планетарная прецессионная передача
Классы МПК: | F16H1/32 с центральной осью передачи, лежащей внутри основной окружности планетарного колеса |
Автор(ы): | Громыко П.Н. |
Патентообладатель(и): | Могилевский машиностроительный институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-01 публикация патента:
30.09.1994 |
Использование: в механических приводах различных машин. Сущность изобретения: передача содержит корпус, входной вал с установленным под углом к его оси кривошипом, составляющим вращательную пару с сателлитом. На противоположных торцах последнего жестко закреплены диски. В кольцевой выточке сателлита расположено промежуточное кольцо, а радиальных отверстиях которого равномерно по периметру вставлены четыре пальца, два из которых одновременно размещены в отверстиях сателлита, а два других - в отверстиях вилки, жестко соединенной с ведомым валом передачи. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ПЛАНЕТАРНАЯ ПРЕЦЕССИОННАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, входной вал с установленным под углом к его оси кривошипом, установленный на последнем сателлит, который имеет два ряда зубьев, смещенных друг относительно друга, центральное колесо с внутренними зубьями, жестко закрепленное на корпусе, отличающаяся тем, что зубья центрального колеса выполнены в виде роликов, оси которых параллельны оси вращения ведущего и ведомого валов, а сателлит представляет собой два диска, жестко связанные между собой на расстоянии b:b = 4R / z sin 2 - h ,
где R - расстояние от оси вращения кривошипа до оси роликов;
z - число зубьев каждого ряда;
- угол наклона кривошипа к оси ведущего вала;
h - ширина дисков, зубья которого выполнены на цилиндрических поверхностях последних,
а величина смещения одного ряда зубьев относительно другого равна 180oС/z.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве передачи в приводах различных механизмов. Известна планетарная прецессионная коническая передача, содержащая входной и выходной валы, первый из которых установлен внутри второго, водило, неподвижное коническое колесо, прецессионное коническое колесо, связанное посредством универсального шарнира с выходным валом для взаимодействия с неподвижным колесом. Выходной вал выполнен из двух частей, одна из которых имеет вилку с зубьями для жесткого соединения с другой частью. В прецессионном колесе выполнены отверстия для размещения в них зубьев вилки [1]. Недостаток данной передачи - неравномерность вращения ведомого вала, так как размещение и форма взаимодействующих элементов передачи (прецессионного колеса и вилки выходного вала) не обеспечивают устранения влияния колебательного движения прецессионного колеса на вращательное движение выходного вала. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой передаче является планетарная прецессионная передача, содержащая корпус, входной вал с установленным под углом к его оси кривошипом, установленный на последнем сателлит, который имеет два ряда зубьев, смещенных друг относительно друга, центральное колесо с внутренними зубьями, жестко закрепленное на корпусе [2]. Недостаток данной передачи - повышенные механические потери из-за наличия значительных проскальзываний контактирующих звеньев передачи. Цель изобретения - повышение КПД передачи путем снижения трения скольжения вы ее контактирующих узлах. Указанная цель достигается тем, что планетарная прецессионная передача содержит корпус, входной вал с установленным под углом к его оси кривошипом, установленный на последнем сателлит, который имеет два ряда зубьев, смещенных друг относительно друга, центральное колесо с внутренними зубьями, жестко закрепленное на корпусе. Зубья центрального колеса выполнены в виде роликов, оси которых параллельны оси вращения ведущего и ведомого валов, а сателлит представляет собой два диска, жестко связанных между собой на расстоянии b=4R/Z sin 2 -h, где R - расстояние от оси вращения кривошипа до оси роликов; Z - число зубьев каждого ряда; - угол наклона кривошипа к оси ведущего вала; h - ширина дисков, зубья которого выполнены на цилиндрических поверхностях последних, а величина смещения одного ряда зубьев относительно другого равна 180о/Z. На фиг.1 схематично изображена передача; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1. Планетарная прецессионная передача содержит корпус 1, входной вал 2, на котором размещен косой кривошип 3, установленный под углом прецессии к оси входного вала 2, составляющий вращательную пару сателлитом 4, представляющим жестко связанные между собой диски 5 и 6, имеющие на цилиндрической поверхности зубья. Диски 5 и 6 смещены друг относительно друга на угол 180о/Z (где Z - число зубьев каждого диска) и размещены на расстоянии b=4 R/Z sin 2 - h, где R - расстояние от оси вращения кривошипа до оси роликов; h - ширина дисков; - угол наклона кривошипа к оси ведущего вала. Зубья дисков входят в зацепление с роликами центрального колеса 7, оси которых параллельны оси вращения ведущего и ведомого валов передачи, равномерно распределенными внутри цилиндрической поверхности корпуса 1. В кольцевой выточке сателлита 1 расположено промежуточное кольцо 8, в радиальных отверстиях которого равномерно по периметру вставлены четыре пальца, два из которых 9 и 10 одновременно размещены в отверстиях сателлита 4, а два других 11 и 12 размещены в отверстиях вилки 13, жестко соединенной с ведомым валом 14. С целью снижения потерь на трения в кольце 8 и вилке 13 установлены подшипники качения 15. Планетарная прецессионная передача работает следующим образом. При вращении ведущего вала 2 кривошип 3 через вращательную пару приводит в прецессионное движение сателлит 4, имеющий на цилиндрической поверхности зубчатые венцы, которые входят в зацепление с роликами 7. Благодаря данному взаимодействию сателлит 4 получает вращательное движение, которое передается на ведомый вал 14 с помощью пальцев 9 и 10, промежуточного кольца 8, а также пальцев 11 и 12, размещенных в отверстиях вилки 13. В предлагаемой передаче благодаря тому, что зубчатая поверхность имеется лишь на цилиндрической поверхности дисков 5 и 6, представляющих собой сателлит 4, расположенных на строго определенном расстоянии b, гарантирующем лишь вступление в контакт зубьев с роликами в те моменты, когда преобладающим при взаимодействии звеньев передачи является движение, способствующее совершению полезной работы, а наличие контакта во время движения, вызывающего силы трения, сведено к минимуму, потери мощности на трение в зацеплении будут минимальны.Класс F16H1/32 с центральной осью передачи, лежащей внутри основной окружности планетарного колеса
планетарная передача - патент 2522185 (10.07.2014) | |
планетарная передача - патент 2520887 (27.06.2014) | |
зубчатая планетарная передача - патент 2520728 (27.06.2014) | |
способ снижения трения в планетарно-цевочном редукторе - патент 2519621 (20.06.2014) | |
передача - патент 2516907 (20.05.2014) | |
планетарная передача - патент 2509240 (10.03.2014) | |
преобразователь энергии на базе планетарного циклоидального редуктора - пэ пцр - патент 2506685 (10.02.2014) | |
планетарный циклоидальный редуктор с предварительной ступенью - патент 2506477 (10.02.2014) | |
планетарная передача с псевдоцевочным зацеплением - патент 2502904 (27.12.2013) | |
планетарная передача - патент 2502002 (20.12.2013) |