способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости

Классы МПК:H02P7/06 для регулирования или управления одиночных двигателей постоянного тока путем изменения возбуждения и/или тока якоря 
H02P7/10 только с изменением возбуждения 
H02P7/28 на полупроводниковых приборах 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-05
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в тиристорных электроприводах постоянного тока с двухзонным регулированием скорости, работающих с ударным изменением нагрузки, преимущественно в электроприводах широкополосных станов горячей прокатки. Технический результат - формирование минимального запаса выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя путем исключения ее перерегулирования в режиме ударного приложения нагрузки и стабилизации ее на заданном уровне при увеличении тока нагрузки выше номинального. Для этого в способе дополнительно сравнивают ЭДС тиристорного преобразователя с его номинальным значением и при превышении указанного значения осуществляют пропорциональное снижение заданного значения параметра, регулируемого по цепи возбуждения, в качестве которого принимают ЭДС электродвигателя. Заявляемый способ позволяет повысить надежность электропривода за счет исключения режима перевозбуждения электродвигателя и улучшения условий коммутации при сохранении высоких энергетических характеристик. 4 ил. способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611

способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611

Формула изобретения

Способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости, по которому заданное значение параметра, регулируемого по цепи возбуждения, устанавливают ниже номинального значения на величину, определяемую по зависимости: (LЭ/(k1·ТТ ·а)IСТmах) где LЭ - эквивалентная индуктивность цепи выпрямленного тока, ТТ - постоянная времени контура тока, а - отношение постоянных времени контуров скорости и тока, k1 - коэффициент, k1=1,4 и k1=1,05 - для одно- и двукратноинтегрирующей систем автоматического регулирования скорости, соответственно, I CTmax - максимальный ток статической нагрузки; и при достижении заданного значения параметра, регулируемого по цепи возбуждения, начинают ослабление потока возбуждения электродвигателя, а при ударном приложении нагрузки указанное значение повышают до номинального уровня по апериодическому закону второго порядка, отличающийся тем, что дополнительно сравнивают ЭДС тиристорного преобразователя с его номинальным значением и при превышении указанного значения осуществляют пропорциональное снижение заданного значения параметра, регулируемого по цепи возбуждения, в качестве которого принимают ЭДС электродвигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в тиристорных электроприводах постоянного тока с двухзонным регулированием скорости, работающих с ударным изменением нагрузки, преимущественно в электроприводах широкополосных станов горячей прокатки.

Известен способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости, описанный в работе устройства для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока, согласно которому заданное значение параметра, регулируемого по цепи возбуждения, при достижении которого начинают ослабление потока возбуждения электродвигателя, устанавливают ниже номинального значения, при ударном приложении нагрузки в режиме ослабления потока возбуждения заданное значение параметра, регулируемого по цепи возбуждения, повышают до номинального уровня по апериодическому закону первого порядка, при этом в качестве параметра, регулируемого по цепи возбуждения, принимают ЭДС электродвигателя (см. авт. св. СССР № 892634, Н02Р 5/06).

Недостатком известного способа является низкая надежность электропривода из-за невозможности исключения перерегулирования выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя при отработке ударного приложения нагрузки.

Кроме того, известный способ не позволяет стабилизировать выпрямленную ЭДС тиристорного преобразователя при увеличении тока нагрузки выше номинального значения, которое для рассматриваемого класса электроприводов происходит в режиме разгона электродвигателя под нагрузкой при прокатке с ускорением. Величина тока в данном режиме достигает полутора-двух номинальных значений, что приводит к значительному увеличению выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя, следовательно, требует увеличения запаса выпрямленной ЭДС. Реальная величина запаса выпрямленной ЭДС, устанавливаемая с учетом ее перерегулирования в динамических режимах и увеличения тока нагрузки выше номинального значения, в электроприводах прокатных станов составляет 16-22%, что приводит к увеличению потребления реактивной мощности и, как следствие, ухудшению энергетических характеристик электропривода.

