устройство для остановки тележки
Классы МПК: | B61K7/02 рельсовые тормоза или устройства для замедления движения |
Автор(ы): | Чемоданов И.М. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "ГАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-04-22 публикация патента:
30.01.1994 |
Использование: при замедлении скорости рельсовых транспортных средств на заданных участках рельсового пути. Сущность изобретения: устройство позволяет обеспечить плавность торможения приводной тележки 1, перемещающейся по рельсовому пути 2. Для этого колесо 3 тележки снабжено конусным выступом 7, которым оно опирается на рельсовый отвод 9, установленный на участке торможения. В пути 2 на протяжении этого участка выполнена выемка 8. При постоянной скорости вращения приводного колеса 3 равномерно уменьшается его диаметр, взаимодействующий с рельсовым отводом 9, за счет чего плавно снижается линейная скорость колеса. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСТАНОВКИ ТЕЛЕЖКИ, перемещаемой по рельсовому пути, содержащее участок рельсов, в которых выполнены продольные выемки для взаимодействия с колесами тележки, и опорные элементы, установленные на тележке и на рельсах с возможностью взаимодействия между собой, отличающееся тем, что каждый из опорных элементов тележки образован выполненным на наружной поверхности колеса конусным выступом, диаметр основания которого равен диаметру колеса, а опорный элемент рельса образован рельсовым отводом, сопряженным с рельсом и выступающим на величину, не превышающую уровень нижней образующей конусного выступа, причем поверхность контакта рельсового отвода с выступом параллельна этой образующей конусной поверхности выступа на всем участке торможения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам замедления скорости рельсовых транспортных средств на заданных участках рельсового пути. Известно устройство для остановки транспортного средства, содержащее перемещающуюся в направляющих основания тележку транспортного средства и орган для стопорения тележки, включающий выполненные в направляющих продольные выемки для взаимодействия с колесами тележки и смонтированные на основании, выступающие над рельсами элементы с опорной поверхностью для взаимодействия с опорными площадками, которые смонтированы на тележке. Однако это устройство не обеспечивает плавного торможения тележки при западании ее колес с выемки направляющих вследствие резкого возникновения трения скольжения между опорными элементами направляющих и опорными площадками тележки. Цель изобретения - обеспечение плавного торможения тележки грузовых тележек, перемещаемых по рельсовому пути, включающему продольные выемки, выполненные в рельсах на участках торможения, и опорные элементы, установленные на тележке на рельсах с возможностью взаимодействия между собой, каждый из опорных элементов тележки представляет собой выполненный на наружной поверхности колеса конусной выступ, диаметр основания которого равен диаметру колеса, а опорный элемент на рельсах выполнен в виде рельсового отвода от основного пути на величину, не превышающую высоты конусного выступа, причем поверхность контакта рельсового отвода с выступом выполнена ответной образующей выступа на всем участке торможения. Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемое устройство для торможения грузовых тележек отличается тем, что опорные элементы тележки представляют собой выполненные на наружной поверхности колес конусные выступы, диаметр основания которых равен диаметру колес. Опорные элементы на рельсах выполнены в виде рельсовых отводов, проложенных от основного пути на величину, не превышающую высоты конусного выступа, а поверхность контакта рельсового отвода с выступом выполнена ответной образующей выступа на всем участке торможения. Анализ известных технических решений в исследуемой области позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признакам в заявляемом тормозном устройстве, и признать заявляемое решение соответствующим критериям "новизна" и "существенные отличия". На фиг. 1 представлен поперечный разрез предлагаемого устройства; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 2. Грузовая тележка 1, перемещаемая по рельсовому пути 2, имеет одно или два приводных колеса 3, каждое из которых установлено на валу 4, смонтированном в подшипниках 5. С рабочей стороны колесо 3 снабжено приводной звездочкой 6, а с противоположной стороны - конусным выступом 7 с углом при вершине и диаметром основания, равным диаметру D колеса. Часть вала 4 при вершине конуса имеет опорный диаметр d. Аналогичную конструкцию за исключением звездочки имеют и ведомые колеса тележки. На участках замедления, остановки и последующего ускорения тележки в головке пути 2 выполнена выемки 8 на глубину S. На этом участке опорой колеса 3 являются рельсовые отводы 9 и 10, проложенные в сторону от основного пути на величину, не превышающую высоты конусного выступа 7. Рельсовые отводы установлены под углом к основному рельсовому пути 2 в плане имеют относительно него подъем на величину, равную Кроме того, отводы 9 и 10 выполнены со скосом, ответным образующей конусного выступа 7, т. е. под углом /2. Между отводами параллельно основному пути 2 расположен участок 11 с горизонтальной рабочей поверхностью. В пределах этого участка производится останов тележки посредством промежуточного выдвижного или установленного в конце пути стационарного стопора (не показан). При включении привода перемещения тележки 1 (привод не показан) звездочка 6 получает вращение через цепную передачу. Колесо 3 начинает катиться по рельсу пути 2 своей цилиндрической частью со скоростью v1. При подходе тележки к позиции остановки конусный выступ 7 колеса вступает в контакт с рельсовым отводом 9, одновременно с этим цилиндрическая часть колеса выходит из контакта с основным рельсом, так как начиная с этого места в головке рельса 2 выполнена выемка 8 (занижение). Во время передвижения конусной части колеса по отводу 9 происходит плавное снижение скорости тележки благодаря тому, что при постоянном числе оборотов приводного колеса равномерно уменьшается его диаметр, взаимодействующий с рельсовым отводом 9. После рельсового отвода 9 движение тележки происходит по участку 11, при этом тележка опирается на него частью вала 4, имеющей диаметр d. На этом участке скорость тележки становится минимальной и составляет величину v2, которая меньше максимальной скорости v1 в раз. Двигаясь с этой минимальной скоростью, тележка доходит до выдвижного или стационарного стопора, при этом удар будет ослаблен до минимума. В этот момент привод тележки отключается и она останавливается в фиксированном положении прижатой к стопору. Благодаря необратимости привода (червячной передачи) самопроизвольный отход тележки от стопора невозможен. По окончании операции установки груза на тележку или его снятия включается привод тележки, которая начинает движение в обратном направлении, если перед ней находится стационарный стопор, и в прежнем направлении, если это выдвижной стопор на промежуточной позиции, который перед включением привода освобождает тележку. Колесо движется сначала по участку 11, затем по отводу 10, после чего переходит на основной рельсовый путь 2. В процессе этого движения происходит плавный набор скорости от минимальной до максимальной. При подходе к следующей позиции остановки процесс замедления скорости повторяется. Путь торможения вычисляется по формуле Sторм = Sторм= [m(V21-V22)] /(2Fтр) , где m - масса тележки; v1 - максимальная скорость тележки; Fтр - сила трения. Применение предлагаемого тормозного устройства позволяет обеспечить плавное замедление движения приводных грузовых тележек, минимальный динамический удар при контакте с жестким стопором и плавный разгон тележек после их остановки. (56) Авторское свидетельство СССР N 1240667, кл. В 61 К 7/02, 1986.Класс B61K7/02 рельсовые тормоза или устройства для замедления движения