способ производства штрипса для труб магистральных трубопроводов
Классы МПК: | C21D8/02 при изготовлении плит или лент C22C38/08 содержащие никель C22C38/42 с медью |
Автор(ы): | Горынин Игорь Васильевич (RU), Рыбин Валерий Васильевич (RU), Малышевский Виктор Андреевич (RU), Хлусова Елена Игоревна (RU), Орлов Виктор Валерьевич (RU), Малахов Николай Викторович (RU), Шахпазов Евгений Христофорович (RU), Морозов Юрий Дмитриевич (RU), Настич Сергей Юрьевич (RU), Матросов Максим Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ "ПРОМЕТЕЙ" (ФГУП "ЦНИИ КМ "ПРОМЕТЕЙ") (RU), ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ИМЕНИ И.П. БАРДИНА" (ФГУП "ЦНИИЧермет им. И.П. БАРДИНА) (RU), ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕВЕРСТАЛЬ" (ОАО "Северсталь") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-07 публикация патента:
10.03.2010 |
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к производству штрипсовой стали для магистральных трубопроводов диаметром до 1420 мм, толщиной не менее 20 мм и не более 40 мм. Для повышения прочностных свойств и сопротивляемости хрупким разрушениям при температуре до -20°С при сохранении высокой технологичности, определяемой соотношением Т/ В 0,90, осуществляют выплавку стали определенного химического состава в конверторе, разливку металла в непрерывнолитые заготовки, аустенизацию при температуре 1170-1220°С в течение 4-8 часов, затем проводят предварительную деформацию с суммарной степенью обжатия 40-60% и с регламентированными обжатиями не менее 14% за проход при температуре 1000-900°С, далее промежуточный подкат ускоренно охлаждают за два прохода в установке контролируемого охлаждения (УКО), причем после первого прохода осуществляют кантование подката, далее проводят подстуживание на воздухе в течение 3-5 с/мм и подвергают окончательной деформации при температуре 820-730°С с суммарной степенью обжатий 40-50% и не менее 12% за проход, затем проводят охлаждение в УКО до температуры 500-350°С, далее замедленно охлаждают в кессоне до температуры не выше 150°С, затем на воздухе. 1 табл.
Формула изобретения
Способ производства штрипса для труб магистральных трубопроводов толщиной 20-40 мм, аустенизацию заготовки с нагревом выше Ас 3, дробную деформацию, подстуживание и ступенчатое охлаждение штрипса в установке контролируемого охлаждения УКО до температуры 500-350°С с последующим охлаждением в кессоне до температуры не более 150°С и далее на воздухе, отличающийся тем, что осуществляют нагрев заготовки полученной из стали со следующим соотношением элементов, мас.%:
Углерод | 0,04-0,08 |
Марганец | 1,5-1,8 |
Кремний | 0,16-0,40 |
Никель | 0,2-0,7 |
Алюминий | 0,02-0,05 |
Молибден | 0,1-0,30 |
Ниобий | 0,03-0,08 |
Ванадий | до 0,08 |
Титан | 0,003-0,020 |
Медь | 0,1-0,30 |
Сера | 0,001-0,004 |
Фосфор | 0,002-0,015 |
Железо | остальное, |
с углеродным эквивалентом Сэкв 0,43 мас.%, при этом аустенизацию заготовки проводят при температуре 1170-1220°С в течение 4-8 ч, затем проводят предварительную деформацию с суммарной степенью обжатий 40-60% и с регламентированными обжатиями не менее 14% за проход при температуре 1000-900°С с получением промежуточного подката, который ускоренно охлаждают в УКО за два прохода, причем после первого прохода осуществляют кантование подката, далее проводят подстуживание на воздухе в течение 3-5 с/мм, а окончательную деформацию ведут при температуре 820-730°С с суммарной степенью обжатий 40-50% и не менее 12% за проход.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к металлургии, конкретнее к производству штрипсовой стали для магистральных трубопроводов диаметром до 1420 мм, толщиной не менее 20 мм и не более 40 мм.
Известен способ производства штрипсовой стали с использованием контролируемой прокатки из низколегированной стали повышенной прочности марки 10Г2ФБ, отвечающей требованиям к стали данной категории прочности по стандарту API 5L в толщинах до 21,6 мм при температуре испытания падающим грузом -20°С с гарантированным содержанием волокнистой составляющей в изломе не менее 90%, при отношении T/ B 0,9, содержащей, мас.%: углерод - 0,08-0,11, марганец - 1,55-1,75, кремний - 0,15-0,35, хром - не более 0,3, никель - не более 0,3, медь - не более 0,3, ванадий - 0,06-0,08, ниобий - 0,04-0,06, титан - 0,010-0,25, алюминий 0,015-0,06, фосфор - не более 0,020, сера - не более 0,005, железо - остальное.
