многофункциональный звуковой сигнализатор для автомобиля

Классы МПК:B60Q5/00 Размещение и модификация акустических сигнальных устройств
B60R25/10 включающие сигнальное устройство 
Патентообладатель(и):Дайханов Соэр (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-10-11
публикация патента:

Изобретение относится к сигнальным устройствам для транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения. Многофункциональный звуковой сигнализатор содержит в одном корпусе первый звуковой модуль (13), усилитель (15) низкой частоты и громкоговоритель (16), фотодатчик (4) с электронным ключом (6) и дистанционно соединенный с корпусом устройства второй звуковой модуль (11) - брелок с кнопками (12) управления первым и вторым звуковыми модулями (13, 11). В устройство дополнительно введены переключаемый аттенюатор (14) и дешифратор (8) внешних управляющих сигналов с одним независимым входом и с двумя дополнительными входами. Выход дешифратора (8) внешних управляющих сигналов соединяется с первым звуковым модулем (13), соединенным своим выходом с первым входом переключаемого аттенюатора (14), второй вход которого соединен с выходом второго звукового модуля (11), а выход - с входом усилителя (15) низких частот. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и повышении удобства пользования звуковым сигнализатором. 1 ил. многофункциональный звуковой сигнализатор для автомобиля, патент № 2357878

многофункциональный звуковой сигнализатор для автомобиля, патент № 2357878

Формула изобретения

Многофункциональный звуковой сигнализатор для автомобиля, содержащий в одном корпусе первый звуковой модуль, усилитель низкой частоты и громкоговоритель, фотодатчик с электронным ключом и дистанционно соединенный с корпусом устройства второй звуковой модуль - брелок с кнопками управления первым и вторым звуковыми модулями, отличающийся тем, что в него дополнительно введены переключаемый аттенюатор и дешифратор внешних управляющих сигналов с одним независимым входом и с двумя дополнительными входами, каждый из которых объединен с независимым входом по схеме совпадения с выделением результирующего сигнала в дешифраторе внешних управляющих сигналов, выход которого соединяется с первым звуковым модулем, соединенным своим выходом с первым входом переключаемого аттенюатора, второй вход которого соединен с выходом второго звукового модуля, а выход - с входом усилителя низких частот.

Описание изобретения к патенту

Изобретение преимущественно относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного доступа и может быть использовано как совместно с автомобильными охранно-противоугонными системами, так и в качестве универсального звукового сигнального устройства для автомобиля. В настоящее время на автомобилях производителями устанавливаются электромеханические, пневматические или электронные звуковые сигнализаторы. В большинстве случаев звук, издаваемый ими, является монофоническим и с целью обогащения тембра производители прибегают к различным способам, например, установке двух и более электромеханических звуковых сигнализаторов с различной частотой колебаний. Для электронных звуковых сигнализаторов применяются схемные способы сложения различных звуков. Так, в известной электронной сирене и способе имитации многочастотного тонального сигнала [1], содержащей генератор входного сигнала, генератор сложного сигнала, громкоговоритель и процессор, управляющий режимом обработки звуковых сигналов, за счет сложения разных сигналов достигается высокая индивидуальность звучания сирены. Однако не каждого владельца ТС удовлетворит устройство, звучание которого запрограммировано производителем ТС и не поддается изменению. Также к недостатку данного устройства можно отнести отсутствие возможности воспроизводить по желанию водителя какую-либо общедоступную смысловую информацию. Необходимость последней возникает в случае желания водителя предупредить окружающих о начале движения задним ходом или о попытке несанкционированного проникновения в ТС.

Известна также тонально-голосовая сирена с эффектом тревожных пауз [2], являющаяся прототипом настоящего изобретения, содержащая в своем корпусе усилитель низкой частоты, громкоговоритель, фотодатчик и электронный ключ, первый звуковой модуль для записи и воспроизведения звуковых сообщений, второй звуковой модуль-брелок, содержащий кнопки управления первым и вторым звуковым модулем.

Недостатками устройства-прототипа является следующее:

- водитель не имеет возможности мгновенно, в доли секунды, выбрать и включить именно то звуковое сообщение, которое на его взгляд наиболее уместно в данный момент или для возникшей экстренной ситуации на дороге. Иными словами, водитель ТС, оснащенного данным устройством, имеет возможность записать в него мелодичный звук, богатый обертонами, например звучание органа или штатного звукового сигнала от другого ТС, но не имеет возможности мгновенно воспроизвести его для деликатного предупреждения другого участника движения. Можно также записать в звуковой модуль сигнал, более подходящий для экстренных ситуаций на дороге, например звук пневматического гудка тяжелого грузовика, но мгновенно выбрать его для воспроизведения водитель ТС опять-таки не имеет возможности;

- громкость воспроизведения записанных сообщений остается неизменной, что создает значительные неудобства для владельца ТС и окружающих людей в процессе контрольного прослушивания новых записей с помощью брелка. Процесс создания звуковой композиции длительностью 60 секунд из 5-6 отдельных звуковых сообщений занимает у пользователя 10-15 минут. Большую часть этого времени окружающие вынуждены слышать звуки, издаваемые тонально-голосовой сиреной при полной мощности звуковых сигналов, что отрицательно сказывается на самочувствие вышеуказанных лиц.

