гибридный привод к транспортному средству
Классы МПК: | F01D15/02 для привода транспортных средств, например локомотивов (расположение их на транспортных средствах см соответствующие этим транспортным средствам классы) F02B65/00 Приспосабливание двигателей внутреннего сгорания для других специальных целей; комбинирование двигателей с другими, например неприводными устройствами F16F15/30 маховики |
Автор(ы): | Нестеров Г.И., Тихомиров А.Г. |
Патентообладатель(и): | Специализированное проектно-конструкторское и технологическое бюро ТПСТО "Спецтранс" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-20 публикация патента:
30.09.1994 |
Использование: в автомобильном транспорте, в частности в гибридных приводах транспортных средств, а также может в коммунальной технике. Гибридный привод включает в себя двигатель, выполненный в виде электрогидравлической турбины, зубчатый редуктор, кинематически связанный с электрогенератором переменного тока и обратимым электромашинным преобразователем, муфту выключения, раздаточную коробку, основной инерционный аккумулятор энергии, муфту сцепления, автоматическую многоступенчатую коробку передач, карданную передачу, привод ведущей оси транспортного средства, маслобак с системой трубопроводов, блок управления приводом и источник электропитания. Электрогидравлическая турбина состоит из неподвижного корпуса, электрически связанного с ним приводного вала, в котором выполнена по меньшей мере одна кольцевая разрядная камера с размещенными вдоль ее продольной оси кольцевыми разрядниками, турбинных лопаток, размещенных в полости корпуса, жестко закрепленных в теле вала и наклоненных к внутренней поверхности корпуса, напротив каждой из них в вале выполнены радиальные сквозные отверстия, сообщающие кольцевую разрядную камеру с полостью размещения лопаток, и генератора высоковольтных искровых разрядов, связанного с кольцевыми разрядниками и источником электропитания. Кольцевая разрядная камера и полость размещения турбинных лопаток заполнена приводной средой. Для снижения энергетических затрат и повышения эффективности гибридного привода в электрогидравлической турбине предусмотрен дополнительный инерционный аккумулятор энергии, размещенный в полости корпуса и смонтированный на вале. Положительная обратная связь состоит из гидромотора, выходной вал которого соединен через обгонную муфту с валом электрогенератора переменного тока, эластичного шланга, расположенного в кольцевой разрядной камере, неподвижных патрубков, установленных в вале турбины, маслобака, системы трубопроводов и кинематических связей. Кольцевые разрядники выполнены в виде двух коаксиально расположенных вдоль продольной оси кольцевой разрядной камеры цилиндрических сеток. 9 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. ГИБРИДНЫЙ ПРИВОД К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ, содержащий двигатель и инерционный аккумулятор энергии, кинематически связанные между собой через муфту выключения и раздаточную коробку, которая кинематически связана через муфту сцепления, автоматическую коробку передачи и карданную передачу с приводом ведущей оси транспортного средства, масляную систему и средства запуска двигателя, блок управления и источник электропитания, отличающийся тем, что двигатель выполнен в виде электрогидравлической турбины, состоящей из неподвижного корпуса, электрически связанного с ним приводного вала, в котором выполнена по меньшей мере одна кольцевая разрядная камера с размещенными вдоль ее продольной оси кольцевыми разрядниками, турбинных лопаток, размещенных в полости корпуса, жестко закрепленных в теле вала и наклоненных к внутренней поверхности корпуса, напротив каждой из них в вале выполнены радиальные сквозные отверстия, сообщающие кольцевую разрядную камеру с полостью размещения лопаток, и генератора высоковольтных искровых разрядов, связанного с кольцевыми разрядниками и источником электропитания, причем кольцевая разрядная камера и полость размещения турбинных лопаток заполнены приводной средой. 2. Привод по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным источником электропитания, выполненным в виде электрогенератора переменного тока, связанного с основным источником электропитания и подключенного к входу генератора высоковольтных искровых разрядов, и зубчатым редуктором, ведущая шестерня которого закреплена на приводном валу электрогидравлической турбины, а ведомая шестерня - на дополнительном валу, один конец которого соединен с валом электрогенератора переменного тока, а другой конец - с валом муфты выключения. 