способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей
Классы МПК: | A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов |
Автор(ы): | Черемушникова Ирина Ивановна (RU), Давыдова Наталья Олеговна (RU), Кияева Елена Викторовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-05-30 публикация патента:
27.09.2014 |
Изобретение относится к области медицины, физиологии, неврологии, психиатрии для диагностики склонностей к девиантным видам поведения у человека. Проводят балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психофизиологического тестирования с присуждением 0 баллов при отсутствии отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды. При наличии одного или двух признаков из этих же показателей присуждают 1 балл. При наличии более трех признаков из этих же показателей присуждают 2 балла. После чего по цветовому тесту Люшера оценивают аутогенную норму, вегетативный и личностный баланс, работоспособность, гетерономность-автономность и концентричность-эксцентричность. Далее по шкале эмоциональной возбудимости оценивают эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями. Далее по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки. По простой зрительно-моторной реакции оценивают функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей. После чего выявляют девиантные тенденции путем присуждения 0, 1 или 2 балла за каждый параметр в зависимости от его значения, с дальнейшим суммированием всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 14-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах. Способ позволяет осуществить объективную оценку поведения человека за счет исследования неврологического и психиатрического обследования, а также результатов психологического и психофизиологического тестирования. 6 табл., 3 пр.
Формула изобретения
Способ выявления девиантных тенденций методом балльной оценки анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психологического и психофизиологического тестирования, отличающийся тем, что проводят анамнестический, неврологический и психиатрический анализ по таблице 1 описания, с присуждением 0 баллов при отсутствии наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний и неблагоприятной окружающей социальной среды, 1 балла при наличии одного или двух из вышеперечисленных признаков, 2 баллов при наличии трех и более из вышеперечисленных признаков, после чего на основании таблицы 1 описания по цветовому тесту Люшера оценивают с присуждением 0 баллов суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) при значении от 14 до 20, вегетативный баланс (ВБ) от 0 до 9,8, личностный баланс (ЛБ) от 0 до -9,8, работоспособность (Р) от 17 до 20,9, гетерономность-автономность (ГА) от 0 до -9,8, концентричность-эксцентричность (КЭ) от 0 до 9,8, с присуждением 1 балла при значении СО от 8 до 12 или от 22 до 26, ВБ от -1 до -5, ЛБ от 1 до 3, Р от 15 до 16, ГА от 1 до 3, КЭ от -1 до - 5, с присуждением 2-х баллов при значении СО от 0 до 6 или от 28 до 32, ВБ от - 6 до - 9,8, ЛБ от 4 до 9,8, Р от 9,1 до 14, ГА от 4 до 9,8, КЭ от -6 до -9,8, далее на основании таблицы 1 описания по шкале эмоциональной возбудимости оценивают общую эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями с присуждением 0 баллов при значении 15-36, с присуждением 1 балла при значении 37-43, с присуждением 2-х баллов при значении 44-75, далее на основании таблицы 1 описания по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки с присуждением 0 баллов при значении 150-199, 1 балла при значении 200-299, 2-х баллов при значении 300 и более, далее на основании таблицы 1 описания по простой зрительно-моторной реакции оценивают среднее значение времени реакции (СВР) с присуждением 0 баллов при значении <194 мс, функциональный уровень системы (ФУС) при значении 4,9-5,5, устойчивость реакции (УР) при значении 2,0-2,8 и уровень функциональных возможностей (УФВ) при значении 3,8-4,8, с присуждением 1 балла при СВР 194-210, ФУС при 4,5-4,8, УР при 1,5-1,9, УФВ при 3,1-3,7, с присуждением 2-х баллов при СВР>210 мс, ФУС при 4,2-4,4, УР при 1,0-1,4, УФВ при 2,7-3,0, после чего выявляют девиантные тенденции путем суммирования всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 14-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области медицины, в частности к физиологии, неврологии, нейропсихологии, психиатрии, восстановительной медицине и касается способа диагностики девиантных тенденций в поведении человека по комплексной оценке анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест». Изобретение может быть использовано как на доврачебном этапе, так и врачами, принимающими участие в постановке диагноза, в качестве экспресс - диагностики при скрининге и мониторинге уровня девиантных тенденций в поведении с дальнейшей медико-психологической коррекцией. Способ обеспечивает раннее и достоверное выявление групп людей, склонных к девиантности в криминалистике, а также значим для профилактической работы по предотвращению правонарушений.
