антифрикционная смазка
Классы МПК: | C10M169/00 Смазочные составы, отличающиеся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, отнесенных к предшествующим группам, причем каждое из этих соединений является существенным C10M125/04 металлы; сплавы C01G23/00 Соединения титана C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению |
Автор(ы): | Нестеров Александр Викторович (RU), Горякина Ольга Валентиновна (RU), Рябцева Елена Викторовна (RU), Сухов Алексей Владимирович (RU), Косарев Александр Борисович (RU), Гороховский Александр Владиленович (RU), Абдиев Олег Раджабович (RU), Мазов Илья Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (RU), Некоммерческое партнерство "Инновационно-внедренческий центр" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-04-25 публикация патента:
27.07.2014 |
Настоящее изобретение относится к антифрикционной смазке для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, при этом она дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0; полиэтиленовый воск 1,0-7,0; суспензия титаната калия 1,0-15,0; минеральное масло - остальное до 100%, причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%): порошок титаната калия 60,1-70,0, минеральное масло - остальное до 100%. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение трибологических свойств смазки, таких как критическая нагрузка, нагрузка сваривания, диаметр пятна износа, а также снижение степени смываемости смазки водой с поверхностей трения. 4 табл.
Формула изобретения
Антифрикционная смазка для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, отличающаяся тем, что дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%:
литиевое мыло стеариновой кислоты | 5,0-12,0 |
полиэтиленовый воск | 1,0-7,0 |
суспензия титаната калия | 1,0-15,0 |
минеральное масло | остальное до 100%, |
причем суспензия титаната калия имеет следующий состав, мас.%:
порошок титаната калия | 60,1-70,0 |
минеральное масло | остальное до 100%. |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к антифрикционным полимерным смазкам и может быть использовано в машиностроении и на транспорте, где требуется создание на поверхности металлов узлов трения защитных антифрикционных пленок, в частности для тяжелонагруженных узлов трения.
Известна смазка для тяжелонагруженных узлов трения железнодорожного транспорта с линейными контактами (колесо-рельс, зубчатые передачи редукторов и т.д.), содержащая в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 4,0-20,0; дисульфид молибдена - 0,1-0,9; продукт нитрованного масла АКОР - 1-1,0; дифениламин - 1,0, противозадирная присадка ИХП-14М 1,0-5,0 и минеральное - до 100 (патент РФ № 2102442, МПК: C10M 169/04, опубл. 20.01 1998 г.) - аналог.
Недостатком известного решения является низкая эффективность смазки, так как основным компонентом, определяющим нагрузочную способность узлов трения и, следовательно, эффективность смазки, является дисульфид молибдена недостаточное содержание которого приводит к прогрессирующему износу рабочих поверхностей, например, колесных пар подвижного состава, рельсов, частой замене деталей и сокращению ресурса тяжелонагруженных поверхностей трения, особенно при присутствии воды.
Известна смазка для тяжелонагруженных узлов трения содержащая литиевое мыло стеариновой кислоты и нефтяное масло, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит металлоплакирующую присадку «Валена» при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 4,0-10,0; металлоплакирующая присадка «Валена» - 2,0-4,0; нефтяное масло - остальное (патент РФ № 2338777, МПК: C10M 169/04, опубл. 20.11. 2008 г.) - прототип.
Недостатками известного решения являются низкие трибологические свойства смазки, такие как критическая нагрузка, нагрузка сваривания, диаметр пятна износа и т.д., а также высокая смываемость смазки с поверхностей трения водой.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание смазочного материала, обеспечивающего эффективную защиту от износа тяжелонагруженных открытых пар трения, в том числе и для железнодорожной техники, работающих в условиях высоких контактных нагрузок и обладающего высокой стойкостью к воздействию атмосферных осадков.
Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение трибологических свойств смазки, таких как критическая нагрузка, нагрузка сваривания, диаметр пятна износа и т.д., а также снижение степени смываемости смазки водой с поверхностей трения.
Указанный технический результат достигается тем, что антифрикционная смазка для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла содержит дополнительно полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%:
литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0
полиэтиленовый воск 1,0-7,0
суспензия титаната калия 1,0-15,0
минеральное масло - остальное до 100%,
причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%):
порошок титаната калия 60,1-70,0
минеральное масло - остальное до 100%.
