способ завязывания узла для связывания двух гибких канатов, тросов
Классы МПК: | D04G5/00 Прочие способы вязания узлов |
Патентообладатель(и): | Лысенко Леонид Семенович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-12-01 публикация патента:
10.06.2011 |
Изобретение относится к способам вязания узлов и может быть использовано для связывания двух гибких канатов (они же называются тросами) пеньковых, стальных или из искусственного волокна и других материалов. Способ завязывания узла для связывания двух гибких канатов, тросов, содержащий противоположно расположенные полуузлы, включающие левую и правую петли с ходовыми и коренными концами. При этом одна из петель, например правая, лежит на идущих справа налево ходовом и коренном концах левой петли, а левая петля находится соответственно под обоими идущими слева направо концами правой петли. В последующем ходовым концом, например, левой петли образуют дополнительной петлей восьмерку, протягивая упомянутый ходовой конец левой петли под и над нитью своего коренного конца, дугообразно поворачивая с образованием дополнительной петли, далее проталкивают упомянутый ходовой конец левого полуузла под его нитями в середине формируемого узла на выход. В последующем тем же приемом выполняют восьмерку нитями правой петли, повернув формируемый узел на пол-оборота, растягиванием в разные стороны коренных концов, производя предварительное затягивание, а затем дополнительно осуществляют окончательное затягивание за ходовые концы обоих полуузлов. Технический результат - повышение прочности и надежности узлового соединения, устранение ползучести, исключение необходимости привязывания линем ходового конца к коренному. 2 ил.
Формула изобретения
Способ завязывания узла для связывания двух гибких канатов, тросов, содержащий противоположно расположенные полуузлы, включающие левую и правую петли с ходовыми и коренными концами, при этом одна из петель, например правая, лежит на идущих справа налево ходовом и коренном концах левой петли, а левая петля находится соответственно под обоими идущими слева направо концами правой петли, отличающийся тем, что в последующем ходовым концом, например, левой петли образуют дополнительной петлей восьмерку, протягивая упомянутый ходовой конец левой петли под и над нитью своего коренного конца, дугообразно поворачивая с образованием дополнительной петли, далее проталкивают упомянутый ходовой конец левого полуузла под его нитями в середине формируемого узла на выход, в последующем тем же приемом выполняют восьмерку нитями правой петли, повернув формируемый узел на пол-оборота, растягиванием в разные стороны коренных концов, производя предварительное затягивание, а затем дополнительно осуществляют окончательное затягивание за ходовые концы обоих полуузлов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам вязания узлов, в практике называемых морскими, для связывания двух гибких канатов (тросов) пеньковых, стальных или из искусственного волокна и других материалов. Изобретение может быть использовано в орудиях промышленного рыболовства, парусном деле, в альпинистском снаряжении, в морском и сухопутном буксировании - везде, где используется канатная связь, практически во всех такелажных делах.
Известен «Фламандский морской узел», который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Для этого ходовые концы связываемых тросов укладывают параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завязывают восьмерку. При этом приходится обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство способа вязки фламандского узла (см. Скрягин Л.Н., Морские узлы. - М.: Транспорт, 1984, с.27, рис.21).
Наиболее близким к предлагаемому способу завязывания морского узла является воровской узел, который применяют для связывания двух канатов (тросов) примерно одинаковой толщины. Этот узел технологически прост в завязывании и применяется в быту.
Узел включает левую и правую петли с ходовыми и коренными концами, образуя правый и левый полуузлы. Затем осуществляют затягивание и растягивание в разные стороны концы.
К недостаткам воровского узла относится его ненадежность и опасность, вызванная ползучестью как при слабых, так и при больших нагрузках, особенно при намокании тросов.
В основу настоящего изобретения поставлена задача использования технологической простоты вязания воровского узла, устранения недостатков, выражающихся в ползучести (скольжении).
