способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем морских объектов

Классы МПК:G01C21/18 на стабилизированных платформах, например с помощью гироскопов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГНИНГИ МО РФ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к области корректируемых по информации от навигационных спутников гироскопических систем навигации морских объектов. Техническим результатом изобретения является повышение точности. Предлагаемый способ базируется на использовании векторно-матричной зависимости, отражающей связь текущих значений углов ориентации объекта, вырабатываемой гиросистемой, и информации от спутниковой навигационной системы о координатах двух неколлинеарных спутников в топоцентрических прямоугольных координатах спутников и прямоугольных координатах в связанной с объектом системой координат. Положительный эффект при реализации предлагаемого способа достигается за счет использования данных эфемеридной информации спутниковой системы, вычисления декартовых координат выбранных спутников в топоцентрической и связанной с объектом системах координат, вычисления поправок к текущим значениям параметров ориентации, вырабатываемых гироскопической системой, и обеспечения коррекции этих параметров по данным вычисленных поправок. 5 ил., 2 табл. способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

Формула изобретения

Способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем по данным автономных измерений этих систем и по сигналам спутниковой навигационной системы, включающий выбор навигационных спутников, прием навигационной и служебной информации, вычисление координат места объекта, вычисление поправок к приборным значениям параметров ориентации и коррекцию параметров ориентации, отличающийся тем, что принимают данные гиросистемы о текущих значениях параметров ориентации объекта; выбирают два неколлинеарных навигационных спутника; вычисляют топоцентрические прямоугольные координаты выбранных спутников; вычисляют прямоугольные координаты выбранных спутников в связанной с объектом системе координат; вычисляют поправки к текущим значениям параметров ориентации объекта гиросистемы по данным о текущих значениях параметров ориентации и прямоугольных координат спутников в топоцентрической и связанной с объектом системах координат; корректируют текущие значения параметров ориентации гиросистемы по данным вычисленных поправок.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам коррекции гироскопических навигационных систем и может быть использовано на подвижных объектах, нуждающихся в непрерывном или дискретном определении пространственной ориентации (углы курса способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , крена способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 и дифферента способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ) глобально, независимо от координат места объекта, времени года и суток, в масштабе реального времени.

В проведении коррекции нуждаются гироскопические системы (инерциальные навигационные системы, гирогоризонткомпасы, компасы и т.п.), способные вырабатывать текущие значения параметров ориентации объекта в автономном режиме функционирования. Необходимость коррекции этих систем вызывается снижением во времени точности выработки ими навигационных параметров в процессе автономного функционирования. Для гирокомпасов характерно также снижение точности определения курса в высоких широтах, в условиях качки и маневрирования корабля.

В настоящее время коррекция курсовых каналов автономных гироскопических систем осуществляется путем выработки поправок курсоуказания с использованием данных пеленгования наземных или космических объектов. В качестве космических объектов используются звезды и спутники спутниковых навигационных систем (СНС).

Для определения курса и углов качки объекта по сигналам среднеорбитных СНС наиболее отработанным в настоящее время является фазовый способ. Этот способ, принимаемый за аналог, базируется на использовании системы разнесенных по объекту приемных антенн, фиксированных относительно его корпуса, измерении разности фаз принимаемых сигналов вычислении углов ориентации объекта.

Для оценки положительных и отрицательных сторон фазового способа рассмотрим следующую ситуацию. Пусть морской подвижный объект с центром масс М перемещается относительно Земли (Фиг.1) по произвольной траектории. В точке М имеют начало горизонтная топоцентрическая координатная система Mспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 и система координат Mxyz с осями, связанными с объектом. Наряду с поступательным движением, морской объект в условиях качки и маневрирования совершает вращательное движение вокруг точки М.

В рассматриваемом случае положение подвижного объекта в пространстве - ориентация объекта - характеризуется совокупностью параметров ориентации. Применительно к рассматриваемым объектам это могут быть углы горизонтальной (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ) и азимутальной (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ) ориентации объекта.

На Фиг.1 показаны также два навигационных космических аппарата (КА) спутниковой навигационной системы, положение которых в топоцентрической системе координат Mспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 определено величиной соответствующего вектора визирования способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 и двумя углами - азимутом способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 и высотой способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 .

На Фиг.2 показана антенная система из четырех антенн (центральной A0 и трех разнесенных Ax , Ау, Аz), размещенных на осях ортогонального трехгранника, параллельных осям Mxyz (трехбазовый интерферометр).