Как известно, смазочные материалы и покрытия широко используются в различных отраслях техники, включая подшипники качения и скольжения, шарико-винтовые передачи летательных аппаратов, зубчатые и винтовые передачи различного типа, узлы трения и шарнирные соединения любых типов транспортных средств (в том числе тяжелонагруженных) и инженерной техники, включая двигатели внутреннего сгорания, и т.д. Среди требований, предъявляемых к антифрикционным пластичным смазкам, используемым в открытых узлах трения механизмов, и прежде всего к смазкам для системы колесо-рельс, особое значение имеет эффективность смазки, сочетающая как высокие противоизносные и противозадирные свойства, так и способность смазки удерживаться на контактирующих поверхностях, сохраняя смазочную пленку в условиях повышенной влажности, в том числе при прямом воздействии атмосферных осадков. Указанное выше достигается за счет введения в состав смазочных материалов различных функциональных добавок. Компонентный состав заявляемой антифрикционной смазки позволяет расширить диапазон ее применения и стабилизировать режимы работы антифрикционной смазки путем взаимодействия компонентов смазки между собой, что приводит к образованию такой структуры, которая при взаимодействии деталей в узлах трения повышает износостойкость узлов за счет высоких трибологических характеристик, обеспечивает ускоренное формирование антифрикционных пленок и повышенную стойкость смазки к смыванию водой с деталей узлов трения.
Достижение технического результата при использовании заявляемой смазки обеспечивается использованием всех приведенных в независимом пункте формулы изобретения в заявленном процентном соотношении компонентов.
При содержании литиевого мыла стеариновой кислоты в смазке менее 4,0% смазка стекает с поверхностей трения и не образует необходимой антифрикционной пленки, препятствующей задиру и повышенному износу контактирующих поверхностей. При содержании литиевого мыла стеариновой кислоты в смазке более 12% при пониженной температуре окружающей среды существенно затрудняется подача смазки в зону контакта, что также приводит к повышенному износу и задиру поверхностей трения.
Содержание в заявляемой смазке полиэтиленового воска в количестве от 1 до 7% практически не влияет на ее трибологические свойства, но существенно улучшает стойкость к воздействию атмосферных осадков (смываемость) при содержании полиэтиленового воска в заявленном интервале значений. Дальнейшее увеличение содержания полиэтиленового воска более 7% приводит к ухудшению трибологических свойств заявляемой смазки и, кроме того, вязкость, эффективная при увеличении содержания полиэтиленового воска в смазке более 7%, превышает пороговое значение, при котором подача смазки становится невозможной. Если содержание полиэтиленового воска в заявляемой смазке менее 1%, то эффект от его использования в смазке практически отсутствует.
Приготовление суспензии титаната калия осуществляют из следующих компонентов (мас.%): порошок титаната калия в количестве 60,1%-75,0%, остальное - минеральное масло. Такое соотношение компонентов обусловлено целесообразностью получения суспензии титаната калия требуемой концентрации и густоты для ее дальнейшего использования в заявляемой смазке.
При приготовлении заявляемой смазки в нее добавляют ранее приготовленную суспензию титаната калия в количестве (мас.%): 1,0%-15,0%, при которых наблюдается улучшение (повышение значений) трибологических свойств смазки; повышается (достигает значения более 25%) стойкость к воздействию атмосферных осадков (смываемость), что повышает долговечность смазки; вязкость эффективная, при содержании титаната калия в заявляемом диапазоне возрастает, но не достигает пороговых значений (300 Па.с), что характеризует возможность подачи смазки в зону трения при отрицательной температуре окружающей среды.
Если концентрация суспензии титаната калия (и соответственно самого порошка титаната калия) в заявляемой смазке больше 15%, трибологические свойства смазки ухудшаются, стойкость смазки к смыванию водой не повышается.
Если добавить в заявляемую смазку менее 1,0% суспензии титаната калия, то это практически не оказывает влияния на свойства смазки.
Изготовление смазки осуществляют известным способом, при котором изготавливают суспензию литиевого мыла стеариновой кислоты в минеральном масле, нагревают последнюю до 205°C и добавляют в нее минеральное масло потом, охлаждают суспензию литиевого мыла до температуры 160°C и вводят в нее полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при заявляемом соотношении компонентов, охлаждают реакционную смесь и гомогенизируют.
Для изготовления пластичной смазки в соответствии с изобретением могут быть использованы товарные продукты: стеариновая кислота (стеарин технический по ГОСТ 6484-64), гидрат окиси лития (ГОСТ 15171-78), любое минеральное масло с температурой застывания ниже -30°C, например масло веретенное АУ (ТУ 38.101.5.86-75), масло индустриальное и 50A (ГОСТ 20769-75), масло трансмиссионное (ТУ 38.40245-90) и т.д. В качестве полиэтиленового воска возможно использование, например, ПВ 200, ПВ-300, НП 25, НП 200, НП 300, НП 500 и других, которые повышают стойкость смазки к смыванию водой, а для приготовления суспензии титаната калия используют, например, известный порошок титаната калия.
Так как использование и свойства литиевого мыла стеариновой кислоты и минеральных масел на свойства антифрикционных смазок уже хорошо изучены, заявителем проведены исследования, характеризующие эффективность заявляемой смазки при введении в нее наряду с литиевым мылом стеариновой кислоты и минеральными маслами дополнительно:
- только титаната калия (ТК);
- только полиэтиленового воска (ПВ);
- суммарно титаната калия и полиэтиленового воска (ТК+ПВ), причем массовое содержание вводимым веществ одинаково и при введении отдельных веществ и при введении обоих веществ (их сумма).