Поставленная задача решается тем, что используя элементы воровского узла как основу для вязания более сложного узла, вошедшие в доотличительную часть формулы, а именно противоположно расположенные полуузлы, включающие левую и правую петли с ходовыми и коренными концами, при этом одна из петель, например правая, лежит на ходовом и коренном концах левой петли, идущих справа налево, а левая петля находится соответственно под обоими концами правой петли, идущих слева направо. Отличие заявленного узла заключается в том, что в последующем ходовым концом, например, левой петли образуют дополнительной петлей восьмерку, протягивая упомянутый ходовой конец левой петли, образуемый дугообразной частью, над коренным концом и далее под нити коренных концов в середине узла на выход, затем тем же приемом выполняют восьмерку с правой петлей, повернув формируемый узел на пол-оборота (180°), растягивая в разные стороны за коренные концы до плотного затягивания, а затем дополнительно осуществляют окончательное затягивание за ходовые концы обоих полуузлов.
Использование элементов известных узлов и дополнение новыми в определенной технологической последовательности связки позволило создать новый узел Лысенко Л.С. для связки двух гибких канатов (тросов) с высокой надежностью, компактностью, с возможностью создания требуемого технологического усилия затягивания, т.е. исключается чрезмерное затягивание и его скольжение по канату при приложении нагрузки.
Сопоставительный анализ существенных признаков предлагаемого технологического решения с существенными признаками аналогов и прототипа свидетельствует о его соответствии критерию «новизна» и «изобретательский уровень».
На фиг.1 показаны полуузлы в их взаимосвязи, составляющие доотличительную часть узла; на фиг.2 - сформированный узел перед моментом растягивания в разные стороны за коренные концы.
Предлагаемый узел Лысенко Л.С. симметричен и оба коренных конца канатов могут быть рабочими. Примем следующие условные обозначения. Части каната, из которых формируются элементы вязки, называются нитью. Один из канатов 1 изображен заштрихованной нитью, другой 2 - светлой нитью. Каждая нить каната образует полуузел 3 и 4 и включает соответственно дугообразные петли - левую 3' и правую 4', ходовые концы 5 и 6, коренные концы 7 и 8. В качестве материала используются тросы (канаты) пеньковые, стальные, из искусственного волокна и других материалов, обладающих гибкостью.
Узел формируется следующим образом.
Вначале формируют простые полуузлы 3 и 4, как показано на фиг.1, включающие левую 3' и правую 4' петли с ходовыми 5 и 6 концами и коренными 7 и 8 концами. При этом одна из петель, например правая 4', должна лежать на идущих справа налево концах 5 и 7, а левая 3' петля соответственно под обоими концами 6 и 8. Затем ходовым 5 концом, например, левого полуузла 3 образуют дополнительной петлей 9 восьмерку 10. Это делают следующим образом: упомянутый ходовой конец 5 левой петли 3' винтом протягивают под и над нитью своего коренного конца 7, дугообразно сворачивая, образуя дополнительную петлю 9, далее проталкивая конец 5 под нитями левого полуузла 3 в середине формируемого узла на выход. Таким образом сформировалась восьмерка канатом 1 и первая половина морского узла. Вторая половина узла формируется канатом 2 аналогичным приемом. Для этого формируемый узел поворачивают на пол-оборота (180°) и ходовой конец 6 пропускают под нитями 5 и 7, перекидывают винтом над коренной нитью 8, формируя дугообразным участком вторую восьмерку 11, и далее проталкивают под нитями образованной восьмерки 10 и над нитями правого полуузла 4 на выход параллельно нити ходового конца 5. Таким образом, ходовые концы 5 и 6, сопрягаясь, вышли по диагонали. После такого предварительного формирования узла производят растягивание в разные стороны коренных концов 7 и 8, осуществляя предварительное затягивание узла, а затем дополнительно осуществляют окончательное затягивание за ходовые концы 5 и 6. Узел готов воспринимать нагрузки.