устройство для самовытаскивания транспортного средства с гусеничным движителем
Классы МПК: | B62D55/26 элементы, сцепляющиеся с грунтом (траки) |
Автор(ы): | Янбеков К.Ф. |
Патентообладатель(и): | Войсковая часть 12093 |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-02-05 публикация патента:
19.06.1995 |
Использование: изобретение относится к средствам передвижения. Сущность: устройство содержит кожух, анкерные узлы и механизмы их установки на гусеничной цепи, анкерные узлы выполнены многозвенными с возможностью изгиба в одну сторону, проушины шарниров их звеньев имеют выступы, взаимодействующие при повороте относительно оси шарнира с элементами соседнего звена, оно также снабжено двумя скрученными в барабаны выстилками, размещенными посредством осей в рамках, шарнирно соединенных с передним и задним окончаниями корпуса транспортного средства. 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ, содержащее кожух, два симметрично расположенных анкерных узла, выполненных с возможностью изгиба в центре, и механизм их установки на гусеничной цепи, отличающееся тем, что оно снабжено желобообразными несущими рейками, связанными с обоими анкерными узлами, шарнирно соединенными с желобообразными несущими рейками, каретками, выполненными с возможностью их вертикального перемещения, П-образной рамой с вертикальными направляющими, несущими на себе каретки, электромагнитом с пружиной и подвижным стержнем-сердечником, упором, размещенным на вертикальной стенке кожуха, роликами, штангами, шарнирно взаимосвязанными с каретками и взаимодействующими через соосные с их шарнирами ролики с упором, двумя скрученными в барабаны опорными полотнами, размещенными посредством осей в рамах, шарнирно соединенных с передней и задней частями корпуса транспортного средства, при этом анкерные узлы выполнены многозвенными с возможностью изгиба в одну сторону за счет упора, а проушины шарниров звеньев выполнены с пластинчатыми выступами для взаимодействия при повороте относительно оси шарнира с элементом соседнего звена, при этом на концах скрученных в барабаны опорных полотнах размещены утяжеленные звенья с проушинами на краях, оси барабанов из опорных полотен выполнены с круговым зубчатым венцом, с одной стороны заканчивающимся ограничителями, взаимодействующими с отжимной пружиной, на концах рам выполнены отверстия для размещения осей барабанов, а со стороны рам, обращенных к барабанам, размещены каплевидные воронки с установленными в них шариками, на каждой оси барабанов свободно установлены втулки, выполненные с ручьем на внешней поверхности и отверстием для крепления троса с зубчатыми нарезками на внутренней поверхности, причем на каждой оси барабанов установлен диск с рычагом-проушиной и с размещенными на одном из его торцов каплевидными воронками для взаимодействия диска с шариками, при этом проушины утяжеленного звена соединены с отверстием на втулке посредством троса, размещенного на опорном полотне, скрученном в барабан.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам передвижения, а более точно касается устройства для самовытаскивания транспортного средства. Изобретение может применяться в машинах на гусеничном ходу, например в гусеничных тягачах, в тракторах, а также в машинах, управляемых дистанционно. Известно устройство для самовытаскивания транспортного средства, выполненное в виде якорного устройства и содержащее грунтозацеп, установленный шарнирно в двух фланцах с упором. Грунтозацеп взаимодействует с опорной поверхностью транспортного средства [1]Известно устройство для самовытаскивания гусеничной машины, содержащей гусеницу с цевочным зацеплением звеньев. Устройство содержит зацеп с проушинами, при помощи пальца, расположенного в проушинах, соединенный с серьгой, которая соединена с тросом. Устройство содержит также бревно, охваченное указанным тросом [2]
Также известно устройство для самовытаскивания гусеничного транспортного средства, выполненное якорным. Устройство содержит установленный на наклонной ветви шарнирной гусеничной цепи съемный грунтозацеп с выступами, имеющими упор. Выступы взаимодействуют с наружными поверхностями шарниров гусеничной цепи транспортного средства [3]
Известно еще одно устройство для самовытаскивания транспортного средства, содержащего гусеничный движитель. Устройство содержит подвижные подпружиненные грунтозацепы с роликами, присоединенными к верхним частям грунтозацепов, расположенных внутри обвода в траках гусеничной цепи движителя [4]