Известен способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей путем определения степени дизадаптации (патент 2219841 от 06.07.2001 г.). Общим является психиатрический анализ с балльной оценкой личности, а также определение степени дизадаптации. Кроме этого, авторы используют ключевые таблицы с определением суммы баллов для определения степени расстройств.
Недостатком указанного способа диагностики относится ситуативность оценки состояния по бальной системе. Кроме этого, неудобным и крайне субъективным является последующее построение графика, от точки пересечения которого с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор, по которому на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.
Известен способ оценки агрессивного поведения (патент 2400140 от 03.07.2009 г.). Общим является анализ поведения с балльной оценкой, но отличается тем, что на основе клинико-психологического тестировании дается раздельная оценка вербальной и физической агрессии, анализируется самоагрессивное поведение, инструментальная агрессия.
Недостатком указанного способа диагностики является субъективность оценки нарушений поведения по балльной системе только на момент осмотра. Кроме этого, оценочные критерии поведения являются монокомпанентными с оценкой только уровня агрессии.
Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению, является способ диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков (патент 2290867 от 10.01.2006 г.). Способ отражает степень выраженности вегетативных дисфункций, тревожности, фобий, агрессии, которые оцениваются в балльной системе, после чего определяется целесообразность консультации неврологом и психотерапевтом.
Указанный способ обладает рядом недостатков: применим только к определенному возрасту, диагностика проводится с привлечением другого лица (родителя), неврологическое и психиатрическое исследование проводится выборочно. Кроме этого, способ не является комплексным и выявляет невротические и психические тенденции без интерпретации их девиантной значимости. Предлагаемый нами способ отличается тем, что применен комплексный пятиэтапный подход с учетом данных, как врачебного анализа, так и аппаратно-программного, что повышает объективность оценки. Алгоритм диагностики девиантных тенденций в поведении состоит из 5 этапов, включающий анамнестический, неврологический и психиатрический анализ, а также психологическое и психофизиологическое тестирование на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново).
1 этап - сбор анамнеза, неврологическое и психиатрическое обследование. Целью и задачами этого этапа является диагностика наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), диагностика очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний, анализ окружающей социальной среды. Оценка по бальной системе (см. табл.1)
2 этап - оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дизадаптации, вегетативного баланса по аутогенной норме, гетерономности-автономности, концентричности-эксцентричности, личностного баланса и показателя работоспособности по восьмицветовому тесту М. Люшера в адаптации Л. Собчик.
3 этап - оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями по шкале эмоциональной возбудимости V.F. Braithwaiite, 1987 год, в адаптации А.А. Рукавишниковым.
4 этап - измерение стрессовой нагрузки лиц студенческого возраста как основы формирования психосоматических заболеваний по шкале жизненных событий Г.Е. Андерсона.
5 этап - проведение методики «Простая зрительно-моторная реакция». Результаты по методике "Простая зрительно-моторная реакция" позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь указывает на работоспособность обследуемого, наличие либо отсутствие патологических изменений неврологического характера, тип темперамента и т.п. Данное исследование позволяет оценить показатели сенсомоторного реагирования (методика Т.Д. Лоскутовой). Функциональный уровень системы (ФУС) - его величина определяется абсолютным значением времени реакции; устойчивость реакции (УР) - интерпретируется как устойчивость состояния ЦНС; его величина обратно пропорциональна вариативности значений времени реакции; уровень функциональных возможностей (УФВ) - позволяет судить о способности обследуемого формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать.
