автомобиль скрытого бронирования
Классы МПК: | F41H7/04 бронекорпуса |
Автор(ы): | Шор Александр Михайлович (RU), Щкорбан Иван Васильевич (RU), Безбородов Владимир Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество Корпорация "Защита" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-10-05 публикация патента:
20.12.2013 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к бронированным транспортным средствам, которые обеспечивают противопульную и противовзрывную защиту перевозимых людей и грузов. Автомобиль скрытого бронирования содержит бронекапсулу, сваренную из бронепанелей, остекление кузова, бронирование пола, а также бронирование бензобака. В моторном отсеке расположены бронекороб, защищающий аккумуляторную батарею, бронекороб, защищающий бортовой компьютер, бронепанели, расположенные за фарами, бронепанели, установленные за крыльями, бронепанели, установленные в зоне колесных арок, а также бронезащита радиатора. Изобретение направлено на повышение несущей нагрузки, жесткости броневой конструкции, срока службы транспортного средства, а также на обеспечение безопасности экипажа. 1 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Автомобиль скрытого бронирования, содержащий бронекапсулу, сваренную из бронепанелей, и остекление кузова, отличающийся тем, что бронепанели выполнены максимально возможной площади и прижаты к внутренней поверхности наружной обшивки автомобиля, бронестекла кузова по форме повторяют оригинальные, при этом автомобиль дополнительно содержит бронирование пола, выполненное изнутри салона или снаружи навесным, причем при бронировании снаружи бронирование пола представляет собой набор бронекоробов и бронепанелей, монтируемых снаружи и перекрывающихся между собой, при этом система отвода выхлопных газов двигателя выполнена открытой, бензобак защищен отдельным бронекожухом, в моторном отсеке расположены бронекороб, защищающий аккумуляторную батарею, бронекороб, защищающий бортовой компьютер, бронепанели, расположенные за фарами, бронепанели, установленные за крыльями, бронепанели, установленные в зоне колесных арок, а также бронезащита радиатора.
2. Автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в бронировании пола и бензобака выполнены лючки для доступа к сливным отверстиям.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к бронированным транспортным средствам, которые обеспечивают противопульную и противовзрывную защиту перевозимых людей и грузов, и может быть использовано для переделки автомобилей типа Toyota Land Cruiser 200, Toyota Hilux, Volkswagen Caddy, Vblkswagen Amarok, Volkswagen Transporter, Volkswagen Multivan, Volkswagen Crafter, Ford Transit Connect, Ford Transit Van, UAZ Patriot, UAZ Pickup, UAZ Hunter.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме создания бронеавтомобилей повышенной проходимости, по внешнему облику совпадающих с серийными транспортными средствами и обеспечивающих надежную защиту от различных видов огнестрельного оружия и взрывчатых боеприпасов и возможность ведения оборонительных мероприятий при сохранении комфортного пребывания водителя и пассажиров внутри транспортного средства, а также позволяющих двигаться со скоростью до 150 км/ч.
Известно (GB, патент № 1318145) бронированное транспортное средство. Система бронирования указанного транспортного средства содержит силовой каркас, а также закрепленные на силовом каркасе и соединенные между собой заднюю, боковые и верхнюю бронепанели и переднюю бронестенку с образованием жесткой броневой конструкции, формирующей защищенный от внешнего воздействия объем для пассажиров и водителя. В передней бронестенке выполнено смотровое окно, закрываемое откидной бронированной крышкой. Задняя, боковая и верхняя бронепанели собраны из отдельных бронелистов. Задняя бронепанель дополнительно снабжена бронедверью. Нижние боковые бронелисты снабжены с внутренней стороны кронштейнами, опирающимися на пол кабины транспортного средства. В указанных кронштейнах и полу выполнены отверстия, через которые пропущены болты крепления нижних боковых бронелистов к полу транспортного средства. Бронелисты прикреплены к силовой раме и скреплены между собой болтами. Бронированное транспортное средство данной конструкции при использовании толстых бронепанелей обеспечивает надежную защиту пассажиров и водителя от стрелкового оружия и осколков при высокой точности сборки (малые зазоры в стыках между бронепанелями).
Недостатком известной конструкции следует признать невозможность достижения высокой точности сборки данной броневой конструкции из-за многочисленных узлов крепления, расположенных на силовых элементах транспортного средства, которые имеют малую жесткость, что существенно снижает конструктивную прочность броневой конструкции в целом. По своим внешним габаритам броневая конструкция не может быть помещена внутрь кабины транспортного средства. Внешний вид автомобиля явным образом свидетельствует о его назначении.