Если пренебречь весьма малым в сравнении с дальностью КА отстоянием центральной антенны от центра масс объекта, то в системе Mxyz положение КА можно определять величиной соответствующего вектора визирования способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 и направляющими косинусами cosqcx, cosq cy, cosqcz либо прямоугольными координатами КА, представляющими собой проекции вектора на соответствующие оси: способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 . В топоцентрической системе координат положение КА определяется координатами rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 . Вся перечисленная информация, характеризующая положение КА, вырабатывается в процессе обсервации по сигналам СНС.

Связь параметров ориентации вектора визирования КА (направляющие косинусы cosqi) с изменениями разности фаз сигналов СНС определяется выражением

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

где способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 - длина волны сигнала КА;

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 i - база разнесения антенн;

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 Фi - разность фаз сигналов, принимаемых на разнесенные антенны;

i=х, у, z.

Реализация фазового способа на морских объектах, однако, сопряжена с определенными трудностями. При определении ориентации объекта по данным фазовых измерений приходится использовать интерферометры с базой, достигающей нескольких метров. В то же время реальные фазоизмерительные устройства имеют диапазон однозначных измерений только в пределах одной длины волны. Это порождает проблему неоднозначности решений при измерении разности фаз сигналов, принимаемых на разнесенные антенны. Кроме того, за счет неидентичности высокочастотных каналов аппаратуры возникают систематические погрешности измерений.

Практическая реализация фазового способа на морских подвижных объектах не дает оснований для излишнего оптимизма. Реализуемая точность коррекции гирокомпасов в высоких широтах часто не удовлетворяет заданным требованиям [1]. Существенными являются и погрешности юстировки протяженных антенных систем на корабле, нежесткость элементов конструкции объекта, многолучевость распространения сигналов и др.

Помимо фазового способа известны другие способы коррекции параметров ориентации с использованием информации СНС.

Известен, в частности, «Гирокомпас с внешней коррекцией» [4], реализующий следующую совокупность приемов, обеспечивающих повышение точности и надежности функционирования в условиях качки и маневрирования корабля:

- принимают сигналы СНС с использованием спутниковой навигационной аппаратуры;

- вычисляют текущие значения широты (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 c)» северной и восточной составляющих скорости (VN, VE);

- формируют сигналы коррекции Мк;

- формируют сигналы управления МГ, МВ;

- корректируют положение гироскопа гирокомпаса.

Недостатком описанного способа является невозможность измерения и коррекции углов крена и дифферента. Функциональные возможности способа ограничены измерением и коррекцией только курса корабля.

Известна корректируемая система инерциальной навигации и стабилизации ((СИНС) «Ладога-М») [5], принятая за прототип.

В системе реализован классический способ и алгоритм функционирования инерциальной навигационной системы (ИНС) полуаналитического типа с коррекцией по сигналам СНС, а корректирующие сигналы вычисляются с помощью многомерного фильтра калмановского типа.

Уместно отметить, что эффективность процесса оценивания погрешностей курсового канала СИНС существенно зависит от широты расположения объекта. Это ограничивает функциональные возможности корректируемой системы.

На Фиг.3 представлена структура СИНС. В состав системы входят ГП - гироприбор (1), ТС - прибор термостабилизации (2), УМТ - усилитель мощности термостабилизации (3), ПЦ - прибор цифровой (4), ПУ - прибор управления (5), Б-41 - ЭВМ «Багет-41» (6).

Система функционирует следующим образом. Из прибора ГП в прибор ПЦ через аналого-цифровые преобразователи поступают три составляющие ускорения (Wx, Wy , Wz), углы качки и азимутальный угол (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 к, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 к, А), а из прибора ПЦ в гироприбор ГП подаются управляющие сигналы (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 x, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 y, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 z).

Коррекция СИНС осуществляется путем выработки корректирующей информации (АНД) алгоритмами ЭВМ Б-41 (6) по данным ПЦ (4) НД и приемной аппаратуры СНС, вырабатывающей информацию о координатах Фс, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 с и скорости Vс, ПУ. Управление функционированием СИНС осуществляется по каналам «команды, сигналы».

В систему поступает следующая внешняя информация:

- скорость от лага Vл,

- грубый курс от гирокомпаса Ко,

- координаты способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 с, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 с, скорость Vc и путевой угол (ПУ) от приемника СНС.