Таблица 1 | ||||
Диагностика девиантных тенденций | ||||
Алгоритм (этапы) | Цель и задача этапа диагностики | Интерпретация материала | Девиантные тенденции (балльная оценка) | |
1. Сбор анамнеза, неврологическое и психиатрическое обследование | Диагностика наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС). Диагностика очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний, оценка окружающей социальной среды. | - нет отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний, оценена окружающая социальная среды как благоприятная; | 0 баллов | |
- наличие одного или двух отягощенных признаков анамнеза жизни, наличие хотя бы одного признака микроорганической; симптоматики, оценена окружающая социальная среда как неблагоприятная | 1 балл | |||
- наличие более трех признаков отягощения анамнеза, наличие более трех признаков неврологической микроорганической симптоматики, диагностика психопатий, признаков психических заболеваний | 2 балла | |||
2. тест. Люшера | Оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дизадаптации, вегетативного коэффициента и аутогенной нормы | Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) | 14-20 | 0 баллов |
8-12 или 22-26 | 1 балл | |||
0-6 или 28-32 | 2 балла | |||
Вегетативный баланс | 0 до 9,8 | 0 баллов | ||
-1 до -5 | 1 балл | |||
-6 до - 9,8 | 2 балла | |||
Гетерономность- | 0 до - 9,8 | 0 баллов |
Автономность | 1 до 3 | 1 балл | |||
4 до +9,8 | 2 балла | ||||
Концентричность-эксцентричность | 0 до 9,8 | 0 баллов | |||
- 1 до -5 | 1 балл | ||||
2 балла | |||||
- 6 до - 9,8 | |||||
Личностный баланс | 0 до -9,8 | 0 баллов | |||
1 до 3 | 1 балл | ||||
4 до 9,8 | 2 балла | ||||
Показатель работоспособности | 17-20,9 | 0 баллов | |||
15-16 | 1 балл | ||||
9,1-14 | 2 балла | ||||
3. Шкала эмоциональной возбудимости | Оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями | 15-36 | 0 баллов | ||
37-43 | 1 балл | ||||
44-75 | 2 балла | ||||
4 Шкала жизненных событий Андерсона | Измерение стрессовой нагрузки лиц студенческого возраста как основы формирования психосоматических заболеваний | 150-199 Низкая степень стрессовой нагрузки | 0 баллов | ||
200-299 Пороговая степень стрессовой нагрузки | 1 балл | ||||
300 и более Высокая степень стрессовой нагрузки | 2 балла | ||||
5. Простая зрительно-моторная реакция | Результаты по методике позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь указывает на работоспособность обследуемого, наличие либо отсутствие патологических изменений неврологического характера, тип темперамента и т.п. | Среднее значение времени реакции | <194 | 0 баллов | |
194-210 | 1 балл | ||||
>233 мс | 2 балла | ||||
ФУС | 4,9-5,5 | 0 баллов | |||
4,5-4,9 | 1 балл | ||||
4,2-4,5 | 2 балла | ||||
УР | 2,0-2,8 | 0 баллов | |||
1,5-2 | 1 балл | ||||
1,0-1,5 | 2 балла | ||||
УФС | 3,8-4,8 | 0 баллов | |||
3,1-3,8 | 1 балл | ||||
2,7-3,1 | 2 балла | ||||
Итоговая бальная диагностика девиантных тенденциии | отсутствие склонности | 0-13 баллов | |||
пограничное состояние | 13-17 баллов | ||||
наличие склонностей | 18-26 баллов |
Итоговая бальная диагностика девиантных тенденций оценивается по следующей схеме: отсутствие склонностей к девиантным формам поведения выявляется при наборе от 0 до 13 баллов; пограничное состояние диагностируется при 13-17 баллах; наличие склонностей к девиантным формам поведения от 18-26 баллов. Таким образом, зная суммарное значение баллов, мы с высокой степенью точности (92-100%) прогнозируем возможность девиантного поведения у человека.
Технический результат заявленного способа.
Дать объективную оценку поведению человека путем балльной градации анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест».
Задача решается тем, что в способе выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей, включают балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования с присуждением 0 баллов при отсутствии отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды, 1 балла при наличии одного или двух этих же признаков, 2 баллов при наличии более трех этих же признаков, после чего по цветовому тесту Люшера оценивают аутогенную норму, вегетативный и личностный баланс, работоспособность, гетереномность-автономность и концентричность-эксцентричность, далее по шкале эмоциональной возбудимости оценивают эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями, далее по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки, далее по простой зрительно-моторной реакции оценивают функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей, после чего выявляют девиантные тенденции путем присуждения 0, 1 или 2 балла за каждый параметр в зависимости от его значения, с дальнейшим суммированием всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 13-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах.