Наиболее близким аналогом к заявляемому объекту является способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости, по которому заданное значение параметра, регулируемого по цепи возбуждения, устанавливают ниже номинального значения на величину, определяемую по зависимости:

способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611

где LЭ - эквивалентная индуктивность цепи выпрямленного тока, ТТ - постоянная времени контура тока, a - отношение постоянных времени контуров скорости и тока, k1 - коэффициент, k1=1,4 и k 1=1,05 - для одно- и двукратноинтегрирующей систем автоматического регулирования скорости соответственно, ICT max - максимальный ток статической нагрузки; и при достижении заданного значения параметра, регулируемого по цепи возбуждения, начинают ослабление потока возбуждения электродвигателя, а при ударном приложении нагрузки указанное значение повышают до номинального уровня по апериодическому закону второго порядка. Причем в качестве параметра, регулируемого по цепи возбуждения, принимают выпрямленную ЭДС тиристорного преобразователя (см. пат. РФ № 2154892, Н02Р 5/06).

Недостатком известного способа является низкая надежность электропривода вследствие превышения током возбуждения электродвигателя своего номинального значения (перевозбуждение электродвигателя) в диапазоне скоростей, близких к номинальному уровню, при токах нагрузки электропривода ниже номинального.

Поддержание выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя на номинальном уровне независимо от величины тока статической нагрузки электродвигателя приводит к тому, что при малых токах нагрузки возникает значительное усиление потока возбуждения. В соответствии с уравнением равновесия якорной цепи:

способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611

где: RЭ - эквивалентное сопротивление цепи выпрямленного тока, ФН - номинальный поток возбуждения, k - конструктивная постоянная электродвигателя, способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 Н - номинальная угловая частота вращения электродвигателя, ЕН - номинальное значение ЭДС электродвигателя, Е - номинальное значение ЭДС тиристорного преобразователя, IСТН - номинальный ток статической нагрузки; номинальное значение выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя (Е) превышает номинальную ЭДС двигателя (ЕН) на величину падения напряжения в цепи выпрямленного тока (I СТ НRЭ) при номинальном токе статической нагрузки (IСТ Н). Величина падения напряжения (IСТ Н RЭ) составляет 10-12% номинальной выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя (E).

В случае если ударное приложение нагрузки происходит при скорости, близкой к номинальной, что соответствует работе в режиме ослабления потока возбуждения менее чем на 10-12%, то поддержание выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя (Е) на номинальном уровне может быть обеспечено только за счет повышения ЭДС электродвигателя (соответственно на 10-12%). Увеличение ЭДС произойдет за счет усиления потока возбуждения Ф на 10-12% относительно номинального значения ФН. Номинальный поток возбуждения обеспечивается в рабочей точке кривой намагничивания, близкой к режиму насыщения (рабочая точка находится на "колене" кривой намагничивания). Поэтому усиление потока возбуждения на 10-12% приведет к увеличению тока возбуждения выше номинального в 1,4-1,7 раза, что недопустимо.

Рассмотренный режим перевозбуждения электродвигателя будет возникать при токах статической нагрузки ниже номинального, в диапазоне рабочих скоростей, близких к номинальному уровню (не превышающих способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 Н на 10-12%). Поскольку электроприводы прокатных станов работают в широком диапазоне изменения нагрузки, в различных скоростных режимах, реализация рассмотренного известного способа управления потоком возбуждения для этого класса электроприводов нецелесообразна.

