диссоциативный люминесцентный наносенсор ионов металлов и водорода в водных растворах
Классы МПК: | G01N21/76 хемолюминесценция, биолюминесценция B82B1/00 Наноструктуры |
Автор(ы): | Баранов Александр Васильевич (RU), Вениаминов Андрей Викторович (RU), Виноградова Галина Николаевна (RU), Германова Надежда Михайловна (RU), Громова Юлия Александровна (RU), Губанова Марина Сергеевна (RU), Катрузов Алексей Николаевич (RU), Крашенинников Анатолий Александрович (RU), Маслов Владимир Григорьевич (RU), Мухина Мария Викторовна (RU), Орлова Анна Олеговна (RU), Парфёнов Пётр Сергеевич (RU), Попов Александр Платонович (RU), Фёдоров Анатолий Валентинович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" (НИУ ИТМО) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-02-07 публикация патента:
20.07.2012 |
Изобретение относится к химическим сенсорам. Наносенсор ионов металлов и водорода в водных растворах включает в себя полупроводниковые нанокристаллы (квантовые точки, КТ), связанные посредством координационной связи с молекулами органического красителя в комплекс, в котором собственная люминесценция КТ отсутствует. Комплексы КТ и молекул органического красителя совместно с неполярным растворителем введены в микропоры гидрофобного пористого материала, а анализируемый водный раствор должен быть в непосредственном контакте с внешней поверхностью гидрофобного пористого материала или в его порах. При наличии в водной среде определяемых ионов молекулы красителя образуют комплексы с этими ионами, при этом возникает люминесценция КТ. Технический результат - повышение чувствительности и скорости определения ионов металлов и водорода в водных растворах. 5 ил.
Формула изобретения
Диссоциативный люминесцентный наносенсор ионов металлов и водорода в водных растворах, содержащий комплексы полупроводниковых нанокристаллов и молекул органического красителя, связанных координационной связью с находящимися на поверхности нанокристаллов ионами металла, в присутствии ионов металлов и водорода в водных растворах диссоциирующие с появлением люминесценции, отличающийся тем, что комплексы полупроводниковых нанокристаллов и молекул органического красителя введены совместно с неполярным растворителем в микропоры гидрофобного пористого материала, а анализируемый водный раствор должен быть в непосредственном контакте с внешней поверхностью гидрофобного пористого материала или в его порах.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам и материалам для качественного и количественного анализа ионов металлов или ионов водорода в анализируемой пробе (химическим сенсорам) и может быть использовано в медицине, биологии, экологии и различных отраслях промышленности.
Известны люминесцентные сенсоры, принцип обнаружения ионов металлов с помощью которых основан на изменении при взаимодействии с ионами интенсивности люминесценции входящих в состав сенсоров полупроводниковых нанокристаллов, образующих комплексы с органическими красителями (например, вследствие внутреннего экранирования, безызлучательной рекомбинации, переноса электрона, пассивирования поверхностных ловушек/дефектов нанокристаллов [1] (M.F.Frasco and N.Chaniotakis, Semiconductor Quantum Dots in Chemical Sensors and Biosensors // Sensors. 2009. V.9. P.7266-7286).
Известны люминесцентные сенсоры, содержащие способные люминесцировать полупроводниковые нанокристаллы (например, квантовые точки (КТ)) и органические молекулы, с которыми нанокристаллы образуют комплексы, а изменение интенсивности люминесценции КТ при наличии аналита в пробе обусловлено диссоциацией комплексов в присутствии определяемого аналита (диссоциативные люминесцентные наносенсоры) с соответственным изменением эффективности переноса энергии между молекулой и нанокристаллом [2] (патент США № US/2007/212746, МПК C12Q 1/46, С12М 3/00, заявка 11/684109, дата публикации 13.09.2007, дата приоритета 09.03.2007), [3] (патент WO/2006/083269, МПК G01N 33/00, G01N 33/53, G01N 33/553, заявка PCT/US 2005/016818, дата публикации 10.08.2006, дата приоритета 13.05.2005), [4] (патент США № US/2006/0183247, МПК G01N 33/553, заявка 11/355069, дата приоритета 16.02.2006), [5] (заявка на патент США № 20090200486, дата публикации 13.08.2009, дата приоритета 13.02.2009), [6] (патент WO/02/100805, МПК С07С, заявка PCT/US 02/18760, дата публикации 19.12.2002, дата приоритета 13.06.2001). Согласно описанию к этому патенту сенсор представляет собой комплекс полупроводниковой наночастицы и органического люминофора или металлической наночастицы, связанных с помощью лиганда, способного также к образованию комплексов с молекулами анализируемого вещества, причем степень его связывания с молекулами аналита выше, чем степень связывания с полупроводниковым нанокристаллом. Собственная люминесценция полупроводниковой наночастицы в комплексе с органическим люминофором частично потушена в результате безызлучательного переноса энергии внутри комплекса. При добавлении в пробу аналита происходит диссоциация комплекса, приводящая к увеличению интенсивности люминесценции полупроводниковой наночастицы, которое регистрируется как признак наличия аналита и может служить для количественной оценки его концентрации. Чувствительность и точность определения аналита с помощью такого сенсора принципиально ограничены тем, что КТ, входящие в состав сенсора, люминесцируют как в присутствии аналита в пробе, так и в его отсутствие, и наличие аналита в пробе определяется по изменению интенсивности люминесценции полупроводниковых нанокристаллов (разностный метод). В большинстве случаев сенсоры реализованы на основе однофазных (неструктурированных) растворов, что ограничивает возможность их неоднократного использования (обратимости).
Наиболее близок к заявляемому изобретению и принят в качестве прототипа диссоциативный люминесцентный наносенсор, в котором люминесценция КТ регистрируется только в присутствии ионов металлов или протонов (реализован нуль-метод), а в отсутствие ионов КТ образуют нелюминесцирующие комплексы с органическим красителем [7] (заявка на патент РФ № 2008147101, МПК G01N 21/62, дата приоритета 19.11.2008 г., решение о выдаче патента на изобретение от 13.10.2010 г.).
Комплексы помещены в полимерную пленку, которая омывается раствором, содержащим подлежащие определению ионы. Прототип имеет следующие недостатки: скорость отклика сенсора на определяемые ионы мала из-за низкой проницаемости сплошной (непористой) полимерной пленки, удерживающей комплексы КТ и красителя, для молекул и ионов; чтобы достичь максимальной интенсивности люминесценции нанокристаллов при использовании сенсора-прототипа, требуется пребывание полимерной пленки с комплексами в контакте с водным раствором в течение нескольких часов; материал пленки не инертен по отношению к КТ, что приводит к уменьшению квантового выхода их люминесценции и, следовательно, к падению чувствительности сенсора.
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение чувствительности и скорости определения ионов.
Поставленная задача достигается тем, что содержащиеся в диссоциативном люминесцентном наносенсоре ионов металлов и водорода в водных растворах комплексы полупроводниковых нанокристаллов и молекул органического красителя, связанных координационной связью с находящимися на поверхности нанокристаллов ионами металла, в присутствии ионов металлов и водорода в водных растворах диссоциирующие с появлением люминесценции, введены совместно с неполярным растворителем в микропоры гидрофобного пористого материала, а анализируемый водный раствор должен быть в непосредственном контакте с внешней поверхностью гидрофобного пористого материала или в его порах.
Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что комплексы нанокристаллов и молекул красителя находятся в микропорах гидрофобного пористого материала (гидрофобной мембраны) совместно с неполярным растворителем, а подлежащий анализу водный раствор (полярная среда) находится в контакте с внешней поверхностью этого пористого материала или в его порах (омывает внешнюю поверхность материала или внутреннюю поверхность его пор). Таким образом, они контактируют с комплексами, но не смешиваются с неполярным растворителем. Пористые мембраны применяются для осуществления массопереноса между несовместимыми (полярной и неполярной) жидкими фазами: мембрана удерживает в своих микропорах неполярную жидкость и при этом омывается полярной жидкостью, не способной проникнуть в микропоры (патент РФ № 2109555, дата приоритета 25.12.1996 г., патент РФ № 2219525, дата приоритета 29.01.2002 г.). Применение такой мембраны в конструкции диссоциативного люминесцентного сенсора позволяет значительно повысить его быстродействие (минуты вместо часов) благодаря более высокой подвижности компонент в жидких растворах по сравнению с полимерной пленкой. Некоторые из возможных вариантов архитектуры пористых мембран показаны на фиг.1. Работоспособность технического решения и значительно более высокие, чем у прототипа, чувствительность и скорость отклика подтверждаются примером.
Сущность изобретения поясняется фиг.1-5, на которых представлены:
на фиг.1. - схематические изображения некоторых вариантов архитектуры микропористых мембран;
на фиг.2. - структурная формула 1-(2-пиридилазо)-2-нафтола (ПАН);
на фиг.3. - изображение фрагмента микропористой мембраны 25×25 мкм, полученное с помощью конфокального сканирующего микроскопа Zeiss LSM710. Темные области - микропоры, заполненные люминесцирующим гидрофобным раствором;
на фиг.4. - спектры люминесценции наносенсора на основе пористой мембраны при различных концентрациях ионов кобальта в пробе: 0,5×10 -7 и 5×10-6 M;
на фиг.5. - зависимость относительной интенсивности люминесценции наносенсора от концентрации ионов кобальта в анализируемой пробе.
Пример.
Раствор координационных комплексов КТ и органических молекул в гидрофобном растворителе помещен в пористую мембрану толщиной 2 мкм со средним диаметром пор 0,5 мкм, изготовленную путем спекания порошка политетрафторэтилена на кварцевой подложке. Были использованы КТ CdSe/ZnS диаметром 2,5 нм с максимумом люминесценции 530 нм, синтезированные в соответствии с известной процедурой (SukhanovaA., BaranovA.V., et al. Controlled Self-Assembly of Nanocrystals into Polycrystalline Fluorescent Dendrites with Energy-Transfer Properties. Angew. Chemie Int. Ed. 2006. V.45. № 13. P.2048-2052). В качестве органического красителя использовался 1-(2-пиридилазо)-2-нафтол (ПАН). Структурная формула ПАН приведена на фиг.2. ПАН нерастворим в воде, но может экстрагировать из водной среды в хлороформ, бензол, четыреххлористый углерод и т.д. ионы многих металлов и образовывать с ними хелатные комплексы, в которых ионы металлов замещают водород оксигруппы и координационно связываются с атомами азота азогруппы. Микропористая мембрана (фиг.3) была помещена под углом ~45° в стандартную спектроскопическую кювету 10×10 мм с дистиллированной водой. После этого мембрана пропитывалась 5 мкл раствора комплексов КТ:ПАН с соотношением компонент 2:5 (2,4×10-3 M КТ, 6×10-3 М ПАН) в толуоле. При данном соотношении молярных концентраций КТ и ПАН и достаточно больших абсолютных значениях концентраций в толуольном растворе с комплексами КТ/ПАН люминесценция КТ отсутствовала. Для регистрации спектров люминесценции кювету с пропитанной мембраной и дистиллированной водой помещали в кюветное отделение спектрофлуориметра "Флюорат-2-Панорама" (Люмэкс, Россия). Для получения зависимости интенсивности люминесценции от концентрации ионов кобальта в анализируемой пробе в дистиллят, окружающий мембрану с раствором комплексов КТ:ПАН в толуоле, порционно добавлялся концентрированный раствор азотнокислого кобальта (концентрация 3×10-4 М). Таким образом, концентрация ионов кобальта в анализируемой пробе менялась от 0 до 10-5 М. Спектры люминесценции регистрировались через 2 минуты после каждой добавки в анализируемую пробу концентрированного раствора азотнокислого кобальта. На фиг.4 приведены спектры люминесценции при различных концентрациях ионов кобальта в пробе: 0, 5×10 -7, 5×10-6 M. Видно, что увеличение концентрации ионов кобальта в пробе приводит к существенному увеличению интенсивности люминесценции, а в их отсутствие интенсивность люминесценции равна нулю, при этом нескольких минут после приведения пробы в контакт с мембраной вполне достаточно для появления регистрируемого люминесцентного отклика. На фиг.5 приведена зависимость относительной интенсивности люминесценции наносенсора от концентрации ионов кобальта в анализируемой пробе.
Таким образом, предлагаемое изобретение характеризуется повышенной чувствительностью и скоростью определения ионов металлов и водорода и обеспечивает возможность регенерации и повторного использования сенсора: сравнимый люминесцентный отклик на определяемые ионы наблюдается при концентрации ионов в пробе на два порядка величины ниже, чем в прототипе (10 -6-10-7 против 10-4-10-5 М/л), притом что считывание результатов производилось по истечении значительно меньшего времени.
Источники информации
1. M.F.Frasco and N.Chaniotakis. Semiconductor Quantum Dots in Chemical Sensors and Biosensors // Sensors. 2009. V.9. P.7266-7286.
2. Патент США № US/2007/212746, кл. C12Q 1/46, С12М 3/00, заявка 11/684109, дата публикации 13.09.2007, дата приоритета 09.03.2007.
3. Патент WO/2006/083269, МПК G01N 33/00, G01N 33/53, G01N 33/553, заявка PCT/US 2005/016818, дата публикации 10.08.2006, дата приоритета 13.05.2005.
4. Патент США № US/2006/0183247, МПК G01N 33/553, заявка 11/355069, дата приоритета 16.02.2006.
5. Заявка на патент США № 20090200486, дата публикации 13.08.2009, дата приоритета 13.02.2009.
6. Патент WO/02/100805, МПК С07С, заявка PCT/US02/18760, дата публикации 19.12.2002, дата приоритета 13.06.2001.
7. Заявка на патент РФ № 2008147101, МПК G01N 21/62, дата приоритета 19.11.2008 г., решение о выдаче патента на изобретение от 13.10.2010 г.
Класс G01N21/76 хемолюминесценция, биолюминесценция