Способ осуществляется следующим образом:
Анализируется анамнез человека на наличие наследственной отягощенности по неврологическим и психическим заболеваниям, а также наличию родовых травм, ранних органических поражений ЦНС, очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний. Оценивается окружающая социальная среда. Оценка: 0 баллов присуждается, если нет отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды; 1 балл при наличии одного или двух признаков из отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды; 2 балла при наличии более трех признаков из отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний. После этого проводят психофизиологическое исследование по следующим методикам: 1. тест Люшера, 2. шкала эмоциональной возбудимости, 3. шкала жизненных событий Андерсона, 4. простая зрительно-моторная реакция. По всем параметрам каждой вышеуказанной методике присуждается 0, 1 или 2 балла в зависимости от значения параметра. После чего все баллы суммируются. Отсутствие девиантных тенденций в поведении выявляется при наборе от 0 до 13 баллов; пограничное состояние диагностируется при 13-17 баллах; наличие девиантных тенденций в поведении от 18-26 баллов. Таким образом, зная бальную оценку у конкретного человека, можно однозначно отнести его в ту или иную группу поведения.
Статистическая обработка результатов проведена по общепринятым методикам параметрической и вариационной статистики. Рассчитывалась достоверность различий по критерию Стьюдента. Корреляционная связь между показателями рассчитывалась с помощью программ "SPSS 9.0", "Statistica 5.5", "Excel" на PC.
В результате этого были сформированы две группы студентов: I группа - с отсутствием отягощенного анамнеза, неврологических и психических заболеваний в анамнезе и благоприятным социальным окружением, у которых было 0 баллов по данному параметру, и II группа - с наличием одного или нескольких признаков по данному параметру, и в зависимости от этого получивших за него 1 или 2 балла.
Результаты психотестирования обеих групп студентов, разделенных по анализу анамнестических данных, заболеваемости и социального окружения, также показали ряд отличий. Используя непараметрические методы сравнения двух независимых выборок (Тест Манна-Уитни, Колмогорова-Смирнова, Вальда-Вольфовица и критерий Розенбаума), мы выделили достоверную разницу в группах (табл.2, 3). Студенты I группы отличаются от II группы в большей степени по результатам теста Люшера. Основные критерии оценки: 1. Гетерономность - от 0 до 9,8 - это пассивность, склонность к зависимому положению от окружающих, чувствительность. Автономность - от 0 до -9,8 - независимость, активность, инициативность, самостоятельность, склонность к доминированию, стремление к успеху и самоутверждению; 2. Концентричность - от 0 до 9,8 - сосредоточенность на собственных проблемах. Эксцентричность - от 0 до -9,8 - заинтересованность окружением как объектом воздействия или источником получения помощи; 3. Вегетативный баланс: от 0 до 9,8 - преобладание тонуса симпатической нервной системы, т.е. мобилизация всех функций, подготовка к активной защите, бегству. От 0 до -9,8 - преобладание тонуса парасимпатической нервной системы, т.е. работа организма направлена на отдых, восстановление сил, сбережение ресурсов; 4. Личностный баланс: от 0 до 9,8 - неустойчивая, противоречивая личность. От 0 до -9,8 - сбалансированность личностных свойств; 5. Работоспособность: от 9,1 до 16 низкая, от 16 до 20,9 - высокая.
Наиболее показательной разница была в суммарном отклонении от аутогенной нормы с преобладанием в группе I. Та же тенденция отмечалась по параметрам: гетерономность-автономность, концентричность-эксцентричность, личностный баланс и работоспособность. Парасиматические влияния в вегетативном балансе преобладали в обеих группах, в большей степени в первой.