Настоящее изобретение направлено на устранение указанных недостатков устройства-прототипа.

Задачей предлагаемого технического решения является обеспечение возможности водителю ТС быстрого выборочного воспроизведения записанных в устройство звуковых сообщений без отвлечения водителя от процесса управления ТС, а также возможности контрольного прослушивания с умеренной громкостью в процессе записи и воспроизведения с помощью звукозаписывающего брелка.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в тонально-голосовую сирену с эффектом тревожных пауз, содержащую в одном корпусе первый звуковой модуль, усилитель низкой частоты и громкоговоритель, фотодатчик с электронным ключом и дистанционно соединенный с корпусом сирены второй звуковой модуль - брелок с кнопками управления первым и вторым звуковыми модулями, дополнительно введены переключаемый аттенюатор и дешифратор внешних управляющих сигналов с одним независимым входом и с двумя дополнительными входами, каждый из которых объединен с независимым входом по схеме совпадения с выделением результирующего сигнала в дешифраторе внешних управляющих сигналов, выход которого соединяется с первым звуковым модулем, соединенным своим выходом с первым входом переключаемого аттенюатора, второй вход которого соединен с выходом второго звукового модуля, а выход с входом усилителя низких частот.

Суть изобретения поясняется на чертеже, на котором использованы следующие обозначения:

1 - включатель фонарей дальнего света; 2 - датчик включения заднего хода автомобиля; 3 - включатель звукового сигнала; 4 - фотодатчик; 5 - блок охранно-противоугонной системы; 6 - электронный ключ; 7 - фары дальнего света; 8 - дешифратор внешних управляющих сигналов; 9 и 10 - элементы контроля совпадения внешних управляющих сигналов; 11 - второй звуковой модуль - брелок; 12 - кнопки управления первым и вторым звуковыми модулями; 13 - первый звуковой модуль; 14 - переключаемый аттенюатор; 15 - усилитель низкой частоты; 16 - громкоговоритель.

Устройство работает следующим образом.

Предварительно пользователь, пользуясь встроенным во второй звуковой модуль - брелок 11 микрофоном, записывает в него предпочтительные для различных условий внешней освещенности автомобиля тональные и голосовые сообщения, звуки искусственного происхождения, широко применяемые в мобильных телефонах. После этого пользователь подключает второй звуковой модуль - брелок 11 к находящемуся в корпусе сирены первому звуковому модулю 13 и, пользуясь кнопками управления 12 переводит второй звуковой модуль - брелок 11 в режим воспроизведения, а первый звуковой модуль - в режим записи звуковых сообщений. После осуществления данной операции записи пользователь, пользуясь кнопками управления 12, переводит первый звуковой модуль в режим воспроизведения для контрольного прослушивания сделанных записей. При этом сигнал перевода первого звукового модуля в режим воспроизведения поступает также с выхода второго звукового модуля - брелка 11 и на управляющий вход переключаемого аттенюатора 14, который в результате этого изменяет свой коэффициент передачи звуковых сигналов с 1 до 0,1-0,05. Как следствие, звуковые сигналы, поступающие с выхода первого звукового модуля 13 через переключаемый аттенюатор 14 на вход усилителя низкой частоты 15, будут ослаблены в 10-20 раз, что приведет к пропорциональному уменьшению коэффициента усиления усилителя низких частот 15 и мощности звуковых колебаний, излучаемых громкоговорителем 16. Таким образом устраняются нежелательные последствия для окружающих при контрольном прослушивании тонально-голосовой сирены. При работе блока охранно-противоугонной системы 5 и в случае срабатывания одного из датчиков угрозы для ТС сигнал с блока охранно-противоугонной системы 5 переводит первый звуковой модуль 13 в режим воспроизведения одного из двух повторяющихся тонально-голосовых сообщений длительностью 30-60 секунд. Выбор этих сообщений осуществляется сигналом с электронного ключа 6 в зависимости от освещенности транспортного средства и состояния фотодатчика 4. Во время движения или на стоянке водитель может включить звуковой сигнал автомобиля нажатием на включатель звукового сигнала 3, встроенный, как правило, в рулевое колесо автомобиля. При этом импульс высокого уровня с включателя звукового сигнала 3 поступит на независимый вход дешифратора внешних управляющих сигналов 8, который передает на первый звуковой модуль 13 команду воспроизведения соответствующего звукового сообщения. Им может быть предварительно записанный в первый звуковой модуль 13 звук сигнала автомобиля престижной марки или иной, допускаемый законами той страны, где эксплуатируется данное ТС. В экстренной ситуации водитель одновременно нажимает включатель звукового сигнала 3 на рулевом колесе и включатель фонарей дальнего света 1. При этом поступающие из них сигналы поступают соответственно на независимый и третий вход дешифратора внешних управляющих сигналов 8. В последнем выполняется операция сравнения совпадения по времени прихода этих сигналов. Это может осуществляться, как в данном случае, электронным логическим элементом 9, выполняющим операцию «2-И» или иными средствами автоматизации. При условии совпадения по времени прихода сигналов с включателя звукового сигнала 3 и включателя фонарей дальнего света 1, дешифратор внешних управляющих сигналов 8 выделяет результирующий сигнал, который поступает в первый звуковой модуль 13 и включает воспроизведение соответствующего данному случаю звукового сообщения. Длительность звукового сообщения при этом равна длительности одновременного нажатия на включатель звукового сигнала 3 и включатель фонарей дальнего света 1. В этом случае предлагаемое устройство может издавать неординарные звуки, например звучание пневматического гудка многотонного грузовика с одновременным включением фонарей дальнего света 7. Выбор воспроизводимого звука, как и в предыдущих случаях, определяется пользователем устройства.