Все эти устройства для самовытаскивания транспортного средства обеспечивают внедрение грунтозацепов в грунт. Однако такие устройства обладают некоторыми недостатками. Они не обеспечивают: надежного стопорения транспортного средства [1, 3, 4] требуют много времени для их установки с обязательным выходом оператора из транспортного средства [2, 3] требуют большой трудоемкости крепежно-монтажных работ [1-4] имеют сложную конструкцию траков [4] имеют малую рабочую площадь грунтозацепов [1, 4]
Известно также устройство для самовытаскивания транспортного средства с гусеничным движителем [5] Устройство расположено симметрично относительно продольной оси гусеничной цепи движителя и имеет кожух, два симметрично расположенных анкерных узла, соединенных ребрами жесткости. Между ребрами расположены перегородки. Анкерные узлы выполнены с возможностью изгиба. Недостатки устройства следующие: сложность конструкции анкерных узлов; невозможность использования устройства для нескольких транспортных средств в одном рабочем цикле. Цель изобретения повышение проходимости транспортных средств в трудных условиях. Это достигается тем, что известное устройство для самовытаскивания транспортного средства с гусеничным движителем, содержащее кожух, два симметрично расположенных анкерных узла, выполненных с возможностью изгиба в центре, и механизм их установки на гусеничной цепи, снабжено желобообразными несущими рейками, связанными с обоими анкерными узлами, каретками, шарнирно соединенными с желобообразными несущими рейками, выполненными с возможностью их вертикального перемещения, П-образной рамой с вертикальными направляющими, несущими на себе каретки, электромагнитом с пружиной и подвижным стержнем-сердечником, упором, размещенным на вертикальной стенке кожуха, роликами, штангами, шарнирно взаимосвязанными с каретками и взаимодействующими через соосные с их шарнирами ролики с упором, двумя скрученными в барабаны опорными полотнами (выстилками), размещенными посредством осей в рамах, шарнирно соединенных с передним и задним окончаниями корпуса транспортного средства, а анкерные узлы выполнены многозвенными с возможностью изгиба в одну сторону благодаря имеющимся упорам, проушины шарниров звеньев имеют выступы, взаимодействующие при повороте относительно оси шарнира с элементом соседнего звена. Предлагаемое устройство для повышения проходимости транспортных средств по сравнению с аналогичными устройствами временно обеспечивает проходимость участка трассы для различных транспортных средств. На фиг.1 изображено застрявшее транспортное средство с устройством повышения проходимости транспортных средств, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 общий вид контейнера с механизмом установки анкерных узлов, вид сбоку; на фиг.4 часть рамы и барабана из опорного полотна (выстилки), вид сверху; на фиг. 5 то же, вид сбоку; на фиг.6 сечение А-А на фиг.5; на фиг. 7 часть контейнера с механизмом установки анкерных узлов, взаимодействующим с верхней ветвью гусеничной цепи, вид сбоку; на фиг.8 контейнер с механизмом установки анкерных узлов с установленным на верхней ветви гусеничной цепи анкерным узлом, вид сбоку; на фиг.9 анкерный узел, установленный на гусеничной цепи, вид сбоку; на фиг.10 анкерный узел в момент излома на изгибе гусеничного движителя, вид сбоку; на фиг.11 анкерный узел на гусеничной цепи в момент начала вхождения в грунт, вид сбоку; на фиг.12 то же, в момент начала работы в грунте, вид сбоку; на фиг.13 транспортное средство с устройством повышения проходимости во время самовытаскивания, вид сбоку. Рассматриваемое изобретение используется на транспортном средстве, содержащем гусеничный движитель 1 (фиг.1, 2), расположенный на корпусе 2 и имеющий гусеничную цепь из траков 3 с гребневыми выступами 4 (фиг.3), опорные катки, ведущую звездочку и натяжное колесо. Над верхней ветвью каждой гусеничной цепи установлено основание 5, на котором симметрично относительно продольной оси гусеничной цепи укреплен кожух 6, внутри которого смонтирован механизм установки анкерных узлов. На корпусе 2 транспортного средства размещены проушины 7 с осями 51, соединяющими их шарнирно с проушинами 8 рамы 9. В рамах 9 размещены скрученные