3. Привод по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в нем электрогидравлическая турбина снабжена изолированным электрическим коллектором, размещенным на другом конце приводного вала и выполненным в виде проводящих колец, электрически связанных с кольцевыми разрядниками. 4. Привод по пп.1 - 3, отличающийся тем, что в нем электрический коллектор связан через приводной распределитель высоковольтных искровых разрядов с генератором высоковольтных искровых разрядов. 5. Привод пп.1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен гидромотором, выходной вал которого соединен через обгонную муфту с валом электрогенератора переменного тока, и эластичным шлангом, закрепленным в приводном валу, размещенным в кольцевой разрядной камере и охваченным кольцевыми разрядниками, при этом эластичный шланг гидравлически связан с маслобаком и гидромотором. 6. Привод по п.1, отличающийся тем, что в нем сквозные отверстия приводного вала электрогидравлической турбины выполнены в виде сопл. 7. Привод по пп.1 и 2, отличающийся тем, что средства запуска электрогидравлической турбины выполнены в виде обратимого электромашинного преобразователя, электрически связанного с блоком управления и основным источником электропитания, при этом выходной вал электромашинного преобразователя связан через электромагнитную муфту и дополнительную шестерню с ведущей шестерней зубчатого редуктора. 8. Привод по пп.1 - 5, отличающийся тем, что в нем в теле приводного вала электрогидравлической турбины выполнены каналы для прокладки проводников между проводящими кольцами электрического коллектора и кольцевыми разрядниками. 9. Привод по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным инерционным аккумулятором энергии, установленным в полости неподвижного корпуса электрогидравлической турбины и механически соединенным с ее приводным валом. 10. Привод по пп.1, 3, 5 и 8, отличающийся тем, что кольцевые разрядники выполнены в виде двух коаксиально расположенных вдоль продольной оси кольцевой разрядной камеры цилиндрических сеток.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к гибридным приводам транспортных средств, может найти применение также в коммунальной технике для уборки дорожных покрытий и других работ по очистке и благоустройству городов. Известен гибридный привод к транспортному средству, состоящий из двигателя внутреннего сгорания и инерционного аккумулятора энергии. Двигатель внутреннего сгорания через муфту выключения связан с раздаточной коробкой, которая соединяет привод ведущей оси либо с двигателем внутреннего сгорания, либо с инерционным аккумулятором энергии. За раздаточной коробкой находятся муфта сцепления и автоматическая многоступенчатая коробка передач без гидротрансформатора. Недостатки привода: основными загрязнителями окружающей среды в городах являются автомобили с двигателями внутреннего сгорания, так как отработавшие газы двигателей содержат вредные для здоровья человека и всего живого вещества; велики энергетические затраты на производство жидкого топлива из нефти, угля и других органических веществ; шум работающих двигателей внутреннего сгорания создает дополнительную нагрузку на нервную систему человека, что повышает его утомляемость. Известен перистальтический насос (а. с. СССР N 1665078, кл. F 04 D 43/12, 1991), содержащий корпус, расположенный в корпусе с образованием кольцевой разрядной камеры эластичный шланг, внутри которого выполнена насосная камера, и электроразрядники, расположенные в разрядной камере, заполненной приводной средой. Для расширения функциональных возможностей путем обеспечения возможности отбора мощности на вспомогательные нужды корпус снабжен установленным на нем с возможностью вращения кожухом, во внутренней стенке корпуса выполнены продольные сквозные направляющие окна под углом к радиальным плоскостям, а на внутренней стенке кожуха - профилированные выступы и впадины. Для обеспечения возможности отбора мощности на привод автономного перемещения насоса корпус снабжен рамой с движителями и кинематической передачей, установленной между кожухом и движителями. Для обеспечения автономного кругового движения насоса корпус снабжен опорной платформой с центральной осью, на которой закреплен с возможностью поворота относительно платформы корпус своим одним концом. Кожух снабжен кинематически связанным с ним движителем, взаимодействующим с опорной платформой. Перистальтический насос на колесах сужает область применения насоса, при этом не предусмотрены технические средства для подвода энергии к насосу. Насосы на колесах широко известны и реализованы более простыми техническими средствами. Межэлектродный промежуток между