Аналогично устройство работает и при установке рычага коробки передач в положение «Задний ход». При этом сигнал с датчика включения заднего хода автомобиля 2 постоянно поступает на второй вход дешифратора внешних управляющих сигналов 8, где при нажатии включателя звукового сигнала 3 сравнивается с поступающим из него сигналом на совпадение по времени прихода. В данном случае это сравнение осуществляет элемент 10, выполняющий математическую операцию «2-И», но, как и в предыдущем случае, выбор элемента сравнения может быть иным. Результирующий сигнал с выхода элемента сравнения 10 преобразуется дешифратором внешних управляющих сигналов 8 в команду запуска воспроизведения соответствующего данному случаю звукового сообщения и поступает на вход первого звукового модуля 13, после чего звуковое сообщение воспроизводится через громкоговоритель 16. Сообщение может содержать, на усмотрение пользователя, голосовое предупреждение о начале движения задним ходом и включать в себя иные звуковые фрагменты.

Таким образом, сохраняя все достоинства устройства-прототипа, предлагаемое техническое решение позволяет водителю транспортного средства выбирать и воспроизводить звуковые сообщения и сигналы, наиболее соответствующие обстановке на дороге, а также производить контрольное прослушивание записанных сообщений с умеренной громкостью.

Автором был изготовлен и испытан опытный образец предлагаемого устройства, что позволило подтвердить его высокую информационную и охранную эффективность в качестве многофункционального звукового сигнализатора для автомобиля.

Источники информации

1. Электронная сирена и способ имитации многочастотного тонального сигнала. US 6111774 ВА, 7 G08B 3/10, 03.04.2002 г.

2. Тонально-голосовая сирена с эффектом тревожных пауз. RU 2296682 C1, В60К 25/10, G08B 3/10, 18.11.2005. Опубликовано 10.04.2007. Бюл. № 10.

Класс B60Q5/00 Размещение и модификация акустических сигнальных устройств

Класс B60R25/10 включающие сигнальное устройство 

спутниковая охранно-поисковая система -  патент 2528090 (10.09.2014)
система контроля для транспортных средств -  патент 2520725 (27.06.2014)
штатная система автосигнализации с видеорегистратором и автомобиль с указанной системой -  патент 2493983 (27.09.2013)
герметизированная оболочка для блока дистанционной связи транспортного средства -  патент 2476333 (27.02.2013)
система связи и наблюдения транспортного средства и способ обеспечения длинномерного транспортного средства системой наблюдения -  патент 2468939 (10.12.2012)
автомобильное сигнальное устройство обеспечения безопасности -  патент 2421819 (20.06.2011)
устройство отображения для дуплексного противоугонного дистанционного контроллера -  патент 2400381 (27.09.2010)
система тревожной сигнализации -  патент 2399521 (20.09.2010)
беспроводная система тревожной сигнализации для обслуживания подвижных и неподвижных объектов -  патент 2395120 (20.07.2010)
канал радиосвязи с дискретной информацией для транспортных средств -  патент 2391711 (10.06.2010)
Наверх