способ производства штрипсов в рулонах
Классы МПК: | C21D8/02 при изготовлении плит или лент C22C38/20 с медью |
Автор(ы): | Филатов Николай Владимирович (RU), Акимов Владимир Анатольевич (RU), Торопов Сергей Сергеевич (RU), Палигин Роман Борисович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Северсталь" (ОАО "Северсталь") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-11-08 публикация патента:
20.12.2011 |
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть применено для получения штрипса с категорией прочности Х70, используемого при строительстве магистральных нефтегазопроводов. Для повышения вязкостных и прочностных свойств штрипса за счет формирования ферритно-бейнитной микроструктуры получают сляб, нагревают его до температуры аустенитизации, затем осуществляют черновую и чистовую горячую прокатку, ускоренное охлаждение штрипса водой до температуры смотки 500-600°С, смотку в рулон и принудительное охлаждение рулонов со скоростью 5-20°С/ч, при этом после завершения черновой прокатки раскат охлаждают до температуры 920-980°С, чистовую прокатку ведут с суммарным обжатием не менее 65% и температурой конца прокатки выше Аr3, а ускоренное охлаждение штрипса водой производят за два этапа, вначале со скоростью 5-8°С/с до температуры 580-620°С, затем со скоростью 0,5-1,5°С/с до температуры смотки. Слябы получают из стали, содержащей следующий химический состав, мас.%: 0,015÷0,090 С; 1,2÷1,8 Mn; 0,1÷0,5 Si; 0,01÷0,10 Nb; 0,01÷0,07 Al; Mo 0,3; Cr 0,3; Ni 0,3; Cu 0,3; V 0,12; S 0,010; P 0,015; 0,003÷0,012 N; Fe - остальное. 1 з.п. ф-лы; 3 табл.
Формула изобретения
1. Способ производства штрипсов в рулонах, включающий изготовление слябов, их нагрев до температуры аустенитизации, черновую и чистовую горячую прокатку, ускоренное охлаждение штрипса водой до температуры смотки 500÷600°С, смотку штрипса в рулоны, охлаждение рулонов со скоростью 5÷20°С/ч, отличающийся тем, что после завершения черновой прокатки раскаты охлаждают до температуры 920÷980°С, чистовую прокатку ведут с суммарным обжатием не менее 65% и температурой конца прокатки выше Аr3 , а ускоренное охлаждение штрипсов водой производят за два этапа, причем вначале со скоростью 5÷8°С/с до температуры 580÷620°С, а затем со скоростью 0,5÷1,5°С/с до температуры смотки.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что слябы изготавливают из стали, содержащей следующий химический состав, мас.%:
углерод | 0,015÷0,090 |
марганец | 1,2÷1,8 |
кремний | 0,1÷0,5 |
ниобий | 0,01÷0,10 |
алюминий | 0,01÷0,07 |
молибден | не более 0,3 |
хром | не более 0,3 |
никель | не более 0,3 |
медь | не более 0,3 |
ванадий | не более 0,12 |
сера | не более 0,010 |
фосфор | не более 0,015 |
азот | 0,003÷0,012 |
железо | остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть применено для получения штрипсов с категорией прочности К60 (Х70), используемых при строительстве магистральных нефтегазопроводов.
Горячекатаные полосы из низколегированной стали с категорией прочности Х70 по стандарту APISL-04, предназначенные для строительства магистральных нефте- и газопроводов, должны сочетать заданные показатели прочности, пластичности, ударной вязкости, иметь высокие показатели свариваемости, коррозионную стойкость и стойкость к водородному растрескиванию (таблица 1).
Таблица 1 | ||||||
Механические свойства штрипсов | ||||||
в, МПа | т, МПа | т/ в | 5, % | KCV-40, Дж/см2 | ИПГ-10 | Холодный загиб на 180° |
не менее 620 | 500-600 | не более 0,90 | не менее 28 | не менее 127,4 | не менее 90 | выдерж. |
Примечание: ИПГ - доля вязкой составляющей в изломе образца при испытании падающим грузом при температуре -10°С. |
Известен способ производства полос из низколегированной стали, включающий нагрев слябов до температуры 1050÷1220°С, выдержку, многопроходную черновую и чистовую прокатку с температурой окончания 800÷900°С, охлаждение полос водой на отводящем рольганге до температуры 350÷500°С и смотку в рулоны [1].