Система имеет два рабочих режима:

- корректируемый режим (КР),

- автономный режим (АР).

В каждом запуске системы производится калибровка системы, которая продолжается от 6 до 8 часов. Калибровка требует поступления внешних позиционных и скоростных данных. Для КР используется информация от приемника СНС и лага, а в АР - только от лага.

Описанной структуре системы соответствует способ, представляющий собой совокупность следующих приемов:

- измеряют три составляющих ускорения (Wx, Wy, Wz);

- принимают данные об углах качки (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ) и азимутальном угле (А);

- принимают информацию о координатах (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 с, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 с), скорости (Vc) и путевом угле от приемника СНС;

- осуществляют начальную выставку и калибровку системы.

Процесс калибровки состоит в том, чтобы по внешним данным о координатах и скорости СНС вычислить и скорректировать ошибки и воздействия, снижающие точность функционирования СИНС. Поскольку процесс выставки и калибровки продолжается 6-8 часов, оперативная коррекция параметров ориентации изложенным способом не представляется возможной.

Анализ рассмотренных способов определения параметров ориентации объекта позволил выявить также существенное снижение точности определения азимутальной ориентации гиросистемами в высоких широтах и в условиях маневрирования объектов.

Для устранения недостатков аналогов и прототипа в части обеспечения коррекции параметров ориентации объекта предлагается новый способ.

Сущность этого способа следует из связи углов способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 с навигационными данными, полученными в процессе обсервации. Такая связь выявляется при рассмотрении выражений для проекций векторов визирования КА на оси трехгранников Mспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 и Mxyz (Фиг.1; 2). В рассматриваемом случае эти выражения соответствуют матричной зависимости:

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

где rcx, rcy, r cz - координаты КА в системе Mxyz;

r cспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 - координаты КА в системе Mспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ;

В - преобразующая матрица, соответствующая рассматриваемой геометрии [2].

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

Выражение (2) однозначно связывает информацию о координатах КА СНС с параметрами ориентации вырабатываемой на объекте гироскопической системой.

Приборные значения углов крена, дифферента и курса можно представить выражениями

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

где способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 а, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 а, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 a - приборные значения углов;

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 - истинные значения углов;

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 - погрешности выработки углов.

Поскольку углы способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 и способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 а, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 a, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 a отображают ориентацию истинного и приборного положения трехгранника Mxyz в горизонтной системе осей, их взаимное положение можно описать [3] матрицей направляющих косинусов для случая малого рассогласования координатных систем

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

где I - единичная матрица;

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

С учетом формулы (4) выражение (2) принимает вид

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

где ВA - матрица направляющих косинусов В, содержащая приборные значения углов ориентации.

Таким образом, получена векторно-матричная зависимость (5), однозначно отражающая связь текущих приборных значений углов способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 а, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 a, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 a и информации корабельной аппаратуры СНС [r cспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcx, rcy, rcz) со значениями погрешностей автономных измерений углов (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ), подлежащих коррекции.

Учитывая возможность определения ориентации объекта в пространстве по сигналам двух и более КА, можно записать (5) в векторно-матричной форме в виде системы линейных уравнений для неизвестных значений погрешностей автономных средств определения углов

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

Дальнейшие преобразования позволяют получить расчетные формулы для неизвестных (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ).

Преобразования уравнений (6) состоят в выполнении следующих действий.

1. Выбор соответствующих пар уравнений системы (6) для первого и второго КА относительно переменных (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ), (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ), (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ).

2. Решение каждой пары полученных уравнений для неизвестных способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 .

Для азимутального канала выработки поправки получаем

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

Для горизонтных каналов выработки корректирующей информации расчетные формулы принимают вид

способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659

Анализ расчетных формул поправок к параметрам ориентации позволяет определить объем необходимой для расчета информации. Эта информация включает полный набор текущих приборных значений углов способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 а, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 a, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 a параметров ориентации объекта и значений координат двух навигационных спутников в топоцентрической (rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ) и cвязанной с объектом (rсх, rсу , rсz) системах координат (с=1,2).