Результаты приведены в таблицах 1-4, где в таблице 1 приведены данные о влиянии на свойства смазки только суспензии титаната калия, в таблице 2 - влияние на свойства смазки только полиэтиленового воска, в таблице 3 - свойства смазки при введении совместно полиэтиленового воска и титаната калия, а в таблице 4 - результаты сравнительных испытаний прототипа с заявляемой смазкой.
Таблица 1. | |||||||||||
Влияние суспензии титаната калия (ТК) на свойства смазки | |||||||||||
Наименование показателей | Содержание суспензии ТК в смазке, % | ||||||||||
0 | 1 | 3 | 8 | 14 | 20 | ||||||
Трибологические свойства на ЧШМ трения: | |||||||||||
- критическая нагрузка, Н | 490 | 617 | 695 | 823 | 980 | 823 | |||||
- нагрузка сваривания, Н | 1098 | 1234 | 1568 | 1960 | 2195 | 1744 | |||||
- диаметр пятна износа, мм | 0,66 | 0,66 | 0,59 | 0,46 | 0,42 | 0,56 | |||||
Смываемость, % оставшейся смазки | 2,5 | 3,1 | 4,3 | 5,0 | 6,4 | 7,0 | |||||
Вязкость эффективная при -30°C и Д=10 с-1, Па·с | 78 | 82 | 89 | 96 | 106 | 124 | |||||
Таблица 2. | |||||||||||
Влияние воска полиэтиленового (ПЭВ) на свойства смазки | |||||||||||
Наименование показателей | Содержание ПЭВ в смазке, % | ||||||||||
0 | 1 | 3 | 5 | 6 | |||||||
Трибологические свойства на ЧШМ трения: | |||||||||||
- критическая нагрузка, Н | 490 | 617 | 656 | 656 | 617 | ||||||
- нагрузка сваривания, Н | 1098 | 1234 | 1303 | 1303 | 1303 | ||||||
- диаметр пятна износа, мм | 0,66 | 0,62 | 0,58 | 0,58 | 0,69 | ||||||
Смываемость, % оставшейся смазки | 2,5 | 20,3 | 31,0 | 43,2 | 45,8 | ||||||
Вязкость эффективная при -30°C и Д=10 с-1, Па·с | 78 | 112 | 162 | 178 | 326 |
Таблица 3. | |||||
Влияние ТК и ВП при их совместном введении на свойства смазки | |||||
Наименование показателей | Содержание наполнителей: | ||||
0 | ТК-14% | ТК-14% | |||
ВП-3% | ВП-5% | ||||
Трибологические свойства на ЧШМ трения: | |||||
- критическая нагрузка, Н | 490 | 1381 | 1381 | ||
- нагрузка сваривания, Н | 1098 | 2195 | 2195 | ||
- диаметр пятна износа, мм | 0,66 | 0,43 | 0,44 | ||
Смываемость, % оставшейся смазки | 2,5 | 30,6 | 34,2 | ||
Вязкость эффективная при -30°C и Д=10 с-1, Па·с | 78 | 134 | 151 | ||
Таблица 4. | |||||
Результаты сравнительных испытаний прототипа с заявляемой смазкой | |||||
Наименование показателей | смазка по патенту № 2338777 C1 | Заявляемая смазка | |||
Трибологические свойства на ЧШМ трения: | |||||
- критическая нагрузка, Н | 519 | 1381 | |||
- нагрузка сваривания, Н | 1235 | 2195 | |||
- диаметр пятна износа, мм | 0,61 | 0,44 | |||
Смываемость, % оставшейся смазки | 24,0 | 34,2 | |||
Вязкость эффективная при -30C и Д=10 с-1, Па.с | 109 | 151 |
Класс C10M169/00 Смазочные составы, отличающиеся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, отнесенных к предшествующим группам, причем каждое из этих соединений является существенным
Класс C10M125/04 металлы; сплавы
смазочная композиция - патент 2525238 (10.08.2014) | |
электропроводный пластичный материал - патент 2523911 (27.07.2014) | |
пластичная смазка - патент 2514919 (10.05.2014) | |
смазочная композиция - патент 2507243 (20.02.2014) | |
металлоплакирующая присадка к смазочным материалам - патент 2503713 (10.01.2014) | |
металлоплакирующая восстановительная добавка к пластичным смазочным материалам - патент 2432386 (27.10.2011) | |
пластичная смазка - патент 2414504 (20.03.2011) | |
состав противоизносного препарата - патент 2385898 (10.04.2010) | |
способ получения нанокластеров металлов и устройство для его осуществления - патент 2382069 (20.02.2010) | |
композиция металлосодержащей присадки - патент 2355922 (20.05.2009) |
Класс C01G23/00 Соединения титана
Класс C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению