Газотурбинные установки, отличающиеся использованием продуктов сгорания в качестве рабочего тела: .отличающиеся размещением камер сгорания – F02C 3/14
Патенты в данной категории
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Газотурбинный двигатель содержит компрессор, лопаточные диффузоры, канальный патрубок, кольцевую полость-ресивер, камеру сгорания, турбину. Турбина выполнена с охлаждаемым сопловым аппаратом, лопатки которого вдоль профиля пера от входной кромки имеют первую, вторую, третью и четвертую внутренние полости, соединенные с проточной частью через отверстия в пере лопатки, и перепускное устройство. Камера сгорания выполнена с межтрубным пространством между внутренним, наружным корпусом и кольцевой жаровой трубой с фронтовыми устройствами. Вход фронтового устройства кольцевой жаровой трубы соединен с проточной частью компрессора последовательно от компрессора через кольцевой сегмент лопаточного диффузора, выход которого соединен с входом пневмопровода - канального патрубка, выход которого соединен с входом в третью внутреннюю полость охлаждаемой лопатки соплового аппарата, один из выходов из которой соединен с входом во фронтовое устройство жаровой трубы. Кроме того, имеются еще два выхода из третьей внутренней полости. Один из выходов через межтрубное пространство камеры сгорания и кольцевую полость-ресивер соединен с входом в первую внутреннюю полость лопатки. Второй выход через окно в разделительной стенке соединен с четвертой внутренней полостью лопатки соплового аппарата. В сопловом аппарате имеются, по крайней мере, одна или несколько лопаток, у которых третья внутренняя полость имеет четвертый выход, соединяющий ее через окно в разделительной стенке со второй внутренней полостью. В этих лопатках располагается перепускное устройство, имеющее кинематическую связь с клапаном, расположенным на входе в топливную форсунку соединенного с этой лопаткой фронтового устройства. Вторая полость этих лопаток соединена со второй полостью лопатки, не имеющей перепускного устройства. Изобретение обеспечивает на различных режимах эффективную работу камеры сгорания газотурбинного двигателя и системы охлаждения высокотемпературной газовой турбины. 5 з.п. ф-лы, 11 ил. |
2525385 патент выдан: опубликован: 10.08.2014 |
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА РЕГЕНЕРАТИВНОГО ЦИКЛА С КАТАЛИТИЧЕСКОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАБОТОЙ
Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания содержит осевой компрессор, турбину, теплообменник-рекуператор, каталитическую камеру сгорания, соединяющий их газовоздушный канал, топливную систему с форсункой, систему автоматического регулирования и нагрузку. Газотурбинная установка также снабжена механизмом для распределения воздуха, устройством изменения крутящего момента на валу нагрузки и устройством поворота направляющего аппарата осевого компрессора, связанными с системой автоматического регулирования. Каталитическая камера сгорания выполнена в виде последовательно расположенных вихревой камеры смешения, объединенной с ней вспомогательной камерой и каталитического реактора. Теплообменник-рекуператор выполнен пластинчатым и снабжен устройством для определения температуры пластин, размещенным между ними в горячей части теплообменника-рекуператора. Форсунка топливной системы размещена в газовоздушном канале, соединяющем теплообменник-рекуператор с вихревой камерой смешения. Механизм для распределения воздуха установлен в газовоздушном канале за компрессором. Один из выходов механизма для распределения воздуха газодинамически связан с входом теплообменника-рекуператора, а другой выход - с входом вспомогательной камеры сгорания. Изобретение направлено на повышение эффективности и надежности работы газотурбинной установки с каталитической камерой сгорания, расширение ее функциональных возможностей, а также повышение экологической чистоты продуктов сгорания. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил. |
2489588 патент выдан: опубликован: 10.08.2013 |
|
РОТОРНЫЙ ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на водном транспорте. Роторный гидрореактивный двигатель содержит размещенный в подшипниках корпуса двигателя ротор, создающий жидкостное кольцо из рабочей жидкости, в качестве которой может быть использована забортная вода. На периферии ротора расположена рабочая камера в виде замкнутого сосуда. Камера снабжена каналами для подачи рабочей жидкости и горючей смеси, которая удерживается в камере при помощи гидрозатвора. Сжатие горючей смеси осуществляется давлением рабочей жидкости, подаваемой в рабочую камеру. При воспламенении сжатой горючей смеси происходит испарение части рабочей жидкости. Образованная парогазовая смесь вытесняет из камеры оставшуюся рабочую жидкость и вместе с ней создает исходящую из сопла реактивную струю, приводящую ротор во вращение. Управление клапанами реализовано при помощи кулачкового вала, соосного валу ротора. Достигается повышение степени сжатия горючей смеси, а также расширение области применения гидрореактивных двигателей. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. |
2405714 патент выдан: опубликован: 10.12.2010 |
|
ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ STM
Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания. Двигатель содержит внешний ротор, предназначенный для создания внешнего жидкостного кольца, и внутренний ротор, создающий внутреннее жидкостное кольцо и имеющий полость всасывания и камеру сгорания. Оси вращения роторов расположены с эксцентриситетом, а направления вращения роторов совпадают. Во время нахождения полости всасывания в замкнутой области всасывания, образованной во внешнем роторе с помощью гидрозатвора, в нее поступает порция горючей смеси. При перемещении полости всасывания во внешнее жидкостное кольцо горючая смесь выдавливается в камеру сгорания, где удерживается внутренним жидкостным кольцом. Воспламенение сжатой смеси в камере сгорания приводит к выбросу реактивной струи, приводящей во вращение вал турбомашины. Достигается возможность изменения степени сжатия горючей смеси в широких пределах при применении жидкостей с различной плотностью. 3 ил. |
2397917 патент выдан: опубликован: 27.08.2010 |
|
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА
Газотурбинная установка с трубчатой камерой сгорания содержит цилиндрические корпусы жаровых труб, установленные своими внутренними фланцами на наружном корпусе камеры сгорания. В газотурбинной установке дополнительно выполнен канал наружного контура, охватывающий с внешней стороны наружный корпус камеры сгорания и цилиндрические корпусы жаровых труб. Цилиндрические корпусы установлены внешними фланцами на внутренней поверхности корпуса канала наружного контура и выполнены с компенсаторами температурных деформаций со стороны внешнего фланца. Изобретение направлено на повышение надежности и к.п.д. газотурбинной установки путем компенсации температурных деформаций корпусов камер сгорания, жаровых труб и наружного контура. 2 ил. |
2389888 патент выдан: опубликован: 20.05.2010 |
|
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА
Газотурбинная установка содержит компрессор, соединенный с приводом, содержащим, в свою очередь, первый и второй контуры, внешний и внутренний валы с вентилятором, установленным на внутреннем валу, и компрессор, установленный на внешнем валу, турбины высокого и низкого давления с системой охлаждения, основную камеру сгорания между компрессором и турбиной высокого давления. Газотурбинная установка также содержит внешнюю камеру сгорания, установленные за турбиной высокого давления дополнительный компрессор и теплообменник-подогреватель, соединенный трубопроводами циркуляции теплоносителя с теплообменником, установленным за внешней камерой сгорания. Изобретение направлено на повышение КПД и надежности двигателя. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. |
2379533 патент выдан: опубликован: 20.01.2010 |
|
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА
Изобретение относится к теплоэнергетическому машиностроению и может быть использовано в различных отраслях и на компрессорных станциях газопроводов. Газотурбинная установка содержит турбину, компрессор, регенератор и не менее одной выносной камеры сгорания. Камера сгорания имеет каналы для течения горячего воздуха на лопатки турбины. Выход регенератора соединен с входом камеры сгорания. К наружному корпусу газотурбинной установки с одной стороны крепится задний гребень обоймы на выходе турбины, а с другой - корпус компрессора, образуя общую кольцевую полость. Внутри кольцевой полости монтируются выходная часть корпусов камер сгорания, заканчивающаяся переходным патрубком с внутренним конфузорным каналом, закрепленным в передней части обоймы на входе в турбину, плавно переходящим в кольцевой канал для подвода горячего газа в турбину и препятствующим попаданию в нее воздуха из компрессора. Выход компрессора через общую кольцевую полость и отверстия в наружном корпусе соединен с входом регенератора. Изобретение повышает КПД газотурбинной установки, уменьшает термические напряжения ее элементов за счет их равномерного и более эффективного охлаждения и увеличивается эксплуатационный ресурс работы установки. 1 з п. ф-лы, 2 ил. |
2310086 патент выдан: опубликован: 10.11.2007 |
|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания, компрессор с камерой высокого давления, турбину, выхлопной коллектор и муфту для соединения с потребителем. Двигатель также снабжен воздушным резервуаром, выполненным из жаропрочного материала и установленным внутри рабочей камеры сгорания. С одного конца воздушный резервуар имеет отверстие в виде удлиненной горловины, которая установлена по центру горловины рабочей камеры сгорания. Обе горловины установлены на одном уровне. С другого конца воздушный резервуар имеет полусферу, на которой с внешней стороны установлен конусообразный насадок из жаропрочного материала. По боковым сторонам воздушного резервуара установлены полые, плоской формы лопасти, посредством которых воздушный резервуар прикреплен к рабочей камере сгорания. На удлиненной горловине запального устройства камеры сгорания с внешней стороны установлены форсунки прибора преобразования топлива с газопроточными каналами. Вокруг запального устройства камеры сгорания по внешней поверхности двигателя установлен кожух воздушного охлаждения. На задней части двигателя установлен осевой, воздушный компрессор с вентилятором низкого давления. На одном валу с осевым, воздушным компрессором установлен генератор тока - стартер, который через автоматическую муфту сцепления соединен с газовоздушной турбиной, к которой жестко прикреплено буферное устройство с направляющим конусом. К корпусу буферного устройства жестко закреплен один из подшипников вала газовоздушной турбины. Прибор преобразования энергии своим третьим цилиндром, с наибольшим диаметром его отверстия установлен во входную часть смесительной камеры, с другой стороны которой в нее установлен направляющий конус буферного устройства газовоздушной турбины. По внешней поверхности двигателя по всей длине смесительной камеры и прибора преобразования энергии от осевого, воздушного компрессора и вентилятора установлены трубный воздуховод низкого давления и трубный воздуховод высокого давления. Изобретение повышает надежность и долговечность двигателя. 1 ил. |
2261998 патент выдан: опубликован: 10.10.2005 |
|
ОХЛАЖДАЕМАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ТУРБИНА ГТД С ТРУБЧАТОЙ ИЛИ ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ
Охлаждаемая двухступенчатая турбина газотурбинного двигателя с трубчатыми или трубчато-кольцевыми камерами сгорания содержит сопловой аппарат первой ступени с охлаждаемыми лопатками, рабочее колесо первой ступени турбины, сопловой аппарат второй ступени с охлаждаемыми лопатками. Лопатки соплового аппарата первой ступени в количестве, равном количеству жаровых труб, расположены против промежутков жаровых труб. Лопатки соплового аппарата второй ступени в количестве, равном удвоенному количеству жаровых труб, выполнены с хордой профиля, определенной по защищаемой изобретением формуле. Лопатки соплового аппарата второй ступени смещены относительно двухрядных лопаток соплового аппарата первой ступени с окружным смещением, определяемым по защищаемой изобретение формуле. При этом коллектор подвода охлаждающего воздуха в лопатки соплового аппарата второй ступени, расположенный в следах двухрядных лопаток соплового аппарата первой ступени, снабжен дроссельным краном. Изобретение позволяет снизить расход охладителя (воздуха) и повысить коэффициент полезного действия охлаждаемой двухступенчатой турбины газотурбинного двигателя. 7 ил. |
2261997 патент выдан: опубликован: 10.10.2005 |
|
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ ПРИ СЖИГАНИИ ОРГАНИЧЕСКОГО ТОПЛИВА, ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Группа изобретений относится к термодинамике. Способ преобразования энергии, получаемой при сжигании органического топлива во вращательное движение включает предварительный подогрев воздуха, топлива и воды с приготовлением и созданием оптимальной рабочей смеси, последующую подачу ее под давлением через систему пневмо- и гидротурбопроводов во внутреннюю часть рабочих камер сгорания топлива, образующих унифицированные рабочие горелки или форсунки непрерывного горения, установленные на главном валопроводе, обеспечивающие использование силового эффекта реактивной тяги струи выбрасываемых продуктов сгорания топлива и осуществление дополнительного отбора энергии отходящих газов с помощью многолопастной газовой турбины, вращающейся противоположно вращению рабочих горелок или форсунок, или с помощью двух и более газовых турбин с разделением потоков. В устройстве для осуществления способа на рабочие шейки приводного вала в конструкции главного валопровода насажены съемные, унифицированные, развернутые на оптимальные установочные углы горелки или форсунки реактивной тяги в количестве от двух штук и более, в которых происходит факельно-струйное сжигание органического топлива, подаваемого насосом из топливного бака или газового резервуара через систему фильтров, трубопроводов и гидро- пневмомуфт, смонтированных внутри главного валопровода. Изобретение позволяет расширить возможность преобразования энергии и повысить эффективность преобразования. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 8 ил. |
2258828 патент выдан: опубликован: 20.08.2005 |
|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Газотурбинный двигатель со спрямляющим аппаратом последней ступени компрессора содержит закомпрессорный диффузор и силовые стойки, соединяющие наружный и внутренний корпуса камеры сгорания. Во внутреннем корпусе установлен консольный ротор турбины. Лопатки спрямляющего аппарата последней ступени компрессора присоединены к наружному и внутреннему корпусам камеры сгорания и образуют второй ряд силовых стоек. К наружному корпусу лопатки присоединены через упругий компенсатор. При этом расстояние между выходными кромками спрямляющих лопаток последней ступени компрессора и силовых стоек, радиальная высота силовых стоек и расстояние между шариковым и роликовым подшипниками консольного ротора турбины определяются по защищаемым изобретением соотношениям. Изобретение позволяет повысить надежность и КПД газотурбинного двигателя за счет уменьшения изгибающих напряжений в стойках, уменьшения упругой деформации, а также за счет уменьшения радиальных зазоров между статором и ротором турбины. 2 ил.
|
2241840 патент выдан: опубликован: 10.12.2004 |
|
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ЭНЕРГИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЭНЕРГИИ (ВАРИАНТЫ) Устройство для выработки энергии механической и электрической включает в себя впускную конструкцию, обеспечивающую впуск и выпуск воздуха, предназначенного для сжигания топлива в камере сгорания с реактивными соплами, ротор с осью вращения, вытянутый радиально наружу от указанной оси вращения к внешнему его концу и приспособленный для вращения относительно указанной оси вращения, стационарную периферическую стенку, расположенную радиально снаружи внешнего конца ротора, модули ПВРД. Модули ПВРД включают в себя вращающийся участок, закрепленный на внешнем конце указанного ротора, приводящий во вращение вал, идущий вдоль указанной оси вращения, и стационарный участок периферической стенки. Вращающийся участок одного или каждого из нескольких модулей ПВРД и стационарный участок периферической стенки взаимодействуют для сжатия между ними порции воздуха, окисления подводимого топлива и развития тягового усилия рабочими газами для поворота указанного ротора. Изобретение позволяет создать энергоустановку с приводом от ПВРД, которая способна выдерживать напряжения и деформации, возникающие при высоких скоростях вращения, в результате чего обеспечивается надежное производство электроэнергии при высоком кпд. 4 с. и 42 з.п. ф-лы, 14 ил. | 2199019 патент выдан: опубликован: 20.02.2003 |
|
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА Использование: в силовых установках, работающих на продуктах сгорания, и на тепловых электростанциях, в авиации и других отраслях промышленности, требующих газогенераторных установок. Сущность изобретения: установка содержит камеру горения, турбину, компрессор, воздухо-топливо-газоходы, воздухораспределитель, обеспечивающий подачу воздуха в сопловые каналы, датчик температуры, установленный на газоходе, регулятор подачи воздуха и регулирующий орган, установленный на линии подачи воздуха в камеру горения. Технический результат: существенное повышение КПД и повышение надежности установки. 3 ил. | 2166655 патент выдан: опубликован: 10.05.2001 |
|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С СИСТЕМОЙ КАРБЮРИРОВАНИЯ И СГОРАНИЯ Газотурбинный двигатель предназначен преимущественно для наземных энергетических установок, работающих на газообразном топливе. Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания, выполненную по меньшей мере с одной жаровой трубой, смесительную камеру, распылители топлива и устройство зажигания. Смесительная камера и распылители топлива расположены с внешней стороны наружного корпуса камеры сгорания. Газотурбинный двигатель дополнительно включает регулятор расхода воздуха, направляемого в реакционную зону жаровой трубы. При этом вход регулятора сообщен с внутренней полостью камеры сгорания через отверстия в стенке ее наружного корпуса. Выходы регулятора и распылители топлива соединены с входом смесительной камеры. Вход жаровой трубы изолирован от потока воздуха во внутренней полости камеры сгорания и через стенку ее наружного корпуса сообщен с выходом смесительной камеры. При использовании изобретения снижается токсичность продуктов горения и повышается топливная экономичность газотурбинного двигателя. 1 ил. | 2138659 патент выдан: опубликован: 27.09.1999 |
|
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ У газотурбинной установки, состоящей в основном из компрессора 2, первой камеры сгорания 3, первой турбины 4, второй камеры сгорания 5 и второй турбины 6, первая камера сгорания 3 выполнена в виде кольцевой камеры сгорания. Эта кольцевая камера сгорания 3 эксплуатируется с горелками 11 с предварительным смешиванием, распределенными по ее окружности. Первая турбина 4 рассчитана так, что ее отработавшие газы имеют температурный уровень, который выше температуры самовоспламенения применяемого во второй камере сгорания 5 топлива 13. Эта вторая камера сгорания 5 состоит из кольцеобразной камеры сгорания без горелок, в которую встроены завихрители 14. Лопаточные машины, т.е. компрессор 2, первая 4 и вторая 6 турбины, установлены на валу 1 ротора, опирающемся на два подшипника 9, 15. Такое осуществление изобретений повышает КПД установки и способа ее эксплуатации. 2 с. и 13 з.п. ф-лы, 1 ил. | 2137935 патент выдан: опубликован: 20.09.1999 |
|
КАМЕРА СГОРАНИЯ Камера сгорания для работающей на водороде газовой турбины содержит горелку и жаровую трубу. Внутри жаровой трубы установлен испаритель с входом для жидкого водорода и выходом для газообразного водорода. Испаритель покрывает по меньшей мере часть внутренней поверхности жаровой трубы и выполнен в виде трубчатой спирали. Выход испарителя для газообразного водорода соединен непосредственно с горелкой. Такое выполнение камеры сгорания приводит к экономии охлаждающего воздуха и уменьшению образования окислов азота. 1 ил. | 2133849 патент выдан: опубликован: 27.07.1999 |
|
ТУРБОДВИГАТЕЛЬ ВНУТРИВАЛЬНОГО СГОРАНИЯ Турбодвигатель внутривального сгорания предназначен для дорожно-транспортных машин. В статоре 1 установлен ротор 12 с составным валом. Камеры сгорания 13 являются составной частью вала и выполнены с возможностью вращения вместе с ним. Внутри вала расположена неподвижная труба 11, в которой расположена система подачи топлива, воздуха и воды. Статор содержит наружную рубашку водяного охлаждения 24. Такая конструкция турбодвигателя позволяет получить мощность достаточную для дорожно-транспортных машин в приемлемых габаритах. 5 ил. | 2127818 патент выдан: опубликован: 20.03.1999 |
|
СПОСОБ РАБОТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Использование: в газотурбинном двигателестроении. Сущность изобретения: повышение экономичности и экологичности газотурбинных двигателей достигается путем ступенчатого сжигания топлива с коэффициентом избытка воздуха меньшей 1 с квазиизотремическим расширением рабочего тела в газовой турбине и впрыском воды в компрессор и камеру сгорания. 1 з.п.ф-лы, 1 ил. | 2097590 патент выдан: опубликован: 27.11.1997 |
|
ПАРОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Использование: в паротурбинных устройствах. Сущность изобретения: одновенцовая паровая турбина снабжена вторым ротором, по периферии которого установлены камеры сгорания с парообразующим устройством, снабженные реактивными соплами, установленными с возможностью совместного воздействия их реактивных струй на лопатки ротора турбины для приведения ротора турбины во вращение. При этом рабочий объем камеры сгорания соединен с первой группой закрытых каналов, проходящих в радиальных направлениях для подачи одного из компонентов горючей смеси, и со второй группой закрытых каналов, проходящих к компрессору, кинематически связанному с ротором для подачи в камеру сгорания другого компонента горючей смеси, а рабочий объем парообразующего устройства соединен с третьей группой закрытых каналов, проходящих к емкости с конденсатом. 4 з. п. ф-лы, 4 ил. | 2086790 патент выдан: опубликован: 10.08.1997 |
|
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ В ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКЕ И ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Использование: в энергетике. Сущность изобретения: для получения высокого КПД сжигание по меньшей мере частично осуществляют с топливом, полученным из исходного топлива за счет эндотермической реакции, причем обогрев реакционного объема для эндотермической реакции производят либо за счет сжатого воздуха для сжигания, нагретого отработанными газами, либо за счет самого горячего отработанного газа. 2 с. и 14 з.п. ф-лы, 2 ил. | 2085754 патент выдан: опубликован: 27.07.1997 |
|
РОТОРНО-РЕВОЛЬВЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Использование: в автомобилестроении, авиации, флоте в стационарных передвижных и переносных установках, где механическая энергия получается за счет сжигания жидкого или газообразного топлива. Сущность изобретения: роторно-револьверный двигатель внутреннего сгорания дополнительно содержит цилиндрический барабан с размещенными по его окружности цилиндрами, установленный над корпусом, причем ось барабана перпендикулярна продольной оси корпуса. 1 ил. | 2074969 патент выдан: опубликован: 10.03.1997 |
|
РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ПОДЪЕМНИК) Использование: в авиационной технике. Сущность изобретения: реактивный двигатель содержит центробежный компрессор, кольцевую камеру сгорания и реактивные сопла. Покрывной диск рабочего колеса центробежного компрессора выполнен в виде перекрывающих друг друга секторов. Реактивные сопла выполнены в виде плоских щелей между каждыми двумя смежными секторами. 1 ил. | 2072057 патент выдан: опубликован: 20.01.1997 |
|