электроразрядниками составляет по меньшей мере 0,5-1 м. Для пробоя такого промежутка необходимо подвести напряжение от линии электропередач с напряжением порядка 100-150 кВ, что представляет высокую опасность для обслуживающего персонала. При этом автор изобретения рекомендует поливать землю, усугубляя условия работы персонала. Известен совершенный насос с широкими функциональными возможностями (а. с. СССР N 1139791, кл. Е 01 Н 5/00, 1985). Транспортное средство для уборки снежно-ледяных образований с дорожных покрытий содержит раму, смонтированный на ней бак для рабочей жидкости, насос высокого давления, сообщенный с баком, инжекционный блок высокого давления с соплами, соединенный с насосом высокого давления, при этом сопла установлены в передней части транспортного средства с возможностью изменения угла наклона к очищаемой поверхности, источник электрической энергии. Для повышения эффективности работы за счет увеличения кинетической энергии струй рабочей жидкости, расширения функциональных возможностей и снижения расхода рабочей жидкости инжекционный блок высокого давления представляет собой электрогидравлический насос, имеющий полый корпус, соосно соединенную с ним головку и выполненную в корпусе электроразрядную камеру, которая электрически связана с источником электрической энергии и сообщена с насосом высокого давления через лабиринтный канал, а также поршень с пружиной, который установлен в полости головки. Сопла смонтированы в корпусе насоса, а входы сопел установлены под поршнем. Транспортное средство снабжено по меньшей мере тремя дополнительными электроразрядными камерами с лабиринтными каналами, размещенными в корпусе электрогидравлического насоса, и коллектором, сообщающим лабиринтные каналы с баком. Транспортное средство снабжено воздушным соплом и обратными клапанами, которые сообщены с атмосферой и установлены в головке, смонтированной с возможностью поворота вокруг своей оси. Полость, в которой размещена пружина, сообщена с обратными клапанами, а воздушное сопло расположено под углом к очищаемой поверхности. Недостаток транспортного средства - отсутствие связи электрогидравлического насоса с трансмиссией. Цель изобретения - снижение энергетических затрат, загрязнения окружающей среды и шума. Для достижения указанной цели в гибридном приводе к транспортному средству, содержащем двигатель и инерционный аккумулятор энергии, кинематически связанные между собой через муфту выключения и раздаточную коробку, которая кинематически связана через муфту сцепления, автоматическую коробку передач и карданную передачу с приводом ведущей оси транспортного средства, масляную систему и средства запуска двигателя, блок управления и источник электропитания, двигатель выполнен в виде электрогидравлической турбины, состоящей из неподвижного корпуса, электрически связанного с ним приводного вала, в котором выполнена по меньшей мере одна кольцевая разрядная камера с размещенными вдоль ее продольной оси кольцевыми разрядниками, турбинных лопаток, размещенных в полости корпуса, жестко закрепленных в теле вала и наклоненных к внутренней поверхности корпуса, напротив каждой из них в вале выполнены радиальные сквозные отверстия, сообщающие кольцевую разрядную камеру с полостью размещения лопаток, и генератора высоковольтных искровых разрядов, связанного с кольцевыми разрядниками и источником электропитания. Кольцевая разрядная камера и полость размещения турбинных лопаток заполнены приводной средой. Привод снабжен дополнительным источником электропитания, выполненным в виде электрогенератора переменного тока, связанного с основным источником электропитания и подключенного к входу генератора высоковольтных искровых разрядов, и зубчатым редуктором, ведущая шестерня которого закреплена на приводном валу электрогидравлической турбины, а ведомая шестерня - на дополнительном валу, один конец которого соединен с валом электрогенератора переменного тока, а другой конец - с валом муфты выключения. В приводе электрогидравлическая турбина снабжена изолированным электрическим коллектором, размещенным на другом конце приводного вала и выполненным в виде проводящих колец, электрически связанных с кольцевыми разрядниками. Электрический коллектор связан через приводной распределитель высоковольтных искровых разрядов с генератором высоковольтных искровых разрядов. Привод снабжен гидромотором, выходной вал которого соединен через обгонную муфту с валом электрогенератора переменного тока, и эластичным шлангом, закрепленным в приводном вале, размещенном в кольцевой разрядной камере и охваченным кольцевыми разрядниками. Эластичный шланг