героторный винтовой гидравлический двигатель
Классы МПК: | F03C2/08 с взаимным зацеплением, те с зацеплением взаимодействующих элементов, подобным зубчатому E21B4/02 гидравлические или пневматические приводы для вращательного бурения F01C1/107 с винтовыми (геликоидальными) зубьями |
Автор(ы): | Андоскин Владимир Николаевич (RU), Астафьев Сергей Петрович (RU), Пушкарев Максим Анатольевич (RU), Нестеров Анатолий Владимирович (RU), Глинкин Алексей Сергеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Радиус-Сервис" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-07-20 публикация патента:
10.04.2008 |
Изобретение относится к героторным механизмам винтовых гидравлических двигателей, вращение ротора с долотом в которых осуществляется насосной подачей текучей среды, для бурения нефтяных и газовых скважин. Героторный винтовой гидравлический двигатель содержит статор, представляющий собой трубчатый корпус с закрепленной в нем обкладкой из эластомера, например из резины, с внутренними винтовыми зубьями, и расположенный внутри статора ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше числа зубьев обкладки, ходы винтовых зубьев обкладки и ротора пропорциональны их числам зубьев, а центральные продольные оси ротора и обкладки смещены между собой на величину эксцентриситета. Приведены выражения и соотношения, улучшающие энергетические характеристики, по существу развиваемую мощность и крутящий момент, путем обеспечения максимальной площади поперечного сечения, занятой рабочим телом, при одинаковом контурном диаметре, величие эксцентриситета зацепления механизма, числах зубьев обкладки и ротора за счет оптимизации величин радиусов окружностей, огибающие которых очерчивают торцовые профили зубьев в обкладке и роторе, вследствие чего обеспечивается снижение гидромеханических потерь за счет равномерного натяга во всех фазах контакта зубьев обкладки и ротора, улучшения уплотнения по контактным линиям в зоне полюсов зацепления и снижения контактных нагрузок в зоне максимальных скоростей скольжения. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Формула изобретения
1. Героторный винтовой гидравлический двигатель, содержащий статор, представляющий собой трубчатый корпус с закрепленной в нем обкладкой из эластомера, например из резины, с внутренними винтовыми зубьями, и расположенный внутри статора ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше числа зубьев обкладки, ходы винтовых зубьев обкладки и ротора пропорциональны их числам зубьев, а центральные продольные оси ротора и обкладки смещены между собой на величину эксцентриситета, отличающийся тем, что торцовый профиль зубьев обкладки из эластомера выполнен как огибающая кривая радиусов rs при повороте системы координат Хос, У ос, которой принадлежит окружность радиуса r s, а центр окружности радиуса rs расположен на окружности с радиусом Roc , проведенным из центра системы координат Хос , Уос, причем центр системы координат Х ос, Уос смещен от центральной продольной оси обкладки на величину эксцентриситета аw между центральными продольными осями ротора и обкладки и определен выражением
Roc=rif -rs-aw,
где rif - радиус впадин зубьев обкладки,
угол поворота с системы координат Х ос, Уос относительно неподвижной системы координат Хк, У к, центр которой расположен на центральной продольной оси обкладки, и угол поворота c системы координат Х с, Ус, центр которой расположен на центральной продольной оси обкладки, относительно неподвижной системы координат Хк, У к, связаны соотношением
c= сZp/Z c,
где Zp и Z c - числа зубьев ротора и соответственно обкладки, а координаты Хс, Ус номинального профиля обкладки определены выражениями
X c=(Xoccos c-Уocsin c+aw)cos c+(Xocsin c-Уoccos c)sin c,
Ус =-(Хосcos с-Уосsin с+аw)sin с+(Хосsin с+Уосcos c)cos c,
при этом торцовый профиль зубьев ротора выполнен в виде огибающей зубьев обкладки из эластомера или в виде огибающей исходного контура циклоидальной рейки, очерченной эквидистантой укороченной циклоиды или в виде огибающей исходного контура рейки, образованного сопряжением дуг окружностей.
2. Героторный винтовой гидравлический двигатель по п.1, отличающийся тем, что радиус rs, огибающая которого образует торцовый профиль зубьев обкладки, и эксцентриситет а w между центральными продольными осями ротора и обкладки связаны соотношением
rs=(0,618 - 2,618)аw.
