буксируемая воздушная ложная цель
Классы МПК: | F41J9/10 буксируемые |
Автор(ы): | Климашин Геннадий Евгеньевич (RU), Головин Анатолий Иванович (RU), Белозеров Валентин Гаврилович (RU), Васильев Евгений Григорьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "НИИ "Экран" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-03-11 публикация патента:
27.06.2010 |
Изобретение относится к области авиационной техники. Буксируемая воздушная ложная цель содержит мишень, соединенную канатом с летательным аппаратом. В головной части мишени установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени и отверстием в стенке для свободного пропуска каната. Он намотан в несколько слоев на корпусе мишени. В головной части мишени соосно установлен составной, из двух или более составляющих частей, фланец с возможностью сбрасывания в конце сматывания каната и зафиксированный канатом в исходном состоянии. Кольцо выполнено составным из двух или более составляющих его частей с возможностью сбрасывания. Составляющие части кольца удерживаются в исходном состоянии составным фланцем до окончания сматывания каната. Техническим результатом является улучшение аэродинамики мишени в режиме буксируемого полета мишени при сохранении устойчивого движения мишени в процессе сматывания каната после отделения. 5 ил.
Формула изобретения
Буксируемая воздушная ложная цель, содержащая мишень, соединенную канатом с летательным аппаратом, в головной части которой установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени и отверстием в стенке для свободного пропуска каната, намотанного в несколько слоев на корпусе мишени, отличающаяся тем, что в головной части мишени соосно установлен составной из двух или более составляющих частей фланец с возможностью сбрасывания в конце сматывания каната и зафиксированный канатом в исходном состоянии, а кольцо выполнено составным из двух или более составляющих его частей с возможностью сбрасывания, при этом составляющие части кольца удерживаются в исходном состоянии составным фланцем до окончания сматывания каната.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в качестве буксируемой ложной цели при защите летательного аппарата от самонаводящихся ракет путем перенацеливания их на ложную цель, буксируемую на определенном удалении от летательного аппарата.
Известно устройство [1] - буксируемая воздушная ложная цель, выполненная в виде мишени, соединенной канатом с летательным аппаратом, в головной и хвостовой частях которой установлены кольца с возможностью вращения относительно оси мишени, между которыми установлен соосно и жестко закреплен на кольцах цилиндрический обтекатель с возможностью вращения. В стеке кольца головной части имеется отверстие, через которое свободно пропущен закрепленный на летательном аппарате конец каната, а сам канат намотан в несколько слоев на корпусе мишени. Для свободного выхода каната обтекатель имеет вырез в торцевой части.
Недостатком описанного устройства [1] является конструктивная сложность и аэродинамически неоптимальное расположение точки крепления троса к мишени в режиме буксировки.
Известно устройство [2] (прототип) - буксируемая воздушная ложная цель, содержащая мишень, соединенную канатом с летательным аппаратом. В головной части мишени установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени. В стенке кольца выполнено отверстие, через которое свободно пропущен закрепленный на летательном аппарате конец каната. Сам канат намотан в несколько слоев на корпусе мишени.
Недостатком описанного устройства [2] является буксировка мишени на канате, закрепленном в точке на значительном расстоянии от центра тяжести мишени, что ухудшает аэродинамику буксируемого полета и увеличивает нагрузку на канат.
Изобретение направлено на улучшение аэродинамики мишени в режиме буксируемого полета при сохранении устойчивого движения мишени в процессе сматывания каната после отделения.
Это достигается тем, что в известном устройстве [2] кольцо с отверстием в стенке для свободного пропуска каната, установленное в головной части мишени с возможностью вращения относительно оси мишени, выполнено составным из двух или более составляющих частей с возможностью сбрасывания составного кольца с головной части мишени в конце сматывания каната.
Изобретение отличается от известного ближайшего аналога [2], содержащего мишень, соединенную канатом с летательным аппаратом, в головной части которой соосно установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени и отверстием в стенке для свободного пропуска каната, а сам канат намотан в несколько слоев на корпусе мишени, тем, что в головной части мишени соосно установлен составной фланец из двух или более составляющих частей с возможностью сбрасывания в конце сматывания каната и зафиксированный канатом в исходном состоянии, а кольцо с отверстием в стенке и возможностью вращения относительно оси мишени выполнено составным из двух или более составляющих частей с возможностью сбрасывания с головной части мишени, при этом составляющие части кольца удерживаются в исходном состоянии составным фланцем до окончания сматывания каната.
Совокупность существенных признаков, отличающих изобретение от прототипа [2], позволяет улучшить аэродинамику мишени в режиме буксируемого полета мишени при сохранении устойчивого движения мишени в процессе сматывания каната после отделения.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена мишень с намотанным канатом; на фиг.2 - головной отсек мишени, оснащенный составными кольцом и фланцем.
Описываемое устроство содержит: составное кольцо (1/9) с отверстием, состоящее из составляющих частей 1 и 9; составной фланец (3/10), состоящий из составляющих частей 3 и 10; стопорные шарики 4; набор шариков 2; канат 5; корпус мишени 6; узел 7 и подшипник 8.
Канат 5 одним концом соединен с корпусом мишени 6 вблизи центра тяжести и намотан на корпусе по всей длине в несколько слоев. Второй конец каната 5 свободно пропущен через "отверстие" в стенке составного кольца (1/9) в месте стыка составляющих частей 1 и 9 и соединен с летательным аппаратом узлом 7, например, с помощью пироболта. Составное кольцо 1/9 установлено на подшипнике 8, и его составляющие части удерживаются составным фланцем 3/10, зафиксированным в исходном состоянии намотанным канатом 5 и стопорными шариками 4. Шарики 2, скомпонованные с составными сепараторами по принципу работы шарикоподшипника и расположенные между кольцом и фланцем, обеспечивают удержание и вращение составного кольца относительно составного фланца.
Устройство, установленное на летательном аппарате в контейнере или иным способом, в соответствии с полетным заданием отделяется по команде с борта летательного аппарата и удерживается на канате 5 с помощью узла 7. Канат 5 сматывается с корпуса мишени и проходит свободно через отверстие составного кольца (1/9), которое удерживается фланцем (3/10) и свободно вращается относительно фланца на подшипнике 8. Стопорные шарики 4 исключают возможность осевого смещения фланца, а канат 5 удерживает составной фланец (3/10) от распадания на составляющие части 3 и 10 до окончания сматывания. К моменту окончания размотки канат 5 освобождает составляющие части фланца, и весь механизм распадается на отдельные элементы конструкции, включая фланец (3; 10), кольцо (1; 9), стопорные шарики 4; шарики 2 и элементы сепаратора и мишень в "чистом" виде, удерживаясь на ЛА с помощью узла 7, буксируется в течение заданного времени. По окончании программы полета мишень сбрасывается вместе с канатом.
На фиг.3 приведен чертеж буксируемой ложной цели в режиме буксировки после сматывания каната на длину L. Координаты точки подвески мишени на канате могут быть выбраны в соответствии с требованием аэродинамики буксируемого полета.
На фиг.4 приведен пример конструктивного исполнения составного кольца (1/9), состоящего из двух частей. На практике кольцо с отверстием в стенке изготовляется как цельная деталь с последующим разрезанием этой детали на составляющие части 1 и 9 по диаметру через центр отверстия. На чертеже показаны составляющие части, оснащенные шариками 2 и разрезными сепараторами 11.
На фиг.5 приведен пример конструктивного исполнения составного фланца, состоящего из двух частей с выборкой под стопорные шарики (поз.4 на фиг.2). Изготовление составного фланца (3; 10) аналогично изготовлению кольца.
Исследования процесса сматывания и сброса составляющих частей механизма подтвердили работоспособность устройства.
Источники информации
1. Описание изобретения к патенту Российской Федерации № 2263275 F41j 9/10, Бюл. № 30 27.10.2005.
2. Описание изобретения к патенту Российской Федерации № 2206049 F41j 9/10 (Прототип). Бюл. № 16 10.06.2003.