способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины в боковом направлении

Классы МПК:G01M17/02 шин
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-08-03
публикация патента:

Изобретение относится к способу диагностики пневматических шин транспортных средств на стенде. Способ заключается в фиксировании последовательности угловых отклонений колеса при соударении с жестким препятствием и определении коэффициента рассеяния энергии в боковом направлении по следующей формуле: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 где способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 Т0 - первоначальный угол отклонения, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 Tn - угол отклонения после n-го удара, n - число отклонений, что позволяет получить характеристики шины, необходимые для определения параметров устойчивости и управляемости автомобиля. 2 ил. способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Формула изобретения

Способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины в боковом направлении, отличающийся тем, что фиксируют последовательность угловых отклонений колеса при соударении с жестким препятствием, после чего коэффициент рассеяния энергии в боковом направлении определяют по формуле

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

где способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 T0 - первоначальный угол отклонения, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 Tn - угол отклонения после n-го удара, n - число отклонений.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способу диагностики пневматических шин транспортных средств на стенде.

Известен способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины в вертикальном направлении (RU 2261427), принятый за прототип. Известно, что коэффициент рассеяния энергии в шине в боковом и вертикальном направлениях существенно отличаются друг от друга.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, принятого за прототип, относится то, что реализация известного способа для определения коэффициента рассеяния энергии в боковом направлении сопровождается определенными трудностями, так как обеспечить строго вертикальные удары шины при соударении с препятствием сложно. При этом виброударный процесс приобретает хаотический характер, и измерение высоты скачков ударов затрудняется.

Технический результат - определение коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале шины в боковом направлении, что позволяет получить характеристики шины, необходимые для определения параметров устойчивости и управляемости автомобиля.

Особенность заключается в том, что колесо подвешивают на нерастяжимую нить в виде физического маятника, отклоняют на определенный угол и свободно отпускают, после чего оно соударяется с жестким препятствием, совершая виброударный процесс, а наблюдатель визуально фиксирует углы отклонения оси маятника.

Сущность изобретения заключается в следующем. Определяется коэффициент внутреннего рассеяния энергии в материале шины в боковом направлении для оценки курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, так как значения коэффициента внутреннего рассеяния энергии существенно влияют на вышеуказанные его характеристики.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид стенда, на фиг.2 представлено пояснение к теоретическому обоснованию.

Колесо 1 автомобиля (фиг.1) подвешивают на нерастяжимой нити 2 с целью уменьшения погрешности измерения. После этого колесо отводят на определенный угол и свободно отпускают. Колесо соударяется с боковым упором 3 ограниченной плоскости для того, чтобы промоделировать реальный процесс, когда при уводе колеса участвует только ограниченная часть шины.

На стенке располагается измерительный сектор, на котором нанесена шкала углов отклонения. Последовательность углов отклонения фиксируется визуально наблюдателем.

Способ основан на следующих теоретических соображениях.

Рассматривается существенно нелинейный виброударный процесс, возникающий при свободных колебаниях колеса с шиной. Коэффициент внутреннего трения найдем из энергетических соображений. Пусть изменение потенциальной энергии колеса между двумя соседними ударами при малых углах отклонений таких, что sinспособ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 , равно:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

где mT - масса колеса, g - ускорение свободного падения, l - расстояние между центром масс подвешенного колеса и точкой подвеса О, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 T1 - угол отклонения до удара, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 T2 - угол отклонения после удара, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 T - разница углов.

За один цикл соударения колесо проходит путь, равный 2А T, где АT - амплитуда сжатия колеса. Демпфирующая сила пропорциональна АT и не зависит от частоты колебаний:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

где C0 - коэффициент демпфирования. Рассеяние энергии за один цикл движения, полагая трение малым, будет составлять:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Пренебрегая трением о воздушную среду, приравниваем убыль потенциальной энергии способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 П величине рассеяния энергии в материале шины способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 Е:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Характер процесса представлен на фиг.2. Верхняя часть графика следует законам параболы, а нижняя - закону затухающей синусоиды.

Потенциальная энергия, накапливаемая в материале шины, изменится на величину:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

где НTL - жесткость шины в боковом направлении.

Составим дифференциальное уравнение изменения угла отклонения колеса. Изменение потенциальной энергии равно:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Пусть способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Тогда из уравнения изменения высоты прыжков способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 получаем:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Приближенно положим:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

где ТT - период соударений.

Тогда способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 и, следовательно, можно записать: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Таким образом:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Подставляя способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 получим:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Обозначим коэффициент внутреннего рассеяния энергии в материале шины: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 Тогда способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 и способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Период соударений: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 где способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 T - частота соударений, тогда способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 или способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Замечая, что способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 получаем способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 где способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 T0 - первоначальный угол отклонения.

Полагая t=Т, то есть учитываем изменение энергии за период, находим:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Откуда следует:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515

Для n отклонений: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 где способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 Tn - угол отклонения после n-го удара.

Данное изобретение было экспериментально проверено. Для шины «Кама-205» размерностью 175/70R13 углы отклонения за один цикл уменьшались в среднем на 22%, следовательно, коэффициент внутреннего рассеяния энергии в боковом направлении равен способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины в боковом направлении, патент № 2336515 T=0,316.

Класс G01M17/02 шин

стенд для исследования автомобильной шины -  патент 2529562 (27.09.2014)
способ исследования автомобильной шины -  патент 2527617 (10.09.2014)
коррекция с целью однородности посредством удаления в различных участках дорожки вдоль борта шины -  патент 2484443 (10.06.2013)
пневматический контур для устройства тестирования шин, устройство тестирования шин и способ тестирования шины -  патент 2483286 (27.05.2013)
устройство определения силы на шине -  патент 2471162 (27.12.2012)
устройство для определения сцепных свойств колеса с дорожным покрытием в лабораторных условиях -  патент 2465564 (27.10.2012)
способ определения триботехнических составляющих виброакустических спектров трибосопряжений -  патент 2449255 (27.04.2012)
способ контроля состояния конструкции летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2443991 (27.02.2012)
способ контроля момента отрыва пневматической шины от поверхности дороги -  патент 2398204 (27.08.2010)
способ контроля момента отрыва поврежденной пневматической шины от поверхности дороги -  патент 2398203 (27.08.2010)
Наверх