рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем
Классы МПК: | B62D3/08 с использованием промежуточных шариков или подобных им элементов |
Автор(ы): | Корсаков Владимир Владимирович (BY), Добринец Владимир Константинович (BY), Захарик Андрей Михайлович (BY), Минюкович Сергей Михайлович (BY) |
Патентообладатель(и): | Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" (РУП "МАЗ") (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-08-20 публикация патента:
27.03.2009 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым механизмам транспортных средств. В рулевом механизме на внешних торцах эксцентричных регулировочных втулок концентрично каналам под подшипники сектора с центром «O 1», смещенным на величину эксцентриситета «А» относительно центра «О» эксцентричных втулок, выполнены резьбовые отверстия, в которые установлены болты, размещенные в отверстиях боковых крышек, расположенных концентрично относительно их центра «O 1». На боковых торцах картера выполнены отверстия, расположенные на окружности с центром, совпадающим с центром «О» эксцентричных регулировочных втулок, и диаметром D, равным диаметру D 1 боковых крышек. В отверстия на боковых торцах картера загибаются края боковых крышек, прижатых к торцам картера болтами. Достигается повышение точности регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки и сектора, уменьшение гидравлического люфта и уменьшение суммарного люфта в рулевом управлении, выраженного в угловом перемещении рулевого колеса. 2 ил.
Формула изобретения
Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем, содержащий установленный в картере на подшипниках винт, механически соединенный с валом-золотником распределителя и кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, установленным в подшипниках эксцентричных регулировочных втулок, и боковые крышки для их фиксации относительно картера, отличающийся тем, что на внешних торцах эксцентричных регулировочных втулок выполнены резьбовые отверстия, расположенные концентрично каналам под подшипники сектора с центром, смещенным на величину эксцентриситета относительно центра эксцентричных регулировочных втулок, в резьбовые отверстия установлены болты, проходящие через отверстия в боковых крышках, расположенных концентрично относительно их центра, а на боковых торцах картера выполнены отверстия, расположенные на окружности с центром, совпадающим с центром эксцентричных регулировочных втулок, на диаметре, равным диаметру боковых крышек, края которых загибаются в отверстия на боковых торцах картера и прижаты к торцам картера болтами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем.
Известен рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем, содержащий установленный в картере на подшипниках винт, механически соединенный с валом-золотником распределителя и кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, установленным в подшипниках эксцентричных регулировочных втулок, и боковые крышки для их фиксации относительно картера (1).
К недостаткам известного рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем относятся низкая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки с сектором и увеличенный гидравлический люфт, вызванные ступенчатой фиксацией эксцентричных регулировочных втулок относительно картера.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является принятый за прототип рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем, содержащий установленный на подшипниках в картере винт, механически соединенный с валом-золотником распределителя и кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, установленным в подшипниках эксцентричных регулировочных втулок, и боковые крышки для фиксации последних относительно картера (2).
К недостаткам данного рулевого механизма с гидроусилителем транспортного средства, как и для вышеприведенного рулевого механизма по авторскому свидетельству СССР №931560, относятся низкая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки с сектором и увеличенный гидравлический люфт, вызванные ступенчатой фиксацией эксцентричных регулировочных втулок относительно картера.
Задачей заявляемого изобретения является улучшение управляемости транспортных средств.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении точности регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки и сектора, уменьшении гидравлического люфта и, следовательно, уменьшении суммарного люфта в рулевом управлении, выраженного в угловом перемещении рулевого колеса.
Поставленная задача достигается за счет того, что в рулевом механизме транспортного средства с гидроусилителем, содержащем установленный в картере на подшипниках винт, механически соединенный с валом-золотником распределителя и кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, установленным в подшипниках эксцентричных регулировочных втулок, и боковые крышки для их фиксации относительно картера, на внешних торцах эксцентричных регулировочных втулок выполнены резьбовые отверстия, расположенные концентрично каналам под подшипники сектора с центром, смещенным на величину эксцентриситета относительно центра эксцентричных регулировочных втулок, в резьбовые отверстия установлены болты, проходящие через отверстия в боковых крышках, расположенных концентрично относительно их центра, а на боковых торцах картера выполнены отверстия, расположенные на окружности с центром, совпадающим с центром эксцентричных регулировочных втулок, на диаметре, равном диаметру боковых крышек, края которых загибаются в отверстия на боковых торцах картера и прижаты к торцам картера болтами.
В отличие от прототипа, в котором обеспечивается ступенчатая фиксация эксцентричных регулировочных втулок, в заявляемом рулевом механизме с гидроусилителем применена бесступенчатая фиксация эксцентричных регулировочных втулок, повышающая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки с сектором и уменьшающая гидравлический люфт.
Сущность изобретения поясняется следующими чертежами.
На фиг.1 приведена конструктивная схема рулевого механизма с гидроусилителем транспортного средства;
на фиг.2 - вид А фиг.1.
Рулевой механизм с гидроусилителем транспортного средства содержит установленный на подшипниках в картере 1 винт 2, механически соединенный с валом-золотником распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и кинематически связанный посредством поршня-рейки 3 с сектором 4, установленным в подшипниках 5 и 6 эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8, контактирующих с внутренней стороны с торцами 9 и 10 сектора 4 и зафиксированных с внешней стороны стопорными кольцами 11 и 12 (фиг.1).
На внешних торцах эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 концентрично каналам 13 и 14 под подшипники 5 и 6 сектора 4 с центром «O 1», смещенным на величину эксцентриситета «А» относительно центра «О» эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8, выполнены резьбовые отверстия 15 и 16, в которые вворачиваются болты 17 и 18, проходящие через отверстия 19 и 20 в боковых крышках 21 и 22, расположенные концентрично относительно их центра «O 1». На боковых торцах 23 и 24 картера 1 выполнены отверстия 25 и 26, расположенные на окружности 27 с центром, совпадающим с центром «О» эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8, и диаметром D, равным диаметру D1 боковых крышек 21 и 22. В отверстия 25 и 26 загибаются края боковых крышек 21 и 22, прижатых к торцам картера 1 болтами 17 и 18 (фиг.1 и фиг.2).
Винт 2 соединен с поршнем-рейкой 3 циркулирующими шариками 28. Сектор 4 уплотняется кольцами 29 и 30, эксцентричные регулировочные втулки 7 и 8 - кольцами 31 и 32, в отверстие боковой крышки 22, выполненное относительно ее центра «O1», устанавливается уплотнитель 33 сектора 4 (фиг.1 и фиг.2).
Работа и регулировка рулевого механизма происходит следующим образом.
При вращении вала-золотника распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и винта 2 против часовой стрелки, если смотреть спереди, поршень-рейка 3 благодаря циркулирующим шарикам 27 и под действием давления рабочей жидкости перемещается вперед, поворачивая сектор 4 в подшипниках 5 и 6 (фиг.1) эксцентричных втулок 7 и 8 против часовой стрелки, если смотреть со стороны шлицевой части вала сектора, и, следовательно, управляемые колеса влево.
При вращении вала-золотника распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и винта 2 по часовой стрелке, если смотреть спереди, поршень-рейка 3 благодаря циркулирующим шарикам 27 и под действием давления рабочей жидкости перемещается назад, поворачивая сектор 4 в подшипниках 5 и 6 эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 по часовой стрелке, если смотреть со стороны шлицевой части вала сектора, и, следовательно, управляемые колеса вправо.
Зазор в зубчатом зацеплении поршня-рейки 3 и сектора 4 регулируется поворотом эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 в картере 1 на один и тот же угол при снятых боковых крышках 21 и 22. Вращение эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 (фиг.1) может осуществляться как по часовой, так и против часовой стрелки, если смотреть со стороны шлицевой части вала сектора. После регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки 3 и сектора 4 боковые крышки 21 и 22 крепятся болтами 17 и 18 (фиг.1) на эксцентричных регулировочных втулках 7 и 8 и прижимаются к боковым торцам 23 и 24 картера 1, после чего края боковых крышек 21 и 22 загибаются в отверстия 25 и 26 (фиг.1).
Источники информации
1. Авт.св. СССР №931560, B62D 3/02, «Рулевой механизм транспортного средства», опубл. 30.05.1982.
2. Авт.св. СССР №921925, B62D 3/02, «Рулевой механизм транспортного средства», опубл. 23.04.1982.