способ производства передельных труб большого и среднего диаметров из сплавов на основе титана
Классы МПК: | B21B45/04 для очистки от окалины |
Автор(ы): | Сафьянов Анатолий Васильевич (RU), Федоров Александр Анатольевич (RU), Осадчий Владимир Яковлевич (RU), Пашнин Владимир Петрович (RU), Шмаков Евгений Юрьевич (RU), Баричко Владимир Сергеевич (RU), Головинов Валерий Александрович (RU), Никитин Кирилл Николаевич (RU), Климов Николай Петрович (RU), Бубнов Константин Эдуардович (RU), Сафьянов Александр Анатольевич (RU), Матюшин Александр Юрьевич (RU), Еремин Виктор Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-12-11 публикация патента:
10.04.2014 |
Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу удаления окалины с внутренней поверхности гильз из сплавов на основе титана, и может быть использовано при производстве передельных труб из сплавов на основе титана на ТПУ 8-16 с пилигримовыми станами. Способ включает нагрев слитков до температуры пластичности, прошивку в стане поперечно-винтовой прокатки на короткой оправке в гильзы и удаление окалины с внутренней поверхности гильзы, при этом в качестве реагента используют инертный газ аргон под давлением 5-10 кгс/см2. Изобретение обеспечивает снижение глубины залегания раковин и сетки трещин на внутренней поверхности гильз, снижение толщины стенки передельных труб, а следовательно, снижение расхода сплавов на основе титана при одновременном улучшении качества внутренней поверхности передельных труб. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
Формула изобретения
1. Способ производства передельных труб большого и среднего диаметров из сплавов на основе титана, включающий нагрев слитков до температуры пластичности, прошивку в стане поперечно-винтовой прокатки на короткой оправке в гильзы и удаление окалины с внутренней поверхности гильзы, отличающийся тем, что для удаления окалины в качестве реагента используют инертный газ аргон под давлением 5-10 кгс/см2.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что окалину удаляют вращательно-поступательным движением сопла за три прохода, при этом первый проход осуществляют от начала гильзы к концу, второй - от конца к началу, а третий, чистовой проход, - от начала к концу гильзы.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве сопла используют трубу диаметром 1/2-3/4 дюйма.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу производства передельных труб большого и среднего диаметров из сплавов на основе титана, и может быть использовано при производстве передельных труб из сплавов на основе титана на ТПУ 8-16" с пилигримовыми станами.
В практике трубного производства известен способ прокатки передельных труб размером 492×48, 485×36 и 398×46 мм под механическую обработку на размер, соответственно, 474×29,5, 467×16 и 377×24 мм из слитков и заготовок титанового сплава ВТ 14 размером 650×100×1750 и 585×100×1740 мм, включающий отливку слитков в вакуумно-дуговых печах ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» с последующей ковкой их в заготовки или использование в качестве заготовок слитков вакуумно-дугового переплава, сверление сквозного центрального отверстия диаметром 100±5 мм, нагрев слитков и заготовок в муфелях в методических печах до температуры 1155-1180°C, прошивку их в гильзы в стане поперечно-винтовой прокатки, удаление окалины с внутренней поверхности гильз сжатым воздухом под давлением 5-7 кгс/см2 и прокатку передельных труб на ТПУ с пилигримовыми станами 8-16" ОАО «ЧТПЗ» с припуском под механическую обработку по стенке от 18,5 до 22,0 мм (ТУ 14-3-1218-83 «Трубы бесшовные горячедеформированные обточенные и расточенные из сплава ВТ 14». ТИ 158-Тр. ТБ 1-54-97 «Изготовление бесшовных горячедеформированных труб из сплава ВТ 14 по ТУ 14-3-1218-83 и ТУ 14-3-1236-83»).