Основными недостатками этой марки являются использование технологии контролируемой прокатки для изготовления и, как следствие, отсутствие возможности изготовления в толщинах более 21,6 мм, что обуславливается образованием неоднородной структуры по толщине проката, определяющей снижение хладостойкости и изотропности механических свойств и снижение эксплуатационной надежности.
Наиболее близким по технологии изготовления является способ производства штрипсовой стали для труб подводных морских газопроводов высоких параметров следующего химического состава (мас.%), патент № 2270873, С21D 8/02, публ. 27.02.2006 г. (прототип):
Углерод | 0,05-0,09 |
Марганец | 1,25-1,60 |
Хром | 0,01-0,1 |
Кремний | 0,15-0,30 |
Никель | 0,30-0,60 |
Молибден | 0,10-0,25 |
Ванадий | 0,03-0,10 |
Алюминий | 0,02-0,05 |
Ниобий | 0,01-0,06 |
Медь | 0,20-0,40 |
Кальций | 0,001-0,005 |
Сера | 0,0005-0,005 |
Фосфор | 0,005-0,015 |
Железо | остальное |
При этом проводят нагрев заготовки выше Ас3, предварительную деформацию при температуре 950-850°С с суммарными обжатиями 50-60%, затем осуществляют охлаждение полученной заготовки до 820-760°С, со скоростью охлаждения 4-15°С/с на установке контролируемого охлаждения (УКО), окончательную деформацию с суммарной степенью обжатий 60-76% проводят при температуре 770-740°С, ускоренное охлаждение листового проката проводят в установке контролируемого охлаждения до температур 530-350°С со скоростью 35-50°С/с, далее замедленно охлаждают в кессоне до температуры не выше 150°С и затем на воздухе.
Известная сталь обеспечивает высокую технологичность изготовления труб, определяемую соотношением T/ B 0,90.
Недостатками прототипа являются пониженные прочностные свойства, предел текучести не выше 502 МПа, работа удара при -60°С и не обеспечивается сопротивляемость хрупким разрушениям стали по критерию ИПГ при температуре -20°С.
Техническим результатом изобретения является разработка способа производства штрипсовой стали в толщинах 20-40 мм и шириной до 4371 мм, обеспечивающего повышенные прочностные свойства, гарантированный предел текучести не менее 505 МПа, работу удара (KV при -60°С) и сопротивляемость хрупким разрушениям при температурах до -20°С по критерию ИПГ для листов толщиной до 40 мм (количество волокнистой составляющей не менее 90%) при сохранении высокой технологичности, определяемой соотношением T/ B 0,90.
Технический результат достигается тем, что заготовку получают из стали со следующим соотношением элементов, мас.%: углерод - 0,04-0,08, марганец - 1,5-1,8, кремний - 0,16-0,40, никель - 0,20-0,70, алюминий - 0,02-0,05, молибден - 0,1-0,3, ниобий - 0,03-0,08, ванадий - до 0,08, титан - 0,003-0,020, медь - 0,10-0,30, сера - 0,001-0,004, фосфор - 0,002-0,015, железо - остальное, при этом величина углеродного эквивалента определяется по формуле:
Перед прокаткой заготовку подвергают аустенизации при температуре 1170-1220°С в течение 4-8 часов, затем проводят предварительную деформацию с суммарной степенью 40-60% и с регламентированными обжатиями не менее 14% за проход при температуре 1000-900°С, далее промежуточный подкат ускоренно охлаждается за два прохода в УКО, причем за первый проход верхняя широкая грань промежуточного подката охлаждается на 110°С, а нижняя на 40°С, затем осуществляется кантование подката, верхняя грань становится нижней и охлаждается на 40°С, а нижняя грань после кантования - верхней и охлаждается на 110°С, тем самым происходит выравнивание температуры по всей толщине подката, далее проводят подстуживание на воздухе в течение 3-5 с/мм и чистовую прокатку при температуре 820-730°С со степенью обжатий 40-50% от общей деформации и не менее 12% за проход, затем проводят охлаждение в УКО до температуры 500-350°С, далее замедленно охлаждают в кессоне до температуры не выше 150°С, затем на воздухе.
Основными факторами повышения предела текучести являются твердорастворное, дислокационное, субструктурное и дисперсионное упрочнения. Единственным механизмом, который одновременно с приростом предела текучести вызывает повышение хладостойкости, является измельчение действительного зерна. Использование микролегирования обеспечивает отсутствие значительного роста зерна при нагреве под прокатку и при высокотемпературном деформировании.