Снижение надежности электропривода в известном способе происходит также вследствие перенапряжения на якоре электродвигателя при токах нагрузки, не превышающих номинального уровня. Напряжение на якоре в установившемся режиме работы под нагрузкой превышает ЭДС электродвигателя на величину падения напряжения на сопротивлении якорной цепи электродвигателя. В режиме холостого хода при IСТспособ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 (0,1÷0,3)IН равенство ЭДС электродвигателя Е выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя (Е ) приведет к превышению напряжением на якоре UЯ своего номинального значения и, как следствие, к ухудшению условий коммутации на коллекторе и соответственно к снижению надежности электропривода.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в формировании минимального запаса выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя путем исключения ее перерегулирования в режиме ударного приложения нагрузки и стабилизации ее на заданном уровне при увеличении тока нагрузки выше номинального.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости, по которому заданное значение параметра, регулируемого по цепи возбуждения, устанавливают ниже номинального значения на величину, определяемую по зависимости: (LЭ/(k1·TТ·a )IСТ max), где LЭ - эквивалентная индуктивность цепи выпрямленного тока, TТ - постоянная времени контура тока, а - отношение постоянных времени контуров скорости и тока, k1 - коэффициент, k1=1,4 и k 1=1,05 - для одно- и двукратноинтегрирующей систем автоматического регулирования скорости соответственно, IСТ max - максимальный ток статической нагрузки; и при достижении заданного значения параметра, регулируемого по цепи возбуждения, начинают ослабление потока возбуждения электродвигателя, а при ударном приложении нагрузки указанное значение повышают до номинального уровня по апериодическому закону второго порядка, отличающийся тем, что дополнительно сравнивают ЭДС тиристорного преобразователя с его номинальным значением и при превышении указанного значения осуществляют пропорциональное снижение заданного значения параметра, регулируемого по цепи возбуждения, в качестве которого принимают ЭДС электродвигателя.

Технический результат заключается в повышении надежности электропривода за счет исключения режима перевозбуждения электродвигателя и улучшения условий коммутации при сохранении высоких энергетических характеристик.

Использование ЭДС электродвигателя в качестве параметра, регулируемого по цепи возбуждения, известно и широко применяется в тиристорных электроприводах прокатных станов (см. Башарин А.В., Новиков В.А., Соколовский Г.Г. Управление электроприводами. - Л.: Энергоиздат. Ленингр. отд., 1982. - С.64-70).

Как в известном, так и в заявляемом объекте указанный параметр предназначен для задания начала второй зоны регулирования скорости в тиристорных электроприводах постоянного тока за счет ослабления потока возбуждения электродвигателя.

Отличительный признак, заключающийся в снижении ЭДС электродвигателя пропорционально превышению выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя своего номинального значения, в известных технических решениях не обнаружен.

В заявляемом способе совокупность заявленных отличительных признаков позволяет ограничить ток возбуждения электродвигателя на номинальном уровне, т.е. исключить режим перевозбуждения электродвигателя, а также обеспечить повышение коммутационной устойчивости электродвигателя за счет исключения перенапряжения на якоре. Это позволит повысить надежность электропривода при поддержании высоких энергетических характеристик, обеспечиваемых за счет автоматического формирования минимального запаса выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 представлена схема устройства, реализующая способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости;

- на фиг.2 представлены кривые переходных процессов тока электродвигателя, выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя, ЭДС электродвигателя, максимальной выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя (при нулевом угле управления), тока возбуждения электродвигателя в режиме изменения нагрузки при применении заявляемого способа;

- на фиг.3 представлены кривые переходных процессов тока электродвигателя, выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя, ЭДС электродвигателя, максимальной выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя (при нулевом угле управления), тока возбуждения электродвигателя в режиме изменения нагрузки при применении способа, взятого за прототип;

- на фиг.4 представлена кривая намагничивания электродвигателя независимого возбуждения, поясняющая взаимосвязь тока и потока возбуждения.

