устройство для заполнения и опорожнения мобильной емкости
Классы МПК: | B67D5/04 для транспортировки топлива, смазочных материалов или смесей топлива и смазочных материалов |
Автор(ы): | Петропавловский Александр Владимирович (RU), Александров Вячеслав Максимович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "АЛКОР" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-07-03 публикация патента:
20.01.2008 |
Изобретение относится к технике налива и слива жидкостей и может быть использовано для налива преимущественно жидких нефтепродуктов, сжиженных газов и других технических жидкостей в мобильные емкости, например автомобильные цистерны. Устройство для заполнения и опорожнения мобильной емкости содержит трубопровод подачи жидкого продукта и газоуравнительный трубопровод, имеющие возможность соединения с подводящим/отводящим трубопроводом жидкого продукта и газа соответственно и патрубки соединения с мобильной емкостью. Трубопровод подачи жидкого продукта и газоуравнительный трубопровод выполнены в виде шарнирно соединенных звеньев. Оба трубопровода имеют по одному шарниру с вертикальной осью, оси которых смещены относительно друг друга в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на величину, превышающую половину суммы соответствующих поперечных габаритных размеров шарниров с вертикальной осью трубопроводов подачи жидкого продукта и газоуравнительного трубопровода. Техническим результатом изобретения является повышение надежности устройства при обеспечении возможности налива продуктов в мобильные емкости, оснащенные запорной арматурой с разной ориентацией и местом расположения присоединительных фланцев. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для заполнения и опорожнения мобильной емкости, содержащее трубопровод подачи жидкого продукта и газоуравнительный трубопровод, имеющие возможность соединения с подводящим/отводящим трубопроводом жидкого продукта и газа соответственно и патрубки соединения с мобильной емкостью, при этом трубопровод подачи жидкого продукта выполнен в виде шарнирно соединенных звеньев, отличающееся тем, что газоуравнительный трубопровод выполнен в виде шарнирно соединенных звеньев, оба трубопровода имеют по одному шарниру с вертикальной осью, оси которых смещены относительно друг друга в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на величину, превышающую половину суммы соответствующих поперечных габаритных размеров шарниров с вертикальной осью трубопроводов подачи жидкого продукта и газоуравнительного трубопровода.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что длина патрубка соединения с мобильной емкостью одного трубопровода отличается от длины патрубка соединения с мобильной емкостью другого трубопровода.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что между трубопроводами установлен двухпозиционный распределитель.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике налива и слива жидкостей и может быть использовано для налива преимущественно жидких нефтепродуктов, сжиженных газов и других технических жидкостей в мобильные емкости, например автомобильные цистерны.
Известно устройство для налива сжиженного газа в цистерны, содержащее гибкие трубопроводы подачи сжиженного газа и газоуравнительный, имеющие узлы присоединения к резервуару и к мобильной емкости (пат. FR №2857432, М.Кл. 7 F17С 3/00, опубл. 2005 г.).
Наличие гибких трубопроводов снижает надежность работы устройства из-за износа трубопроводов в местах перегиба.
Известна установка для нижнего герметизированного налива жидкостей в транспортные емкости (а.с. СССР №606808, М.Кл. 2 B67D 5/04, опубл. 1978 г.), содержащая соединенные между собой присоединительной головкой трубопровод подачи жидкого продукта и газоуравнительный трубопровод, выполненный в виде гибкого шланга.
Такая установка имеет ограниченные возможности, так как не позволяет использовать его для налива продуктов в мобильные емкости, оснащенные запорной арматурой с разной ориентацией присоединительных фланцев. Наличие гибкого газоуравнительного трубопровода снижает надежность работы устройства.
Наиболее близким к заявляемому и принятым в качестве прототипа является устройство для заполнения и опорожнения мобильной емкости (а.с. СССР №1341156, М.Кл. 4 B67D 5/04), содержащее трубопровод подачи жидкого продукта и газоуравнительный трубопровод, имеющие возможность соединения с подводящим/отводящим трубопроводом жидкого продукта и газа соответственно и патрубки соединения с мобильной емкостью, при этом трубопровод подачи жидкого продукта выполнен в виде шарнирно соединенных звеньев, а газоуравнительный - в виде гибкого шланга.
Раздельное подсоединение трубопроводов к мобильной емкости позволяет использовать его для налива продуктов в мобильные емкости, оснащенные запорной арматурой с разной ориентацией присоединительных фланцев.
Однако газоуравнительный трубопровод выполнен в виде гибкого шланга, что снижает надежность работы из-за его износа в местах перегиба.
Задачей изобретения является повышение надежности устройства при обеспечении возможности налива продуктов в мобильные емкости, оснащенные запорной арматурой с разной ориентацией и местом расположения присоединительных фланцев.
Поставленная задача решается усовершенствованием устройства для заполнения и опорожнения мобильной емкости, содержащего трубопровод подачи жидкого продукта и газоуравнительный трубопровод, имеющие возможность соединения с подводящим/отводящим трубопроводом жидкого продукта и газа соответственно и патрубки соединения с мобильной емкостью, при этом трубопровод подачи жидкого продукта выполнен в виде шарнирно соединенных звеньев.
Это усовершенствование заключается в том, что газоуравнительный трубопровод выполнен в виде шарнирно соединенных звеньев, оба трубопровода имеют по одному шарниру с вертикальной осью, оси которых смещены относительно друг друга в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на величину, превышающую половину суммы соответствующих поперечных габаритных размеров шарниров с вертикальной осью трубопроводов подачи жидкого продукта и газоуравнительного трубопровода.
Кроме того, длина патрубка соединения с мобильной емкостью одного трубопровода может отличаться от длины патрубка соединения с мобильной емкостью другого трубопровода.
Кроме того, между трубопроводами может быть установлен двухпозиционный распределитель.
Выполнение газоуравнительного трубопровода в виде шарнирно соединенных звеньев аналогично трубопроводу подачи жидкого продукта позволяет повысить надежность работы.
Снабжение каждого трубопровода шарниром с вертикальной осью, оси которых смещены относительно друг друга в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на величину, превышающую половину суммы соответствующих поперечных габаритных размеров шарниров с вертикальной осью трубопроводов подачи жидкого продукта и газоуравнительного трубопровода, позволяет обеспечить возможность свободного поворота звеньев трубопроводов вокруг вертикальных осей (не задевая друг друга) для изменения ориентации патрубков соединения с мобильной емкостью, что необходимо для присоединения к мобильным емкостям, оснащенным запорной арматурой с разной ориентацией и местом расположения присоединительных фланцев.
Выполнение патрубков соединения с мобильной емкостью одного трубопровода длиной, отличающейся от длины патрубка соединения с мобильной емкостью другого трубопровода, позволяет компенсировать смещение осей вертикальных шарниров и обеспечить соединение с мобильной емкостью при одинаковом перемещении аналогичных звеньев трубопроводов.
Установка между трубопроводами двухпозиционного распределителя позволяет обеспечить соединение каждого трубопровода с подводящим/отводящим трубопроводом жидкого продукта и газа, что обеспечивает возможность использования каждого трубопровода для подачи/отвода жидкого продукта или газа и за счет этого - присоединения к мобильным емкостям, оснащенным запорной арматурой с разной ориентацией и местом расположения присоединительных фланцев при меньших перемещениях звеньев трубопроводов.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображено предлагаемое устройство, на фиг.2 - то же, вид сбоку, на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2 (положение патрубков при повороте на 90° показано тонкими линиями).
Устройство для заполнения и опорожнения мобильной емкости, например автомобильной цистерны (показана тонкими линиями), содержит трубопровод подачи жидкого продукта, выполненный в виде звеньев 1, 2, 3, 4 и 5. Звено 1 соединено шарниром 6 с горизонтальной осью с подводящим/отводящим трубопроводом 7 жидкого продукта и шарниром 8 с вертикальной осью со звеном 2, которое шарниром 9 с горизонтальной осью, перпендикулярной оси шарнира 6, соединено со звеном 3. Звено 3 шарниром 10 соединено со звеном 4, которое соединено шарниром 11 со звеном 5, которое шарниром 12 соединено с патрубком 13 соединения с мобильной емкостью. Газоуравнительный трубопровод соединен с подводящим/отводящим газ трубопроводом 14 и выполнен в виде звеньев 15, 16, 17, 18 и 19, соединенных шарнирами 20, 21, 22, 23, 24 и 25. Шарнир 25 соединен с патрубком 26 соединения с мобильной емкостью. Оси шарниров 8 и 21 смещены относительно друг друга в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на величины а и б, превышающие половину суммы соответствующих поперечных габаритных размеров шарниров 8 и 21 с вертикальной осью трубопроводов 7 подачи жидкого продукта и газоуравнительного трубопровода 14. В приведенном варианте длина l патрубка 13 соединения с мобильной емкостью одного трубопровода отличается от длины L патрубка 26 соединения с мобильной емкостью другого трубопровода. Между трубопроводами 7 и 14 на их входе установлен двухпозиционный распределитель 27, который может занимать два положения. В одном положении с подводящим/отводящим трубопроводом 7 жидкого продукта соединяются звенья 1, 2, 3, 4 и 5, при этом звенья 15, 16, 17, 18 и 19 соединяются с подводящим/отводящим газ трубопроводом 14, во втором положении с трубопроводом 7 жидкого продукта соединяются звенья 15, 16, 17, 18 и 19, а с трубопроводом 14, подводящим/отводящим газ, - звенья 1, 2, 3, 4 и 5.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом работы звенья трубопровода подачи отведены из зоны нахождения автомобильной цистерны за счет возможности поворота звеньев 1, 2, 3, 4 и 5 вокруг осей шарниров 6, 8, 9, 10, 11 и 12. Также отведены из зоны нахождения автомобильной цистерны звенья газоуравнительного трубопровода за счет возможности поворота звеньев 15, 16, 17, 18 и 19 вокруг осей шарниров 20, 21, 22, 23, 24 и 25. Цистерну устанавливают в зону налива. Точная ориентация положения патрубка 13 соединения с мобильной емкостью трубопровода подачи жидкого продукта и патрубка 26 газоуравнительного трубопровода обеспечивается перемещением звеньев 1, 2, 3, 4 и 5 трубопровода подачи жидкого продукта и звеньев 15, 16, 17, 18 и 19 газоуравнительного трубопровода. За счет возможности поворота относительно вертикальной оси звена 2 трубопровода подачи жидкого продукта и звена 16 газоуравнительного трубопровода обеспечивается установка наливных патрубков 13 и 26 соответственно расположению фланцев запорной арматуры цистерны. Подается жидкий продукт, который, проходя по трубопроводу, вытекает из патрубка 13 в цистерну, а находящийся в цистерне газ удаляется через патрубок 26 по газоуравнительному трубопроводу. При опорожнении цистерны газ под давлением по газоуравнительному трубопроводу через патрубок 26 подается в цистерну и вытесняет по трубопроводу подачи жидкий продукт через патрубок 13 из цистерны. После заполнения или опорожнения цистерны подача продукта прекращается и патрубки 13 и 26 отсоединяются от фланцев запорной арматуры цистерны и отводятся из зоны налива. В зависимости от расположения фланцев запорной арматуры цистерны в качестве подводящего/отводящего трубопровода жидкого продукта можно использовать трубопровод со звеньями 15, 16, 17, 18 и 19, а в качестве газоуравнительного - трубопровод со звеньями 1, 2, 3, 4 и 5, для этого переключается распределитель 27, соединяя с трубопроводом 7 звенья 15, 16, 17, 18 и 19, а с трубопроводом 14 - звенья 1, 2, 3, 4 и 5.
Таким образом, использование предлагаемого устройства позволяет повысить надежность при обеспечении возможности налива продуктов в мобильные емкости, оснащенные запорной арматурой с разной ориентацией и местом расположения присоединительных фланцев.
Класс B67D5/04 для транспортировки топлива, смазочных материалов или смесей топлива и смазочных материалов