Известен (GB, патент 2233259) бронеавтомобиль, который имеет внешний облик, совпадающий с обликом серийного автомобиля, и оснащен полностью бронировапннм корпусом, собранным из двух боковых бронированных панелей и бронированной крыши, соединенной с боковыми панелями методом сварки по стыкам. Корпус снабжен бронированными дверьми с неубирающимися бронированными стеклами. Бронеавтомобиль такой конструкции имеет высокую степень защищенности от любых стрелковых средств поражения.
Недостатком известного бронеавтомобиля следует признать невозможность защиты водителя и пассажиров при подрыве взрывчатых боеприпасов под днищем бронеавтомобиля. Так же данный бронеавтомобиль не обеспечивает возможность движения со скоростью до 150 км/ч.
Известен (WO № 8000184) бронированный автомобиль, имеющий шасси и кузов, полностью совпадающие с внешними формами серийного автомобиля, и бронезащиту, охватывающую кабину автомобиля. Бронезащита включает в себя бронированные стекла, установленные с наружной стороны оконных проемов, и гибкие бронезащитные маты, размещенные по периметру кабины. Бронированные стекла и бронезащитные маты образуют бронированную конструкцию, охватывающую внутреннюю полость кабины и защищающую пассажиров и водителя от поражения извне. Бронезащитные маты размещены во внутренних полостях дверных панелей, на задней стенке кузова и на передней стенке кабины, отделяющей ее от двигателя. При "преобразовании серийного автомобиля в бронированное транспортное средство изготавливают многослойные маты из высокопрочных волокон, имеющие форму, соответствующую конфигурации дверей автомобиля, задней и передней стенок кабины, удаляют из дверей автомобиля механизмы перемещения стойки и устанавливают во внутреннюю полость дверей многослойные маты. Автомобиль такой конструкции обеспечивает защиту пассажиров и водителя при обстреле автомобиля из легкого стрелкового оружия, пистолета, охотничьего ружья, малокалиберного автоматического оружия и от осколков мин.
Недостатком известного бронированного автомобиля следует тот факт, что он не может обеспечить защиты при обстреле из боевого автоматического оружия, так как во внутренней полости дверей и задней стенки невозможно разместить достаточно толстые маты, чтобы предотвратить прострел стенки пулями калибра 7,62 мм и выше.
Преобразование серийного автомобиля в бронированный автомобиль достаточно трудоемко, поскольку необходимо удалить часть штатных агрегатов автомобиля, а также требуется разборка дверей и задней стенки автомобиля. В связи с низким уровнем противопульной стойкости не представляется возможным использовать данный бронеавтомобиль в местах активных действий диверсионных формирований противника, сопровождения автомобильных колонн и проведения различных оперативно-тактических мероприятий.
Известен (RU, патент 10868) грузопассажирский бронированный автомобиль, содержащий броневое лобовое стекло, шасси, кузов, имеющий жесткую крышу, боковые двери с броневым остеклением, задний откидной борт и крышку багажного отделения с броневым остеклением и броневые панели. Броневые панели могут быть размещены под жесткой крышей и/или в боковых дверях, и/или в заднем откидном борте, и/или в крышке багажного отделения с образованием броневого кожуха, и/или в подкапотной части кузова закреплена броневая панель для защиты аккумуляторной батареи и панели приборов контроля и управления, внутри салона в зонах расположения топливного бака и колесных кожухов закреплены броневые панели сварной конструкции. Автомобиль такой конструкции внешне не отличатся от серийного автомобиля.
Недостатком известного технического решения является тот факт, что данный бронеавтомобиль не является специально подготовленным транспортным средством. В связи с этим ездовые и маневренные характеристики бронеавтомобиля значительно ухудшаются по сравнению со штатными характеристиками.
