способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта и устройство для информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта
Классы МПК: | G09F21/04 на наземных транспортных средствах |
Патентообладатель(и): | Токмаков Алексей Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-07-17 публикация патента:
10.02.2011 |
Изобретение относится к средствам массовой информации, в частности к способам обеспечения пассажиров общественного транспорта справочной и рекламной информацией. Техническая задача, решаемая в предлагаемых способе и устройстве, заключается в улучшении качества обслуживания пассажиров при повышении безопасности движения. Поставленная задача решается посредством того, что в предлагаемом устройстве как и в прототипе, устройство включает расположенный на транспортном средстве абонентский терминал, в память которого предварительно внесена карта места работы транспортного средства и сервис баз данных с информацией для пассажиров, подключенный к абонентскому терминалу приемник спутниковой навигации и устройство для воспроизведения информации. В отличие от прототипа устройство снабжено микроконтроллером с записанной в него программой управления, базы данных соединены с микроконтроллером с возможностью взаимного получения и передачи сигналов, а модель отображения информации соединена с микроконтроллером с возможностью получения от него сигналов. При этом базы данных включают данные о географических точках маршрутов и их последовательности в зависимости от направления движения транспортного средства. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта, заключающийся в том, что предварительно в компьютере формируют базу данных обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия, информационные файлы, переносят эти сведения в средство контроля и управления, в средство контроля и управления записывают также программы, обеспечивающие выполнение управляющих команд, выбирают маршрут следования, подают управляющую команду, по которой осуществляют формирование и воспроизведение блока необходимой служебной, и/или социальной, и/или рекламной информации, отличающийся тем, что в качестве средства контроля и управления используют автоматическую систему управления (АСУ), в память АСУ дополнительно вводят записанную в цифровом формате базу данных о географических точках маршрута и их последовательности, на транспортном средстве устанавливают приборы навигации, по которым определяют местонахождение транспортного средства и направление движения, выбирают данные соответствующего данному отрезку и направлению пути маршрута, а управляющие команды для выбора и воспроизведения блока информации подают автоматически по результатам сравнения координатных отметок маршрута с реальным местоположением транспортного средства и направлением движения в каждый момент времени, причем сравнение производят непрерывно в течение всего периода следования транспортного средства по маршруту.
2. Способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что при отклонении транспортного средства от ранее выбранного маршрута осуществляют ручное или автоматическое переключение на базу данных нового маршрута, автоматически подают управляющую команду на воспроизведение сообщения об изменении маршрута, причем данную управляющую команду повторяют 2-4 раза с заданным интервалом времени.
3. Устройство для информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта, включающее базы данных с информацией для пассажиров и географической информацией о месте работы транспортного средства, модуль обработки информации и управления, подключенный к модулю обработки информации и управления приемник спутниковой навигации и модуль отображения информации, отличающееся тем, что модуль обработки информации и управления выполнен в виде микроконтроллера с записанной в него программой управления, базы данных соединены с микроконтроллером с возможностью взаимного получения и передачи сигналов, модуль отображения информации соединен с микроконтроллером с возможностью получения от него сигналов, а базы данных включают данные о географических точках маршрутов и их последовательности в зависимости от направления движения транспортного средства.
4. Устройство для информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта по п.3, отличающееся тем, что оно дополнительно включает интерфейс пользователя, соединенный с микроконтроллером с возможностью взаимного получения и передачи сигналов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам массовой информации, в частности к способам обеспечения пассажиров общественного транспорта справочной и рекламной информацией.
