способ исследования степени износа зубчатых колес
Классы МПК: | G01M13/02 испытание передаточных механизмов |
Автор(ы): | Мендрух Николай Викторович (RU), Мендрух Денис Николаевич (RU), Терзиева Наталья Сергеевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Мендрух Николай Викторович (RU), Мендрух Денис Николаевич (RU), Терзиева Наталья Сергеевна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-03-23 публикация патента:
20.03.2010 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для оценки качества зубчатого зацепления в механических передачах. Техническим результатом изобретения является интенсификация процесса исследования степени износа зубчатых колес и повышение достоверности получаемых результатов. Способ исследования степени износа зубчатых колес включает закрепление на валу испытываемого колеса с возможностью свободного перемещения; жесткое закрепление на валу трех, идентичных неизношенному испытываемому, образцовых колес, составляющих вместе с испытываемым колесом замкнутый силовой контур; регистрацию при работе контура углов поворота испытываемого и сопряженного с ним рабочего колеса; сравнение этих углов и определения по разнице их величин степени и характера износа испытываемого колеса. 1 ил.
Формула изобретения
Способ исследования степени износа зубчатых колес, включающий замер их геометрических параметров после процесса изнашивания и сравнение последних с параметрами идентичных неизношенных колес, отличающийся тем, что испытываемое колесо включают в замкнутый силовой контур, составленный из него и трех идентичных неизношенному испытываемому образцовых колес, причем образцовые колеса укреплены на валах жестко, а испытываемое - с возможностью свободного вращения на валу, и регистрируют при работе контура углы поворота испытываемого и сопряженного с ним образцового колеса, сравнивают эти углы и по разнице их величин судят о степени и характере износа испытываемого колеса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки качества зубчатого зацепления в механических передачах.
Известен способ исследования, заключающийся в том, что на изнашивающиеся поверхности в различные периоды работы зубчатых колес, с заданным временным интервалом, наносится, а затем снимается специально быстро твердеющая масса, например стиракрил, позволяющая получить ряд оттисков или слепков, по разнице в размерах или массе которых судят о величине и характере процесса изнашивания (см., например, Зорин В.А. Основы долговечности строительных и дорожных машин. - М.: Машиностроение, 1986, 248 с., стр.198).
Недостаток данного способа состоит в том, что он трудоемок, малопроизводителен, для получения полной картины процесса изнашивания необходимо получить большое количество оттисков.
В качестве прототипа взят способ, заключающийся в том, что о степени износа зубчатых колес судят по разнице в геометрических размерах их изнашивающихся частей - до и после процесса изнашивания (см., например, Словарь - справочник по износу и смазке деталей машин. - Киев: Наукова думка, 1979, 188 с., стр.45).
Недостаток данного способа состоит в том, что для зубчатых колес, у которых зона контакта на зубьях непостоянна, а меняется в процессе работы, необходимо выполнить большое количество замеров - в каждой фазе зацепления каждого зуба по всей длине контакта с зубьями сопряженного с ним колеса. Это весьма трудоемко и малопроизводительно, дает в итоге больше погрешности.
Изобретением решается задача интенсификации процесса исследования и повышение достоверности получаемых результатов.
Это достигается тем, что осуществляют замер геометрических параметров изношенных зубчатых колес и сравнивают их с параметрами идентичных неизношенных колес, причем согласно изобретению испытываемое колесо включают в замкнутый силовой контур, составленный из него и трех, идентичных неизношенному испытываемому, образцовых колес. Образцовые колеса закреплены на валах жестко, а испытываемое - может свободно вращаться на валу, что дает возможность регистрировать при работе контура углы поворота испытываемого и сопряженного с ним образцового колеса. Затем сравнивают эти углы и по разнице их величин судят о степени и характере износа испытываемого колеса.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена установка, позволяющая реализовать данный способ.
На параллельных валах 1 и 2 установлены зубчатые колеса, составляющие замкнутый силовой контур - испытываемое изношенное колесо 3 установлено с возможностью свободного вращения на валу, образцовые колеса 4, 5, 6 закреплены на валах жестко, от перемещений вдоль вала колесо 3 фиксируют стопорные кольца 7. Контур приводится в действие электродвигателем 8 через редуктор 9. Углы поворота испытываемого колеса 3 и сопряженного с ним образцового 4 регистрируют датчики угла поворота 10 и 11, информация с которых поступает в сумматор 12, а затем - на индикатор 13.
При работе данного контура, если имеется износ зубьев испытываемого колеса 3, будет иметь место рассогласование в величинах углов поворота зубчатых колес 3 и 4. Это рассогласование прямо пропорционально величине износа колеса 3. Причем можно определять величины износа непрерывно по всей длине рабочей поверхности каждого зуба испытываемого колеса. А также - и характер износа зубьев.
В сравнении с прототипом, данный способ позволит ускорить процесс испытаний, причем осуществить его непрерывно по всей длине рабочей поверхности каждого зуба. Это повысит качество и достоверность получаемой в процессе испытаний информации.
Класс G01M13/02 испытание передаточных механизмов