кормовая оконечность двухвального судна
Классы МПК: | B63B1/08 форма кормовой части |
Автор(ы): | Еремеев Александр Валерьевич (RU), Кокурин Виктор Александрович (RU), Михайлов Дмитрий Сергеевич (RU), Рабазов Юрий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество конструкторское бюро по проектированию судов "Вымпел" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-04-19 публикация патента:
27.08.2014 |
Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования обводов кормовой оконечности двухвального грузового судна. Кормовая оконечность корпуса двухвального грузового судна, плавающего при значении чисел Фруда менее 0,15, имеющего коэффициент общей полноты не менее 0,90, содержит шпангоуты, образованные бортовыми свесами и килем, которые плавно сопрягаются в районе винтового батокса, проходящего через линию вала. Верхняя ветвь винтового батокса не пересекает конструктивную ватерлинию на проекции «бок» и имеет горизонтальный участок, находящийся на высоте около 97% осадки судна по конструктивную ватерлинию. Технический результат заключается в повышении пропульсивных характеристик грузового судна. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Кормовая оконечность корпуса двухвального грузового судна, плавающего при значении чисел Фруда менее 0,15, имеющего коэффициент общей полноты не менее 0,90, содержащая шпангоуты, образованные бортовыми свесами и килем, которые плавно сопрягаются в районе винтового батокса, проходящего через линию вала, отличающаяся тем, что верхняя ветвь винтового батокса не пересекает конструктивную ватерлинию на проекции «бок» и имеет горизонтальный участок, находящийся на высоте около 97% осадки судна по конструктивную ватерлинию.
2. Кормовая оконечность по п.1, отличающаяся тем, что бортовые свесы в плоскости шпангоутов имеют точку перегиба, касательная к которым и ОП образуют угол в пределах 0° 18°.
3. Кормовая оконечность по п.1, отличающаяся тем, что диаметральный киль в плоскости шпангоутов имеет точку перегиба, касательная к которым и ДП образуют угол в пределах 60° 90°.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к проектированию обводов кормовой оконечности корпуса судна.
Известна кормовая оконечность судна с туннелями для размещения движительных комплексов (патент SU 1627444, В63В 1/08, опубл. 15.02.91 г.), содержащая кормовой и бортовой свесы, а также плоские своды туннелей для размещения гребных винтов, обеспечивающих повышение пропульсивных качеств и снижение вибрации.
Недостатком судна с известной кормовой оконечностью является наличие кормового свеса, который ухудшает пропульсивные качества на свободном ходу, но увеличивает тяговые характеристики на режимах, близких к швартовному. Без кормового свеса, при наличии бортовых свесов, движитель будет подсасывать воздух, так как размер движителя обычно бывает равен или больше осадки судна. Такие обводы характерны для речных буксиров и буксиров-толкачей с гребными винтами в поворотных или неподвижных насадках.
Примером могут служить буксиры-толкачи:
- проект № 947 мощностью 4000 л.с. (при средней осадке 3,0 м, диаметр гребного винта в поворотной насадке равен 2,90 м) (см. «Справочник по серийным транспортным судам», том 3. - М.: Транспорт, 1974 г., с.4);
- проект № 4151 мощностью 2000 л.с. (при средней осадке 1,60 м, диаметр гребного винта в неподвижной насадке равен 1,63 м) (см. ж. «Судостроение», 1965 г., № 8).
Такие суда имеют повышенные энергозатраты на свободном ходу.
Цель предлагаемого изобретения - повышение пропульсивных характеристик двухвального грузового судна, плавающего при значениях чисел Фруда на свободном ходу менее 0,15, имеющего коэффициент общей полноты не менее 0, 90, путем отказа от кормового свеса туннеля и размещения в туннеле движителя с большим гидравлическим сечением.
Указанный результат достигается тем, что бортовые свесы туннеля в плоскости шпангоутов плавно сопрягаются с килем, образуя в плоскости валовой линии винтовой батокс, нижняя ветвь которого плавно вливается в основную плоскость (ОП) судна, а верхняя ветвь не пересекает конструктивную ватерлинию на проекции «бок» и имеет горизонтальный участок, находящийся на высоте около 97% осадки судна по конструктивную ватерлинию.
На фиг.1 представлена проекция «бок» теоретического чертежа обводов кормовой оконечности; на фиг.2 - проекция «корпус» этого теоретического чертежа.
Полутуннельная корма двухвального грузового судна содержит бортовые свесы 5 и киль 6, которые плавно сопрягаются в районе винтового батокса 1, верхняя ветвь которого имеет горизонтальный участок 4, находящийся на высоте около 97% осадки судна.
Винтовые батоксы 1, проходящие через линию вала 2, при пересечении с валом имеют точку перегиба, а касательная 3, проведенная к точке перегиба в плоскости батокса, наклонена к ОП судна под углом =13° 18°. Угол наклона бортовых свесов в плоскости шпангоутов определяется между касательной 8 в точке перегиба бортового свеса и ОП судна и изменяется в пределах 0° 18°. Киль 6 служит для увеличения водоизмещения и смещает центр величины судна в корму, а также, совместно с бортовыми свесами, формирует полутуннель, в котором размещается движитель 7. Угол килеватости в плоскости шпангоутов определяется между касательной 9 в точке перегиба киля и диаметральной плоскости (ДП) судна и изменяется в пределах 60° 90°.
Предлагаемые обводы кормовой оконечности обеспечивают получение пологих батоксов, снижающих сопротивление формы и создающих подток воды к движителям. За движителями вода плавно сходит с широкого транца без сильного вихреобразования благодаря отсутствию погруженного кормового свеса и наличию горизонтального участка полутуннеля.
Класс B63B1/08 форма кормовой части