устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна
Классы МПК: | F02B37/12 управление нагнетателями G01M15/10 мониторинг выхлопных газов F02B77/08 предохранительные, указательные или следящие устройства |
Автор(ы): | Толшин Валерий Иннокентьевич (RU), Минаев Алексей Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ФГОУ Московская государственная академия водного транспорта (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-03-05 публикация патента:
27.01.2010 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностике судовых дизелей. Изобретение позволяет упростить конструкцию и расширить диагностические возможности устройства. Устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна включает в себя датчик давления наддува, давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива, расчетный блок и датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха. Информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора. 2 ил.
Формула изобретения
Устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, включающее в себя датчик давления наддува, давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива, расчетный блок и датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха, причем информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области водного транспорта, в частности к диагностике судовых дизелей.
Известна электронная система контроля работы турбокомпрессора, позволяющая своевременно определять предстоящий переход компрессора в режим помпажа (заявка Германии № 10237416, МПК7 F02B 37/12. DaimlerChrysler AG, Fischle Michael, Springer Ulrich, Streu Daniel. № 10237416.3; Заявл. 16.08.2002; Опубл. 26.02.2004).
В качестве аналога также может быть назван способ определения помпажа компрессора в системе турбонаддува, предусматривающий анализ волновых явлений, отражающего наступление режима помпажа, обработку первичного сигнала с использованием фильтра для выделения волновых явлений, специфических для помпажа, сопоставление амплитуды обработанного сигнала с заданным граничным уровнем для суждения о наличии помпажа [1].
Основным недостатком этого способа является высокая стоимость приборов, используемых для анализа волновых явлений в компрессоре, что позволяет определить помпаж, когда он уже наступил. Кроме того, данный способ не позволяет определить запас по помпажу.
Предлагаемое устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна включает в себя помимо штатных измерительных приборов (датчик давления наддува, датчик давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива) датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха.
Информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора (фиг.1). Запас по помпажу выражается в процентах и находится по формуле
где kпр - приведенная степень повышения давления;
kпомп - степень повышения давления на линии помпажа при неизменной частоте вращения турбокомпрессора;
Gпр - приведенный расход воздуха через компрессор;
Gпомп - расход воздуха через компрессор на линии помпажа при неизменной частоте вращения турбокомпрессора.
Приведенная степень повышения давления:
где Pkc - давление наддувочного воздуха после компрессора;
Рd - давление воздуха на входе в компрессор;
Td - температура воздуха на входе в компрессор;
T d н - температура воздуха на входе в компрессор при нормальных условиях (Td н=293 К);
Приведенный расход воздуха через компрессор:
где Gair - расход воздуха через компрессор;
Рd н - давление воздуха на входе в компрессор при нормальных условиях (Рd н =101325 Па).
Расход воздуха через компрессор:
где 1 - коэффициент избытка воздуха;
L0 - теоретическая масса воздуха, необходимая для сгорания 1 кг топлива (L0=14,3 кг/кг);
В - часовой расход топлива.
Коэффициент избытка воздуха:
где r02 - концентрация кислорода в отработавших газах дизеля;
rN2 - концентрация азота в отработавших газах дизеля (rN2 =0,79).
Определив приведенные расход воздуха и степень повышения давления в компрессоре, расчетный блок определяет точку, в которой в данный момент работает компрессор, достраивает эквидистантную кривую оборотов компрессора до линии помпажа и определяет запас по помпажу на данном режиме работы компрессора (фиг.2).
При значении запаса по помпажу меньше критического расчетный блок подает сигнал к исполнительным механизмам, предпринимающим действия к предотвращению помпажа. К таким действиям могут относиться уменьшение подачи топлива, изменение положения лопаток регулируемого соплового аппарата турбины и т.д.
В предлагаемом устройстве в отличие от предложенных ранее, в которых коэффициент избытка воздуха определяется по датчику расхода воздуха (перепад давления на мерной шайбе и т.п.), для диагностики дизеля с турбонаддувом используется - зонд, измеряющий концентрацию кислорода в отработавших газах дизеля.
Класс F02B37/12 управление нагнетателями
Класс G01M15/10 мониторинг выхлопных газов
Класс F02B77/08 предохранительные, указательные или следящие устройства