Таблица 2 | |||||||
Параметры по тесту Люшера в группах с разными тенденциями в поведении | |||||||
Параметр | Распространенность в % | Лица с девиантными тенденциями в поведении (n=339) | Распространенность в % | Лица без девиантных тенденций в поведении (n=339) | Уровень значимости р | ||
М±m | 25-95% ДИ | М±m | 25-95% ДИ | ||||
СО | до 14=53,7 | 8±0,17 | 7,67-8,33 | до 14=33,6 | 11,7±0,15 | 11,40-12,01 | 0,0001**** |
от 14 до 20=3,5 | 18,20±0,68 | 16,66-19,74 | от 14 до 20=56,1 | 16,09±2,0 | 15,79-16,38 | 0,015* | |
от 20=42,8 | 24,26±0,25 | 23,76-24,76 | от 0=10,3 | 23,09±0,43 | 22,22-23,95 | 0,0001**** | |
Вегетативный баланс | 0 до 9,8=39,2 | 6,07±0,24 | 5,60-6,53 | 0 до 9,8=26,9 | 2,80±0,29 | 2,21-3,39 | 0,0001**** |
0 до - 5=13,6 | 3,08±0,27 | -3,63 до -2,53 | 0 до -5=45,7 | -2,95±0,11 | -3,63 до -2,73 | 0,0001**** | |
-5 до - 9,8=47,2 | 8,30±0,14 | -8,58 до -8,03 | -5 до -9,8=27,4 | -7,02±0,15 | -7,32 до -6,72 | 0,0002**** | |
Гетерономность | 0 до -9,8=51,7 | 2,79±0,16 | -3,11 до -2,49 | 0 до -9,8=59,6 | 3,46±0,17 | -3,79 до -3,12 | 0,0001**** |
0,1 до 3= | 1,79±0,07 | 1,65-1,94 | 0,1 до 3= | 1,63±0,09 | 1,45-1,81 | 0,007 |
37,4 | 28,3 | ** | |||||
3,1 до +9,8=10,9 | 3,76±0,21 | 3,34-4,19 | 3,1 до +9,8=12,1 | 5,78±0,26 | 5,25-6,29 | 0,0003**** | |
Концентричность-эксцентричность | 0 до 9,8=58 | 4,57±0,18 | 4,22-4,92 | 0 до 9,8=54 | 4,11±0,19 | 3,74-4,47 | 0,06 |
-0, 1 до -5=21 | -2,25±0,19 | -2,63 до -1,86 | -0,1 до -5=26 | -2,53±0,17 | -2,88 до -2,19 | 0,11 | |
-5,1 до -9,8=21 | -8,52±0,19 | -8,91 до -8,13 | -5,1 до -9,8=10 | -7,67±0,27 | -8,21 до -7,13 | 0,01* | |
Личностный баланс | 0 до -9,8=56,9 | -2,02±0,14 | -2,29 до -1,75 | 0 до -9,8=46,6 | -3,58±0,19 | -3,96 до -3,19 | 0,0001**** |
0,1 до 3=31,6 | 1,69±0,08 | 1,528-1,86 | 0 до 3=31,6 | 1,64±0,080 | 1,49-1,81 | 0,38 | |
3,1 до 9,8=11,5 | 4,67±0,15 | 4,37-4,97 | 0 до 9,8=21,8 | 4,71±0,09 | 4,52-4,90 | 0,22 | |
Показатель работоспособности | 16,1-20,9=26,5 | 17,75±0,14 | 17,48-18,03 | 16,1-20,9=5 | 17,44-0,22 | 16,97-17,90 | 0,0002**** |
14,1-16=12,7 | 15,26±0,07 | 15,10-15,41 | 15-16=6,8 | 14,75±0,12 | 14,75-15,25 | 0,002** | |
6-14=60,8 | 8,83±0,13 | 8,57-9,10 | 9,1-14=88,2 | 11,03±0,11 | 10,82-11,25 | 0,0001**** | |
Примечание здесь и далее: уровень значимости для доверительного интервала 0,05; *- р 0,05; ** - р<0,005; *** - р<0,005; **** 0,0005 - значимые отличия при сравнении с группой студентов без девиантных тенденций в поведении. |
При оценке простой зрительно-моторной реакции наблюдалась тенденция к более высоким средним значениям во II группе, особенно по ФУС и УФС. Уровень стрессовой нагрузки по шкале Андерсона был значительно ниже во II группе, так же как и уровень эмоциональной возбудимости.
Таблица 3 | |||||
Параметры «НС-ПсихоТест» у лиц с разными тенденциями в поведении | |||||
Параметр | Лица с девиантными тенденциями в поведении (n=339) | Лица без девиантных тенденций в поведении (n=339) | р | ||
M±m | 25-95%ДИ | М±m | 25-95%ДИ | ||
Шкала эмоциональной возбудимости | 45,12±0,52 | 46,14- | 27,29±0,29 | 27,87- | 0,0016*** |
Шкала жизненных событий Андерсона | 751,56±15,78 | 782,61- | 280,37±7,67 | 295,45- | 0,0001**** |
Среднее значение времени ПЗМ реакции | 285,72±1,29 | 283,23-288,21 | 223,05±1,68 | 219,74-226,37 | 0,05* |
ФУС | 3,87±0,02 | 3,-83 -3,91 | 4,66±0,01 | 4,63-4,69 | 0,0001 |
УР | 1,06±0,02 | 1,02-1,09 | 2,05±0,02 | 2,02-2,08 | 0,0003**** |
УФС | 2,41±0,02 | 2,37-2,45 | 3,62±0,02 | 3,59-3,66 | 0,0003**** |
Примеры заключений по результатам психофизиологического исследования приведены ниже.