Известно (RU, патент 2227891) транспортное средство, содержащее установленный на колесной ходовой части броневой корпус с люками для наблюдения и стрельбы, отделением управления и силовым отделением, размещенными соответственно в его передней и задней частях и связанными между собой органами управления, радиостанцией, смотровыми приборами и навигационной аппаратурой, размещенными в отделении управления, фильтровентиляционной установкой с электроприводом, входной патрубок которой установлен на крыше корпуса и закрыт броневой защитой, двигателем с выхлопным коллектором, размещенным в силовом отделении, и выхлопным патрубком. В передней части корпуса выполнены дополнительные окна с пуленепробиваемыми стеклами, по бортам корпуса установлены дверки, а на крыше - люк с перископическим смотровым прибором, внутри корпуса в его средней части установлен прикрепленный к его днищу металлический контейнер, введены последовательно соединенные топливный бак, топливный насос с электроприводом. На крыше корпуса и днище установлены снаружи дымовые шашки, электрически соединенные через второй управляемый коммутатор с бортовой сетью транспортного средства. На рабочих местах членов экипажа имеются изолирующие противогазы, блок автоматического включения радиостанции на передачу с магнитофонной приставкой. Данное бронированное средство обеспечивает комфортность экипажа в условиях боевых действий.
Недостатком известного автомобиля следует признать факт, что его внешний вид явным образом свидетельствует о его назначении.
Наиболее близким аналогом разработанной конструкции бронированного автомобиля можно признать (RU, патент № 2090391) бронированное транспортное средство, содержащее шасси, кабину, имеющую переднюю, боковые и заднюю стенки и крышу, двери в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, приборную панель, органы управления транспортным средством, кресла для пассажиров и водителя, закрепленные в кабине на силовых балках фиксирующими элементами, окна с остеклением, узлы крепления вспомогательного оборудования кабины, размещенные на ее стенках в местах с повышенной жесткостью, переднюю бронестенку, боковую, заднюю и верхнюю бронепанели, размещенные по периметру внутри кабины с образованием защищенной зоны для водителя и пассажиров, и бронестекла. Бронестенка и бронепанели соединены между собой по стыкам с образованием жесткой бронекапсулы, размещенной внутри кабины с зазором относительно ее стенок, обеспечиваемым фиксаторами положения бронекапсулы. Бронекапсула выполнена с консольными пластинами, закрепленными в нижней части бронепанелей, свободные концы консольных пластин размещены между креслами и силовыми балками и закреплены на силовых балках фиксирующими элементами крепления кресел, фиксаторы положения бронекапсулы закреплены в узлах крепления вспомогательного оборудования кабины. Бронекапсула выполнена с бронедверями, размещенными напротив дверей кабины, в бронедверях напротив органов управления выполнены проемы, перекрыгые сдвижными бронещитками. Указанное бронированное транспортное средство обладает высокой степенью защиты пассажиров и водителя от поражения извне стрелковым оружием и осколками гранат и мин.
Недостатком известной конструкции следует признать использование монтажа бронепанелей через фиксаторы бронекапсулы к силовым конструкциям внутри автомобиля, что значительно снижает прочность бронированной кабины транспортного средства, кроме того, конструкция практически не защищена от подрыва.
Техническая задача, на решение которой направлено заявленное техническое решение, состоит в создании бронированного транспортного средства на базе серийного автомобиля, обеспечивающего надежную защиту пассажиров и водителя.
Технический результат, получаемый при реализации разработанной конструкции, состоит в обеспечении возможности переоборудовании серийного автомобиля в бронированное транспортное средство при сохранении стандартного внешнего вида, в повышении несущей нагрузки, жесткости броневой конструкции, срока службы транспортного средства и в обеспечении безопасности экипажа.
Для достижения указанного технического результата предложено использовать автомобиль скрытого бронирования разработанной конструкции. Автомобиль скрытого бронирования, содержащий бронекапсулу, сваренную из бронепанелей, и остекленение кузова, причем бронепанели выполнены максимально возможной площади и прижаты к внутренней поверхности наружной обшивки автомобиля, бронестекла кузова по форме повторяют оригинальные, при этом автомобиль дополнительно содержит бронирование пола, выполненное изнутри салона или снаружи навесным, причем при бронировании снаружи бронирование пола представляет собой набор бронекоробов и бронепанелей, монтируемых снаружи и перекрывающихся между собой, при этом система отвода выхлопных газов двигателя выполнена открытой, бензобак защищен отдельным бронекожухом, в моторном отсеке расположены бронекороб, защищающий аккумуляторную батарею, бронекороб, защищающий бортовой компьютер, бронепанели, расположенные за фарами, бронепанели, установленные за крыльями, бронепанели, установленные в зоне колесных арок, а также бронезащита радиатора.
Согласно изобретению автомобиль скрытого бронирования содержит шасси, кабину, имеющую переднюю, боковые и заднюю стенки, а также крышу, двери в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания, приборную панель, органы управления транспортным средством, места размещения для пассажиров и водителя, окна с остеклением, бронекапсулу, сваренную из бронепанелей, выполненных максимально возможной площади и прижатых к внутренней поверхности наружной обшивки автомобиля, при этом автомобиль дополнительно может содержать бронирование пола, выполненное изнутри накладным или снаружи навесным (представляющее собой набор бронекоробов и бронепанелей, монтируемых снаружи и перекрывающихся между собой, при этом система отвода выхлопных газов двигателя выполнена открытой), бензобак защищен отдельным бронекожухом, в моторном отсеке расположены бронекороб, защищающий аккумуляторную батарею, бронекороб, защищающий бортовой компьютер, бронепанели, расположенные за фарами, бронепанели, установленные за крыльями, бронепанели, установленные в зоне колесных арок, а также защита радиатора. Лобовое и заднее стекла автомобиля имеют форму, идентичную форме лобового и заднего стекла исходного автомобиля. Предпочтительно в бронировании пола и бензобака выполнены лючки для доступа к сливным отверстиям. Элементы бронирования, защищающие отдельные узлы автомобиля, могут быть установлены с возможностью съема. Это облегчает в дальнейшем техническое обслуживание автомобиля. Кроме бронекоробов и бронепанелей для усиления защиты в некоторых вариантах реализации могут быть дополнительно использованы маты, выполненные из арамидных волокон.
В качестве материала для остекления может быть использован, частности, материал СЗМ соответствующей толщины. Указанный материал представляет собой многослойный спрессованный сэндвич из термообработанного стекла и полимерной пленки.
Аналогично могут быть использованы и другие материалы, потребительские характеристики которых соответствуют потребительским характеристикам материала СЗМ.
Внешние слои стеклопакетов полностью повторяют контуры штатных стекол. После монтажа в кузов остекление ни чем не отличается от серийного. В стеклопакеты может быть встроена система антиобледенения.
В некоторых вариантах реализации используют стекла задних дверей не опускные, моллированные, при этом стекло форточки и направляющая перемычка могут быть оставлены штатные. Но в этом случае пространство за форточкой перекрывают непрозрачной броней.
В некоторых вариантах реализации для исключения перекоса при опускании/подъеме положение стеклопакета задают как штатными направляющими перемещаемого стекла, так и направляющими стеклоподъемника.
Используемая в оборудовании автомобиля бронекапсула выполнена из множества бронепанелей, соединенных сваркой. Бронепанели в зависимости от назначения и условий эксплуатации автомобиля могут быть выполнены из броневых сталей, бронепакетов на основе керамики, арамидных волокон или высокомодульного полиэтилена.
По результатам испытаний установлено, что сварочный шов является зоной прострела. Защита его накладками не всегда обеспечивает безопасность лиц, находящихся в бронекапсуле.
Согласно разработанной конструкции бронекапсулу сваривают из бронепанелей максимально большой площади (уменьшение количества сварных швов), закрепленных непосредственно под обшивкой автомобиля, причем все швы перекрыты подкладками. Это сводит зону прострела к минимуму.
В конструкции предпочтительно используют внешнее навесное бронирование пола. Оно представляет собой набор коробов и панелей, перекрывающихся между собой. Система отвода выхлопных газов открыта, но зоной прострела не является. Для доступа к сливным отверстиям и системе регулировки подвески организованы лючки. При более серьезном обслуживании броня снимается силами 2-х человек. Бак защищен собственным бронекожухом. Пол хозотсека может быть защищен бронепластиной, монтируемой изнутри салона. Преимущество навесной брони дополнительно состоит в том, что она защищает элементы трансмиссии. Таким образом, живучесть автомобиля повышается. Для усиления бронирования пола под штатным напольным покрытием могут быть уложены маты из арамидных тканей.
Для защиты моторного отсека использована броневая сталь. В комплект защиты моторного отсека входят следующие элементы, выполненные из броневой стали: ящик защиты аккумуляторной батареи, ящик защиты бортового компьютера, зафарные бронепанели, боковые бронепанели, бронепанели колесных арок, защита радиатора.
Броня моторного отсека и двигатель продольного расположения перекрывают всю площадь моторного щита от прямого прострела, создавая дополнительную защиту обитаемого отсека с передней стороны автомобиля.
В результате реализации разработанной конструкции бронированного транспортного средства, внешне идентичного автомобилю - прототипу, на базе серийного автомобиля обеспечивается надежная защита пассажиров и водителя.