Недостатком указанного способа является то, что в процессе нагрева, прошивки в стане поперечно-винтовой прокатки, продувки гильз сжатым воздухом и прокатки на пилигримовых станах происходит газонасыщение поверхностных слоев слитков-заготовок, гильз и передельных труб. На поверхностях горячих слитков-заготовок, гильз и труб образуется газонасыщенный - хрупкий (альфированный) слой, который при прошивке в двухвалковом стане поперечно-винтовой прокатки и прокатке на пилигримовых станах приводит к образованию поверхностных дефектов в виде рванин, которые на передельных трубах-заготовках приходится удалять способом механической обработки по наружной поверхности на глубину 9,0-10,5 мм, а по внутренней - на глубину 9,5-11,5 мм, а т.к. временное сопротивление разрыву в превышает 800 МПа, а относительное удлинение 5 не более 10%, то трубы данного размера из данного слава на станах ХПТ не производят. В некоторых случаях дефекты превышают эти значения, что приводит к окончательному браку передельных труб-заготовок или, при наличии попутчиков, к переточке их на более тонкие стенки. Промышленные прокатки передельных горячекатаных труб большого и среднего диаметров из сплавов на основе титана на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами показали, что припуск по толщине стенки, при переделе передельных труб в товарные механической обработкой в доверительном интервале выхода годных труб, должен находиться в пределах от 16 до 20 мм, большие значения которых относятся к товарным трубам большей длины и с большим отношением Dm/Sm .
Основным видом дефектов на передельных трубах из титановых сплавов являются рванины на наружной и внутренней поверхностях, плены на наружной поверхности и раковины на внутренней поверхности. Из-за наличия данных дефектов необходимо увеличивать толщину стенки передельных горячекатаных труб и проводить дополнительные операции по расточке и обточке. Кроме того, наружная и внутренняя поверхности гильз и труб охлаждаются водой, сжатым воздухом и технологическим инструментом (дорном и рабочими валками), что приводит к интенсивному охлаждению именно дефектных мест и образованию малопластичных участков. Деформация гильз с такими участками в пилигримовом стане приводит к увеличению глубины дефектов и к их закатке на внутренней поверхности передельных труб в виде раковин, которые вскрываются при механической обработке.
В трубной промышленности известен способ прокатки передельных труб большого и среднего диаметров из слитков и заготовок сплава ВТ14 на ТПУ 8-16" с пилигримовыми станами ОАО «ЧТПЗ», включающий сверление в слитках и заготовках центрального отверстия диаметром 100±5,0 мм, нагрев слитков и заготовок в муфелях в методических печах до температуры 1155-1180°C, прошивку их в гильзы в двухвалковом стане поперечно-винтовой прокатки, продувку гильз сжатым воздухом и прокатку передельных труб на пилигримовых станах на разогретых до 600-650°C дорнах с волнистой поверхностью. Сочетание волнистой калибровки и разогретых дорнов позволяет увеличить пластичность сплавов в при контактном слое и уменьшить концентрацию напряжений во время прокатки, т.е. снизить глубину проникновения трещин на внутренней поверхности передельных труб, образовавшихся при деформации альфированного слоя (А.В. Сафьянов, О.Г. Хохлов-Некрасов, Л.И. Лапин. «Сталь», 1992, № 9, с.62-63. Авт. свидетельство СССР № 603447, Кл. B21B 25/00, бюл. № 15, 1978 г.).
Недостатком данного способа является то, что он направлен на частичное снижение величины дефектов в виде рванин на внутренней поверхности передельных труб и не решает вопроса снижения дефектов на внутренней поверхности в виде раковин из-за продувки гильз с температурой внутренней поверхности до 1200°C сжатым воздухом.
В трубном производстве известен способ производства горячекатаных передельных труб из титановых и ( + ) сплавов, включающий изготовление заготовок ковкой с уковом У=(1,0-1,25)Ас/Аз, где Уmin=2,7, сверление центрального отверстия в слитках или заготовках, нагрев до температуры выше температуры полиморфного превращения, прошивку в стане поперечно-винтовой прокатки в гильзы без подъема диаметра с вытяжкой µ=1,2-1,35, прокатку гильз на пилигримовых станах в передельные трубы при охлаждении валков пилигримового стана и наружной поверхности гильз водой, при этом величину минимально допустимого съема при механической обработке определяют из выражения , где У - величина укова; Ас - величина зерна слитка, мм; Аз - величина зерна заготовки, мм; Н - величина съема при механической обработке труб, мм; D mp - диаметр передельной горячекатаной трубы, мм; D з - диаметр заготовки, мм; µ - коэффициент вытяжки при прокатке (прошивке и прокатке на пилигримовом стане); K=0,5-1,5 - коэффициент, учитывающий глубину газонасыщения сплава в зависимости от продолжительности нагрева заготовок и вида продувки гильз после прошивки (патент РФ № 2094141, кл. B21B 23/00, B21B 3/00, бюл. № 38, 1997 г.).
Недостатком данного способа является то, что он сложен в производстве, т.к. требуются замеры величин зерен слитков и заготовок, и не учитывает основные факторы съема металла, а именно зависимость их от технологии продувки гильз, прокатки труб, длины и кривизны передельных труб.