гидравлически связан с маслобаком и гидромотором. Сквозные отверстия приводного вала электрогидравлической турбины выполнены в виде сопел. Средства запуска электрогидравлической турбины выполнены в виде обратимого электромашинного преобразователя, электрически связанного с блоком управления и основным источником электропитания. Выходной вал электромашинного преобразователя связан через электромагнитную муфту и дополнительную шестерню с ведущей шестерней зубчатого редуктора. В теле приводного вала электрогидравлической турбины выполнены каналы для прокладки проводников между проводящими кольцами электрического коллектора и кольцевыми разрядниками. Привод снабжен дополнительным инерционным аккумулятором энергии, установленным в полости неподвижного корпуса электрогидравлической турбины и механически соединенным с ее приводным валом. Кольцевые разрядники выполнены в виде двух коаксиально расположенных вдоль продольной оси кольцевой разрядной камеры цилиндрических сеток. При патентных исследованиях не обнаружена заявляемая совокупность признаков гибридного привода к транспортному средству для достижения цели изобретения. Из анализа патентных исследований возможно заключать, что предлагаемое изобретение является новым, так как не известно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, так как для специалиста явным образом не следует из уровня техники в данной области. Изобретение промышленно применимо так как признаки могут быть промышленно освоены на автомобильном предприятии. На фиг.1 изображена схема гибридного привода к транспортному средству; на фиг.2 - электрогидравлическая турбина, продольный разрез; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 - то же, другая модификация электрогидравлической турбины, продольный разрез; на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.4; на фиг.6 - то же, принципиальная электрическая схема; на фиг.7 - то же, кинематическая схема. Гибридный привод к транспортному средству состоит из двигателя, выполненного в виде электрогидравлической турбины 1, зубчатого редуктора 2, кинематически связанного с электрогенератором 3 переменного тока и обратимым электромашинным преобразователем 4, муфты выключения 5, раздаточной коробки 6, основного инерционного аккумулятора 7 энергии, муфты сцепления 8, автоматической многоступенчатой коробки передач 9, карданной передачи 10, привода 11 ведущей оси транспортного средства, маслобака 12 с системой трубопровода 13 и 14, блока 15 управления приводом и источника 16 электропитания. Электрогенератор 3 переменного тока является дополнительным источником электропитания. Электрогидравлическая турбина 1 состоит из разъемного корпуса 17, приводного вала 18, в котором выполнена кольцевая разрядная камера 19, электроизолированная от вала, с размещенными вдоль ее продольной оси кольцевыми разрядниками 20 и 21, турбинных лопаток 22, установленных на средней части приводного вала 18, электрического коллектора 23, связанного с положительными кольцевыми разрядниками 20 и генератором 24 высоковольтных искровых разрядов, дополнительного инерционного аккумулятора 25 энергии, размещенного в корпусе и механически связанного с приводным валом, тормозного канала 26 с приводным вентилем 27 и уплотнительных элементов 28. Кольцевая разрядная камера 19 сообщена через сквозные радиальные отверстия 29, выполненные в теле вала напротив каждой турбинной лопатки 22, с внутренней полостью корпуса 17. Внутри приводного вала 18 посредством уплотнительных 30 и упорных 31 элементов закреплен эластичный шланг 32, сообщенный с неподвижными патрубками 33 и 34 электрогидравлической турбины 1. Разъемный корпус 17 изготавливается из высокопрочной легированной стали, выдерживающий высокие давления. Разъем корпуса осуществляется в горизонтальной плоскости, а крепление полукорпусов осуществляется известными средствами. С правой стороны корпуса выполнена кольцевая полость 35, в которой размещен дополнительный инерционный аккумулятор 25 энергии. Кольцевая полость 35 закрыта фланцем 36 с крышкой 37. Крепление фланца 36 к корпусу 17 осуществляется известными средствами. Во фланце 36 установлены уплотнительные элементы 28 известной конструкции. С левой стороны корпус 17 закрыт крышкой 38. В зоне скольжения приводного вала 18 относительно корпуса 17 установлены уплотнительные элементы аналогичной конструкции. Корпус 17 электрически подключен к массе транспортного средства и может быть снабжен оребрением для охлаждения. Приводной вал 18 изготавливается из высокопрочной легированной стали, выдерживающий высокое давление. Для исключения осевых перемещений вала относительно