3. Героторный винтовой гидравлический двигатель по п.1, отличающийся тем, что твердость обкладки с внутренними винтовыми зубьями, выполненной из резины, составляет 70±3 ед. Шор А.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к героторным механизмам винтовых многозаходных гидравлических двигателей, вращение ротора с долотом в которых осуществляется насосной подачей текучей среды, для бурения нефтяных и газовых скважин.
Известен героторный механизм с внутренним внецентроидным зацеплением, у которого торцовый профиль зубьев, например, статора принят за исходный, очерченный эквидистантой укороченной эпициклоиды или гипоциклоиды, а сопряженный профиль зубьев ротора выполнен как огибающая кривая исходного профиля (SU 93032 А, 21.03.1962).
Недостатком известного механизма является то, что для образования зубьев ротора и статора (сердечника пресс-формы) требуется различный зуборезный инструмент, например две червячные фрезы, а с изменением числа зубьев механизма при его проектировании и изготовлении количество потребных червячных фрез возрастает, что не обеспечивает экономических преимуществ.
Известен многозаходный героторный механизм винтовой гидравлической машины, содержащий элементы в виде статора и закрепленной в нем обкладки с внутренними винтовыми зубьями, выполненными из эластомера, например из резины, и ротора с наружными винтовыми зубьями, причем число зубьев в обкладке статора больше числа зубьев ротора на единицу, ось статора смещена относительно оси ротора на величину эксцентриситета, равную половине высоты зубьев, а торцовый профиль зубьев одного из элементов выполнен как огибающая исходного контура рейки, очерченной эквидистантой укороченной циклоиды со смещением, при этом торцовый профиль зубьев другого элемента выполнен в виде эквидистанты огибающей первого элемента при обкатывании без проскальзывания их центроид, а величина эквидистантности составляет половину величины диаметрального натяга в зацеплении (RU 2194880 С2, 20.12.2002).
Недостатком известной конструкции является то, что не учитываются некоторые условия эксплуатации, например температура и условия нагружения при бурении различных по твердости пород для "горячих" скважин с температурой выше 100°С, в которых требуются многозаходные героторные винтовые механизмы с зазором в зацеплении ротор-статор.
Использование в таких скважинах забойных двигателей с натягом в зацеплении героторного винтового механизма снижает надежность и ресурс, что объясняется повышенным износом, резким снижением энергетических характеристик, по существу развиваемой мощности и крутящего момента, а также заклиниванием механизма.
Другим недостатком известной конструкции является отсутствие возможности изменения натяга и корригирования формы зубьев ротора и статора без изменения наружных диаметров ротора и/или статора, что не позволяет создать надежное уплотнение по контактным линиям в героторном винтовом механизме с "нулевым" натягом в зацеплении.
Известен героторный механизм, содержащий статор с внутренними винтовыми зубьями, выполненными из упругоэластичного материала, например из резины, и ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше числа зубьев статора, причем ось ротора смещена относительно оси статора на величину эксцентриситета, равную половине радиальной высоты зубьев, ходы винтовых зубьев ротора и статора пропорциональны их числам зубьев.
Профиль зубьев статора в торцовом сечении выполнен как огибающая исходного контура циклоидальной рейки, очерченной эквидистантой с радиусом RC1 укороченной циклоиды, а профиль зубьев ротора в торцовом сечении выполнен как огибающая другого исходного контура циклоидальной рейки с радиусом эквидистанты RC2, выполненным больше, чем R C1 или связанным соотношением RC2 =RC1+(0,1...0,5)E, где Е - радиус производящей окружности, равный величине эксцентриситета (RU 2166603 С1, 10.05.2001).
Вариантом известного изобретения является выполнение героторного механизма таким образом, что профиль зубьев статора в торцовом сечении выполнен как огибающая исходного контура циклоидальной рейки, очерченной эквидистантой с радиусом RC1 укороченной циклоиды, а профиль зубьев ротора в торцовом сечении очерчен сопряженными дугами окружностей, причем выступ зуба ротора очерчен дугой радиуса RB, большего, чем радиус эквидистанты статора RC1, или связан с ним соотношением RC2=R C1+(0,1...0,5)E, а профиль впадины зуба ротора очерчен дугой радиуса RV, зависящего от числа зубьев ротора, его наружного диаметра и эксцентриситета (RU 2166603 С1, 10.05.2001).
