канатный блок

Классы МПК:B66D3/08 конструкции шкивов 
F16H55/50 конструктивные особенности канатных шкивов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-05-22
публикация патента:

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса. Канатный блок содержит установленный на оси комбинированный ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода, центральный диск которого состоит из секторов древесины модифицированной, размещенных между двумя стальными дисками. Ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует со седловидной поверхностью комбинированной втулки из древесины модифицированной и стали, представляющей собой две полувтулки: левую и правую. Левая туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку. Диски обода выполнены как единое целое со ступицей. Это позволяет повысить надежность комбинированного ролика канатного блока. 2 ил. канатный блок, патент № 2318720

канатный блок, патент № 2318720 канатный блок, патент № 2318720

Формула изобретения

Канатный блок, содержащий установленный на оси комбинированный ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода, центральный диск которого состоит из секторов древесины модифицированной (ДМ), размещенные между двумя стальными дисками, причем ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует со седловидной поверхностью комбинированной втулки из ДМ и стали, представляющей собой две полувтулки, левая из которых туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, отличающийся тем, что диски обода выполнены как единое целое со ступицей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса.

Известны литые канатные блоки грузоподъемных механизмов, содержащие обод с желобом и ступицу, соединенные спицами овального сечения (а.с. СССР №468873, В66D 3/08, 05.07.73 Бюл. №16). В таких блоках канат и блок подвержены быстрому изнашиванию в местах соприкосновения каната с желобом вследствие возникновения высоких контактных напряжений и отклонения каната в поперечной плоскости (переменности угла девиации).

Известен канатный блок (а.с. СССР №1212927, В66D 3/08, 23.02.86. Бюл. №7), содержащий ролик, обод которого выполнен с желобом, в котором размещена рифленая вставка с гофрированной поверхностью, имеющей форму отпечатков прядей каната. Рифленая вставка включает упругие компенсаторы в виде U-образных выступов, размещенных в проточках обода. Такая конструкция обода обеспечивает более равномерное распределение контактных напряжений между канатом и желобом и частичное перемещение при поперечном отклонении каната.

Недостатком известной конструкции является сложность изготовления и крепления рифленой опорной вставки в желобе ролика.

Известен канатный блок (патент на полезную модель №41716, В66D 3/08, 10.11.2004. Бюл. №31), выбранный в качестве прототипа, содержащий комбинированный ролик, состоящий из четырех самостоятельных деталей: стальной ступицы, центрального диска из древесины модифицированной (ДМ) и двух стягивающих его металлических дисков. Ступица в радиальном сечении имеет форму заклепки с овальной головкой, ширина выступов которой не менее толщины стягивающих дисков. Крепление указанных деталей между собой осуществляется с помощью болтов с гайками. Ступица опирается на полувтулки из ДМ с торцевым расположением волокон в плоскости контакта.

Недостатком данной конструкции ролика является значительное количество разъемных деталей, что может негативно отразиться на его надежности в эксплуатации.

Изобретение решает задачу повышения надежности комбинированного ролика канатного блока.

Это достигается тем, что в канатном блоке, содержащем установленный на оси комбинированный ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода, центральный диск которого состоит из секторов древесины модифицированной (ДМ), размещенных между двумя стальными дисками, причем ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует со седловидной поверхностью комбинированной втулки из ДМ и стали, представляющей собой две полувтулки, левая из которых туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, согласно изобретению, диски обода выполнены как единое целое со ступицей. Это позволяет не только сократить число разъемных деталей ролика-прототипа, но и повысить его надежность.

Конструкция канатного блока показана на фиг.1 - общий вид, фиг.2 - разрез по А-А.

Канатный блок 1 включает комбинированный ролик 2 и ось 3. Ролик 2 состоит из обода 4, представляющего собой центральный диск, выполненный из секторов ДМ, металлической ступицы 5 из стали, выполненной за одно целое с двумя стягивающими дисками, внутренняя поверхность которой в поперечном сечении имеет форму кругового сегмента. Между стягивающими дисками установлен обод 4. Крепление секторов из ДМ обода 4 с дисками осуществляется с помощью болтов 6 с гайками 7. Для надежности соединения установлены специальные гроверные шайбы 8, которые компенсируют изменение величины давления, происходящего в результате набухания ДМ в направлении прессования при воздействии температурно-влажностных параметров, а также фиксируют гайки 7, предотвращая их отвинчивание.

На оси 3 размещен подшипник скольжения, состоящий из двух металлических полувтулок (левая 9 и правая 10) с бортовыми выступами и двух секторных полувтулок из ДМ (левая 11 и правая 12). Левая полувтулка 9 запрессовывается с большим натягом (тугая посадка) до упора 13, предусмотренного на оси блока. Правая полувтулка 10 запрессовывается со значительно меньшим натягом (скользящая посадка). Полувтулки из ДМ 11 и 12 надежно зажаты на оси гайкой 14 посредством полувтулок 9 и 10. Для обеспечения постоянного нажима и фиксирования гайки 14 под нее установлена специальная гроверная шайба 15, которая компенсирует изменение давления набухания древесины секторных полувтулок из ДМ в направлении прессования под воздействием температурно-влажностных режимов эксплуатации узла трения, а также фиксирует гайку 14 и предотвращает ее отвинчивание.

Полувтулки из ДМ тщательно смазываются солидолом. Для предотвращения их проворачивания, на внутренних поверхностях бортовых выступов металлических полувтулок 9 и 10 необходимо сделать засечки или другим способом увеличить их шероховатость.

Канатный блок работает следующим образом.

Запасованный через блок канат контактирует своими прядями с ободом из ДМ, имеющей меньший модуль упругости по сравнению с проволоками каната, что позволяет его прядям быстро выработать в ней себе «постель» и, таким образом, увеличить площадь контакта. Это приводит к снижению контактных напряжений, а следовательно, к увеличению срока службы стального каната.

Между седловидной поверхностью узла трения и контактирующей с ней поверхностью ступицы образован зазор, идущий от центра соединения полувтулок в обе стороны и постепенно увеличивающийся до 2 мм, что позволяет ролику «отслеживать» поперечные отклонения каната влево или вправо в зависимости от угла девиации каната. Это также положительно сказывается на сроке его службы.

Допускаемая нагрузка на блок до 63 кН (6,3 тс).

Класс B66D3/08 конструкции шкивов 

узел лифтовой установки и шкив для нее -  патент 2467943 (27.11.2012)
канатный блок -  патент 2305656 (10.09.2007)
канатный блок -  патент 2264348 (20.11.2005)
шкив с поворачивающимся фланцем и встроенным зажимным приспособлением -  патент 2174941 (20.10.2001)
полиспаст -  патент 2124471 (10.01.1999)

Класс F16H55/50 конструктивные особенности канатных шкивов 

Наверх