Недостатки известного способа состоят в том, что горячекатаные полосы имеют низкие и нестабильные механические свойства - прочность и ударную вязкость.
Известен также способ производства высокопрочных полос из низколегированной стали, включающий нагрев слябов до температуры не выше 1100°С, выдержку при температуре нагрева, многопроходную черновую и чистовую прокатку с температурой окончания 680÷850°С, охлаждение полос водой до температуры 300÷500°С и смотку в рулоны [2].
Известный способ также не обеспечивает получения высоких прочностных и вязкостных свойств полос.
Наиболее близким аналогом по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ производства штрипсов, включающий выплавку стали, непрерывную разливку в слябы, нагрев слябов до температуры 1190-1250°С, горячую прокатку с температурой окончания 820-870°С, охлаждение водой до температуры 500-580°С и смотку штрипсов в рулоны, согласно предложению смотанные рулоны охлаждают со скоростью 5-20°С/ч до температуры не выше 100°С, слябы разливают из стали следующего химического состава: 0,08-0,13% С; 0,50-0,70% Mn; 0,40-0,65% Si; 0,05-0,09% V; 0,015-0,040% Nb; 0,01-0,03% Ti; 0,02-0,05% Al; N 0,008%; Cr 0,3%; Ni 0,3%; Cu 0,2%; S 0,005%; P 0,015%; Fe - остальное. Причем суммарное содержание в стали углерода С, марганца Mn, хрома Cr, ванадия V, ниобия Nb, титана Ti, меди Cu, никеля Ni должно удовлетворять соотношениям: С э=C+Mn/6+(Cr+V+Ti)/5+(Cu+Ni)/15 0,39%, а также Рсм=C+(Mn+Cr+Cu)/20+Si/30+Ni/15+V/10 0,24% [3].
Недостатки известного способа состоят в том, что штрипсы имеют низкие вязкостные и прочностные свойства, не соответствующие требованиям, предъявляемым к штрипсам категории прочности Х70.
Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышения вязкостных и прочностных свойств штрипсов за счет формирования ферритно-бейнитной микроструктуры.
Для решения поставленной технической задачи производства штрипсов в рулонах, включающем изготовление слябов, их нагрев до температуры аустенитизации, черновую и чистовую горячую прокатку, ускоренное охлаждение штрипсов водой до температуры смотки 500÷600°С, смотку в рулоны и принудительное охлаждение рулонов со скоростью 5÷20°С/ч, согласно предложению после завершения черновой прокатки раскаты охлаждают до температуры 920÷980°С, чистовую прокатку ведут с суммарным обжатием не менее 65% и температурой конца прокатки Ar3±20°С, а ускоренное охлаждение штрипсов водой производят за два этапа, вначале со скоростью 5÷8°С/с до температуры 580÷620°С, затем со скоростью 0,5÷1,5°С/с до температуры смотки. Помимо этого, слябы изготавливают из стали, содержащей следующий химический состав: 0,015÷0,090% С; 1,2÷1,8% Mn; 0,1÷0,5% Si; 0,01÷0,10% Nb; 0,01÷0,07% Al; Mo 0,3%; Cr 0,3%; Ni 0,3%; Cu 0,3%; V 0,12%; S 0,010%; P 0,015%; 0,003÷0,012% N; Fe - остальное.
Сущность предлагаемого изобретения состоит в следующем. Заданный комплекс эксплуатационных свойств штрипсов категории прочности Х70 для газонефтепроводных труб и их стабильность обеспечивается при одновременной оптимизации химического состава стали, температурно-деформационных режимов прокатки, а также охлаждения прокатанных штрипсов и рулонов после их смотки. Благодаря этому достигается формирование мелкозернистой феррито-бейнитной микроструктуры, что является обязательным условием при реализации предлагаемой технологии.