Устройство, реализующее заявляемый способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости, содержит регулятор ЭДС 1 (фиг.1), в цепь обратной связи которого включен первый блок ограничения 2. Первый вход регулятора ЭДС 1 подключен к выходу первого источника задающего напряжения 3, второй вход - к выходу нелинейного элемента 4, третий вход подключен к выходу функционального преобразователя 5, а четвертый - к выходу датчика ЭДС 6 электродвигателя. Первый вход нелинейного элемента 4 соединен с выходом второго источника задающего напряжения 7, а второй - с выходом датчика выпрямленной ЭДС 8 тиристорного преобразователя. Первый вход функционального преобразователя 5 через управляемый ключ 9 соединен с его выходом, второй его вход соединен с выходом первого источника задающего напряжения 3, а третий - с выходом третьего источника напряжения 10. Управляющий вход управляемого ключа 9 соединен с выходом датчика статического тока 11.

Элементы, входящие в состав устройства (фиг.1), представляют собой общеизвестные в области электротехники блоки, которые могут быть выполнены с помощью элементов аналоговой блочной системы регуляторов (см. Перельмутер В.М., Сидоренко В.А. Системы управления тиристорными электроприводами постоянного тока. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - С.126-142).

На фиг.2 и фиг.3 представлены кривые переходных процессов токов I1, I2 якоря электродвигателя, соответствующие различным по величине значениям статических токов нагрузки I СТ1, IСТ2 в установившихся режимах: IСТ1 равен номинальному току IН; IСТ2=0,5I Н (индексы "1" и "2" в обозначениях соответствуют процессам при указанных токах). Представлены кривые ЭДС электродвигателя Е1, Е2, выпрямленных ЭДС тиристорного преобразователя Ed1, Ed2 , максимальной выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя при нулевом угле управления Ed0 и токов возбуждения IВ1, IВ2 электродвигателя. Индексами "н" и "max" обозначены соответственно номинальные и максимальные значения параметров, индекс "ст" соответствует установившимся значениям параметров в статическом режиме.

На фиг.4 представлена кривая намагничивания, характерная для мощных электродвигателей постоянного тока независимого возбуждения. Координаты кривой указаны в относительных единицах, за базисные значения приняты номинальные поток возбуждения и соответственно ток возбуждения электродвигателя.

Кривые, представленные на фиг.2 и фиг.3, отражают качественную картину переходных процессов при ударном приложении нагрузки, происходящем в момент времени t1. Предполагается, что момент статической нагрузки изменяется скачком, переходные процессы соответствуют процессам в двухконтурной системе автоматического регулирования скорости при настройке на модульный оптимум. Кроме того, показаны процессы при плавном увеличении нагрузки в интервале времени t3 -t4.

Способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока в системе двухзонного регулирования скорости осуществляют следующим образом.

Управляющий вход управляемого ключа 9, включенного в цепь обратной связи функционального преобразователя 5, соединен с выходом датчика статического тока 11. При равенстве нулю сигнала на выходе датчика статического тока 11 ключ 9 замкнут и шунтирует выход функционального преобразователя 5. На входы регулятора ЭДС 1 подаются сигнал задания E0 с выхода первого источника 3 задающего напряжения и сигнал обратной связи с выхода датчика ЭДС 6. Благодаря включению первого блока ограничения 2 величина ЭДС электродвигателя в режиме работы без нагрузки устанавливается ниже номинальной в соответствии с заданием E0, определяемым по зависимости:

способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611

где EН - номинальная выпрямленная ЭДС электродвигателя. Остальные обозначения соответствуют параметрам, представленным в зависимости (1). Это обеспечивает необходимый запас выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя в динамическом режиме при ударном приложении нагрузки. На входы функционального преобразователя 5 с выходов соответственно первого 3 и третьего 10 источников задающего напряжения подаются сигналы E0 и EН. Суммарный сигнал на входах функционального преобразователя 5 равен разности EН-E0.

В момент ударного приложения нагрузки появляется сигнал на выходе датчика статического тока 11 и управляемый ключ 9 размыкается. В результате этого изменяется суммарный сигнал задания на входе регулятора ЭДС 1 и ЭДС электродвигателя повышается до номинального уровня EН по апериодическому закону второго порядка. При исчезновении сигнала на выходе датчика статического тока управляемый ключ 9 замыкается и суммарный сигнал задания на входах регулятора ЭДС 1 вновь устанавливается равным заданию E0.