В том случае, если на борту морского объекта присутствует аппаратура автономного определения углов качки и курса, а также приемная аппаратура СНС, возможность формирования расчетных формул (7-9) не вызывает сомнения. Расчет текущих значений поправок к текущим значениям параметров ориентации позволяет осуществить коррекцию гироскопических автономных систем и обеспечить решение навигационных задач. Для реализации способа:

- выбирают доступные для обсервации два разнесенных неколлинеарных навигационных спутника (КА);

-принимают данные альманаха и эфемеридной информации приемной аппаратурой объекта-потребителя;

- вычисляют геодезические (географические) координаты потребителя (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , h);

- вычисляют топоцентрические прямоугольные координаты (rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 ) (с=1,2) выбранных КА;

- вычисляют прямоугольные координаты (rсх, rсу, r сz) двух выбранных КА в системе координат Mxyz;

- принимают данные гиросистем о текущих значениях параметров ориентации объекта;

- вычисляют поправки к текущим значениям параметров ориентации объекта по данным гиросистемы о текущих значениях параметров ориентации и данным прямоугольных координат КА в топоцентрической и связанной с объектом системах координат;

- корректируют текущие значения параметров ориентации по данным вычисления поправок.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где представлены:

Фиг.1. Геометрическая схема;

Фиг.2. Трехбазовый интерферометр;

Фиг.3. Блок схема системы прототипа;

Фиг.4. Блок схема системы, реализующей предлагаемый способ коррекции;

Фиг.5. Графики погрешностей выработки поправок курсоуказания.

Возможность решения задачи коррекции предлагаемым способом позволяет представить структуру интегрированной системы на базе инерциальной системы-прототипа и элементов реализации способа в следующем виде (Фиг.4).

Эта корректируемая система инерциальной навигации и стабилизации содержит гиростабилизированную платформу (1) в трехосном кардановом подвесе с датчиками углов, на которой установлены три двухстепенных интегрирующих гироскопа и три линейных акселерометра. Система также содержит прибор цифровой (4), реализующий алгоритм функционирования инерциальной системы, а также штатный блок коррекции (6). При этом выходы датчиков углов поворота колец карданова подвеса и выхода аксельрометров соединены с входами прибора цифрового, один из выходов которого соединен с входом гиростабилизированной платформы, а другой соединен с блоком коррекции, выход соединяется с прибором цифровым и блоком спутниковой коррекции (8). Выход блока спутниковой коррекции соединен с входами блока коррекции (6) и прибора цифрового (4).

Управление системой осуществляется с пульта (5), обеспечивающего формирование сигналов управления через переключатели ПК в положение II.

Структура корректируемой системы сохраняет основные функциональные элементы и связи системы-прототипа и представляет новый элемент - блок спутниковой коррекции (БСК)(8), связывающий приемную аппаратуру СНС и СИНС.

Взаимодействие блока спутниковой коррекции (8) с элементами СИНС осуществляется в корректируемом режиме (КР) по сигналу от приемной аппаратуры СНС, означающем наличие корректирующей информации. Спутниковая аппаратура вырабатывает информацию о текущих значениях координат места объекта, r cспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , rcспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , на входы блока коррекции (6) поступают навигационные данные (НД) и спутниковая информация способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 c, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 c, способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 . Алгоритмы блока (6) вырабатывают оценки погрешностей (дНД I) со скоростью, доступной алгоритмам калмановской фильтрации.

При работе блока (8) осуществляется выработка поправок к автономным значениям параметров ориентации. Сущность процесса выработки поправок состоит в формировании и вычислениях расчетных формул, которые осуществляются в реальном масштабе времени. Текущие значения поправок способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 НД II поступают через переключатель (ПК)в цифровой блок (4), где происходит коррекция автономных измерений углов ориентации.

Для оценки возможностей рассматриваемого способа проведено математическое моделирование процесса коррекции курса. При этом использована математическая модель СНС ГЛОНАСС в ограниченном составе орбитальной группировки.

На поверхности Земли в плоскости меридиана определены 8 контрольных точек, в которых решается задача определения поправки курсоуказания. В контрольных точках приемная аппаратура принимает сигналы СНС, вырабатывает данные о координатах видимых навигационных спутников и осуществляет выбор спутников. После выбора пары спутников, пригодных для определения ориентации, и приема автономной измерительной информации вычисляются текущие значения поправки курсоуказания.

Результаты моделирования приведены в Таблицах 1 и 2 и представлены в виде графиков на Фиг.5.

Таблица 1 содержит численные значения погрешности определения курса (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 =угл. мин) в диапазоне широт (0-80°) на интервале времени (t=50 сек) с шагом способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 t=10 сек. Процесс коррекции осуществляется по сигналам двух навигационных спутников, номера которых приведены в таблице. Результаты коррекции представлены численными значениями погрешности определения поправки курса (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 угл. мин) с шагом 10 сек.

Таблица 1. Результаты моделирования процесса выработки поправки способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 .
t, секШирота, градспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , минспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , мин № КА1 № КА2
000 -3.02734.377 3 24
10 0 -3.0234.377 3 24

t, сек Широта, градспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , минспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , мин № КА1 № КА2
200 -3.01334.377 3 24
30 0 -3.00634.377 3 24
40 0 -2.99834.377 3 24
50 0 -2.99134.377 3 24
00 10 0.03434.377 3 22
10 10 0.03334.377 3 22
20 10 0.03234.377 3 22
30 10 0.03134.377 3 22
40 10 0.03134.377 3 22
50 10 0.03034.377 3 22
00 20 -0.11734.377 3 22
10 20 -0.11834.377 3 22
20 20 -0.11934.377 3 22
30 20 -0.11934.377 3 22
40 20 -0.1234.377 3 22
50 20 -0.1234.377 3 22
00 30 -0.23234.377 3 22
10 30 -0.23234.377 3 22
20 30 -0.23334.377 3 22
30 30 -0.23334.377 3 22
40 30 -0.23434.377 3 22
50 30 -0.23434.377 3 22
00 40 -1.19234.377 3 20
10 40 -1.18834.377 3 20
20 40 -1.18434.377 3 20
30 40 -1.1834.377 3 20
40 40 -1.17634.377 3 20
50 40 -1.17234.377 3 20
00 50 0.39634.377 1 20
10 50 0.39434.377 1 20
20 50 0.39334.377 1 20
30 50 0.39234.377 1 20
40 50 0.39034.377 1 20
50 50 0.38934.377 1 20
00 60 -0.04434.377 4 22
10 60 -0.04334.377 4 22
20 60 -0.04234.377 4 22
30 60 -0.04134.377 4 22
40 60 -0.0434.377 4 22
50 60 -0.03934.377 4 22
00 70 -0.16534.377 4 21
10 70 -0.16434.377 4 21
20 70 -0.16434.377 4 21
30 70 -0.16334.377 4 21
40 70 -0.16334.377 4 21
50 70 -0.16234.377 4 21
00 80 -0.26634.377 4 21
10 80 -0.26534.377 4 21
20 80 -0.26534.377 4 21

t, с Широта, градспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , минспособ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , мин № КА1 № КА2
3080 -0.26434.377 4 21
40 80 -0.26434.377 4 21
50 80 -0.26334.377 4 21

На Фиг.5 представлены графики погрешности выработки поправок курсоуказания способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 в зависимости от широты места объекта и номера используемых навигационных спутников.

Характер изменения графиков погрешностей свидетельствует о высокой точности выработки поправок курса по данным СНС. Во всем диапазоне изменения широты объекта (способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 =0-80°) погрешность способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 не превышает - 3÷+4 угловых минут. Полностью отсутствует зависимость точности от широты места объекта. В то же время очевидна связь погрешности и взаимного расположения навигационных спутников и объекта. Решение задачи осуществляется в реальном масштабе времени.

В таблице 2 представлены результаты моделирования влияния погрешности начальной выставки гироскопической системы на точность выработки поправки курса.

Из таблицы 2 следует возможность повышения точности определения поправок ориентации в широком диапазоне погрешностей гироскопической системы.

Помимо выработки поправки курса подобным образом осуществляется по формулам (8), (9) выработка поправок к углам горизонтальной ориентации.

По результатам проведенных исследований можно сделать вывод о высокой эффективности предложенного способа коррекции параметров ориентации объекта. В результате реализации предлагаемого способа достигаются следующие преимущества:

- обеспечивается непрерывная коррекция углов ориентации объекта вырабатываемых гиросистемой;

- коррекция осуществляется в реальном времени функционирования системы;

- коррекция обеспечивается в любом районе мирового океана с точностью, не зависимой от широты места объекта;

- надежность функционирования и высокая точность навигационных определений обеспечивается строгим контролем текущего состояния всех элементов СНС.

Таблица 2. Результаты моделирования процесса выработки поправки.
t, с способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 , град. способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 1, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 1, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 1, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 2, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 2, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 2, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 3, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 3, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 3, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 4, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 4, мин способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем   морских объектов, патент № 2428659 4, мин № КА
12
4800 00 00 17.18917.963 -0.775 34.37737.404 -3.027 68.75580.334 -11.579 324
4810 00 00 17.18917.961 -0.773 34.37737.397 -3.02 68.75580.311 -11.556 324
4820 00 00 17.18917.959 -0.771 34.37737.39 -3.013 68.75580.287 -11.532 324
4800 100 00 17.18917.181 0.008 34.37734.344 0.034 68.75568.592 0.163 322
4810 100 00 17.18917.181 0.007 34.37734.344 0.033 68.75568.595 0.16 322
4820 100 00 17.18917.182 0.007 34.37734.345 0.032 68.75568.599 0.156 322
4800 200 00 17.18917.218 -0.03 34.37734.495 -0.117 68.75569.214 -0.459 322
4810 200 00 17.18917.219 -0.03 34.37734.495 -0.118 68.75569.216 -0.461 322
4820 200 00 17.18917.219 -0.03 34.37734.496 -0.119 68.75569.218 -0.463 322
4800 300 00 17.18917.247 -0.058 34.37734.61 -0.232 68.75569.68 -0.925 322
4810 300 00 17.18917.247 -0.058 34.37734.61 -0.232 68.75569.682 -0.927 322
4820 300 00 17.18917.247 -0.058 34.37734.61 -0.233 68.75569.683 -0.928 322
4800 400 00 17.18917.485 -0.296 34.37735.569 -1.192 68.75573.59 -4.835 320
4810 400 00 17.18917.484 -0.295 34.37735.565 -1.188 68.75573.574 -4.819 320
4820 400 00 17.18917.483 -0.294 34.37735.561 -1.184 68.75573.558 -4.803 320
4800 500 00 17.18916.241 0.948 34.37730.42 3.958 68.75551.444 17.311 120
4810 500 00 17.18916.244 0.945 34.37730.433 3.944 68.75551.505 17.25 120
4820 500 00 17.18916.247 0.942 34.37730.447 3.93 68.75551.565 17.189 120
4800 600 00 17.18917.200 -0.011 34.37734.421 -0.044 68.75568.912 -0.157 422
4810 600 00 17.18917.200 -0.011 34.37734.42 -0.043 68.75568.908 -0.153 422
4820 600 00 17.18917.200 -0.011 34.37734.419 -0.042 68.75568.904 -0.149 422
4800 700 00 17.18917.230 -0.041 34.37734.542 -0.165 68.75569.407 -0.652 421
4810 700 00 17.18917.230 -0.041 34.37734.542 -0.164 68.75569.405 -0.65 421
4820 700 00 17.18917.230 -0.041 34.37734.541 -0.164 68.75569.403 -0.648 421
4800 800 00 17.18917.255 -0.066 3437734.643 -0.266 68.75569.816 -1.061 421
4810 800 00 17.18917.255 -0.066 3437734.643 -0.265 68.75569.814 -1.059 421

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.А., Кокорин В.И. и др. Результаты высокоширотных испытаний современных российских морских компасов. Труды международной конференции по интегрированным навигационным системам- СПб.: ЦНИИ «Электроприбор», 2004. с.137-139.

2. Ривкин С.С.Статистический синтез гироскопических устройств. - Л.: Судостроение, 1970.

3. Броксмейер Ч.Ф. Системы инерциальной навигации. - Л.: Судостроение, 1967.

4. Резниченко В.И. Гирокомпас с внешней коррекцией. - М.: Официальный бюллетень изобретений № 19, 1996.

5. Пешехонов В.Г. и др. Единая система инерциальной навигации и стабилизации «Ладога-М». Морская радиоэлектроника № 1(4), 2003. с.26-30.

Класс G01C21/18 на стабилизированных платформах, например с помощью гироскопов 

способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора по углу поворота корпуса гироблока -  патент 2513631 (20.04.2014)
способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по изменяющимся токам коррекции -  патент 2509979 (20.03.2014)
азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока -  патент 2509289 (10.03.2014)
способ контроля гиростабилизированной платформы -  патент 2491508 (27.08.2013)
способ гироскопической стабилизации платформы -  патент 2477834 (20.03.2013)
система стабилизации линии визирования -  патент 2461799 (20.09.2012)
способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора -  патент 2428658 (10.09.2011)
устройство стабилизации линии визирования -  патент 2414732 (20.03.2011)
способ определения истинного азимута системой самоориентирующейся гироскопической -  патент 2407989 (27.12.2010)
Наверх