способ строительства участка технологической лесовозной дороги
Классы МПК: | E01C9/02 колейные дороги |
Автор(ы): | Баранов Александр Николаевич (RU), Чумаков Владислав Федорович (RU), Ясинский Роман Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный технологический университет" ("СибГТУ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-02-10 публикация патента:
27.08.2012 |
Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса с использованием деревянных элементов и последующей их засыпкой. Деревянные элементы плотно укладывают вертикально в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части 1,0-1,1 ми глубиной 0,5-0,8 м, расстояние между траншеями 0,8-1,0 м. В качестве деревянных элементов используют низкокачественную древесину и порубочные остатки, оставшиеся после лесозаготовительных работ. 2 ил.
Формула изобретения
Способ строительства участка технологической лесовозной дороги с использованием деревянных элементов и последующей их засыпкой, отличающийся тем, что деревянные элементы плотно укладывают вертикально в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части 1,0-1,1 м и глубиной 0,5-0,8 м, расстояние между траншеями 0,8-1,0 м, а в качестве деревянных элементов используют низкокачественная древесина и порубочные остатки, оставшиеся после лесозаготовительных работ.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса.
При разработке лесных массивов удаленных от существующих дорог, используемых для общехозяйственных нужд, предприятиям лесного комплекса для вывозки заготовленной древесины приходится строить технологические дороги. В процессе строительства попадаются участки с низкой несущей способностью грунтов, использование которых в строительстве дороги ограниченно возможно, а чаще всего не возможно совсем, а привозить грунт экономически не выгодно. На таких участках технологических дорог мы и предлагаем использовать наш способ строительства.
Известен способ строительства с использованием древесины: цельные хлысты укладываются вразнокомелицу на шпалы-поперечины. [Сухопутный транспорт леса. Учебник для вузов. Б.А. Ильин, И.Ф. Алышев, Б.И. Кувалдин, Б.А. Куклинов, Я.Г. Меншуткин. - М.: Лесная промышленность, 1973, 384 с.].
Недостатком способа является трудоемкость и большой расход деловой древесины.
Известен способ строительства с использованием деревянных щитов, заключающийся в том, что готовые деревянные щиты укладывают на участок технологической дороги. [Сухопутный транспорт леса. Учебник для вузов / В.И. Алябьев, Б.А. Ильин, И.Ф. Алышев, Б.И. Кувалдин, Г.Ф. Грехов. - М.: Лесная промышленность, 1990, - 416 с.].
Основным недостатком способа является необходимость изготавливать щиты в определенных условиях и их дальнейшая транспортировка к месту строительства.
Задачей предлагаемого способа является возможность строительства участка технологической лесовозной дороги в местах лесозаготовок на участках с низкой несущей способностью грунтов, где строительство дорог общего пользования не целесообразно.
Решение задачи достигается тем, что в качестве деревянного основания может быть использована низкокачественная древесина и порубочные остатки, оставшиеся после лесозаготовительных работ.
Технический результат заключается в возможности строительства участка технологической лесовозной дороги в местах лесозаготовок, на участках с низкой несущей способностью грунтов с использованием порубочных остатков лесозаготовок и низкокачественной древесины, повышение прочности дороги и утилизация остатков лесозаготовительной деятельности, что, в свою очередь, улучшает экологическую обстановку и снижает пожароопасность данного участка леса.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе строительства участка технологической лесовозной дороги с использованием деревянных элементов и последующей их засыпкой, новым является то, что деревянные элементы плотно укладывают вертикально в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части 1,0-1,1 м, глубиной 0,5-0,8 м, расстояние между траншеями равно 0,8-1,0 м, а в качестве деревянных элементов используют низкокачественную древесину и порубочные остатки, оставшиеся после лесозаготовительных работ.
Использование древесины, уложенной в вертикальном положении, позволяет увеличить прочность дороги, так как вертикально уложенные деревянные элементы в траншеи дороги воспринимают нагрузку не так, как элементы, уложенные горизонтально. При вертикальной укладке деревянные элементы работают на сжатие, а при горизонтальном положении они работают на изгиб, что менее прочно. При этом колесо автомобиля, упираясь на деревянные элементы, уложенные вертикально в траншею, заставляют работать ее на сжатие. Сцепление колеса автомобиля с дорогой увеличивается.
На фиг.1 изображено поперечное сечение участка технологической дороги, где 1 - траншея, 2 - деревянные элементы, уложенные в траншею, а - ширина колейной части, b - расстояние между траншеями, i0 - уклон откоса, in - поперечный уклон сливной призмы; на фиг.2 - вид сверху фиг.1.
Способ строительства заключается в следующем. Выкапывают две траншеи длинной, равной длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части от 1,0 до 1,1 метра и глубиной от 0,5 до 0,8 метра. Расстояние между траншеями от 0,8 до 1,0 метра. Низкокачественную древесину и порубочные остатки лесозаготовок плотно укладывают в траншеи вертикально, после чего траншеи засыпают грунтом. Формируют уклоны откосов и поперечные уклоны сливной призмы. Пространство между траншеями и откосы отсыпаются хорошо дренирующим материалом (песок, гравий, щебень и др.)
Траншеи с плотно вертикально установленными деревянными элементами будут выполнять функции колейной части технологической автомобильной дороги. Ширина колейной части (а, фиг.1) и расстояние между траншеями (b, фиг.1), т.е. межосевое расстояние строящейся дороги зависит от грузоподъемности и типа парка машин, запланированного на вывозку заготовленной древесины. Деревянные элементы в траншее засыпают грунтом (поз.1, фиг.1), что препятствует преждевременному гниению.
Закладка деревянных элементов в траншеи позволяет понизить уровень грунтовых вод (канавы выполняют роль дренажа), что, в свою очередь, повышает устойчивость дороги и несущую способность грунта.
Пример. На участке технологической лесовозной дороги выкапывают две траншеи, длина которых равна 1000 м - длине участка технологической дороги, шириной 1,1 м и глубиной 0,5 м, расстояние между траншеями 0,8 м. Низкокачественную древесину и порубочные остатки, оставшиеся после лесозаготовительных работ, плотно укладывают вертикально в вырытые траншеи. Затем сверху их засыпают грунтом, формируя уклоны откосов и поперечные уклоны сливной призмы. Пространство между траншеями и уклоны отсыпаются гравием.
Для строительства участка технологической лесовозной дороги с глубиной траншеи 0,5 м и шириной 1,0 м на один метр участка потребуется 0,7 м3 низкокачественной древесины и порубочных остатков, и земляные работы по выкапыванию работы составят 1 м3 .
После окончания вывозки заготовленной древесины построенный участок дороги можно использовать для общехозяйственных нужд.
Класс E01C9/02 колейные дороги