Известна информационная система на автомобилях такси по патенту РФ № 2308770 (МПК G09F 21/04, опубликовано 20.10.2007 г.), содержащая сервер диспетчерской службы, информационное табло и абонентский терминал (AT), соединенный по радиоканалу с сервером, приемник спутниковой навигации. Сервер в известной информационной системе выполнен с возможностью передачи на AT рекламной информации с указанием приоритетности ее трансляции и включает сервис баз данных, выполненный с возможностью модификации рекламной информации, сервис связи, автоматизированное рабочее место оператора и сервис администрирования. В память AT предварительно внесена карта места работы такси, записанная в цифровом виде. В AT входят модуль автомобильной сигнализации, модуль связи, выполненный с возможностью установления связи с сервером диспетчерской службы, модуль радионавигации, модуль обработки информации и управления, антенна радиосвязи, антенна или приемник, встроенные в антенну внешней системы радионавигации, средства идентификации пользователей, средства звуковой сигнализации, средства визуальной сигнализации, терминал для обмена текстовой информацией, терминал аудиосвязи, видеотерминал. Информационное табло представляет собой жидкокристаллическую панель, подключенную к AT. Последний выполнен с возможностью получения от приемника спутниковой навигации данных о географических координатах автомобиля и выбора с учетом географических координат автомобиля рекламной информации, ранее переданной с сервера диспетчерской службы, для передачи на жидкокристаллическую панель с последующей передачей серверу информации о месте и времени транслирования каждой рекламной информации, записанной в память AT. Изобретение по патенту № 2308770 позволяет повысить безопасность вождения автомобилей за счет полной автоматизации передачи, приема и воспроизведения рекламных сообщений.
Известное устройство предназначено для предоставления рекламной информации пассажирам автомобилей такси, поэтому информирование осуществляют об объектах, которые находятся в зоне нахождения автомобиля. При этом не обеспечивается информирование пассажиров о предстоящих событиях.
Наиболее близким к предлагаемому является способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта по патенту РФ 2275691 (МПК G09F 21/04, опубл. 27.04.2006 г.), заключающийся в том, что предварительно в компьютере формируют базу данных обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия, звуковые файлы названий остановок, звуковые файлы постоянных слов и фраз и звуковые файлы рекламных текстов, переносят эти сведения в память микроЭВМ, введенной в информационную установку, в память микроЭВМ записывают программы, обеспечивающие выполнение внешних управляющих команд, с помощью внешней управляющей команды выбирают в памяти микроЭВМ маршрут следования, при следовании транспортного средства по маршруту перед закрытием дверей на каждой остановке и перед каждой остановкой на вход микроЭВМ подают внешнюю управляющую команду, по которой программно осуществляется формирование блока информации путем воспроизведения звуковых файлов слов, фраз и текстов, причем блок информации, формируемый по внешней управляющей команде, подаваемой перед закрытием дверей на остановке, включает предупреждение о закрытии дверей, название следующей остановки и информацию рекламного характера, а блок информации, формируемый по внешней управляющей команде, подаваемой перед остановкой, включает название остановки и, при необходимости, сообщение об изменении маршрута следования транспортного средства.
Наличие в памяти микроЭВМ сведений обо всех маршрутах следования транспортных средств предприятия позволяет водителю, перед началом движения транспортного средства по конкретному маршруту, выбрать этот маршрут в памяти микроЭВМ с помощью внешней управляющей команды. Кроме того, при изменении маршрута следования транспортного средства с помощью внешней управляющей команды водитель может выбрать в памяти новый маршрут, при этом в памяти микроЭВМ автоматически фиксируется факт изменения маршрута следования.
Программное формирование блоков информации обеспечивает включение в блоки информации, формирование которых запускается внешними управляющими командами, подаваемыми перед остановками транспортного средства, сообщения об изменении маршрута следования транспортного средства, если факт изменения маршрута зафиксирован в памяти микроЭВМ. Кроме того, программное формирование блоков информации обеспечивает включение в блоки информации, формирование которых запускается внешними управляющими командами, подаваемыми перед закрытием дверей на остановке, предупреждения о закрытии дверей.
Недостатком способа по патенту РФ № 2275691 является необходимость подачи внешней управляющей команды для выбора маршрута и направления движения, что отвлекает внимание водителя.
Наиболее близким к предлагаемому устройству для информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта является информационная система на автомобилях такси по патенту РФ № 2308770 (МПК G09F 21/04, опубликовано 20.10.2007 г.).
Недостатком известного устройства является отсутствие информации о предстоящих по маршруту следования событиях.
Техническая задача, решаемая в предлагаемых способе и устройстве, заключается в улучшении качества обслуживания пассажиров при повышении безопасности движения.
Поставленная задача решается тем, что, как и в прототипе, предварительно в компьютере формируют базу данных обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия и информационные файлы. Эти сведения переносят в средство контроля и управления, размещенное на транспортном средстве. В средство контроля и управления также записывают программы, обеспечивающие выполнение управляющих команд, выбирают маршрут следования, подают управляющую команду, по которой осуществляют формирование и воспроизведение блока необходимой служебной и/или социальной и/или рекламной информации. В отличие от прототипа в качестве средства контроля и управления используют автоматическую систему управления (АСУ), а на транспортном средстве устанавливают приборы навигации. В память АСУ дополнительно вводят записанную в цифровом формате базу данных о географических точках маршрута и их последовательности. По навигационным приборам определяют местонахождение транспортного средства и направление движения, выбирают данные соответствующего отрезка и направления пути маршрута, а управляющие команды для выбора и воспроизведения блока информации подают автоматически по результатам сравнения координатных отметок маршрута с реальным местоположением транспортного средства и направлением движения в каждый момент времени. Причем сравнение производят непрерывно в течение всего периода следования транспортного средства по маршруту.
Автоматическая подача управляющих команд по результатам сравнения данных о маршруте с реальным местоположением и направлением движения транспортного средства позволит исключить ошибки при объявлении остановок. При этом происходит постоянное сравнение маршрута следования с реальным местонахождением транспортного средства и определение следующей по маршруту остановки, что позволит своевременно скорректировать информацию и тем самым повысить качество обслуживания пассажиров. Кроме того, автоматическое определение времени и содержания передаваемой информации повысит безопасность движения, поскольку внимание водителя не будет переключаться на подачу управляющей команды.
Целесообразно при отклонении транспортного средства от ранее выбранного маршрута осуществлять ручное или автоматическое переключение на базу данных нового маршрута и автоматически подавать управляющую команду на воспроизведение сообщения об изменении маршрута. Данную управляющую команду целесообразно повторять 2-4 раза с заданным интервалом времени.
Поставленная задача в предлагаемом устройстве решается тем, что, как и в прототипе, устройство включает расположенный на транспортном средстве абонентский терминал, в память которого предварительно внесена карта места работы транспортного средства и сервис баз данных с информацией для пассажиров, подключенный к абонентскому терминалу приемник спутниковой навигации и устройство для воспроизведения информации. В отличие от прототипа модуль обработки информации и управления выполнен в виде микроконтроллера с записанной в него программой управления, базы данных соединены с микроконтроллером с возможностью взаимного получения и передачи сигналов, а модуль отображения информации соединен с микроконтроллером с возможностью получения от него сигналов. При этом базы данных включают данные о географических точках маршрутов и их последовательности в зависимости от направления движения транспортного средства.
Целесообразно дополнительно снабдить устройство интерфейсом пользователя, соединенным с микроконтроллером с возможностью взаимного получения и передачи сигналов. Это позволит выбирать режим работы в зависимости от ситуации: автоматическое определение маршрута следования с выводом информации о переходе на другой маршрут с приоритетом по заранее выбранному; следование по заранее выбранному маршруту без переключения в случае отклонения от него; ручное переключение на новый маршрут в случае отклонения от ранее заданного.
Предлагаемое устройство поясняется представленной на чертеже блок-схемой.
Устройство для информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта включает: интерфейс пользователя 1, модуль обработки информации и управления 2, приемник спутниковой навигации 3, внешнюю память - база данных 4, элементы преобразования информации 5, модуль отображения информации 6.
Предлагаемый способ и устройство осуществляются следующим образом.
