упорный подшипник скольжения
Классы МПК: | F16C17/04 упорные |
Автор(ы): | Алисин Валерий Васильевич (RU), Павлов Вячеслав Георгиевич (RU), Преображенский Александр Борисович (RU), Яговитов Виктор Дмитриевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Учреждение Российской Академии наук Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-12-02 публикация патента:
10.03.2010 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям упорных подшипников, работающих в режимах граничного или смешанного режимов смазки и используемых в станкостроительной, машиностроительной и других отраслях промышленности. Упорный подшипник скольжения содержит неподвижную опору и вал. Торцевая опорная поверхность вала выполнена в виде трех участков, форма которых описывается уравнениями: , y=0,
, где x1, x2 - текущие координаты в системе прямоугольных координат x1O1y 1 и x2O2y2; a1 , а2, n1, n2 - коэффициенты, характеризующие трибофизические свойства материалов и режимы работы подшипника. Технический результат: повышение ресурса работы упорного подшипника скольжения. 3 ил.



Формула изобретения
Упорный подшипник скольжения, содержащий неподвижную опору и вал, отличающийся тем, что торцевая опорная поверхность вала выполнена состоящей из трех участков, форма которых описывается уравнениями: ,
y=0, ,
где x1, x2 - текущие координаты в системе прямоугольных координат x1O1y 1 и x2O2y2;
a 1, а2, n1, n2 - коэффициенты, характеризующие трибофизические свойства материалов и режимы работы подшипника.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям упорных подшипников, работающих в режимах граничного или смешанного режимов смазки и используемых в станкостроительной, машиностроительной и других отраслях промышленности.
Известна также конструкция упорного подшипника скольжения, содержащая обойму, сопряженный с ней по сопрягаемой поверхности вкладыш с опорной поверхностью, при этом на одной из сопряженных поверхностей вкладыша или обоймы нанесена сетка мелких канавок и канавки соединены с источником жидкой смазки (патент РФ № 2159876 по кл. F16С 23/00 от 27.11.2007 г.).
Данная конструкция обеспечивает снижение коэффициента трения при разных режимах эксплуатации.
Недостатком данной конструкции является относительно низкая динамическая прочность подшипника при работе в условиях граничного или смешанного режимов смазки.
Наиболее близким техническим решением по совокупности существенных признаков является упорный подшипник скольжения, содержащий неподвижную опору и вал (патент РФ № 2092722 по кл. F12C 17/22 от 10.10.1997 г.).
Недостатком данного подшипника является повышенный и неравномерный износ опорных торцевых поверхностей, обусловленный тем, что выполнение торцевых поверхностей максимально приближенными друг к другу с нулевым зазором приводит к неравномерности контактного давления поперек кольцевой площадки контакта, что в конечном итоге снижает ресурс работы упорного подшипника скольжения.
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении ресурса работы упорного подшипника скольжения.
Поставленная задача решается за счет того, что в упорном подшипнике скольжения, содержащем неподвижную опору и вал, торцевая опорная поверхность вала выполнена состоящей из трех участков, форма которых описывается уравнениями:
,
у=0,
, где x1, x2 - текущие координаты в системе прямоугольных координат x1O1y 1 и x2O2y2.
Значения величин a1; а2; n1; n2 - коэффициенты, характеризующие трибофизические свойства материалов и режимы работы.
На фиг.1 представлен общий вид упорного подшипника скольжения.
На фиг.2 представлены эпюры контактных давлений р(r) вдоль радиуса в упорном подшипнике скольжения с плоскими торцевыми поверхностями вала 1 и неподвижной опоры 2, возникающих в результате действия внешней нагрузки Q.
На фиг.3 представлены эпюры контактных давлений р(r) радиуса r в упорном подшипнике скольжения, в котором торцевая поверхность вала 1 выполнена по профилю:
- участок R1A:
- участок АВ: у=0;
- участок BR2: , где r=А; r=В.
Из физико-химической механики поверхностного разрушения материалов при трении (трибология) известно, что износ материалов при граничном или смешанном режимах смазки h равен произведению пути трения на контактное давление р в степени m: h=kLpm, где k и m - коэффициенты, зависящие от трибофизических свойств трущихся материалов.
Для обеспечения максимального ресурса работы упорного подшипника скольжения и ускорения процессов приработки поверхностей необходимо, чтобы износ в каждой точке площадки контакта поверхностей был постоянным (h=const при R1<r<R2) (фиг.3).
Из механики контактного взаимодействия цилиндрических торцевых поверхностей известно, что на кольцевой площадке контакта упорного подшипника под действием осевой нагрузки Q возникают переменные контактные давления р(r), резко возрастающие по краям этой площадки r=R1; r=R2 (фиг.2). В свою очередь, при вращении вала 1 пути трения для точек площадки контакта подшипника увеличиваются прямо пропорционально расстоянию этих точек от оси вращения вала: L=2 r. Поэтому для обеспечения равномерного изнашивания опорных поверхностей подшипника скольжения контактное давление должно плавно снижаться от точек r=R1 до точек r=R2 : p=p1(R1/r)1/m (фиг.3).
На эпюру контактных давлений можно влиять путем придания начальных зазоров между поверхностями трения при Q=0. Выбрав соответствующую форму торцевой поверхности вала 1, можно обеспечить необходимую уменьшающуюся эпюру контактных давлений поперек кольцевой площадки контакта, которая при работе торцевого подшипника обеспечит равномерный минимальный износ, а значит и максимальный ресурс работы подшипника. Для этого площадка контакта в поперечном сечении упорного подшипника разбивается вдоль радиуса на три участка: R1A, AB, BR2 (фиг.3). На каждом из этих участков форма опорной поверхности вала 1 описывается уравнениями:
- участок R1A:
- участок AB: у=0;
- участок BR2: , где r=А; r=В.
газотурбинный двигатель - патент 2529294 (27.09.2014) | ![]() |
упорный подшипниковый узел - патент 2529070 (27.09.2014) | ![]() |
газодинамический подшипник - патент 2496032 (20.10.2013) | ![]() |
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы - патент 2489614 (10.08.2013) | ![]() |
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы - патент 2472045 (10.01.2013) | ![]() |
турбокомпрессор - патент 2469213 (10.12.2012) | |
турбодетандер - патент 2468310 (27.11.2012) | ![]() |
гидростатический подшипник - патент 2463493 (10.10.2012) | ![]() |
ось машины - патент 2462624 (27.09.2012) | ![]() |
упорный подшипниковый узел - патент 2449184 (27.04.2012) | ![]() |