ротор центробежного компрессора
Классы МПК: | F04D29/26 роторы компрессоров или нагнетателей для газов или паров |
Автор(ы): | Белобородов Сергей Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-производственное объдинение "Искра" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-03-21 публикация патента:
20.07.2014 |
Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к роторам высокоскоростных центробежных компрессоров. Ротор центробежного компрессора содержит вал и установленное на нем рабочее колесо, включающее основной и покрывной диски с лопатками, в центральной части ступицы основного диска выполнена кольцевая проточка, разделяющая цилиндрические опорные поверхности, при этом в нем в ступице около опорной поверхности, размещенной с противоположной стороны от покрывного диска, выполнен кольцевой паз, который сообщен с внешней средой четырьмя или более отверстиями, сгруппированными попарно, диаметрально противоположно, при этом хотя бы в отверстиях одной пары выполнена резьба. Использование изобретения обеспечивает повышение точности посадки колеса при сборке ротора и снижение деформаций поверхностей рабочего колеса. 3 ил.
Формула изобретения
Ротор центробежного компрессора, содержащий вал и установленное на нем рабочее колесо, включающее основной и покрывной диски с лопатками, в центральной части ступицы основного диска выполнена кольцевая проточка, разделяющая цилиндрические опорные поверхности, отличающийся тем, что в нем в ступице около опорной поверхности, размещенной с противоположной стороны от покрывного диска, выполнен кольцевой паз, который сообщен с внешней средой четырьмя или более отверстиями, сгруппированными попарно, диаметрально противоположно, при этом хотя бы в отверстиях одной пары выполнена резьба.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к роторам высокоскоростных центробежных компрессоров.
Известен ротор центробежного компрессора, который содержит вал и установленное на нем рабочее колесо, состоящее из основного и покрывного дисков. В ступице основного диска выполнена кольцевая проточка, разделяющая цилиндрические опорные поверхности [Шнепп В.Б. Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин. М.: Машиностроение, 1995].
Колесо устанавливается на вал с натягом, создаваемым предварительно нагретой ступицей. При установке колеса должен быть обеспечен осевой зазор между торцом колеса и установочным буртиком вала, определяющим место колеса на валу, что обеспечивает соблюдение размерной цепи.
К недостаткам этой конструкции относится то, что при установке колеса ступица неравномерно остывает, это приводит к первоочередному схватыванию вала и задней цилиндрической опорной поверхности и непрогнозируемому увеличению осевого зазора. При этом нарушается размерная цепь. Принудительное охлаждение передней цилиндрической опорной поверхности снаружи приводит к неравномерному снижению температуры колеса и деформации его поверхностей.
Технической задачей является повышение точности посадки колеса при сборке ротора, снижение деформаций его поверхностей.
Технический результат достигается тем, что в роторе центробежного компрессора, содержащем вал и установленное на нем рабочее колесо, состоящее из основного и покрывного диска с лопатками, в ступице основного диска выполнена кольцевая проточка, при этом около опорной поверхности, размещенной с противоположной стороны от покрывного диска, выполнен кольцевой паз, который сообщен с внешней средой четырьмя или более отверстиями, сгруппированными попарно, диаметрально противоположно, при этом хотя бы в отверстиях одной пары выполнена резьба.
Отличительные признаки являются существенными: выполнение кольцевого паза в ступице около опорной поверхности, размещенной с противоположной стороны от покрывного диска, соединение паза отверстиями с внешней средой позволяет точно установить колесо на вал, обеспечивает равномерное охлаждение основного диска, исключающее его деформации после «горячей» посадки рабочего колеса.
Изобретение поясняется графическими материалами, на которых изображено: фиг.1 - ротор, являющийся аналогом, на фиг.2 - ротор предлагаемой конструкции.
На чертежах цифрами обозначены:
1 - вал ротора,
2 - колесо ротора,
3 - основной диск,
4 - ступица основного диска,
5 - покрывной диск,
6 - лопатки ротора,
7 - передняя цилиндрическая опора
8 - задняя цилиндрическая опора,
9 - кольцевая проточка,
10 - кольцевой паз,
11 - резьбовое отверстие для входа охлаждающего воздуха,
12 - отверстие для выхода воздуха,
13 - переходные трубки.
Перед сборкой ротора в резьбовые отверстия 11, фиг.1, устанавливаются переходные трубки 13, фиг.2. Переходные трубки обеспечивают быстроту и удобство присоединения шлангов.
После установки колеса 2 на вал 1 (фиг.1) к переходным трубкам присоединяются шланги, по которым подается сжатый воздух. Воздух, проходя по кольцевому пазу 10, охлаждает металл ступицы 4 у передней цилиндрической опоры 7, затем удаляется из его внутренней полости через отверстия 12. Это обеспечивает опережающее гарантированное схватывание передней цилиндрической опоры и вала. Задняя цилиндрическая опора остывает медленнее, т.к. через зазор между нею и валом проходит гораздо меньшее количество воздуха.
Таким образом, использование изобретения обеспечивает повышение точности посадки колеса при сборке ротора и снижение деформаций поверхностей рабочего колеса.
Класс F04D29/26 роторы компрессоров или нагнетателей для газов или паров