Предложенные параметры деформационно-термической обработки, ускоренного охлаждения и смотки штрипсов из стали данного состава выбраны с целью формирования феррито-бейнитной микроструктуры, отличающейся мелким размером элемента матрицы ферритных зерен (с размером не крупнее 10÷11 номера и полосчатостью не более 1÷2 балла). Основной структурной составляющей микроструктуры штрипсов в этом случае является квази-полигональный феррит с повышенной плотностью дислокаций и нерегулярными границами зерен, доля которых составляет 50÷70%. В меньших количествах присутствуют полигональный феррит традиционной морфологии, а также игольчатый (блочный) феррит, имеющий форму удлиненных кристаллов чешуйчатой формы с субграницами в кристаллах.
При оптической микроскопии образцов штрипсов с малыми увеличениями (до ×500) микроструктура имеет вид, похожий на традиционные феррито-перлитные стали, но принципиально отличается от них тем, что основной составляющей микроструктуры является феррит с нерегулярными (криволинейными) границами зерен и повышенной плотностью дислокации, а участки темно-травящейся фазы, состоящие из смеси вырожденного перлита и верхнего бейнита, имеют более светлый цвет по сравнению с перлитными колониями в традиционной феррито-перлитной стали.
Формирование микроструктуры, основным элементом которой является квази-полигональный феррит, с присутствием в меньших количествах полигонального и игольчатого феррита, позволяет достигать выгодного сочетания свойств штрипсов категории прочности Х70. Заданный комплекс прочностных и вязко-пластических свойств обеспечивается за счет сочетания продуктов промежуточного (бейнитного) превращения и традиционного полиморфного ферритного (диффузионного) превращения с малым количеством включений твердой фазы у межзеренных границ, что позволяет иметь как пластичные элементы ферритной матрицы, так и более прочные бейнитные включения. Кроме того, за счет большой доли большеугловых границ в микроструктуре затрудняется образование трещин и тормозится их развитие.
В стали предложенного химического состава в процессе нагрева слябов до температуры аустенитизации Та достигается растворение крупных карбидных и карбонитридных включений. Черновая прокатка штрипсов сопровождается механическим разрушением и литой структуры стали.
Подстуживание раскатов после черновой прокатки до температуры Тп=920÷980°С и их последующая чистовая прокатка в температурном интервале от Тнп =920÷980°С до температуры конца прокатки Ткп =Ar3±20°С с суммарным относительным обжатием не менее 65% обеспечивает последовательное эффективное многоцикловое диспергирование аустенитных зерен микроструктуры и присутствующих включений. (Здесь Ar3 - температура начала превращения аустенита, зависящая от конкретного химического состава стали, т.е. температура критической точки.)
В процессе ускоренного охлаждения штрипсов водой за два этапа: вначале от температуры Ткп=Ar3±20°С со скоростью V1=5÷8°C/c до промежуточной температуры Тп=580÷620°С и затем со скоростью V2=0,5÷1,5°C/c до температуры смотки штрипсов в рулоны Тсм=500÷600°С, протекает полиморфное превращение диспергированного аустенита в две фазы: мелкозернистый феррит и бейнит. Снижение скорости охлаждения с V1 =5÷8°C/c до V2=0,5÷1,5°C/c обеспечивает более равномерное охлаждение и формирование микроструктуры по толщине штрипсов, уменьшение фазовых и термических напряжений в стали предложенного состава.
Принудительное охлаждение штрипсов, смотанных в рулоны, с регламентированной скоростью Vор=5÷20°С/ч дополнительно повышает прочностные и вязкостные свойства штрипсов, полученных с использованием предложенных деформационно-термических режимов производства, гарантированно доводя механические свойства до уровня, соответствующего требованиям, предъявляемым к штрипсам категории прочности Х70, а также способствует выравниванию механических свойств по их длине.
Экспериментально установлено, что охлаждение раскатов после завершения черновой прокатки до температуры выше 980°С не позволяет обеспечить в стали предложенного состава требуемой степени диспергирования аустенита, что приводит к снижению прочностных и пластических свойств. Снижение этой температуры менее 920°С приводит к уменьшению показателей пластичности ниже допустимого уровня.
При чистовой прокатке с суммарным обжатием менее 65% сохраняется крупнозернистая микроструктура аустенита, это снижает прочностные и вязкостные свойства штрипсов.
Если Ткп выше, чем Ar3+20°С, то не достигается достаточная степень упрочнения штрипса, а при Ткп ниже чем Ar3-20°С снижаются вязкостные свойства штрипсов при отрицательных температурах.
Ускоренное охлаждение штрипсов водой на первом этапе со скоростью V1 ниже чем 5°С/с приводит к формированию крупнозернистой разнобалльной микроструктуры, снижению прочностных и вязкостных свойств. Увеличение скорости охлаждения V1 более 8°С/с сопровождается ухудшением пластичности, снижением доли вязкой составляющей в изломе, что недопустимо.
При температуре окончания первого этапа ускоренного охлаждения штрипсов водой То ниже 580°С снижаются пластические и вязкостные свойства штрипсов. Увеличение температуры То выше 620°С приводит к формированию крупнозернистой микроструктуры, потере прочностных свойств штрипсов.
Ускоренное охлаждение штрипсов водой на втором этапе со скоростью V 2 ниже чем 0,5°С/с приводит к разупрочнению штрипсов. Увеличение скорости охлаждения V2 более 1,5°С/с сопровождается формированием разнобалльной микроструктуры по толщине штрипса, снижению показателей вязкости и доли вязкой составляющей в изломе образца.
Ускоренное охлаждение штрипсов водой до температуры Тсм выше 600°С приводит к росту размеров зернистого перлита, ухудшению трещиностойкости. При Тсм ниже 500°С ухудшается ударная вязкость штрипсов при отрицательных температурах. Сталь не выдерживает испытания на холодный загиб.
Экспериментально установлено, что при принудительном охлаждении рулонов от температуры Тсм=500÷600°С со скоростью менее 5°С/ч не обеспечивается требуемая степень упрочнения штрипсов. Увеличение скорости охлаждения более 20°С/ч приводит к снижению вязкостных и пластических свойств штрипсов, возрастают неравномерности механических свойств внешних и внутренних витков рулонов.
Углерод в стали предложенного состава определяет ее прочностные свойства. Снижение содержания углерода менее 0,015% приводит к падению прочности ниже допустимого уровня. Увеличение содержания углерода сверх 0,090% ухудшает пластичность и вязкость стали.
Марганец введен для раскисления и повышения прочности стали, связывания примесной серы в сульфиды. При содержании марганца менее 1,2% снижается прочность стали и вязкость при отрицательных температурах. Повышение концентрации марганца сверх 1,8% ухудшает пластические свойства, сталь не выдерживает испытаний на холодный изгиб.
Кремний раскисляет и упрочняет сталь, повышает ее упругие свойства. При содержании кремния менее 0,1% прочность стали недостаточна. Увеличение содержания кремния более 0,5% приводит к возрастанию количества силикатных неметаллических включений, охрупчивает сталь, ухудшает ее ударную вязкость и пластичность.
Ванадий и ниобий образуют с углеродом карбиды VC, NbC, а с азотом - нитриды VN, NbN. Мелкие нитриды и карбонитриды ванадия и ниобия располагаются по границам зерен и субзерен, тормозят движение дислокации и, тем самым, упрочняют сталь. При содержании ниобия менее 0,01% его влияние недостаточно велико, свойства стали ниже допустимого уровня. Увеличение концентрации ниобия более 0,10% и ванадия более 0,12% вызывает дисперсионное твердение штрипсов и приводит к выделению на границах их зерен интерметаллических соединений. Это ухудшает вязкостные свойства штрипсов.
Алюминий является раскисляющим и модифицирующим элементом. При содержании алюминия менее 0,01% его воздействие проявляется слабо, сталь имеет низкие механические свойства. Увеличение содержания алюминия более 0,07% приводит к графитизации стали, потере прочности и ударной вязкости штрипсов.
Молибден является сильным карбидообразующим элементом, упрочняющим сталь. Однако при его концентрации более 0,3% имеет место снижение пластических свойств штрипсов, что недопустимо.
Хром, никель и медь способствуют повышению прочностных свойств и стойкости против питтинговой коррозии, но при содержании хрома более 0,3%, никеля более 0,3% или меди более 0,3% имеет место снижение вязкостных свойств штрипсов.
Сера является вредной примесью, снижающей пластические и вязкостные свойства. При концентрации серы не более 0,010% ее вредное действие проявляется слабо и не приводит к заметному снижению механических свойств штрипсов Х70.
Фосфор в количестве не более 0,015% целиком растворяется в -железе, что ведет к упрочнению металлической матрицы. Однако увеличение содержания фосфора более 0,015% вызывает охрупчивание стали, снижение вязкостных свойств штрипсов.
Азот является карбонитридообразующим элементом, упрочняющим сталь. При его содержании менее 0,003% снижаются прочностные свойства штрипсов. Повышение концентрации азота сверх 0,012% приводит к снижению вязкостных свойств стали предложенного состава при отрицательных температурах.
Примеры реализации способа
Стали различных составов выплавляли в кислородном конвертере из передельного чугуна с использованием металлического лома. Расплавы раскисляли ферромарганцем, ферросилицием, легировали феррованадием, феррониобием, вводили металлический алюминий и молибден. Проводили десульфурацию и дефосфорацию расплава, продувку аргоном.
Химический состав сталей для штрипсов приведен в таблице 2.
Таблица 2 | ||||||||||||||
Химический состав сталей для штрипсов | ||||||||||||||
№ состава | Содержание химических элементов, мас.% | |||||||||||||
С | Mn | Si | Nb | Al | Mo | Cr | Ni | Cu | V | S | Р | N | Fe | |
1. | 0,014 | 1,1 | 0,09 | 0,009 | 0,009 | 0,08 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,08 | 0,006 | 0,009 | 0,001 | Остальн. |
2. | 0,015 | 1,2 | 0,10 | 0,01 | 0,01 | 0,10 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,10 | 0,007 | 0,008 | 0,003 | -:- |
3. | 0,047 | 1,5 | 0,30 | 0,05 | 0,03 | 0,20 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,11 | 0,008 | 0,012 | 0,007 | -:- |
4. | 0,090 | 1,8 | 0,50 | 0,10 | 0,07 | 0,30 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,12 | 0,010 | 0,015 | 0,012 | -:- |
5. | 0,090 | 1,9 | 0,60 | 0,12 | 0,08 | 0,40 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,13 | 0,011 | 0,016 | 0,013 | -:- |
6. | 0,085 | 0,5 | 0,40 | 0,04 | 0,02 | -- | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,06 | 0,005 | 0,014 | -- | -:- |
Выплавленную сталь подвергают непрерывной разливке в слябы толщиной 275 мм.
Непрерывнолитые слябы из стали с составом 3, для которой температура критической точки Ar3=810°С (определена по справочным данным), садят в газовую печь с шагающими балками и производят их нагрев до температуры аустенитизации Та=1250°С. Нагретые слябы подвергают горячей прокатке в черновой группе клетей в раскаты с промежуточной толщиной Н0=50 мм. Полученные раскаты охлаждают на промежуточном рольганге до температуры Тп=950°С, после чего задают в непрерывную чистовую группу, состоящую из 7 клетей кварто.
Чистовую прокатку осуществляют в штрипсы конечной толщины Н1=12,0 мм с суммарным относительным обжатием =76%.
Заданную температуру конца прокатки Ткп=Ar3=810°С поддерживают изменением скорости прокатки и межклетевым охлаждением полосы.