Измельчение структуры при прокатке достигается применением легирования титаном, ванадием и ниобием, которые, образуя мелкодисперсные карбиды, препятствуют росту зерна аустенита при нагреве и оказывают тормозящее действие на собирательную рекристаллизацию при высокотемпературной стадии прокатки. Регламентированные обжатия при предварительной деформации не менее 14% за проход позволяют за счет протекания динамической рекристаллизации сформировать мелкодисперсное зерно аустенита и стимулировать выделение карбидной фазы, предотвращающей прохождение собирательной рекристаллизации, и обеспечить измельчение структуры по всей толщине. Дополнительное микролегирование титаном обусловливает измельчение зерна в зоне термического влияния при сварке, что повышает работу удара вблизи линии сплавления.
Главной отличительной особенностью технологии является регламентация режима нагрева и процесс охлаждения после черновой прокатки.
Экспериментально установлено, что увеличение температуры нагрева слябов из низколегированной стали выше 1240°С не улучшает комплекс механических свойств штрипсов, а лишь увеличивает время нагрева и требует дополнительного подстуживания раската перед чистовой прокаткой, что снижает производительность процесса. Снижение этой температуры ниже 1170°С приводит к неполному растворению в аустените карбонитридных упрочняющих частиц, снижению пластических и вязкостных свойств штрипсов.
Охлаждение подката таким образом позволяет избежать изотермической паузы в интервале температур прохождения собирательной рекристаллизации, вызывающей укрупнение зерна, выдержка на воздухе 3-5 с/мм дается для выравнивания температуры по сечению. Благодаря реализованному режиму охлаждения заготовки (промежуточного подката) обеспечивается получение квазиизотропной структуры по всему сечению листа после окончания прокатки, в том числе при сравнении нижней и верхней поверхностей листа.
Применение термомеханической обработки с температурой чистовой прокатки 820-730°С и суммарной степенью обжатий 40-50% обеспечивает формирование мелкозернистой структуры с развитой субструктурой и равномерно распределенной мелкодисперсной карбидной фазой.
Ускоренное охлаждение листового проката в УКО в интервале температур от 820-720°С до 500-350°С способствует образованию мелкозернистой структуры. состоящей из полигонального (~10%) и фрагментированного феррита (40-65%) и бейнита (25-50%). Последующее замедленное охлаждение в кессоне до температуры, не превышающей 150°С, обуславливает снятие термических напряжений.
Регламентирование содержания примесных элементов, особенно серы, обеспечивает высокую сопротивляемость стали динамическим нагрузкам при отрицательных температурах (ИПГ при минус 20 и минус 60°С) и высокие характеристики эксплуатационной надежности, в том числе коррозионную стойкость.
Испытания листового проката, изготовленного по указанной технологии, показали, что предлагаемые режимы для стали заданного химического состава обеспечивают наряду с требуемой прочностью содержание волокнистой составляющей в изломе проб не менее 90% в толщинах до 40 мм.
Пример:
Сталь была выплавлена в кислородном конверторе и после внепечного рафинирования разлита в непрерывнолитые слябы сечением 250×1600 мм.
Химический состав стали был следующим, мас.%: углерод - 0,06, кремний - 0,30, марганец - 1,70, никель - 0,50, алюминий - 0,04, молибден - 0,2, титан - 0,01, сера - 0,002, фосфор - 0,007, ниобий - 0,06, ванадий - 0,06, железо - остальное, медь - 0,2, Сэкв=0,43.
Заготовки подвергали аустенизации при температуре 1200°С в течение 8 часов. Прокатку на листы толщиной 40 мм производили на одноклетьевом стане в реверсивном режиме. Предварительную деформацию проводили с регламентированными обжатиями 14-17-16-20% в диапазоне температур 1000-900°С, промежуточный подкат охлаждали в УКО за два прохода с применением кантования, затем подстуживали на воздухе до температуры чистовой прокатки 820-730°С, степень обжатий при прокатке составила 40-50% от общей деформации и не менее 12% за проход. После окончания деформации листы охлаждали в УКО до температуры 500 и 350°С, далее замедленно охлаждали в кессоне до температуры 100°С, окончательное охлаждение - на воздухе до температуры окружающей среды.
Механические свойства определяли на продольных и поперечных образцах. Испытания на статическое растяжение проводили на полнотолщинных образцах, а на ударный изгиб на образцах с V-образным надрезом (тип 11, ГОСТ 9454) при температурах -20 и -60°С. Испытание ИПГ проводили на полнотолщинных образцах в соответствии с API 5L 3.
Механические свойства прокатанных листов приведены в таблице.
Класс C21D8/02 при изготовлении плит или лент
Класс C22C38/08 содержащие никель