Пример 1. Юноша 19 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.4).
Таблица 4 | ||
Результаты исследования | ||
Методика | Результаты теста | Балльная оценка |
1. Анамнез, неврологическое и психиатрическое обследование | - перинатальная энцефалопатия, задержка двигательного и речевого развития до возраста одного года; | 2 |
- ликвородинамические нарушения по гипертензионному типу в анамнезе по Эхо-ЭГ; | ||
- сглаженность правой носогубной складки, легкий правосторонний птоз, слабость конвергенции; | ||
- эпилептоидная (возбудимая) психопатическая личность, отличается вспыльчивостью, раздражительностью, злопамятностью. | ||
2. тест. Люшера: | 7 | 2 |
- Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) | ||
- Вегетативный баланс | -7,50 | 2 |
- Гетерономность-автономность | -1 | 0 |
- Концентричность-эксцентричность | 4 | 0 |
- Личностный баланс | 1 | 1 |
- Показатель работоспособности | 8 | 2 |
3. Шкала эмоциональной возбудимости | 67 Высокая эмоциональная возбудимость | 2 |
4. Шкала жизненных событий Андерсона | 1177 Высокая степень стрессовой нагрузки, повышенная ранимость, высокая вероятность возникновения психосоматических заболеваний | 2 |
5. Среднее значение времени реакции | 252 | 2 |
- ФУС | 3,7 | 2 |
- УР | 0,9 | 2 |
- УФС | 2,3 | 2 |
Заключение: диагностирована склонность к девиантным формам поведения. | 21 |
Пример 2. Юноша 18 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.5).
Таблица 5 | ||
Результаты исследования | ||
Методика | Результаты теста | Бальная оценка |
1. Анамнез, неврологическое и психиатрическое обследование | - закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга в трехлетнем возрасте; | 2 |
- неустойчивая (безвольная) психопатическая личность, которой свойственно безволие, беззащитность, непостоянство, сочетающееся с неспособностью к целеустремленной деятельности. оценка окружающей социальная среды неблагоприятная. | ||
2. тест. Люшера: | 21,00 | 1 |
- Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) | ||
- Вегетативный баланс | -5,50 | 2 |
- Гетерономность-автономность | -3,50 | 0 |
- Концентричность-эксцентричность | 5,50 | 0 |
- Личностный баланс | -2,50 | 0 |
- Показатель работоспособности | 15,00 | 1 |
3. Шкала эмоциональной возбудимости | 44 Тенденция к высокой эмоциональной возбудимости | 2 |
4. Шкала жизненных событий Андерсона | 295 Пороговая степень стрессовой нагрузки | 2 |
5. Простая зрительно - моторная реакция - Среднее значение времени реакции | 221 | 2 |
- ФУС | 4,8 | 1 |
- УР | 1,8 | 1 |
- УФС | 3,5 | 0 |
Заключение: пограничное состояние. | 13 |
Пример 3. Юноша 20 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.6).
Таблица 6 | ||
Результаты исследования | ||
Методика | Результаты теста | Балльная оценка девиантности |
1. Анамнез, неврологическое и психиатрическое обследование | нет отягощенных факторов неврологического и психиатрического анамнеза, нет очаговой и микроочаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний, оценка окружающей социальная среды благоприятная. | 0 баллов |
2. тест. Люшера: | 20,00 | 0 |
- Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) | ||
- Вегетативный баланс | 1,50 | 0 |
- Гетерономность-автономность | -0,50 | 1 |
- Концентричность-эксцентричность | 4,50 | 0 |
- Личностный баланс | 4,50 | 2 |
- Показатель работоспособности | 14,00 | 1 |
3. Шкала эмоциональной возбудимости | 25 Низкая эмоциональная возбудимость | |
4. Шкала жизненных событий Андерсона | 106 Низкая степень стрессовой нагрузки | 0 |
5. Простая зрительно-моторная реакция - Среднее значение времени реакции | 210 | 1 |
- ФУС | 4,4 | 1 |
- УР | 1,7 | 1 |
- УФС | 3,2 | 1 |
Заключение: отсутствие склонности к девиантным формам поведения. | 8 |
Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей позволяет дать объективную оценку поведению человека путем балльной градации анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования.
Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов