способ определения работоспособности смазочных масел
Классы МПК: | G01N33/30 для целей смазки |
Автор(ы): | Верещагин Валерий Иванович (RU), Ковальский Болеслав Иванович (RU), Юдин Алексей Владимирович (RU), Рунда Михаил Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет (СФУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-02-22 публикация патента:
20.05.2012 |
Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. При осуществлении способа отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы подвергают термостатированию с перемешиванием при температуре, соответствующей назначению масла, в течение постоянного времени, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят две графические зависимости распределения количества проб от выбранных интервалов значений коэффициентов поглощения светового потока, и по точке пересечения двух кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока и по его величине определяют работоспособность смазочного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно. Достигается снижение трудоемкости оценки работоспособности смазочных масел. 1 табл., 1 ил.
Формула изобретения
Способ определения работоспособности смазочных масел путем фотометрирования пробы масел и определения коэффициента поглощения светового потока, отличающийся тем, что отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы подвергают термостатированию с перемешиванием, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят две графические зависимости распределения количества проб от выбранных интервалов значений коэффициентов поглощения светового потока и по точке пересечения двух кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока, и по его величине определяют работоспособность смазочного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов.
Известен способ определения работоспособности смазочных масел, заключающийся в том, что центрифугированию подвергают пробу отработавшего масла с последующим определением оптической плотности полученного верхнего слоя и по отношению к начальной оптической плотности работавшего масла судят о его работоспособности (см. авт. свид. СССР № 930120, кл. G01N 33/30, опубл. в БИ № 19, 1982).
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения работоспособности смазочных масел путем центрифугирования пробы масла с последующим фотометрированием, отбирают пробу работавшего масла, делят ее на три части: первую часть пробы масла используют для определения вязкости, вторую часть пробы масла подвергают центрифугированию с последующим фотометрированием и определением коэффициента поглощения светового потока отцентрифугированной пробы, третью часть пробы масла подвергают испытанию на термоокислительную стабильность в течение не более 2 ч при температуре, соответствующей базовой основе смазочного масла, определяют коэффициент поглощения светового потока и вязкость окисленной пробы, а работоспособность смазочного масла определяют из выражения: Пр=(К по-Кпц] о/ , Пр - коэффициент работоспособности смазочного масла; Кпо - коэффициент поглощения светового потока пробы окисленного масла; Кпц - коэффициент поглощения светового потока пробы работавшего масла после его центрифугирования; o и - соответственно вязкость окисленной и исходной проб работавшего масла (патент РФ № 2222012, МПК G01N 33/30, опуб. 2002 г.).
Известный способ характеризуется высокой трудоемкостью при определении работоспособности смазочных масел и довольно длителен.
Техническим результатом изобретения является снижение трудоемкости оценки работоспособности смазочных масел, что позволят более эффективно их использовать и корректировать сроки замены.
Поставленная задача для решения технического результата достигается тем, что в способе определения работоспособности смазочных масел путем фотометрирования пробы масел и определения коэффициента поглощения светового потока, согласно изобретению, отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы подвергают термостатированию, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят две графические зависимости распределения количества проб от выбранных интервалов значений коэффициентов поглощения светового потока, и по точке пересечения двух кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока и по его величине определяют работоспособность смазочного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно.
На чертеже представлены зависимости коэффициента поглощения светового потока от количества испытываемых проб масла: кривая 1 - зависимость коэффициента поглощения светового потока исходных отработанных проб масел; кривая 2 - зависимость коэффициента поглощения светового потока термостатированных проб отработанных масел.
Способ определения работоспособности смазочных масел осуществляется следующим образом.
Отработанные частично синтетические моторные масла (20 шт.) сливают из двигателей легковых автомобилей. Отбирают пробы масла массой 130 г, делят на две части 30 и 100 граммов. Первую часть пробы масла (30 г) фотометрируют (толщина фотометрируемого слоя 0,15 мм), определяют коэффициент поглощения светового потока Кп исх.
Вторую часть пробы постоянной массы (100 г) термостатируют в стеклянном стакане при атмосферном давлении при постоянной температуре 180°С с перемешиванием стеклянной мешалкой с частотой вращения 300 об/мин в течение постоянного времени (3 часа), затем термостатированную пробу масла фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока Кпт термостатированной пробы. Результаты испытания отработанных частично синтетических моторных масел по предлагаемому способу приведены в таблице. По результатам испытания до и после термостатирования диапазон изменений коэффициента поглощения светового потока разбивают на интервалы. В интервал значений коэффициента поглощения светового потока Кп исх исходных проб масла до 0,2 ед. попадают пробы № 1-4; от 0,2 до 0,3 ед., пробы № 5-13; от 0,3 до 0,4 ед., пробы № 14-18, от 0,4 до 0,5 ед., пробы № 19, 20. В интервал значений коэффициента поглощения светового потока Кпт термостатированных проб масла до 0,3 ед. попадают пробы № 1, 7; от 0,3 до 0,4 ед., пробы № 2, 4, 8-11, 13; от 0,4 до 0,5 ед., пробы № 3, 6, 12, 14, 17; от 0,5 до 0,6 ед., пробы № 5, 16, 18, 19; от 0,6 до 0,7 ед., пробы № 15, 20. Затем строят две графические зависимости распределения количества проб от значений коэффициента поглощения светового потока, попавших в принятые интервалы, и по точке пересечения кривых зависимостей определяют предельное значение коэффициента поглощения светового потока, которое составило Кп пр. =0,37 ед., по его величине определяют работоспособность моторного масла, если значение коэффициента поглощения светового потока меньше предельного значения, то масло работоспособно и слито досрочно, а если больше предельного значения коэффициента поглощения светового потока, то неработоспособно.
По результатам испытания видно (см. таб.), что пробы масел под № 1-17, не достигли предельного значения Кп пр. =0,37ед. 85% исследованных проб масел слиты из двигателей досрочно и имеют резерв в применении. Пробы масел под № 18-20 превысили предельное значение коэффициента К п пр, т.е. двигатели работали на непригодном масле, что составило 15% от числа исследованных масел. Термостатированные пробы под номерами 1, 2, 7, 4, 13 не превысили предельное значения коэффициента Кп пр, эти пробы отработанных масел так же слиты досрочно и имеют резерв в применении.
Применение способа позволяет периодически осуществлять контроль состояния работавших смазочных масел, с минимальной трудоемкостью используя только фотометрическое устройство, и повысить эффективность их применения.
Таблица | |||
Результаты испытания частично синтетических отработанных моторных масел | |||
№ п/п | Марка масла | Коэффициент поглощения светового потока отработанных масел К п | |
Кп исх. | Кп т. | ||
1. | BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF | 0,17 | 0,30 |
2. | BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF | 0,17 | 0,32 |
3. | Ravenol TSI 10W-40 SM/CF; | 0,17 | 0,5 |
4. | BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF | 0,19 | 0,35 |
5. | Ravenol TSI 10W-40 SM/CF | 0,22 | 0,53 |
6. | Zic A Plus 10W-40SL/CF | 0,23 | 0,43 |
7. | Ravenol HCS 5W-40 SL/CF | 0,24 | 0,30 |
8. | THK Супер 5W-40 SL/CF | 0,24 | 0,39 |
9. | ESSO Ultra 10W-40 SJ/CF | 0,24 | 0,38 |
10. | ESSO Ultra 10W-40 SJ/CF | 0,24 | 0,39 |
11. | Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF | 0,25 | 0,38 |
12. | Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF | 0,27 | 0,50 |
13. | Zic A Plus 10W-40 SL/CF | 0,29 | 0,33 |
14. | ESSO Ultra 10W-40 SJ/CF | 0,30 | 0,49 |
15. | BP Visco 3000 10W-40 SJ/CF | 0,30 | 0,73 |
16. | Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF | 0,31 | 0,58 |
17. | Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF | 0,32 | 0,41 |
18. | Zic A Plus 10W-40SL/CF | 0,39 | 0,59 |
19. | Texaco Havoline Extra 10W-40 SJ/CF | 0,41 | 0,60 |
20. | Zic A Plus 5W-30 SL/CF | 0,51 | 0,72 |
Класс G01N33/30 для целей смазки