корпуса на вале выполнены кольцевые буртики 39, являющиеся одновременно электрическими соединениями выла с корпусом 17. С правой стороны кольцевая разрядная камера 19 ограничена специальным упором 40, соединяемым с валом посредством резьбового соединения, в котором выполнены разных диаметров отверстия 41 и 42. Отверстие 41 предназначено для монтажа одного из концов эластичного шланга 32 и закрепления токотеплоизолятора 43 кольцевой разрядной камеры 19, а отверстие 42 - для уплотнительного 30 и упорного 31 элементов. Аналогично закрепляется другой конец эластичного шланга 32 с левой стороны приводного вала 18. Упорные элементы 31 снабжены резьбовой нарезкой, ввинчиваемой в торец вала. Кольцевые разрядники 20 и 21 изготавливаются из тугоплавкого металла и посредством трубчатых стоек 44, разнесенных через 120o, закреплены в теле вала. Трубчатые стойки кольцевых разрядников, связанные с положительным потенциалом генератора 24 высоковольтных искровых разрядов, изготовлены из высокопрочной непроводящей керамики, внутри которых вмонтированы проводящие элементы, соединенные высоковольтными проводами (не показаны) с кольцами 45 электрического коллектора 23. Высоковольтные провода в изоляционных оболочках проложены в каналах 46 и 47 вала. Кольца 45 электрического коллектора 23 вмонтированы в кольцевой изолятор 48. Кольца 45 взаимодействуют с электродными щетками 49, разнесенными в данной конструкции по длине дуги через 60o. Трубчатые стойки 44, связанные с отрицательным потенциалом генератора 24 высоковольтных искровых разрядов, жестко закреплены в теле вала. Для повышения эффективности электрогидравлической турбины кольцевые разрядники 20 и 21 выполнены в виде двух коаксиально расположенных вдоль продольной оси кольцевой разрядной камеры цилиндрических сеток. Цилиндрическая сетка 20 связана с положительным потенциалом генератора 24 высоковольтных искровых разрядов через электрический коллектор 23, а цилиндрическая сетка 21 - с отрицательным потенциалом генератора 24. Ячейки сеток 20 и 21 не препятствуют течению приводной среды. Турбинные лопатки 22 изготавливаются из высокопрочного тугоплавкого металла и выполнены аэрогидродинамического профиля, вогнутость которых обращена к сквозным отверстиям 29, выполненным в виде сопел, например Лаваля. Турбинные лопатки 22 закреплены тангенциально к поверхности приводного вала и наклонены к внутренней поверхности корпуса 17, при этом лопатки размещены на поверхности вала по винтовой линии (для упрощения чертежа лопатки показаны схематично параллельно осевой линии вала). Между концами лопаток и внутренней поверхностью корпуса предусмотрены технологические зазоры. Кольцевая разрядная камера 19 и полость 50 размещения турбинных лопаток заполнена текучей приводной средой. Выбор приводной текучей среды зависит от климатических условий использования гибридного привода. Среда должна быть незамерзающей, негорючей и невзрывающейся при пропускании через нее высоковольтных искровых разрядов. В климатических условиях с температурой окружающей среды выше +4oC может быть использована парогазовая смесь, состоящая из паров воды и активного вещества газовых лазеров, например газов (аргон, криптон, неон) с присадкой паров различных химических элементов для увеличения проводимости среды. В климатических условиях с отрицательными температурами текучая среда может быть выбрана в виде активного вещества газовых лазеров с добавлением до 5% водорода или очищенных канализационных газов и очищенного сухого воздуха до 5% от общего объема активного вещества. Указанные газы и пары металлов подаются в турбину под давлением из специального баллона, оборудованного средствами контроля давления через приводной вентиль 27 турбины. Точный состав приводной среды для различных температур окружающей среды определяется экспериментальным путем. Генератор 24 высоковольтных искровых разрядов подключен к дополнительному источнику 3 электропитания - электрогенератору переменного тока с обмоткой возбуждения 51, который снабжен выпрямителем 52 и реле-регулятором 53 напряжения и кинематически связан с электрогидравлической турбиной 1 посредством зубчатого редуктора 2, ведущая шестерня 54 которого установлена на приводном валу 18 турбины, а ведомая шестерня 55 на дополнительном валу 56, один конец которого соединен с валом электрогенератора 3 переменного тока, а другой - с валом 57 муфты 5 выключения известной конструкции. Генератор 24 высоковольтных искровых разрядов состоит из высоковольтного трансформатора 58, в первичной цепи которого включен резистор 59 с сопротивлением R, выпрямителя 60, искрового разрядника 