При установке задания ЭДС E 0 в соответствии с зависимостью (3) и его увеличении до номинального уровня EН по апериодическому закону второго порядка переходный процесс выпрямленной ЭДС Ed тиристорного преобразователя при ударном приложении нагрузки протекает без превышения номинального значения E при любом быстродействии контура регулирования ЭДС. Сигнал способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 Ed=E-Ed на выходе нелинейного элемента 4, при Ed<E, равен нулю. Блок ограничения 2 регулятора ЭДС 1 электродвигателя настраивают таким образом, что при Ed>E сигнал на выходе регулятора ЭДС 1 ограничивается на номинальном уровне Е=ЕН.

При превышении выпрямленной ЭДС Ed тиристорного преобразователя своего номинального значения E, что происходит при увеличении тока нагрузки I выше номинального значения IН, сигнал способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 Ed на входе нелинейного элемента 4 становится отрицательным, т.к. выпрямленная ЭДС тиристорного преобразователя превышает номинальное значение Ed>E . Нелинейный элемент 4 имеет характеристику (зависимость выходного напряжения от входного), показанную на фиг.1. Как видно из характеристики, при отрицательном входном сигнале на входе, на выходе нелинейного элемента 4 появляется положительный сигнал. Этот сигнал пропорционален превышению выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя своего номинального значения, т.е. пропорциональный разности (E d-E). Он подается на вход регулятора ЭДС 1, на выходе которого вычитается из сигнала, пропорционального ЭДС электродвигателя EН, т.к. в режиме ослабления потока возбуждения блок ограничения 2 ограничивает выходной сигнал регулятора ЭДС 1 на уровне, соответствующем номинальной ЭДС EН . Благодаря этому при превышении выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя своего номинального значения осуществляется пропорциональное снижение заданного значения ЭДС электродвигателя и выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя.

Изменение координат электропривода при осуществлении заявляемого способа представлено на фиг.2. Задание ЭДС E0 электродвигателя устанавливают ниже номинального значения EН на величину способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 Ed max, определяемую по выражению (1). Кривые при ударном приложении номинальной нагрузки обозначены индексом "1". Ударное приложение номинальной нагрузки сопровождается ростом тока I1 до установившегося значения IСТ1 =IН. ЭДС электродвигателя E1 увеличивается по апериодическому закону второго порядка, в результате чего выпрямленная ЭДС Ed1 тиристорного преобразователя повышается до номинального уровня E без перерегулирования (кривая Еd1 в течение переходного процесса не превышает E). Ток возбуждения (кривая IВ1) увеличивается от начального значения IВ0, соответствующего заданной начальной ЭДС E0, до уровня ослабления IОСЛ1 (при скорости электродвигателя, близкой к номинальной I ОСЛ1способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 IН).

При росте тока I1 выше номинального IН (интервал времени t3 -t4) положительный сигнал способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 Еd=Ed1 поступает на инвертирующий вход регулятора ЭДС 1 (фиг.1). В результате этого происходит пропорциональное снижение выходного сигнала регулятора ЭДС 1 и пропорциональное снижение ЭДС электродвигателя. Выпрямленная ЭДС Еd1 поддерживается на заданном номинальном уровне (кривая Еd1 в интервале времени t3-t 4 не превышает номинального значения E). Ток возбуждения IВ1 снижается на величину способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 IВ, соответствующую снижению ЭДС электродвигателя Е1.

При осуществлении способа управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока, принятого за прототип, начальное значение задания выпрямленной ЭДС Е (фиг.3) тиристорного преобразователя в режиме холостого хода электропривода устанавливается ниже номинальной выпрямленной ЭДС E на величину способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 Ed max в соответствии с зависимостью Е =E-(LЭ/(k1·TТ ·a)IСТ max), пояснения к обозначениям соответствуют представленным выше к зависимости (1).