Недостатком известного героторного механизма является то, что указанные варианты героторных механизмов требуют осуществления селективной сборки рабочих пар в связи с необходимостью подбора ротора и статора по радиальному натягу.
Кроме того, при работе за счет возникновения бокового натяга, распределенного равномерно при выпукло-вогнутом контакте зуба ротора с впадиной зуба статора, появляется повышенный износ боковых сторон зубьев статора, выполненных из упругоэластичного материала, при этом за счет наличия радиального и бокового натягов в зацеплении возникают силы трения в зонах контакта зубьев, создающие моменты сопротивления, препятствующие вращению ротора вокруг своей оси и его планетарному движению, что ухудшает энергетические характеристики механизма.
В связи с тем, что исходные контуры инструментальных реек ротора и статора разные, исключается возможность изготовления ротора и сердечника пресс-формы статора одним инструментом.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является героторный механизм винтовой гидромашины, содержащий статор и эксцентрично расположенный в нем ротор, зубья которых находятся в непрерывном контакте и имеют разницу их чисел, равную единице, торцовые профили статора и ротора образованы общим исходным профилем рейки (зацепления) со смещением, а профиль этого контура очерчен эквидистантой укороченной циклоиды, при этом наибольшее допустимое положительное и наибольшее отрицательное смещения контура рейки заданы с выполнением соотношений:
hn 0,73aZ2 0,5 ,
| hот| 1,04aZ1 0,41 ,
а допустимое значение контурного диаметра ограничено пределами:
Dк min Dк Dк max,
где
D к max=Df1+2 hn,
Dк min =Df1-2 hот,
где hn, hот - наибольшее допустимое положительное и наибольшее отрицательное смещения, соответственно, контура рейки,
Dк max, Dк min - наибольшее и наименьшее значения контурного диаметра,
а - эксцентриситет зацепления механизма,
Z 1, 2- числа зубьев статора и ротора, соответственно,
Df1 - номинальный диаметр впадин статора при отсутствии смещения исходного контура, который задают по формуле:
Df1=2(rZ 2+a+rц),
где Z 2 - число зубьев ротора,
r - радиус катящейся окружности, образующей нормальную циклоиду исходного контура рейки,
rс - расстояние от укороченной циклоиды до точек профиля исходного контура рейки (RU 2232317 С1, 10.07.2004).
Недостатком известной конструкции является то, что при выбранном контурном диаметре Dк, величине эксцентриситета "а", числах Z1, 2 зубьев статора и ротора, соответственно, не может быть изменена площадь проходного сечения (площадь, занятая рабочим телом) многозаходного героторного механизма и, следовательно, отсутствует возможность улучшить энергетические характеристики, например развиваемую мощность и крутящий момент в двигателе для вращения ротора от насосной подачи текучей среды или развиваемое давление и расход в насосе для подачи текучей среды за счет вращения ротора.
Недостатки известной конструкции объясняются тем, что форма исходного контура зацепления (рейки) стандартизована и задается, по существу, в соответствие с ОСТ 39-164-84, при этом контурный диаметр D к может быть изменен только путем замены числа зубьев Z 1 статора или эксцентриситета "а" зацепления механизма, что накладывает ограничения на проектирование механизма и оптимизацию характеристик двигателя или насоса.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в улучшении энергетических характеристик героторного винтового гидравлического двигателя, по существу развиваемой мощности и крутящего момента, путем обеспечения максимальной площади поперечного сечения, занятой рабочим телом, при одинаковом контурном диаметре Dк, величине эксцентриситета зацепления механизма, числах зубьев обкладки и ротора за счет оптимизации величин радиусов окружностей, огибающие которых очерчивают торцовые профили зубьев в обкладке и роторе, вследствие чего обеспечивается снижение гидромеханических потерь за счет равномерного натяга во всех фазах контакта зубьев обкладки и ротора, улучшения уплотнения по контактным линиям в зоне полюсов зацепления и снижения контактных нагрузок в зоне максимальных скоростей скольжения.
