способ алюминотермитной сварки рельсов
Классы МПК: | B23K23/00 Термитная (алюминотермитная) сварка C21D7/06 путем наклепа и тп C21D9/50 для сварных швов |
Автор(ы): | Бондаренко Алексей Алексеевич (RU), Маёров Георгий Романович (RU), Колесников Евгений Игорьевич (RU), Атапин Виталий Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет путей сообщения" (СамГУПС) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-05-05 публикация патента:
10.08.2011 |
Изобретение относится к способу алюминотермитной сварки рельсов. Способ включает размещение разъемной формы в зоне сварочного зазора и установку над ней реакционного тигля, заполненного дозой алюминотермитного состава. Затем осуществляют нагрев концов рельсов и разъемной формы до температуры (1000-1500)°С, после которого поджигают дозу алюминотермитного состава и разогревают его до образования расплавленного металла. Далее из реакционного тигля расплавленный металл подают в разъемную форму, а затем заливают его в сварочный зазор. Расплавленный металл выдерживают до затвердения и образования сварного шва. Охлаждают сварной шов воздушно-водяной смесью с содержанием воды (20-50)% со скоростью (7-11)°/сек до температуры [(Мн+100)°С-Мн]°С. Упрочняют стальной дробью диаметром 0,6-0,8 мм с давлением воздуха 0,7-0,8 МПа. Затем сварной шов охлаждают на воздухе и удаляют с головки сваренного рельса прибыльную часть сварного шва. Техническим результатом является повышение твердости относительно основного материала рельса в зоне сварного шва. 4 табл.
Формула изобретения
Способ алюминотермитной сварки рельсов, при котором устанавливают концы рельсов с образованием между их торцами сварочного зазора, размещают на концах рельсов в зоне сварочного зазора разъемную форму, уплотняют контакт разъемной формы с концами рельсов, устанавливают над формой реакционный тигель, заполненный дозой алюминотермитного состава, нагревают концы рельсов и разъемную форму до температуры в диапазоне (1000-1500)°С, поджигают дозу алюминотермитного состава и разогревают его до образования расплавленного металла, подают из реакционного тигля расплавленный металл в среднюю часть разъемной формы после заполнения ее нижней части, нагревают концы рельсов и залитый в сварочный зазор расплавленный металл до температуры не ниже 800°С в конце подачи расплавленного металла в разъемную форму путем подачи последних порций расплавленного металла в пространство над головками рельсов, выдерживают расплавленный металл до затвердевания и образования сварного шва, охлаждают воздушно-водяной смесью с содержанием воды (20-50)% со скоростью охлаждения (7-11)°/с до температуры [(Мн+100)°С-Мн]°С, затем на воздухе и удаляют с головки сваренного рельса прибыльную часть сварного шва, отличающийся тем, что после затвердевания и охлаждения воздушно-водяной смесью сварной шов упрочняют стальной дробью диаметром 0,6-0,8 мм с давлением воздуха 0,7-0,8 МПа.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, к термитной сварке соединений, а конкретнее, к сварке рельсов с использованием алюминотермитной сварки.
Известен способ сварки рельсов, при котором устанавливают концы рельсов с образованием между их торцами сварочного зазора, размещают вокруг концов рельсов в зоне сварочного зазора разъемную форму, уплотняют контакт разъемной формы с концами рельсов, устанавливают над формой реакционный тигель, заполненный дозой алюминотермитного состава, нагревают концы рельсов и разъемную форму до температуры в диапазоне (1000-1500)°С, поджигают дозу алюминотермитного состава и разогревают его до образования расплавленного металла, подают из реакционного тигля расплавленный металл в среднюю часть разъемной формы после заполнения ее нижней части, дополнительно нагревают концы рельсов и залитый в сварочный зазор расплавленный металл до температуры не ниже 800°С в конце подачи расплавленного металла в разъемную форму путем подачи последних порций расплавленного металла в пространство над головками рельсов, выдерживают расплавленный металл до затвердевания и образования сварного шва, удаляют с головки сваренного рельса прибыльную часть сварного шва, после чего затвердевший сварной шов и область, близлежащую к последнему, охлаждают струей сжатого воздуха до температуры (250-300)°С, затем - на воздухе [Патент РФ № 2163184, В23К 23/00, C21D 9/50, опубл. 20.02.2001 г., БИ № 5 (II ч.) «Способ алюминотермитной сварки рельсов» авторов Карабанова В.И., Ивакина Н.И. и др.].
Недостатком способа является низкая твердость сварного шва в результате того, что в зоне термического влияния формируется крупнозернистая дислокационная структура.
Известен способ сварки рельсов, при котором устанавливают концы рельсов с образованием между их торцами сварочного зазора, размещают на концах рельсов в зоне сварочного зазора разъемную форму, уплотняют контакт разъемной формы с концами рельсов, устанавливают над формой реакционный тигель, заполненный дозой алюминотермитного состава, нагревают концы рельсов и разъемную форму до температуры в диапазоне (1000-1500)°С, поджигают дозу алюминотермитного состава и разогревают его до образования расплавленного металла, подают из реакционного тигля расплавленный металл в среднюю часть разъемной формы после заполнения ее нижней части, дополнительно нагревают концы рельсов и залитый в сварочный зазор расплавленный металл до температуры не ниже 800°С в конце подачи расплавленного металла в разъемную форму путем подачи последних порций расплавленного металла в пространство над головками рельсов, выдерживают расплавленный металл до затвердения и образования сварного шва, охлаждают воздушно-водяной смесью с содержанием воды сварного шва, охлаждают воздушно-водяной смесью с содержанием воды (20-50)% со скоростью охлаждения (7-11)°/сек до температуры [(Мн+100)°С-Мн]°С, затем на воздухе и удаляют с головки сваренного рельса прибыльную часть сварного шва. [Патент РФ № 2349433, В23К 23/00, В23К 101/26, C21D 9/50, опубл. 20.03.2009 г., БИ № 8 (III ч.) «Способ алюминотермитной сварки рельсов» авторов Бондаренко А.А., Маерова Г.Р. и др.].
Недостатком способа является низкая твердость относительно основного материала рельса.
Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.
Техническим результатом является повышение твердости относительно основного материала рельса в зоне сварного шва.
Технический результат достигается тем, что в способе алюминотермитной сварки рельсов, при котором устанавливают концы рельсов с образованием между их торцами сварочного зазора, размещают на концах рельсов в зоне сварочного зазора разъемную форму, уплотняют контакт разъемной формы с концами рельсов, устанавливают над формой реакционный тигель, заполненный дозой алюминотермитного состава, нагревают концы рельсов и разъемную форму до температуры в диапазоне (1000-1500)°С, поджигают дозу алюминотермитного состава и разогревают его до образования расплавленного металла, подают из реакционного тигля расплавленный металл в среднюю часть разъемной формы после заполнения ее нижней части, нагревают концы рельсов и залитый в сварочный зазор расплавленный металл до температуры не ниже 800°С в конце подачи расплавленного металла в разъемную форму путем подачи последних порций расплавленного металла в пространство над головками рельсов, выдерживают расплавленный металл до затвердения и образования сварного шва, охлаждают воздушно-водяной смесью с содержанием воды сварного шва, охлаждают воздушно-водяной смесью с содержанием воды (20-50)% со скоростью охлаждения (7-11)°/сек до температуры [(Мн+100)°С-Мн]°С, упрочняют стальной дробью диаметром 0,6-0,8 мм с давлением воздуха 0,7-0,8 МПа, затем охлаждают на воздухе и удаляют с головки сваренного рельса прибыльную часть сварного шва.
Использование стальных шариков обеспечивает формирование мелкозернистой дислокационной структуры, следствием чего является повышение твердости в зоне сварного стыка на (55-65) ед. НВ.
Результаты испытания сведены в таблицы.
Таблица 1 | |
Твердость объемно-закаленных рельсов типа Р65 при алюминотермитной сварке рельсов | |
Способ сварки | Твердость рельсов в зоне сварного шва, ед. НВ |
Способ алюминотермитной сварки (прототип по патенту № 2349433) | 340 |
Таблица 2 | ||||
Твердость объемно-закаленных рельсов типа Р65 при алюминотермитной сварке рельсов с упрочнением дробью при постоянном диаметре дроби | ||||
Способ сварки | Твердость рельсов в зоне сварного шва, ед. НВ | |||
Алюминотермитная сварка рельсов (по предлагаемому способу) | d=0,7 мм | |||
Р=0,4 МПа | Р=0,6 МПа | Р=0,7 МПа | Р=0,8 МПа | Р=1 МПа |
395 | 399 | 405 | 403 | 401 |
Таблица 3 | ||||
Твердость объемно-закаленных рельсов типа Р65 при алюминотермитной сварке рельсов с упрочнением дробью при постоянном давлении воздуха | ||||
Способ сварки | Твердость рельсов в зоне сварного шва, ед. НВ | |||
Алюминотермитная сварка рельсов (по предлагаемому способу) | Р=0,7 МПа | |||
d=0,5-0,6 мм | d=0,6-0,7 мм | d=0,7-0,8 мм | d=0,8-0,9 мм | d=0,9-1 мм |
402 | 404 | 405 | 403 | 402 |
Таблица 4 | ||
Твердость объемно-закаленных рельсов типа Р65 при алюминотермитной сварке рельсов с упрочнением дробью из различных материалов | ||
Способ сварки | Материал | Твердость рельсов в зоне сварного шва, ед. НВ |
Алюминотермитная сварка рельсов (по предлагаемому способу | сталь | 395-405 |
чугун | 353-359 | |
цинк | 346-351 |
Пример реализации способа.
Например, сваривают рельсы типа Р65 из стали М 76. Перед сваркой торцы рельсов механически обрабатывают. Рельсы совмещают по периметру, нагревают и заливают алюминотермитную смесь. После размещают разъемную форму и реакционный тигель, производят нагрев торцевых концов рельсов и разъемной формы, осуществляют заливку алюминотермитной смеси, производят выдержку до затвердения, где в процессе заливки осуществляют дополнительный нагрев головок торцевых концов рельсов и расплавленного сварного металла. Затем стык охлаждают сначала хладагентом в виде воздушно-водяной смеси до температуры 330°С, упрочняют стальной дробью диаметром 0,6-0,8 мм с давлением воздуха 0,7-0,8 МПа, а затем охлаждают на воздухе и удаляют с головки сваренного рельса прибыльную часть сварного шва.
Предлагаемое техническое решение позволяет повысить твердость сварного шва на 55-65 ед. НВ и снизить брак в путевом хозяйстве. Предлагаемый способ увеличивает износостойкость и долговечность сварных швов, их надежность и срок службы на 15-20%.
Класс B23K23/00 Термитная (алюминотермитная) сварка
Класс C21D7/06 путем наклепа и тп
Класс C21D9/50 для сварных швов