После ударного приложения номинальной нагрузки, происходящего в момент t1, (кривая I1 на фиг.3), выпрямленная ЭДС Еd1 тиристорного преобразователя повышается до номинального уровня E по апериодическому закону второго порядка без перерегулирования (кривая Еd1 не превышает значение E). ЭДС электродвигателя Е 1, которая в режиме холостого хода равна Е , также повышается до своего номинального уровня EН и при установившемся токе нагрузки IСТ1, не превышающем IН, поддерживается на данном уровне. Ток возбуждения (кривая IВ1) увеличивается от начального значения IВЗ, соответствующего заданной выпрямленной ЭДС Е тиристорного преобразователя, до уровня IОСЛ1 (при скорости электродвигателя, близкой к номинальной I ОСЛ1способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 IН).

При росте тока выше номинального (интервал времени t3-t4 на фиг.3) также обеспечивается поддержание выпрямленной ЭДС Еd1 тиристорного преобразователя на уровне Еd1=E за счет ее снижения (и соответственно снижения ЭДС электродвигателя Е 1) на величину падения напряжения способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 IСТRЭ на эквивалентном сопротивлении RЭ цепи выпрямленного тока (здесь способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 IСТ - приращение тока нагрузки). Ток возбуждения IВ1 снижается на величину способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611 IВ, соответствующую снижению ЭДС электродвигателя Е1.

При осуществлении как предложенного способа управления потоком возбуждения (фиг.2), так и способа управления, взятого за прототип (фиг.3), в режиме ударного и плавного изменения нагрузки максимальная выпрямленная ЭДС Е d max тиристорного преобразователя не превышает номинального значения E. Выпрямленная ЭДС Еd0 тиристорного преобразователя при нулевом угле управления выбирается из условия:

способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного   тока в системе двухзонного регулирования скорости, патент № 2457611

и превышает максимальную выпрямленную ЭДС на составляющую, связанную с ограничением максимального угла регулирования, и составляющую, вызванную отклонениями напряжения питающей сети. За счет этого обеспечивается минимально возможный запас выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя, что обеспечивает высокий коэффициент мощности в установившемся режиме работы под нагрузкой и соответственно снижение потерь электрической энергии, связанных с потреблением реактивной мощности.

На фиг.2 и фиг.3 представлены также переходные процессы координат электропривода при ударном приложении нагрузки, равной половине номинальной IСТ2=0,5IСТН (кривые с индексом "2"). Изменение координат электропривода при осуществлении способа, принятого за прототип (фиг.3), аналогично рассмотренному изменению координат при ударном приложении номинальной нагрузки. Однако поддержание выпрямленной ЭДС Еd2 в установившемся режиме работы под нагрузкой на номинальном уровне Еd2dH (интервал времени t2-t3 ) вызывает повышение ЭДС электродвигателя выше номинального значения Е2Н. В соответствии с равенством (2) это приводит к усилению потока возбуждения. При скорости электродвигателя близкой к номинальной, что соответствует ослаблению потока возбуждения менее чем на 10-12%, рабочая точка 2 (фиг.4) расположена вблизи точки 1, соответствующей номинальному потоку возбуждения, которая находится на изломе кривой намагничивания. Показанное на фиг.4 усиление потока возбуждения Ф на 10% номинального (точка 3) в связи с нелинейностью кривой намагничивания приводит к увеличению тока возбуждения IВ в 1,4 раза, что в длительном режиме работы недопустимо. Очевидно, что изменение нагрузки в широком диапазоне, характерное для рассматриваемого класса электроприводов широкополосных станов горячей прокатки, приведет к длительному превышению током возбуждения своего номинального значения (перевозбуждению электродвигателя). Этот режим является аварийным, т.к. вызывает перегрев электродвигателя и аварийные отключения электропривода.

Кроме того, в диапазоне токов нагрузки ниже номинального поддержание ЭДС электродвигателя на уровне, превышающем номинальное значение Е2Н, приводит к увеличению напряжения на якоре. Перенапряжение на якоре вызывает ухудшение условий коммутации (появление искрения и кругового огня на коллекторе), что также снижает надежность электропривода.

При осуществлении заявляемого способа управления потоком возбуждения при токе нагрузки ниже номинального (кривые с индексом "2" на фиг.2), благодаря действию регулятора ЭДС 1 (фиг.1), ЭДС электродвигателя Е2 в установившемся режиме работы под нагрузкой (интервал времени t2-t3) и при токе нагрузки выше номинального (интервал t3-t4) не превышает заданное номинальное значение Е2Н. Соответственно ток возбуждения IВ2 в установившемся режиме равен своему номинальному значению IВН. Следовательно, при реализации заявляемого способа не возникает перевозбуждения электродвигателя и ухудшения условий его коммутации, в результате чего повышается надежность электропривода.

Так как выпрямленная ЭДС тиристорного преобразователя независимо от тока нагрузки не превышает номинального значения E, устанавливаются минимально возможное значение Еd0, выбираемое из условия (4), и соответственно минимальный запас выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя, что обеспечивает высокие энергетические показатели.

Таким образом, применение заявляемого способа позволяет повысить надежность электропривода за счет исключения режима перевозбуждения электродвигателя и улучшения условий коммутации при сохранении высоких энергетических характеристик, обеспечиваемых за счет формирования минимального запаса выпрямленной ЭДС тиристорного преобразователя путем исключения ее перерегулирования в режиме ударного приложения нагрузки и стабилизации ее на заданном уровне при увеличении тока нагрузки выше номинального.

Класс H02P7/06 для регулирования или управления одиночных двигателей постоянного тока путем изменения возбуждения и/или тока якоря 

определение частоты вращения электрической машины -  патент 2528948 (20.09.2014)
электропривод постоянного тока с упругими связями -  патент 2513871 (20.04.2014)
способ автоматического управления двигателями постоянного тока главных приводов прокатного стана -  патент 2504447 (20.01.2014)
электрический привод -  патент 2491705 (27.08.2013)
следящий электропривод -  патент 2489798 (10.08.2013)
электропривод постоянного тока для управления объектом с упругими связями -  патент 2489797 (10.08.2013)
устройство для автоматического управления электромеханической системой с вязкоупругой кинематической связью -  патент 2446552 (27.03.2012)
устройство для автоматического управления электромеханической системой -  патент 2428735 (10.09.2011)
устройство оценивания параметров асинхронного двигателя -  патент 2426219 (10.08.2011)
синхронно-синфазный электропривод -  патент 2422978 (27.06.2011)

Класс H02P7/10 только с изменением возбуждения 

Класс H02P7/28 на полупроводниковых приборах 

способ управления динамическим моментом двигателя-маховика -  патент 2521617 (10.07.2014)
способ управления потоком возбуждения электродвигателя постоянного тока -  патент 2456741 (20.07.2012)
устройство и способ управления и регулировки работы устройств с приводом от электродвигателя -  патент 2400919 (27.09.2010)
способ и устройство управления током в обмотках возбуждения электрических машин -  патент 2397599 (20.08.2010)
гасительное устройство для рекуперирующей мостовой схемы вентильного преобразования -  патент 2365026 (20.08.2009)
устройство контроля и управления машины постоянного тока -  патент 2168843 (10.06.2001)
следящий привод -  патент 2159501 (20.11.2000)
устройство регулирования тока возбуждения электродвигателя последовательного возбуждения -  патент 2155436 (27.08.2000)
регулируемый электропривод -  патент 2117589 (20.08.1998)
электропривод -  патент 2017317 (30.07.1994)
Наверх