Предварительно в компьютере создают базу данных 4: обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия и базу данных о координатных отметках маршрута, файлы названий остановок, файлы постоянных слов и фраз и файлы рекламных текстов. Затем переносят эти сведения в размещенный на транспортном средстве модуль обработки информации и управления 2, выполненный в виде АСУ (на примере микроконтроллера). В АСУ записывают программы, обеспечивающие выполнение управляющих команд. На транспортном средстве устанавливают устройства навигации 3 (на примере приемника спутниковой навигации). По приборам навигации 3 определяют реальное местонахождение транспортного средства, время и направление его движения и сравнивают его с координатными отметками маршрута. Если в данной точке проходит несколько маршрутов, то в начале движения по маршруту водитель выбирает управляющую команду для выбора маршрута следования посредством интерфейса пользователя 1. После отъезда от начальной остановки АСУ производит сравнение данных навигационных приборов с координатными точками маршрута, определяет направление движения и выбирает соответствующие данные маршрута следующей по маршруту остановки и через элементы преобразования информации 5 подает управляющие команды модулю отображения информации 6 на воспроизведение информации для пассажиров. При изменении маршрута движения АСУ выбирает новый маршрут и подает управляющую команду на воспроизведение информации об изменении маршрута. При дальнейшем движении транспортного средства воспроизведение информации также осуществляется автоматически.
Пример конкретного выполнения предлагаемого способа и устройства.
Предварительно на компьютере с использованием специальной программы создают базу данных информации о маршрутах следования, содержащую необходимое количество звуковой и текстовой информации о названиях, местоположении, направлении следования, типе и наименовании маршрута. Подготовленную базу данных заносят в память устройства (например, энергонезависимая память AT 45DB 161 D-SU), расположенного непосредственно на транспортном средстве. Микроконтроллер (например, PIC 18 F 67 J 11) подключают к приемнику спутниковой навигации стандарта GPS/Glonass (yfghbvth? TYCO А 1080-А), причем микроконтроллер получает от приемника спутниковой навигации информацию о времени и месте положения транспортного средства, выполняет вычисление географических координат текущего положения транспортного средства, направления его движения, выбирает, в соответствии с заложенным алгоритмом, географическую информацию из базы данных о маршрутах следования, сверяет ее с текущим местоположение, выбирает информацию о временах событий, заложенных в базу данных информации о маршруте, при совпадении географических координат и направления следования полученных из базы данных и/или времен событий с текущими географическими координатами, направлением движения и временем, выбирает из базы данных информации о маршрутах следования, а также другую информацию, связанную с совпавшей географической и/или временной отметкой. По информации, полученной из базы данных о маршрутах следования, микроконтроллер включает/выключает звуковую и/или текстовую системы оповещения, передает в них соответствующую информацию, выбранную из базы данных о маршрутах следования. При этом при подъезде к имеющейся (отмеченной) в базе данных о маршруте следования географической отметке осуществляет вывод текстовой и звуковой информации о текущей географической отметке, при отъезде по направлению движения вычисляет следующую отметку, если отметка является остановкой, выводит звуковую и/или текстовую информацию с добавлением фразы «следующая остановка », причем выбор алгоритма действия микроконтроллера может быть задан экипажем транспортного следования в следующих полностью автоматизированных режимах: автоматическое определение маршрута следования с выводом информации о переходе на другой маршрут с приоритетом по заранее выбранному, следование по заранее выбранному маршруту без переключения в случае отклонения от него; ручное переключение на новый маршрут в случае отклонения от ранее заданного.
Система звукового оповещения может быть реализована на использовании встроенного в микроконтроллер широтно-импульсного модулятора, подключенного к аналоговому фильтру, в свою очередь подключенному к усилителю низкой частоты (например, собранному на TDA 2030 А), далее через развязку на штатные динамики транспортного средства. Динамики также могут входить в комплект поставки устройства для информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта.
Система визуального оповещения может быть собрана на встроенном в микроконтроллер интерфейсе USART, подключенном к преобразователю интерфейсов на микросхеме МАХ 485, подключенной через интерфейс стандарта RS 485 к световым табло, собранным на светодиодных матрицах.
Возможно также использование любых других известных средств отображения звуковой и/или видео, и/или текстовой информации.
Класс G09F21/04 на наземных транспортных средствах