средство транспортное болотоходное
Классы МПК: | B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам |
Автор(ы): | Канделя Михаил Васильевич (RU), Канделя Николай Михайлович (RU), Шилько Пётр Алексеевич (RU), Емельянов Александр Михайлович (RU), Рябченко Виктор Николаевич (RU), Щитов Сергей Васильевич (RU), Липкань Александр Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-09-21 публикация патента:
10.04.2014 |
Изобретение относится к средствам транспортным болотоходным. Транспортное средство содержит побортно смонтированный комбинированный движитель, состоящий из двух гусеничных движителей, жестко связанных между собой с помощью поперечных труб, направляющее колесо, ведущую звездочку, опорные катки и резиноармированную гусеничную ленту. Внутри гусеничных движителей параллельно продольной оси корпуса установлены на подвесках с возможностью вращения и изменения положения по высоте два шнековых движителя. Привод движителей осуществляется гидромотором через коническо-цилиндрический редуктор. На одном выходном валу установлена ведущая звездочка, с другого выходного вала осуществляется привод шнекового движителя. В коническо-цилиндрическом редукторе предусмотрен элемент отключения шнекового движителя. Поступательная скорость резиноармированной гусеницы равна поступательной скорости наружной точки шнекового движителя. Подвески шнекового движителя шарнирно закреплены на раме гусеничного движителя с возможностью поворота. Спереди на всю ширину гусеничного движителя установлен обтекаемый предохранительный щиток. Достигается повышение проходимости при движении по заболоченной местности. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Средство транспортное болотоходное, содержащее водонепроницаемый корпус, салон с местом водителя, моторный отсек с двигателем внутреннего сгорания и гидроприводом объемным, а также побортно смонтированный комбинированный движитель, отличающееся тем, что комбинированный движитель состоит из двух гусеничных движителей, включающий каждый раму, жестко связанных между собой с помощью поперечных труб, направляющее колесо, ведущую звездочку, опорные катки и охватывающую их бесконечную резиноармированную гусеничную ленту, между которыми внутри, также параллельно друг другу и продольной оси водонепроницаемого корпуса, с клиренсом, достаточным для передвижения средства транспортного болотоходного по дорогам с твердым покрытием, установлены на подвесках, с возможностью вращаться и менять свое положение по высоте, два шнековых движителя, привод которых и гусеничных движителей осуществляется гидромотором через коническо-цилиндрический редуктор, на одном из выходных валов которого установлена ведущая звездочка, приводящая гусеничный движитель с помощью бесконечной резиноармированной гусеничной ленты, а с другого выходного вала осуществляется привод шнекового движителя, при этом в коническо-цилиндрическом редукторе предусмотрен элемент отключения шнекового движителя, например, с помощью шестерни с кареткой, свободно установленной на валу привода шнекового движителя и свободно передвигающейся по его шлицам, взаимодействующая с цилиндрической шестерней ведущего вала коническо-цилиндрического редуктора.
2. Средство транспортное болотоходное по п.1, отличающееся тем, что поступательная скорость бесконечной резиноармированной гусеничной ленты равна поступательной скорости наружной точки шнекового движителя, движущейся по образующей вдоль оси шнекового движителя.
3. Средство транспортное болотоходное по п.1, отличающееся тем, что рабочая длина шнекового движителя должна быть равной базе - расстоянию между осями крайних опорных катков гусеничного движителя.
4. Средство транспортное болотоходное по п.1, отличающееся тем, что подвески шнекового движителя шарнирно закреплены на раме гусеничного движителя с возможностью поворачиваться, например, с помощью гидроцилиндров двустороннего действия в вертикально-поперечной плоскости вместе с шнековым движителем.
5. Средство транспортное болотоходное по п.1, отличающееся тем, что спереди по ходу движения на всю ширину гусеничного движителя установлен обтекаемый предохранительный щиток.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к средствам транспортным болотоходным.
Известно транспортное средство с комбинированным движителем по авторскому свидетельству № 499168, В62D 57/00, УДК 629.1.03(088.8), опубликовано 15.01.76. Бюллетень № 2, содержащее раму, на которой установлены колесный и роторный движители, механизм управления, поднимающий и опускающий каждый движитель в зависимости от режима движения, при этом приводные колеса установлены перед шнеками и после них на рычагах, связанных с корпусом шарнирно.
Недостаток известного транспортного средства заключается в том, что шнековый движитель закреплен неподвижно относительно корпуса. В результате этого отсутствует возможность изменить клиренс машины при движении в режиме ротора, а это существенно уменьшает проходимость транспортного средства.
Кроме этого шнековый движитель, разделенный на несколько частей, не способствует беспрепятственному передвижению транспортного средства по заболоченной местности.
Известен комбинированный движитель транспортного средства по авторскому свидетельству № 745762, В62D 57/00, УДК 629.11(088.8), опубликовано 07.07.80, бюллетень № 25, содержащий плавающий корпус, на котором с помощью оси подвижно подвешены двуплечие рычаги, на одном конце рычага смонтирован колесный движитель, а на другом с помощью пальца, входящего и перемещающегося в проушины серьги, установлен шнековый движитель.
Палец жестко связан с двуплечим рычагом, а серьга связана с невращающейся частью шнекового движителя.
Гидропривод предназначен для создания поворота рычага вокруг оси.
Привод колес и шнеков осуществляется от одного двигателя через коробку перемены передач и раздаточную коробку, которая раздает мощность на колеса и шнеки правого и левого бортов.
Привод колес одного борта осуществляется через передний бортовой редуктор и задний бортовой редуктор, которые соединены между собой валом.
С бортовых редукторов вращение передается на цепную передачу, с помощью которой осуществляется вращение колес.
Основным недостатком транспортного средства с этим комбинированным движителем является то, что при переходе на вариант движения на шнеках, значительно уменьшается база транспортного средства, ухудшается его устойчивость в продольной плоскости.
Кроме этого наличие большого количества редукторов и цепного привода колес делает конструкцию движителя сложной и ненадежной.
Цель изобретения - повысить проходимость средств транспортных при движении их по заболоченной местности.
Эта цель достигается тем, что комбинированный движитель состоит из двух гусеничных движителей, включающий каждый раму, жестко связанных между собой с помощью поперечных труб, направляющее колесо, ведущую звездочку, опорные катки и охватывающую их бесконечную резиноармированную гусеничную ленту, между которыми внутри, также параллельно друг к другу и продольной оси водонепроницаемого корпуса, с клиренсом, достаточным для передвижения средства транспортного болотоходного по дорогам с твердым покрытием, установлены на подвесках, с возможностью вращаться и менять свое положение по высоте, два шнековых движителя, привод которых и гусеничных движителей осуществляется гидромотором через коническо-цилиндрический редуктор, на одном из выходных валов которого установлена ведущая звездочка, приводящая гусеничный движитель с помощью бесконечной резиноармированной гусеничной ленты, а с другого выходного вала осуществляется привод шнекового привода, при этом в коническо-цилиндрическом редукторе предусмотрен элемент отключения шнекового движителя, например с помощью шестерни с кареткой, свободно установленной на валу привода шнекового движителя и свободно передвигающей по его шлицам, взаимодействующая с цилиндрической шестерней ведущего вала коническо-цилиндрического редуктора.
Поступательная скорость бесконечной резиноармированной гусеничной ленты равна поступательной скорости наружной точки шнекового движителя, движущейся по образующей вдоль оси шнекового движителя.
Рабочая длина шнекового движителя должна быть равной расстоянию между осями крайних опорных катков гусеничного движителя.
Подвески шнекового движителя шарнирно закреплены на раме гусеничного движителя с возможностью поворачиваться, например, с помощью гидроцилиндра двустороннего действия, в вертикально-поперечной плоскости вместе с шнековым движителем.
Спереди по ходу движения на всю ширину гусеничного движителя установлен обтекаемый предохранительный щиток.
Таким образом, заявляемое средство транспортное болотоходное соответствует критерию «новизна».
Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, в других технических решениях данной области не выявлены, что позволяет сделать вывод, что заявляемое средство транспортное болотоходное соответствует критерию «существенные отличия».
На фиг.1 изображено предлагаемое средство транспортное, общий вид слева; на фиг.2 - сечение А-А фиг.1; на фиг.3 - сечение В-В фиг.2, положение шнекового движителя в верхнем положении, вариант движения по дорогам с твердым покрытием; на фиг.4 - сечение В-В фиг.2, положение шнекового движителя в нижнем положении, вариант движения по заболоченной местности; на фиг.5 - сечение А-А фиг.1, фрагмент, вид сверху на коническо-цилиндрический редуктор при выключенном приводе шнекового движителя; на фиг.6 - сечение А-А фиг.1, фрагмент, вид сверху на коническо-цилиндрический редуктор при включенном приводе шнекового движителя.
Средство транспортное болотоходное (фиг.1) содержит водонепроницаемый корпус 1, салон 2 с местом водителя 3, моторный отсек 4 с двигателем 5 внутреннего сгорания и гидроприводом объемным 6, а также, побортно смонтированный комбинированный движитель 7 (фиг.2), который состоит из двух гусеничных движителей 8, (фиг.2), включающий каждый раму 9, жестко связанных между собой с помощью поперечных труб 10, направляющее колесо 11 (фиг.1), ведущую звездочку 12, опорные катки 13 и охватывающую их бесконечную резиноармированную гусеничную ленту 14, между которыми внутри, также параллельно друг другу и продольной оси 15 (фиг.2) водонепроницаемого корпуса 1, (фиг.1), с клиренсом «С» (фиг.3), достаточным для передвижения средства транспортного болотоходного по дорогам с твердым покрытием, установлены на подвесках 16 (фиг.3, фиг.4), с возможностью вращаться и менять свое положение по высоте, два шнековых движителя 17, привод которых и гусеничных движителей 8 осуществляется гидромотором 18 (фиг.5, фиг.6) через коническо-цилиндрический редуктор 19, на одном из выходных валов 20 которого установлена ведущая звездочка 12, приводящая гусеничный движитель 8 с помощью бесконечной резиноармированной гусеничной ленты 14, а с другого выходного вала 21 осуществляется привод шнекового движителя 17, при этом в коническо-цилиндрическом редукторе 19 предусмотрен элемент отключения шнекового движителя 17, например, с помощью шестерни 22 с кареткой 23, свободно установленной на другом выходном валу 21 привода шнекового движителя 17 и свободно передвигающейся по его шлицам, взаимодействующая с цилиндрической шестерней 24 ведущего вала 25 коническо-цилиндрического редуктора 19.
Поступательная скорость V1 бесконечной резиноармированной гусеничной ленты 14 равна поступательной скорости V2 наружной точки шнекового движителя 17, движущейся по образующей вдоль оси 26 шнекового движителя 17.
Рабочая длина «L» шнекового движителя 17 (фиг.2) должна быть равной расстоянию «S» (фиг.1) между осями крайних опорных катков 13 гусеничного движителя 8.
Подвески 16 шнекового движителя 17 (фиг.3, фиг.4) шарнирно закреплены на раме 9 гусеничного движителя 8 с возможностью поворачиваться, например, с помощью гидроцилиндров 27 двустороннего действия, в вертикально-поперечной плоскости вместе с шнековым движителем 17. Спереди по ходу движения на всю ширину гусеничного движителя 8 (фиг.1, фиг.2) установлен обтекаемый предохранительный щиток 28.
Перед тем, как начать движение на средстве транспортном болотоходном по дорогам с твердым покрытием, необходимо шнековый движитель 17 привести в верхнее положение (фиг.3), например, с помощью гидроцилиндров 27 двустороннего действия, обеспечив клиренс «С», и отключить привод шнекового движителя 17 (фиг.5), например, с помощью шестерни 22 с кареткой 23, свободно установленной на другом выходном валу 21 привода шнекового движителя 17 и свободно передвигающейся по его шлицам, вывести ее из зацепления с цилиндрической шестерней 24 ведущего вала 25 коническо-цилиндрического редуктора 19.
Движение по дорогам с твердым покрытием средство транспортное болотоходное, содержащее водонепроницаемый корпус 1 (фиг.1), салон 2 с местом водителя 3, моторный отсек 4 с двигателем 5 внутреннего сгорания и гидроприводом объемным 6, а также побортно смонтированный комбинированный движитель 7, осуществляет только с помощью двух гусеничных движителей 8 (фиг.3), включающий каждый раму 9, жестко связанных между собой с помощью поперечных труб 10, бесконечную резиноармированную гусеничную ленту 14, которая обкатывается по контуру направляющего колеса 11 (фиг.1), опорных катков 13 и ведущей звездочки 12 (фиг.5), установленной на выходном валу коническо-цилиндрического редуктора 19 и приводимой гидромотором 18, при этом шестерня 22 с кареткой 23, установленные на валу 21 привода шнекового движителя 17, выведена из зацепления с цилиндрической шестерней 24 ведущего вала 25 коническо-цилиндрического редуктора 19 (фиг.5).
При поворотах налево или направо средства транспортного болотоходного с помощью гидромотора 18 поочередно отключается левый или правый борт.
Как только закончится дорога с твердым покрытием и гусеничный движитель 8 начнет погружаться в почву, уменьшая клиренс «С», необходимо включить привод шнекового движителя 17, (фиг.6), не опуская их в нижнее положение, введя в зацепление шестерню 22 с кареткой 23 выходного вала 21 с цилиндрической шестерней 24 ведущего вала 25 коническо-цилиндрического редуктора 19.
По мере погружения гусеничного движителя 8 в почву, необходимо шнековый движитель 17, подвешенный на подвесках 16, с помощью гидроцилиндров 27 двустороннего действия опустить вниз, вплоть до уровня нижней опоры гусеничного движителя 8 (фиг.4), при этом подвески 16 вместе со шнековым движителем 17 будут поворачиваться в вертикально-поперечной плоскости.
При положении нижних частей гусеничного 8 и шнекового 17 движителей (фиг.4) на одном уровне при одинаковых поступательных скоростях V 1 бесконечной резиноармированной гусеничной ленты 14 и поступательной скорости V2 наружной точки шнекового движителя 17, движущейся по образующей вдоль оси 26 (фиг.2), параллельной продольной оси 15 водонепроницаемого корпуса 1, а также при равной рабочей длине L шнекового движителя 17 и базы - расстояния «S» (фиг.1) между осями крайних опорных катков 13 гусеничного движителя 8, позволяют средству транспортному болотоходному преодолевать любые заболоченные преграды, в том числе и водные, а обтекаемый предохранительный щиток 28 уменьшает сопротивление передвижению средства транспортного болотоходного.
Использование предлагаемого средства транспортного болотоходного позволит повысить проходимость средств транспортных при движении по заболоченной местности.
Класс B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам
движитель для снегохода - патент 2523155 (20.07.2014) | |
движитель для снегохода - патент 2523154 (20.07.2014) | |
шаговиброкат - патент 2522215 (10.07.2014) | |
снегоход - патент 2521157 (27.06.2014) | |
транспортное средство для движения по снегу - патент 2521151 (27.06.2014) | |
способ перемещения снегохода - патент 2521148 (27.06.2014) | |
шагающее транспортное средство - патент 2516958 (20.05.2014) | |
шагающий движитель - патент 2513348 (20.04.2014) | |
универсальное транспортное средство суперманевренности и суперпроходимости - патент 2512055 (10.04.2014) | |
сверхманевренное и сверхпроходимое универсальное транспортное средство - патент 2510348 (27.03.2014) |