61, регулируемого разрядного конденсатора 62. Искровой разрядник 61 с формирующим промежутком выполнен управляемым посредством пускового блока 63. Искровой разрядник 61 выполнен, например, в виде двух основных электродов, один из которых может перемещаться (привод условно не показан) для регулирования формирующего промежутка и пускового электрода, расположенного между основными электродами искрового разрядника 61. Пусковой электрод предназначен для образования искрового разряда в формирующем промежутке по управляющим импульсам пускового блока 63. Пусковой блок 63 подключен к блоку 15 управления с органами управления, который установлен в кабине водителя транспортного средства. К выпрямителю 52 подключен электродвигатель 64 постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения 65. Двигатель 64 кинематически связан с распределителем 66 высоковольтных искровых разрядов. Распределитель 66 подключен к электродным щеткам 49 электрического коллектора 23 электрогидравлической турбины 1. В случае использования электрогидравлической турбины (фиг.4) распределитель 66 высоковольтных искровых разрядов может быть исключен, а положительный потенциал генератора 24 высоковольтных искровых разрядов непосредственно подключен к электродной щетке 49 электрического коллектора 23, при этом двигатель 64 постоянного тока используется для нужд транспортного средства. Благодаря такому подключению улучшается работа генератора 24 высоковольтных искровых разрядов. Для стабилизации частоты вращения вала 18 электрогидравлической турбины 1, а также регулирования электропитания генератора 24 высоковольтных искровых разрядов в связи с возможностью регулирования его эффективности в приводе предусмотрена положительная обратная связь, состоящая из гидромотора 67, выходной вал 68 которого соединен через обгонную муфту 69 с вторым дополнительным валом 70, установленным соосно основному валу электро- генератора 3 переменного тока, эластичного шланга 32, расположенного в кольцевой разрядной камере 19, неподвижных патрубков 33 и 34, установленных в вале 18 электрогидравлической турбины 1, маслобака 12, размещенного выше расположения эластичного шланга, и системы трубопроводов 13 и 14. Средства для запуска электрогидравлической турбины 1 выполнены в виде обратимого электромашинного преобразователя 4 постоянного тока, связанного с блоком 15 управления и основным источником 16 электропитания. Выходной вал электромашинного преобразователя 4 связан через электромагнитную муфту 71 известной конструкции и дополнительную шестерню 72 с ведущей шестерней 54 зубчатого редуктора 2. Обратимый электромашинный преобразователь 4 постоянного тока подключается к основному источнику 16 электропитания посредством нормально-открытого контакта Кс контактора, размещенного в блоке 15 управления. Электромагнитная муфта 71 предназначена для исключения случайного запуска электрогидравлической турбины 1. Источником 16 электропитания является блок батарей аккумуляторов, однако источником электропитания может быть также электросеть постоянного тока автомобильного предприятия, подключаемая параллельно блоку батарей аккумуляторов (точка Д), для раскрутки основного 7 и дополнительного 25 инерционных аккумуляторов энергии. Раздаточная коробка 6 известной конструкции предназначена для кинематической связи привода 11 ведущей оси транспортного средства либо с электрогидравлической турбиной 1, либо с основным инерционным аккумулятором 7 энергии. Раздаточная коробка 6 содержит по меньшей мере зубчатый редуктор 73 для привода супермаховика 7 - инерционного аккумулятора энергии и дифференциала 74 для распределения мощности электрогидравлической турбины 1 между приводом ведущей оси транспортного средства и инерционным аккумулятором 7 энергии. Супермаховик 7 представляет из себя диск или колесо, обод которого изготавливается из различных материалов. Современные супермаховики изготавливаются из композиционных материалов, например из кевлара. Обод супермаховика состоит из двух колец, образованных несколькими слоями кевлара. Наружный слой выполнен из кевлара - 49, средний слой - из кевлара - 29, внутренний слой - из стекловолокна, а спицы изготовлены из композиционного материала на основе графитовых волокон. Такой супермаховик обладает плотностью энергии 45 Вт


Класс F01D15/02 для привода транспортных средств, например локомотивов (расположение их на транспортных средствах см соответствующие этим транспортным средствам классы)
Класс F02B65/00 Приспосабливание двигателей внутреннего сгорания для других специальных целей; комбинирование двигателей с другими, например неприводными устройствами