амортизатор одностороннего действия с регулируемой энергоемкостью
Классы МПК: | F16F7/12 с использованием пластической деформации |
Автор(ы): | Волковицкий Всеволод Романович (RU), Егоров Вениамин Александрович (RU), Слуханов Герман Никитович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени академика Г.И. Северина" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-08-23 публикация патента:
27.02.2013 |
Изобретение относится к устройствам для гашения кинетической энергии движущегося объекта. Амортизатор содержит корпус и энергопоглощающий элемент с резцами. Корпус выполнен в виде храпового колеса с радиальными пазами, в которых закреплены П-образные резцы с заранее заданной шириной паза. На собачке, ось которой закреплена вне храпового колеса на основании корпуса амортизатора, установлен микровыключатель фиксации касания собачкой зуба храпового колеса. Ось храпового колеса соединена с валом шагового двигателя. Энергопоглощающий элемент выполнен в виде металлической пластины постоянной ширины, проходящей через паз П-образного резца. Достигается повышение точности регулирования энергоемкости амортизатора. 4 ил.
Формула изобретения
Амортизатор одностороннего действия с регулируемой энергоемкостью, содержащий корпус, энергопоглощающий элемент с резцами, отличающийся тем, что корпус амортизатора выполнен в виде храпового колеса с радиальными пазами, в которых закреплены П-образные резцы с заранее заданной шириной паза, на дополнительно введенной собачке, ось которой закреплена вне храпового колеса на основании корпуса амортизатора, установлен микровыключатель фиксации касания собачкой зуба храпового колеса, а ось храпового колеса соединена с валом шагового двигателя, сам же энергопоглощающий элемент выполнен в виде металлической пластины постоянной ширины, проходящей через паз П-образного резца.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для гашения кинетической энергии движущегося объекта и может быть использовано для обеспечения снижения ударной перегрузки при приземлении кресла с пилотом до величины, переносимой пилотом.
Известен амортизатор, содержащий корпус и энергопоглощающий элемент с резцами (авторское свидетельство № 989197 приоритет 02.07.1981 г.).
Недостатком амортизатора является то, что он обладает недостаточной точностью регулирования энергоемкости амортизатора из-за погрешности перемещения резцов и возможными ошибками оператора при ручной настройке амортизатора на различные усилия, требуемые для индивидуального снижения перегрузок для пилотов с различной массой тела.
Задачей изобретения является повышение точности регулирования энергоемкости амортизатора.
Поставленная задача решается амортизатором, представленным фигурами 1, 2, 3, 4.
Фиг.1 представляет установку амортизатора на кресле с человеком.
Фиг.2 представляет общий вид амортизатора.
Фиг.3 представляет схему работы амортизатора.
Фиг.4 представляет схему системы настройки амортизатора на требуемую энергоемкость.
Предлагаемый амортизатор состоит из храпового колеса 1 с радиальными пазами, П-образных резцов 2 с заранее заданной шириной паза, закрепленных в радиальных пазах храпового колеса, собачки 3, ось которой закреплена вне храпового колеса на основании корпуса амортизатора, микровыключателя 4 фиксации касания собачкой зуба храпового колеса, установленного на собачке 3, шагового двигателя 5. Амортизатор устанавливается на кресле 6. Энергопоглощающий элемент 7, выполненный в виде металлической пластины постоянной ширины, проходящей в пазах П-образных резцов 2, закрепляется на корпусе кабины 8. Число П-образных резцов соответствует числу диапазонов регулирования энергоемкости амортизатора. На фиг.2 число резцов равно 5, что соответствует их использованию в диапазоне массы летчиков от 50 до 120 кг. Ширина паза П-образного резца выбирается таким образом, чтобы толщина срезаемой стружки соответствовала требуемой энергоемкости.
Для управления перемещением резцов используются шаговый двигатель 5 и пульт управления 9, с помощью которого задаются необходимое число шагов и требуемый угол поворота храпового колеса, а тем самым - установка требуемого резца в рабочую позицию.
Работает амортизатор следующим образом.
Вначале идет настройка амортизатора на требуемую энергоемкость, являющуюся функцией массы летчика. При большей массе требуется большая энергоемкость, которая достигается за счет увеличения толщины срезаемой резцом стружки с энергопоглощающего элемента. Для этого пультом управления 9 шагового двигателя 5 задается число шагов вала двигателя, поворачивающего ось храпового колеса 1 на угол, требуемый для установки П-образного резца 2 необходимой ширины относительно энергопоглощающего элемента 7, тем самым - толщины срезаемой стружки. При повороте храпового колеса 1 собачка 3 отслеживает зубья храпового колеса, и при повороте вала шагового двигателя 5 на требуемый угол собачка западает в необходимый для установки П-образного резца с выбранной шириной паза во впадину между зубьями, фиксируя тем самым жесткую установку резца. Из-за существующей погрешности шагового двигателя 5 собачка 3 может не дойти до упора в зуб храпового колеса, а тем самым не обеспечить требуемую точность установки резца. Микровыключатель 4 фиксации касания собачкой зуба храпового колеса в этом случае не срабатывает, и шаговый двигатель 5 продолжает вращение вала до момента срабатывания микровыключателя 4, после чего шаговый двигатель останавливает вращение вала, а тем самым и поворот храпового колеса 1. Толщина срезаемой резцом стружки обеспечивается разницей ширины энергопоглощающего элемента 7 и паза, выбираемого при установке П-образного резца 2.
За счет наличия П-образного резца с жестко фиксированной толщиной срезаемой стружки с энергопоглощающего элемента, обеспечения четко фиксированного угла поворота храпового колеса, а тем самым обеспечения необходимой установки резца к энергопоглощающему элементу, исключения ошибки устройства перемещения резца за счет применения шагового двигателя значительно повышается точность регулирования энергоемкости амортизатора.
После настройки самим пилотом амортизатор готов к работе. При ударе объекта о землю вместе с креслом и размещенным в нем пилотом нагрузка передается на корпус амортизатора, который вместе с выбранным резцом перемещается относительно энергопоглощающего элемента, причем кромки П-образного резца срезают стружку по краям энергопоглощающего элемента, поглощая тем самым энергию ударов.
Класс F16F7/12 с использованием пластической деформации