способ очистки покрытия от снежно-ледяных отложений
Классы МПК: | E01H5/10 с помощью нагрева |
Автор(ы): | Салихов Мухаммет Габдулхаевич (RU), Веюков Евгений Валерианович (RU), Лобастов Николай Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-11-24 публикация патента:
27.06.2013 |
Изобретение относится к дорожной отрасли. При устройстве покрытия автомобильной дороги используются составы антигололедных смесей. Очистку льда и снежно-ледянных отложений на поверхности покрытия производят путем предварительного воздействия на них вальцом виброкатка в течение 1 2 с и дальнейшей механической очисткой отвалом автогрейдера или бульдозера или рабочим органом льдоскалывателя. Изобретение позволяет снизить энергозатраты при очистке дорожного покрытия. 3 табл.
Формула изобретения
Способ очистки покрытия от снежно-ледяных отложений, включающий приготовление и укладку в верхний слой покрытия горячих асфальтобетонных и щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, очистку с поверхности покрытия образующихся ледяных и снежно-ледяных образований механическим способом, отличающийся тем, что покрытие устраивают из антигололедного щебеночно-мастичного асфальтобетона, состоящего из мас.%: щебня прочных пород фр. 50-10 мм - 72,37; дробленного песка 10,70-11,47; минерального порошка - 10,15; стабилизирующей добавки - 0,38; соли NaCl - 0,57-0,80; соли CaCl2 - 0-0,08; битума вязкого 5,64; производят в течение 1-2 с предварительным воздействием на поверхность снежно-ледяных отложений отвалом автогрейдера, бульдозера и других машин.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожной отрасли, а именно к способам очистки покрытий автомобильных дорог от снежно-ледяных образований.
Наряду с общеизвестными способами удаления снежно-ледяных образований, такими как механические (их скалывание и очистка пассивными и активными рабочими органами автогрейдеров, бульдозеров, снегоочистителей, льдоскалывателей), химические (предварительная обработка поверхностей кристаллическими и жидкими противоморозными солями с последующим механическим удалением), физико-химические или комбинированные (предварительная посыпка покрытий песко-соляными смесями с последующим механическим удалением) [1], предложены новые: тепловые (предварительное воздействие на снежно-ледяные отложения тепловым излучением до полного оттаивания, мощным инфракрасным, светогидравлическим и импульсным излучением в различном оптическом диапазоне с последующим механическим удалением) [2].
Основными недостатками традиционных способов являются: а) вредное воздействие химических реагентов на материал покрытия и окружающую среду; б) малая продолжительность фрикционных свойств песко-соляных смесей после каждой посыпки. К недостаткам тепловых способов можно отнести: а) опасность возникновения ударной нагрузки в момент излучения генератором; б) необходимость наличия специального мощного инфракрасного или другого излучателя.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является способ очистки покрытий механическим удалением снежно-ледяных отложений [1]. Недостатками данного способа являются: а) необходимость использования специальных мощных льдоскалывателей для очистки покрытия; б) опасность возникновения механических повреждений покрытия при удалении снежно-ледяных отложений.
Сущность предлагаемого способа состоит в том, что для устройства покрытия автомобильной дороги используются составы из антигололедных битумоминеральных (асфальтобетонных) смесей [3]. Очистку льда и снежно-ледяных отложений на поверхности покрытия осуществляют путем предварительного воздействия на них вальцом виброкатка в течение 1 2 с и дальнейшей механической очисткой отвалом автогрейдера, бульдозера, снегоочистителя и др. машин.
Состав смеси по предлагаемому решению следующий, масс.%: щебня прочных пород фр. 5 10 мм - 72,37; дробленого песка - 10,70 11,47; минерального порошка - 10,15; стабилизирующей добавки - 0,38, соль NaCl - 0,57 0,80; соль CaCl2 - 0 0,08; битум вязкий - 5,64.
Технический результат предлагаемого способа заключается в резком снижении энергозатрат при очистке и сил адгезии снежно-ледяных образований с поверхности покрытия, позволяющий: а) использовать для дальнейшей очистки маломощные снегоочистители или другие машины с отвально-плужным рабочим органом; б) возможность круглогодичного использования простаивающих зимой виброкатков (повышение эффективности использования виброкатков в течение года).
Способ осуществляется следующим образом.
При устройстве покрытия автомобильной дороги в летнее время используются составы антигололедных смесей (табл.1). Очистку льда и снежно-ледяных отложений на поверхности покрытия производят путем предварительного воздействия на них вальцом виброкатка в течение 1 2 с и дальнейшей механической очисткой отвалом автогрейдера или бульдозера или рабочим органом льдоскалывателя.
Таблица 3 | |
Величина адгезии льда к поверхности асфальтобетона при различном времени вибрации | |
Время вибрации 1, сек | Адгезия, МПа |
0 | 0,27 |
5 | 0,22 |
8 | 0,20 |
30 | 0,06 |
45 | 0,00 |
Источники информации:
1. Борисюк Н.В. Зимнее содержание городских дорог: учеб. пособие / Н.В.Борисюк. - М.: МАДИ (ГТУ), 2005. - 115 с.
2. Патент на изобретение РФ. Способ очистки жестких аэродромных и дорожных покрытий от снежно-ледяных образований: RU 2307889 С2. Е01Н 5/10. 10.10.2007.
3. Патент на изобретение РФ. Битумоминеральная смесь: RU 2167118 С2. С04В 26/26. 20.05.2001.
Класс E01H5/10 с помощью нагрева