Сущность технического решения заключается в том, что в героторном винтовом гидравлическом двигателе, содержащем статор, представляющий собой трубчатый корпус с закрепленной в нем обкладкой из эластомера, например из резины, с внутренними винтовыми зубьями, и расположенный внутри статора ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше числа зубьев обкладки, ходы винтовых зубьев обкладки и ротора пропорциональны их числам зубьев, а центральные продольные оси ротора и обкладки смещены между собой на величину эксцентриситета, согласно изобретению торцовый профиль зубьев в обкладке из эластомера очерчен как огибающая кривая радиусов rs при повороте системы координат Х ос, Уос, которой принадлежит окружность радиуса rs, а центр окружности радиуса rs расположен на окружности с радиусом Roc, проведенным из центра системы координат Хос, Уос, причем центр системы координат Хос, У ос смещен от центральной продольной оси обкладки на величину эксцентриситета аw между центральными продольными осями ротора и обкладки и определен выражением:
R oc=rif-rs-a w,
где rif - радиус впадин зубьев обкладки, угол поворота c системы координат Х ос, Уос относительно неподвижной системы координат Хк, У к, центр которой расположен на центральной продольной оси обкладки, и угол поворота с системы координат Х с, Ус, центр которой расположен на центральной продольной оси обкладки, относительно неподвижной системы координат Хк, У к, связаны соотношением:
c= cZp/Z c,
где Zp и Z c - числа зубьев ротора и, соответственно, обкладки, а координаты Хс, Ус номинального профиля обкладки определены выражениями:
Xc=(Xoccos c-Уocsin c+aw)cos c+(Xocsin c-Уoccos c)sin c,
Ус =-(Хосcos с-Уосsin с+аw)sin с+(Хосsin с+Уосcos c)cos c,
при этом торцовый профиль зубьев ротора выполнен в виде огибающей зубьев обкладки из эластомера или в виде огибающей исходного контура циклоидальной рейки, очерченной эквидистантой укороченной циклоиды, или в виде огибающей исходного контура рейки, образованного сопряжением дуг окружностей.
Кроме того, радиус rs, огибающая которого образует торцовый профиль зубьев в обкладке, и эксцентриситет aw между центральными продольными осями ротора и обкладки связаны соотношением: rs =(0,618...2,618)aw, а твердость обкладки с внутренними винтовыми зубьями, выполненной из резины, составляет 70±3 ед. Шор А.
Такое выполнение героторного винтового гидравлического двигателя обеспечивает максимальную площадь поперечного сечения, занятую рабочим телом, при одинаковом контурном диаметре Dк, величине эксцентриситета зацепления аw механизма, числах зубьев Z c (обкладки) и Zp (ротора) путем оптимизации величин радиусов rs, r m окружностей, огибающие которых очерчивают торцовые профили зубьев в обкладке и роторе, соответственно, вследствие чего обеспечивается снижение гидромеханических потерь за счет равномерного натяга во всех фазах контакта зубьев обкладки и ротора, улучшения уплотнения по контактным линиям в зоне полюсов зацепления и снижения контактных нагрузок в зоне максимальных скоростей скольжения.
Выполнение героторного винтового гидравлического двигателя таким образом, что радиус rs, огибающая которого образует торцовый профиль зубьев в обкладке, и эксцентриситет а w между центральными продольными осями ротора и обкладки связаны соотношением: rs=(0,618...2,618)а w, дополнительно снижает вероятность возникновения резонансных поперечных колебаний двигателя в скважине при осевых нагрузках, изменяемых при воздействии двигателя на забой, за счет синхронизации работы многозаходных многошаговых винтовых (шлюзовых) камер между зубьями ротора и обкладки.
Ниже представлен лучший вариант героторного винтового гидравлического двигателя для бурения горизонтальных нефтяных скважин.
На фиг.1 показан продольный разрез героторного винтового гидравлического двигателя.
На фиг.2 показан поперечный разрез А-А на фиг.1 статора и ротора героторного винтового гидравлического двигателя, отношение чисел зубьев ротор - обкладка равно 5/6.
На фиг.3 показана схема образования торцового профиля зубьев в обкладке из эластомера.