Прокатанные штрипсы транспортируют по отводящему рольгангу с одновременным охлаждением со скоростью V1=6,5°C/c ламинарными струями воды до То=600°С. При достижении штрипсом указанной температуры скорость охлаждения снижают до величины V2=1,0°C/c, охлаждают штрипс ламинарными струями воды до температуры смотки Тсм=550°С, после чего сматывают в рулоны.
Горячекатаные рулоны подвергают принудительному охлаждению со скоростью Vop =12°C/ч при подаче к их торцам охлаждающей воды и обдуве воздухом.
Варианты реализации предложенного способа и показатели их эффективности приведены в таблице 3.
Из данных, приведенных в таблицах 2 и 3, следует, что при реализации предложенного способа (варианты № 2-4, химический состав сталей № 2-4) обеспечивается повышение прочностных и вязкостных свойства штрипсов. По комплексу своих механических свойств они полностью отвечают требованиям, предъявляемым к штрипсам категории прочности Х70.
Таблица 3 | ||||||||||||||||
Режимы производства штрипсов их механические свойства | ||||||||||||||||
№ п/п | Режимы производства | Механические свойства | ||||||||||||||
№ состава | Т п, °C | , % | Ткп, °С | V1, °C/c | То, °С | V2, °C/c | Тсм, °С | Vор, °С | в, МПа | т, МПа | т/ в | 5, % | KCV-40, Дж/см2 | ИПГ-10 | Холодн. загиб на 180° | |
1. | 1. | 910 | 63 | 770 (Ar3-30) | 4 | 570 | 0,4 | 570 | 4 | 570 | 500 | 0,87 | 24 | 129 | 87 | не выдерж. |
2. | 4. | 920 | 65 | 800 (Ar3 -20) | 5 | 580 | 0,5 | 580 | 5 | 660 | 520 | 0,79 | 37 | 137 | 98 | выдерж. |
3. | 3. | 950 | 76 | 810 (Ar3) | 6,5 | 600 | 1,0 | 550 | 12 | 680 | 530 | 0,78 | 38 | 140 | 98 | выдерж. |
4. | 2. | 980 | 78 | 820 (Ar3 +20) | 8 | 620 | 1,5 | 600 | 20 | 670 | 536 | 0,80 | 37 | 135 | 97 | выдерж. |
5. | 5. | 990 | 75 | 835 (Ar3+20) | 9 | 630 | 1,6 | 610 | 22 | 610 | 555 | 0,91 | 27 | 117 | 78 | не выдерж. |
6. | 6. | - | 70 | 845 | не регл. | - | - | 540 | 12 | 610 | 500 | 0,82 | 36 | 128 | 67 | не выдерж. |
В случаях запредельных значений заявленных параметров (варианты № № 1 и № 5) имеет место снижение прочностных и вязкостных свойств. Также более низкую прочность и вязкость имеют штрипсы, полученные согласно способу-протитипу (вариант № 6).
Технико-экономические преимущества предложенного способа производства штрипсов состоят в том, что за счет одновременной оптимизации химического состава стали и температурно-деформационных режимов ее горячей прокатки, регламентированного двухэтапного ускоренного охлаждения полос и принудительного охлаждения рулонов со скоростью 5-20°С/ч обеспечивается повышение прочностных и вязкостных свойств штрипсов, благодаря чему они полностью соответствуют категории прочности Х70.
В качестве базового объекта при оценке технико-экономической эффективности предложенного способа выбран способ-прототип. Использование стали предложенного состава и деформационно-термических режимов горячей прокатки позволит повысить рентабельность производства штрипсов для нефте- и газопроводов на 15-20%.
Источники информации
1. Патент США № 4421573, МПК C21D 8/02, C21D 9/46, 1983.
2. Заявка Японии № 57-29528, МПК C21D 8/00, С22С 38/12, 1982.
3. Патент РФ № 2348703, МПК C21D 8/04, С22С 38/42, С22С 38/46, 2009 - прототип.
Класс C21D8/02 при изготовлении плит или лент