В трубном производстве известен также способ производства передельных труб большого и среднего диаметров на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами из слитков и заготовок сплавов на основе титана, включающий отливку слитков в вакуумно-дуговых печах с последующей ковкой их в заготовки, сверление центрального отверстия диаметром 100±5,0 мм, нагрев слитков и заготовок в муфелях до температуры пластичности, прошивку их в гильзы в стане поперечно-винтовой прокатки, прокатку передельных труб на пилигримовом стане, для последующей переработки в товарные механической обработкой или перекаткой на станах ХПТ по однопроходному маршруту производят с припуском по стенке Sм, а передельных труб под холодный передел по многопроходным маршрутам с припуском по стенке Sх, где Sм=16-20 - припуск по толщине стенки при переделе передельных труб в товарные механической обработкой или перекаткой на станах ХПТ по однопроходному маршруту, большие значения которого принимают для товарных труб с большим отношением Dm /Sm, мм; Sх=8-12 - припуск по толщине стенки при переделе передельных труб в товарные перекаткой на станах ХПТ по многопроходным маршрутам, большие значения которого принимают для товарных труб с большим отношением Dm/Sm, мм; Dm - номинальный наружный диаметр товарных труб, мм; Sm - номинальная толщина стенки товарных труб, мм, соотношение между припусками под механическую обработку наружных и внутренних слоев принимают равным Sмн/ Sмв= Sхн/ Sхв=0,7-0,95, где меньшие значения Sн/ Sв принимают для товарных труб с большим отношением Dm/Sm; Sмн - припуск по толщине стенки с наружной поверхности при переделе передельных труб в товарные механической обработкой или перекаткой на станах ХПТ по однопроходному маршруту, мм; Sмв - припуска по толщине стенки с внутренней поверхности при переделе передельных труб в товарные механической обработкой или перекаткой на станах ХПТ по однопроходному маршруту, мм, Sхн - припуск по толщине стенки с наружной поверхности при переделе передельных труб в товарные перекаткой на станах ХПТ по многопроходным маршрутам, мм; Sхв - припуск по толщине стенки с внутренней поверхности при переделе передельных труб в товарные перекаткой на станах ХПТ по многопроходным маршрутам, мм (патент РФ № 2311240, Кл. B21B 21/00, бюл. № 33, 2007 г.).
Недостатком данного способа является то, что он распространяется на механическую обработку передельных труб в товарные кратной длины, т.е. относительно малых длин, а также для последующего передела передельных механически обработанных труб в товарные на станах ХПТ по одно- и многопроходным маршрутам и не решает технические вопросы снижения дефектов в виде раковин и рванин из-за образования альфированного слоя при продувке гильз сжатым воздухом.
Наиболее близким техническим решением является способ очистки (продувки) гильз в горячем состоянии от окалины водяным паром (авт. свидетельство СССР № 395144, Кл. B21B 45/04, бюл. № 35, 1973 г.).
Недостатком данного способа (прототипа) является то, что он направлен на снижение количества и размеров дефектов на внутренней поверхности гильз и труб из углеродистых и легированных марок стали и не решает технические вопросы снижения раковин на внутренней поверхности гильз из сплавов на основе титана.
Задачей предложенного способа удаления окалины с внутренней поверхности гильз из сплавов на основе титана при производстве передельных труб большого и среднего диаметров из слитков и заготовок сплавов на основе титана на ТПУ 8-16" пилигримовыми станами для последующей механической обработки - расточки и обточки их в товарные трубы является снижение величины раковин и дефектов на внутренней поверхности гильз, повышение качества внутренней поверхности гильз и передельных труб, снижение припуска под механическую обработку - расточку.
Технический результат достигается тем, что в известном способе производства передельных труб большого и среднего диаметров из сплавов на основе титана, включающем нагрев слитков до температуры пластичности, прошивку в стане поперечно-винтовой прокатки на короткой оправке в гильзы и удаление окалины с внутренней поверхности гильзы, для удаления окалины в качестве реагента используют инертный газ аргон под давлением 5-10 кгс/см2, окалину удаляют вращательно-поступательным движением сопла за три прохода: первый проход от начала гильзы к концу, второй - от конца к началу и третий, чистовой проход, - от начала к концу гильзы, а в качестве сопла используют трубу диаметром 1/2-3/4 дюйма.
Сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что заявляемый способ производства передельных труб большого и среднего диаметров из сплавов на основе титана отличается тем, что для удаления окалины в качестве реагента используют инертный газ аргон под давлением 5-10 кгс/см2, окалину удаляют вращательно-поступательным движением сопла за три прохода: первый проход от начала гильзы к концу, второй - от конца к началу и третий, чистовой проход, - от начала к концу гильзы, а в качестве сопла используют трубу диаметром 1/2-3/4 дюйма. Таким образом, эти отличия позволяют сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень».
Сравнение заявляемого способа не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемый способ от прототипа, что соответствует патентоспособности «изобретательский уровень».
Способ опробован на ТПУ 8-16" с пилигримовыми станами ОАО «ЧТПЗ» при прокатке передельных труб размером 260×45×5200 мм из титанового сплава ПТ 3В под механическую обработку - расточку и обточку на размер 245×30×2500 мм по ГОСТ 21945-76. В производство были заданы 10 кованых заготовок вакуумно-дугового переплава размером 410×100×1400 мм из сплава ПТ 3В. Данные по прокатке передельных труб размером 260×45×5200 мм из заготовок ВДП сплава ПТ 3В размером 410×100×1400 мм на ТПУ 8-16" с пилигримовыми станами для последующей механической обработки - расточки и обточки в товарные трубы размером 245×30×2500 мм по ГОСТ 21945-76 по существующей и предлагаемой технологиям приведены в таблице 1. Заготовки были нагреты в муфелях до температуры 1170-1180°C, прошиты в стане поперечно-винтовой прокатки на оправке диаметром 190 мм в гильзы размером 420×вн.205×1620 мм и прокатаны на пилигримовом стане в калибре 273 мм в передельные трубы размером 260×45×5200 мм. По существующей технологии продувку гильз после стана поперечно-винтовой прокатки производили сжатым воздухом из сети под давлением 5-7 кгс/см2, а при прокатке по предлагаемой технологии - аргоном из баллонов под давлением 10 кгс/см2.
Таблица 1 | ||||||||
№ п/п | Вид технолог. | Марка сплава | Размер слитков (мм) | Размер гильз (мм) | Размер передельных труб (мм) | Толщина снимаемого слоя при расточке до удаления дефектов (мм) | Размер труб по ГОСТ 21945-76 (мм) | Средняя толщина снимаемого слоя при расточке до удаления дефектов (мм) |
1 | Сущест. | ТП 3В | 410×100×1400 | 420×вн.205×1620 | 260×45×5200 | 7,0 | 245×30×2500 | 7,4 |
2 | 260×45×5200 | 8,0 | ||||||
3 | 260×45×5200 | 7,0 | ||||||
4 | 260×45×5200 | 7,0 | ||||||
5 | 260×45×5200 | 8,0 | ||||||
1 | Предлаг. | ПТ 3В | 410×100×1400 | 420×вн.205×1620 | 260×45×5200 | 6,0 | 245×30×2500 | 6,0 |
2 | 260×45×5200 | 6,0 | ||||||
3 | 260×45×5200 | 6,0 | ||||||
4 | 260×45×5200 | 6,0 | ||||||
5 | 260×45×5200 | 6,0 |
После прокатки передельные трубы размером 260×45×5200 мм были порезаны на мерные длины размером 260×45×2500 мм. Расточку труб, прокатанных по существующей технологии, производили до удаления внутренних дефектов в четыре прохода со съемом металла по проходам 3+3+1+1 мм, а труб, прокатанных по предлагаемой технологии, со съемом металла по проходам 2+2+1+1 мм. После каждого прохода производили осмотр внутренней поверхности труб. Средняя толщина снимаемого слоя до удаления дефектов при расточке труб, прокатанных по существующей технологии, составила 7,4 мм, а труб, прокатанных по предлагаемой технологии, 6,0 мм. При прокатке передельных труб размером 260×45 мм из титанового сплава ПТ 3В, по предлагаемой технологии, получено снижение залегания (распространения) дефектов на внутренней поверхности на 1,4 мм, что дает возможность с достоверной вероятностью снизить припуск по толщине стенки передельных труб под расточку на 1,0 мм.
Использование предлагаемого способа производства передельных труб большого и среднего диаметров из сплавов на основе титана позволит снизить толщину стенки, а следовательно, снизить расход сплавов на основе титана при одновременном улучшении качества внутренней поверхности передельных труб за счет снижения глубины залегания раковин и сетки трещин.
Класс B21B45/04 для очистки от окалины