На фиг.4 показано образование торцового профиля зубьев в обкладке из эластомера, который очерчен как огибающая кривая множества радиусов rs при повороте систем координат, показанных на фиг.3, при следующих значениях:
rs=7,6125 мм, a w=3,5 мм, rif=31,675 мм при номинальном диаметре впадин обкладки Dк=63,35 мм.
На фиг.5 показан пример выполнения героторного винтового гидравлического двигателя при одинаковом контурном диаметре D к:
обкладка rif=31,675 мм от окружности rs=7,6125 мм;
торцовый профиль зубьев ротора, rа=28,175 мм, выполнен в виде огибающей зубьев обкладки из эластомера;
S=592 мм 2 - площадь поперечного сечения, занятая рабочим телом, погрешностей в зацеплении (натягов и зазоров) нет.
На фиг.6 показан пример выполнения героторного винтового гидравлического двигателя при одинаковом контурном диаметре D к:
обкладка rif=31,675 мм от окружности rs=7,6125 мм;
ротор r а=28,175 мм выполнен в виде огибающей исходного контура циклоидальной рейки (зацепления), очерченной эквидистантой укороченной циклоиды;
S=588 мм2 - площадь поперечного сечения, занятая рабочим телом;
цифры 0,0539, а также 0,045 и 0,0042 обозначают натяг в мм в зацеплении.
На фиг.7 показан пример выполнения героторного винтового гидравлического двигателя при одинаковом контурном диаметре Dк:
обкладка rif=31,675 мм от окружности rs=7,6125 мм;
торцовый профиль зубьев ротора rа=28,175 мм выполнен в виде огибающей исходного контура рейки (зацепления), образованного сопряжением дуг окружностей;
S=582 мм2 - площадь поперечного сечения, занятая рабочим телом;
цифры 0,1599, а также 0,032 и 0,0031 обозначают натяг в мм в зацеплении.
При выполнении обкладки и ротора, показанных как на фиг.6, но рассчитанных по ОСТ 39-164-84:
Dk =2rif, rif=31,675 мм;
h1n=0 (смещение исходного контура рейки для образования профиля зубьев обкладки);
h2n=0,6125 мм (смещение исходного контура рейки для образования профиля зубьев ротора);
S=572 мм2 - площадь поперечного сечения, занятая рабочим телом, при одинаковых натягах в зацеплении, при номинальных диаметрах впадин обкладки Dk=63,35 мм и диаметре ротора Da=56,35 мм.
Героторный винтовой гидравлический двигатель содержит статор, представляющий собой трубчатый корпус 1, выполненный из стали 40Х ГОСТ 4543-71, с закрепленной в нем обкладкой 2 из эластомера, по существу из резины ИРП-1226-5 ТУ 2512.003.45055793-98, с внутренними винтовыми зубьями 3, и расположенный внутри статора ротор 4, выполненный из стали 30Х13 ГОСТ 5949-75, с наружными винтовыми зубьями 5, число которых на единицу меньше числа зубьев 3 обкладки 2, ходы винтовых зубьев 3 обкладки 2 и винтовых зубьев 5 ротора 4 пропорциональны их числам зубьев (не показаны), а центральная продольная ось 6 ротора 4 и центральная продольная ось 7 обкладки 2 смещены между собой на величину эксцентриситета 8, показано на фиг.1, 2.
Существенными признаками героторного винтового гидравлического двигателя является то, что торцовый профиль зубьев 3 в обкладке 2 из эластомера очерчен как огибающая кривая радиусов r s при повороте системы координат Хос , Уос, которой принадлежит окружность радиуса rs, а центр окружности радиуса r s расположен на окружности с радиусом R oc, проведенным из центра системы координат Х ос, Уос, причем центр системы координат Хос, Уос смещен от центральной продольной оси 7 обкладки 2 на величину эксцентриситета 8, аw между центральными продольными осями 6 ротора 4 и 7 обкладки 2 и определен выражением:
R oc=rif-rs-a w,
где rif - радиус впадин зубьев 3 обкладки 2, угол поворота c системы координат Х ос, Уос относительно неподвижной системы координат Хк, У к, центр которой расположен на центральной продольной оси 7 обкладки 2, и угол поворота c системы координат Х с, Ус, центр которой расположен на центральной продольной оси 7 обкладки 2, относительно неподвижной системы координат Хк, У к, связаны соотношением:
c= сZp/Z c,
где Zp и Z c - числа зубьев ротора 4 и, соответственно, обкладки 2, а координаты Хс, Ус номинального профиля обкладки определены выражениями:
Хс=(Хосcos с-Уосsin c+aw)cos c+(Хосsin c-Уосcos c)sin с,
Ус =-(Хосcos с-Уосsin c+аw)sin c+(Хосsin c+Уосcos c)cos c, показано на фиг.2, 3, 4.
При этом торцовый профиль зубьев 5 ротора 4 выполнен в виде огибающей зубьев 3 обкладки 2 из эластомера или в виде огибающей исходного контура циклоидальной рейки, очерченной эквидистантой укороченной циклоиды, или в виде огибающей исходного контура рейки, образованного сопряжением дуг окружностей, показано на фиг.5, 6, 7, соответственно.
Существенными признаками героторного винтового гидравлического двигателя является также то, что радиус rs , огибающая которого образует торцовый профиль зубьев 3 в обкладке 2, и эксцентриситет 8, аw между центральной продольной осью 6 ротора 4 и центральной продольной осью 7 обкладки 2 связаны соотношением: rs=(0,618...2,618)а w, при этом твердость обкладки 2 с внутренними винтовыми зубьями, выполненной из резины, составляет 75±3 ед. Шор А, показано на фиг.2.
На фиг.3 показан пример профилирования точки "С" обкладки 2 трубчатого корпуса 1 от образующей окружности радиуса rs.
При проектировании задают:
rif - номинальный радиус окружности вершин детали с наружными зубьями (окружности впадин для детали с внутренними зубьями);
aw - межцентровое расстояние в паре;
Zc - число зубьев обкладки статора;
- натяг в паре ротор - обкладка статора.
Исходя из требуемых энергетических характеристик, назначают радиус образующей окружности rs=(0,618...2,618)a w и находят профиль обкладки 2 статора по формулам:
Roc=rif-r s-aw,
Xoc=Roc +rscos c,
Yoc =rssin c,
c= cZp/Z c,
Xc=(Хос cos c-Уосsin c+aw)cos c+(Хосsin c+Уосcos c)sin c,
Ус =-(Хосcos с-Уосsin c+аw)sin c+(Хосsin c+Уосcos c)cos c,
где
R oc - радиус центра образующей окружности обкладки 2 статора rs,
Rop - радиус центра образующей окружности ротора rm,
Xс и Yс - координаты номинального профиля обкладки 2 статора,
с и с - текущие углы поворота обкладки и его образующей окружности rs,
с - угол между осью Х ос и нормалью к профилю обкладки статора в момент профилирования,
rs - радиус образующей окружности обкладки 2 статора.
Натяг в зацеплении получают, увеличив величины rif и rm в формулах для определения профиля ротора 4 на величину .
Героторный винтовой гидравлический двигатель работает следующим образом. Буровой раствор - глинистая жидкость с абразивными частицами, имеющая плотность до 1500 кг/м3 , с содержанием до 1% песка, до 5% нефтепродуктов, подается в верхнюю часть героторного винтового двигателя по колонне бурильных труб (не показаны).
Под действием перепада давления бурового раствора ротор 4 совершает планетарное движение внутри статора, обкатываясь винтовыми зубьями 5 по винтовым зубьям 3 обкладки из эластомера 2, закрепленной в трубчатом корпусе 1, показано на фиг.1, 2.
При этом центральная продольная ось 6 ротора 4 совершает вращение вокруг центральной продольной оси 7 обкладки 2 из эластомера, закрепленной в трубчатом корпусе 1, по окружности радиуса aw, а сам ротор 4 поворачивается вокруг своей центральной продольной оси 6 в направлении, противоположном направлению планетарного движения, показано на фиг.2.
Кинематическое движение ротора 4 относительно обкладки 2 трубчатого корпуса 1 определяется качением без скольжения зубьев 5 ротора 4 по винтовым зубьям 3 обкладки 2 трубчатого корпуса 1, показано на фиг.2, 5, 6, 7, а торцовый профиль зубьев 5 ротора 4 выполнен при одинаковом контурном диаметре Dк, как показано:
- на фиг.5, обкладка rif=31,675 мм от окружности rs=7,6125 мм, а торцовый профиль зубьев ротора, ra=28,175 мм, выполнен в виде огибающей зубьев обкладки из эластомера,
- или на фиг.6, обкладка rif=31,675 мм от окружности rs=7,6125 мм, а торцовый профиль зубьев 5 ротора rа=28,175 мм выполнен в виде огибающей исходного контура циклоидальной рейки (зацепления), очерченной эквидистантой укороченной циклоиды,
- или на фиг.7, обкладка rif=31,675 мм от окружности r s=7,6125 мм, а торцовый профиль зубьев 5 ротора r а=28,175 мм выполнен в виде огибающей исходного контура рейки (зацепления), образованного сопряжением дуг окружностей.
При этом торцовый профиль зубьев 3 очерчен как огибающая кривая радиусов rs при повороте системы координат Хос, Уос, которой принадлежит окружность радиуса rs, а центр окружности радиуса rs расположен на окружности с радиусом Roc, проведенным из центра системы координат Хос, Уос , причем центр системы координат Хос, Уос смещен от центральной продольной оси 7 обкладки 2 на величину эксцентриситета 8, a w между центральными продольными осями 6 ротора 4 и, соответственно, 7 обкладки 2 и определен выражением:
Roc =rif-rs-a w,
где rif - радиус впадин зубьев обкладки 2, угол поворота с системы координат Х ос, Уос относительно неподвижной системы координат Хк, У к, центр которой расположен на центральной продольной оси 7 обкладки 2, и угол поворота c системы координат Х с, Ус, центр которой расположен на центральной продольной оси 7 обкладки 2, относительно неподвижной системы координат Хк, У к, связаны соотношением:
c= cZp/Z c,
где Zp и Z c - числа зубьев 5 ротора 4 и, соответственно, 3 обкладки 2, а координаты Хс, Ус номинального профиля обкладки определены выражениями:
Xc=(Хосcos c-Уосsin c+aw)cos c+(Хосsin c+Уосcos c)sin c,
Yс =-(Хосcos с-Уосsin c+аw)sin c+(Хосsin c+Уосcos c)cos c.
При этом радиус r s, огибающая которого образует торцовый профиль зубьев 3 в обкладке 2, и эксцентриситет 8, aw между центральной продольной осью 6 ротора 4 и центральной продольной осью 7 обкладки 2 связаны соотношением: rs =(0,618...2,618)аw.
Героторный винтовой гидравлический двигатель для вращения ротора от насосной подачи текучей среды улучшает энергетические характеристики, по существу развиваемую мощность и крутящий момент, путем обеспечения максимальной площади поперечного сечения, занятой рабочим телом, при одинаковом контурном диаметре Dк, величине эксцентриситета зацепления механизма, числах зубьев обкладки и ротора за счет оптимизации величин радиусов окружностей, огибающие которых очерчивают торцовые профили зубьев в обкладке и роторе, вследствие чего обеспечивается снижение гидромеханических потерь за счет равномерного натяга во всех фазах контакта зубьев обкладки и ротора, улучшения уплотнения по контактным линиям в зоне полюсов зацепления и снижения контактных нагрузок в зоне максимальных скоростей скольжения.
Класс F03C2/08 с взаимным зацеплением, те с зацеплением взаимодействующих элементов, подобным зубчатому
винтовой гидродвигатель - патент 2500919 (10.12.2013) | |
шестеренная гидромашина - патент 2499911 (27.11.2013) | |
гидромотор кирмак - патент 2405968 (10.12.2010) | |
статор винтовой героторной гидромашины - патент 2361997 (20.07.2009) | |
героторный винтовой гидравлический двигатель - патент 2321768 (10.04.2008) | |
гидромотор планетарного типа - патент 2315197 (20.01.2008) | |
статор винтовой героторной гидромашины - патент 2300617 (10.06.2007) | |
гидродвигатель - патент 2169845 (27.06.2001) | |
шестеренная гидромашина с промежуточными телами - патент 2116513 (27.07.1998) |
Класс E21B4/02 гидравлические или пневматические приводы для вращательного бурения
Класс F01C1/107 с винтовыми (геликоидальными) зубьями