота рассчитывают приближенные абсолютные координаты центра тележки и угла поворота тележки вокруг вертикальной оси при допущении, что датчики находятся в центре тележки, а затем, принимая найденные величины в качестве начального приближения, определяют уточненные абсолютные координаты центра тележки и углы поворота тележки вокруг трех осей путем итерационного численного решения системы уравнений

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

где (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3), (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) - угловые положения маяков, измеренные при помощи датчиков,

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ip(xОл, y Ол, zОл, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ), способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ip(xОл, y Ол, zОл, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ), где i=1, 2, 3, расчетные значения соответствующих углов, определяемые по следующим зависимостям:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

где способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 - радиус-вектор i-го маяка в локальной системе координат тележки,

где x, y, z - видимые с тележки локальные координаты маяков, рассчитываемые по формулам:

x=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(-cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 i-yОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(zi-zОл)-x лi;

y=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 (zi-zОл)-способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 лi;

z =(-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(zi-zОл)-z лi,

где xi, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 i, zi - абсолютные координаты маяков;

хОл, y Ол, zОл - абсолютные декартовые координаты центра тележки;

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 - углы поворота тележки вокруг осей x, y, z.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для определения пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота при ее перемещении по поверхностям, близким к горизонтальным, например по напольным покрытиям производственных помещений. Данная информация необходима для идентификации положения и угловой ориентации робота.

Известен сигнализатор угла наклона (Патент РФ №2156957, кл. МКИ G01С 9/00, 2000), содержащий стакан с крышкой, в которой установлена шаровая опора с жестко закрепленными на ней двумя стержнями, нижний из которых соединен с маятником, расположенным внутри стакана, заполненного демпфирующей жидкостью, а верхний замыкает на массу контактные кольца при определенных углах крена машины, два регулировочных болта, каждый из которых соединен с одним из контактных колец так, что при их вывинчивании обеспечивается независимое перемещение контактных колец (соответственно вверх или вниз) вдоль оси сигнализатора.

Данный сигнализатор позволяет определять предельно допустимые углы наклона в вертикальных плоскостях, но не позволяет находить точное значение данных углов и их проекции на заданные ортогональные оси. Также рассматривается задача определения местоположения объекта по осям.

Также известен мобильный робот (Патент РФ №2210492, кл. МКИ В25J 9/00, 2003), который оснащен устройством определения местоположения, соединенным с управляющей частью, и содержащим обзорную видеокамеру для создания обзорного изображения потолка помещения и распознавания базового знака на потолке.

Данная система распознавания хорошо работает в тех помещениях, где потолок расположен на небольшой высоте, и совершенно не применима в средах, где потолок отсутствует либо на него нельзя наносить технологические изображения.

Наиболее близкой по совокупности признаков является система (In Procedings of the SPIE, volume 4868 (SPIE2002) pp.269-276. Boston, MA. August 2002 Sensor Coverage using Mobile Robots and Stationary Nodes Maxim A. Batalina and Gaurav S. Sukhatmea University of Southern California, Robotics Research Lab, Los Angeles, CA 90089, USA), включающая сеть статических многоцелевых датчиков, используемых, в том числе, для идентификации местоположения мобильных роботов. Используемая при этом радиосвязь позволяет найти координаты мобильного робота очень приближенно.

Задачей изобретения является автоматизированное уточненное определение пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота.

Поставленная задача достигается тем, что предложен способ определения пространственного положения и угловой ориентации тележки транспортного средства при ее движении по плоской поверхности, имеющей неровности, заключающийся в установке статических маяков на местности с заданной абсолютной декартовой системой координат, в которой две оси направлены параллельно плоскости перемещения тележки, а одна ось перпендикулярна ей, отличающийся тем, что согласно изобретению число статических маяков принимают равным трем, их центры с известными абсолютными координатами располагают в плоскости перемещения тележки, на тележке выбирают локальную декартову систему координат с центром, находящимся на заданной высоте по отношению к плоской поверхности, горизонтальной продольной, горизонтальной поперечной и вертикальной осью, образующими правую тройку, устанавливают на тележке три датчика и определяют углы склонения относительно локальной плоскости перемещения тележки и углы поворота относительно этой плоскости положения маяков, после чего при известных допущениях по измеренным углам поворота рассчитывают приближенные абсолютные координаты центра тележки и угла поворота тележки вокруг вертикальной оси, а затем при начальном приближении определяют уточненные абсолютные координаты центра тележки и углы поворота тележки вокруг трех осей путем итерационного численного решения системы уравнений

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

где (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3), (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) - угловые положения маяков, измеренные при помощи датчиков.

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ip(xОл, y Ол, zол, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ), способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ip(xОл, y Ол, zол, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ), где i=1, 2, 3 - расчетные значения соответствующих углов, определяемые по следующим зависимостям:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

где способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 - радиус-вектор i-го маяка в локальной системе координат тележки;

где х, y, z - видимые с тележки локальные координаты маяков, рассчитываемые по формулам

х=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(-cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(zi-zОл)-x;

y=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 (zi-zОл)-y;

z=(-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(zi-zОл)-z;

где xi, y i, zi - абсолютные координаты маяков;

хОл, yОл, z Ол - абсолютные декартовые координаты центра тележки;

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 - углы поворота тележки вокруг осей x, y, z.

На фиг.1 схематически дан общий вид тележки 1 и помещения, в котором указана абсолютная система координат Oxyz. На тележке 1 указана локальная система координат Олx лyлzл, а также система координат Oлx' лy'лz'л , у которой оси ориентированы параллельно осям абсолютной системы координат Oxyz. Также на тележке 1 жестко закреплены датчики углового положения 2, 3, 4, имеющие локальные координаты (x л1, yл1, zл1 ), (xл2, yл2, z л2), (xл3, yл3 , zл3). В помещении в точках с абсолютными координатами (x1, y1 , z1), (х2, y 2, z2), (х3 , y3, z3) неподвижно установлены маяки 5, 6, 7.

На фиг.2 показана проекция на абсолютную плоскость Oxy тележки и маяков при приближенном расчете - при допущениях zОл=h, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0, xспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 0, yспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 0, zспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 0, (i=1, 2, 3).

Практически способ реализуется следующим образом. Следящие датчики 2, 3, 4 определяют углы склонения (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) относительно плоскости О лxлyл и поворота (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) относительно плоскости O лxлzл, положения маяков 5, 6, 7 и передают данные величины вычислительному устройству. Поскольку величины данных углов связаны с величинами необходимых декартовых координат (хОл, y Ол, zОл) центра локальной декартовой системы координат тележки Ол и углов поворота (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ) тележки вокруг осей z, y, x сложной зависимостью, то для ее раскрытия предлагается двухступенчатый алгоритм.

Первый шаг вычислений

Поскольку тележка перемещается по поверхностям, близким к горизонтальным, то положение точки O л имеет координату по оси z, близкую к h, а углы перекоса тележки вокруг абсолютных осей x,y близки к нулю: z Ол=h, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0. Также величины локальных координат (x л1, yл1, zл1 ), (хл2, yл2, z л2), (хл3, yл3 , zл3) значительно меньше абсолютных декартовых координат (хОл, yОл ) центра тележки, поэтому при приближенном расчете можно принять допущение о том, что датчики 2, 3, 4 находятся в центре тележки Ол: хлiспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 0, yлiспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 0, zлiспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 0 (i=1, 2, 3).

При данных допущениях приближенные значения абсолютных декартовых координат (х*Ол , y*Ол) центра Ол и угла поворота способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 * тележки вокруг оси z могут быть найдены только по величинам углов поворота (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) относительно плоскости О лxлzл положения маяков 5, 6, 7 (фиг.2).

Геометрическое место искомой точки Oл относительно маяков 5, 6 является дуга окружности, у которой угол равен (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1-способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2).

Введя расстояние между маяками 5 и 6: способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 12=((x1 2)2+(y1-y 2)2)0,5, координаты (x12, y12) центра окружности O12 и ее радиус R 12 предложено рассчитать по формулам

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Аналогично можно рассчитать:

- координаты (x31, y31) центра O31 и радиус R31 окружности, проходящей через Ол и маяки 5, 7;

- координаты (x23, y 23) центра О23 и радиус R 23 окружности, проходящей через Ол и маяки 6, 7.

Для определения приближенных значений абсолютных декартовых координат (x*Ол, y* Ол) центра тележки Ол предложено использовать систему уравнений

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Она сводится к системе, линейной относительно неизвестных (x*Ол, y*Ол):

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

где

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Решение системы имеет вид

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

где

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Для определения приближенного значения угла поворота способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 * тележки вокруг оси z по найденным приближенным значениям абсолютных декартовых координат (х*Ол, y*Ол) центра тележки Ол вычисляем угол способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс, образованный направлением на маяк 5 с абсолютной осью x из соотношений:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =((x*Ол-xМ1 )2+(y*Ол-y М1)2)0,5,

cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс=(xМ1-x* Ол)/способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ;

sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс=(yМ1-y* Ол)/способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 .

Приближенное значение угла поворота способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 * равно: способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 *=способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс-способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1.

Второй шаг вычислений

Принимая в качестве начального приближения величины координат (х*Ол, y*Ол, h, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 *, 0, 0) точные их значения (хОл, yОл, zОл, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ) определяем путем численного решения системы уравнений

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

где (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3), (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) - угловые положения маяков 5, 6, 7, измеренные при помощи датчиков 2, 3, 4.

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ip(xОл, y Ол, zОл, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ), способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ip(xОл, y Ол, zОл, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ), (i=1, 2, 3) - расчетные значения соответствующих углов, определяемые по следующим зависимостям.

Для определения последних величин сначала находим видимые локальные координаты маяков их соответствующих датчиков:

х =(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(-cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(zi-zОл)-x;

y=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 (zi-zОл)-y;

z=(-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(xi-xОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(yi-yОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(zi-zОл)-z;

Потом по найденным координатам рассчитываем видимые значения углов:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 ;

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Пример

1. Общая характеристика окружающей среды и конструкции тележки

В окружающей среде помещены три маяка 5, 6, 7, координаты (х1, y 1, z1), (x2 , y2, z2), (х 3, y3, z3) которых в абсолютной декартовой системе Oxyz будут следующими:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Расстояния между маяками в плоскости Oxy:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 12=((x1-x 2)2+(y1-y 2)2)0,5=((2,2) 2+(5,0)2)0,5 =5,463 м,

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 31=((x1-x 3)2+(y1-y 3)2)0,5=((1,8) 2+(5,0)2)0,5 =5,314 м,

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 23=((x2-x 3)2+(y2-y 3)2)0,5=((4,0) 2+(0)2)0,5=4,000 м.

На тележке на высоте h=0,25 м жестко закреплены датчики 2, 3, 4 углового положения, имеющие локальные координаты:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

2. Выполненные измерения

По показаниям датчиков 2, 3, 4 определены наблюдаемые с них углы склонения (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) относительно плоскости О лxлyл и поворота (способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3) относительно плоскости О лxлzл положения маяков 5, 6, 7:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1=37°2'; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2=42°18'; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3=34°48'; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1=343°49'; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2=152°39'; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3=87°18'.

3. Вычисления

Первый шаг

Вначале рассчитываем координаты центров и радиусы окружностей, проходящих через проекции маяков в плоскости Оху и центр тележки:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Затем рассчитываем вспомогательные величины

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

detспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =(-9,68)(-1,78)-(1,71)(-5,63)=21,19.

Решение системы имеет вид:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Для определения приближенного значения угла поворота способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 * тележки вокруг оси z вначале находим характеристики угла способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс, образованного направлением на маяк 5 с абсолютной осью x:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =((x*ОлМ1 )2+(y*Ол-y М1)2)0,5=((3,92-4,2) 2+(2,82-0)2)0,5 =2,84;

cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс=(xМ1-x* Ол)/способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =1,13/2,78=-0,621;

sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс=(yМ1-y* Ол)/способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =-1,43/2,78=0,786.

По данным характеристикам вычисляем величину способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс=-84°25'.

Завершаем первый шаг вычислением приближенного значения угла поворота способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 *:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 *=способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1абс-способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1=-84°25'-343°49'=-68°10'.

Таким образом, на первом шаге определены приближенные значения абсолютных декартовых координат (х*Ол y* Ол) центра Ол и угла поворота способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 * тележки вокруг оси z.

Второй шаг

Принимаем в качестве начального приближения для численного решения системы уравнений методом Розенброка величины координат:

x Ол=х*=3,92 м, yОл=y* Ол=2,82 м, zОл=h=0,25 м,

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 *=-68°10', способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0, способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0.

Первая итерация численного расчета

Вычисляем видимые с тележки локальные координаты маяков:

x=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x1-xОл)+(-cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y1-yОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(z1-zОл)-x л1=2,251;

x=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x2-xОл)+(-cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y2-yОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(z2-zОл)-x л2=-3,01;

х=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x3-xОл)+(-cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y3-yОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(z3-zОл)-х л3=-0,26;

y=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x1-xОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y1-yОл)-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 (z1-zОл)-y л1=-1,68;

y=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x2-xОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y2-yОл)-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 (z2-zОл)-y л2=-0,001;

y=(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x3-xОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y3-yОл)-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 (z3-zОл)-y л3=2,98;

z=(-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x1-xОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y1-yОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(z1-zОл)-z л1=2,75;

z=(-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x2-xОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y2-yОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(z2-zОл)-z л2=2,75;

z=(-sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(x3-xОл)+(sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 +cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 sinспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(y3-yОл)+(cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 cosспособ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )(z3-zОл)-z л3=2,75

Потом по найденным координатам рассчитываем видимые значения углов:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1p=-36,79°; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 1p=62,75°;

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =179,99°; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 2p=56,3°;

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3p=94,96°; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 3p=56,5°.

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Зададим целевую функцию и критерий оптимальности в виде

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

При найденных значениях

F(x Ол, yОл, zОл , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 , способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 )=0,775.

Для решения системы уравнений использован метод Розенброка. Получены последовательные приближения декартовых координат и углов поворота тележки, которым соответствуют следующие значения целевой функции:

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240

Таким образом, в результате получены уточненные величины декартовых координат хОл=3,02 м, yОл=2,04 м; zОл =3,25 м и углов поворота тележки способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =-44,69°; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0,08°; способ определения пространственного положения и угловой ориентации   тележки транспортного средства, патент № 2303240 =0,07°, определяющие пространственное положение и угловую ориентацию тележки мобильного робота, что подтверждает предполагаемый результат.

Класс G01C21/04 с помощью наземных средств

способ определения параметров движения искусственного спутника земли по измерениям текущих навигационных параметров на коротком мерном интервале -  патент 2498219 (10.11.2013)
способ обеспечения безопасности дорожного движения -  патент 2469890 (20.12.2012)
устройство отображения карты, способ отображения карты и устройство съемки изображений -  патент 2457437 (27.07.2012)
способ определения курса и координат самолета -  патент 2356012 (20.05.2009)
способ визуального контроля ориентации тележки мобильного робота при его перемещении по горизонтальной поверхности в заданном помещении -  патент 2307730 (10.10.2007)
устройство для определения положения объекта (варианты) -  патент 2171476 (27.07.2001)
устройство для определения положения объекта -  патент 2151405 (20.06.2000)
следящая система -  патент 2089856 (10.09.1997)
Наверх