в барабаны опорные полотна 10. В скрученном состоянии (выстилка) опорное полотно 10 удерживается тросами 11, окончания которых закреплены на проушинах 12, размещенных на краях утяжеленных звеньев 13 (фиг. 4, 5). Механизм установки анкерных узлов содержит две желобообразные несущие рейки 14, взаимодействующие с выступами 15 анкерных узлов 16. На желобообразных рейках 14 имеются проушины 17, шарнирно соединенные с каретками 18, взаимосвязанными для их вертикального перемещения с направляющими 19, размещенными на П-образной раме 20. Вертикальное перемещение кареток 18 обеспечивается штангами 21-25 и двумя соединенными соосно с окончаниями штанг 21, 22, 23 роликами 26, взаимодействующими с упором 27, размещенным на вертикальной стенке кожуха 6. Штанги 21 и 24 одними концами закреплены шарнирно на П-образной раме 20, которая установлена на направляющих 28 кожуха 6. Свободные окончания штанг 22, 25 с каретками 18 соединены шарнирно. Штанги 23 через проушины 29 тросиками 30, переброшенными через блоки 31 с проушинами 32, закрепленными на крышке кожуха 6, соединены с проушинами 33 вертикальной стенки кожуха 6. П-образная рама 20 соединена с вертикальной стенкой кожуха 6 пружиной 34. На окончании одной из вертикальных стенок П-образной рамы 20 размещена катушка электромагнита 35, внутри которой размещен металлический стержень-сердечник 36, заканчивающийся ограничителем 36", соединенным с кронштейном 37 П-образной рамы 20 прямоугольной пружиной 38. На упоре 27 размещен концевой выключатель 39 с роликом 40. Анкерные узлы 16 состоят каждый из коренного звена 41 заканчивающегося с обеих сторон проушинами. В отверстии одной из них размещена ось 42 лапы 43, а другой ось 44, соединяющая коренное звено 41 с проушиной среднего звена 45. Среднее звено 45 на проушине имеет выступ 45" который при повороте в шарнире, образуемом проушинами звеньев, взаимодействует с выступом 15 размещенным на коренном звене 41. Среднее звено 45 соединено шарнирно с конечным звеном 46 осью 47. Звенья 45 и 46 также имеют выступ 15. Все звенья 41, 45, 46 у своих шарнирных соединений имеют упоры 48, 49 и соединены (правые и левые) горизонтальными силовыми связями и пластинчатыми перепонками. На фиг. 4, 5 показано опорное полотно, скрученное в барабаны 10, размещенное посредством осей 50 в раме 9, которая через проушины 8, оси 51, проушины 7 шарнирно закреплена на корпусе 2 транспортного средства. По раме 9 размещены кронштейны 52 с блоками 52" через которые пропущен трос 53. На каждой оси 50 барабана 10 имеется ограничитель 54 и зубчатый венец 55 с надетой на него и взаимодействующей с ограничителем 54 пружиной 56. На ось 50 свободно насажены втулка 57 и диск 58 (фиг.6). Втулка 57 имеет на внешней поверхности ручей с отверстием 59, в котором закреплено окончание троса 11, а на внутренней поверхности центрального отверстия зубчатую нарезку 60. Диск 58 имеет рычаг-проушину 61 и каплевидные воронки 62 на одном из его торцов, которыми он через шарики 63 взаимодействует с каплевидными воронками 62, размещенными на окончаниях внутренних сторон рам 9 (фиг.5, 6). Устройство для повышения проходимости транспортных средств работает следующим образом. В случае застревания транспортного средства, например, под водой происходит следующее. Траки 3 верхней гусеничной ветви движутся горизонтально с малой скоростью. На катушку электромагнита 35 подается напряжение, что вызывает вертикальное перемещение стержня-сердечника 36 вниз и деформацию прямоугольной пружины 38 до тех пор, пока последний не войдет во взаимодействие с гребнем 4 трака 3 и ограничитель 36 не достигнет катушки электромагнита 35 (фиг.7). В результате движущаяся верхняя ветвь гусеничной цепи посредством гребней 4 стержня-сердечника 36 и катушки электромагнита 35 перемещает П-образную раму 20 по направляющим 28, вызывая деформацию пружины 34. Ролики 26, взаимодействуя с упором 27 и штангами 21-25 вызывают вертикальное перемещение кареток 18 с шарнирно соединенными с ними посредством проушин 17 желобообразными несущими рейками 14 с содержащимися в них выступами 15 анкерных узлов 16 и верхней ветви гусеничной цепи до тех пор, пока лапы 43 не войдут в отверстия на траке 3 (фиг. 8). В конце периода прохождения вышеуказанного процесса тросы 30, перемещаясь по блокам 31, вызывают их вращение, корпус катушки электромагнита 35 входит во взаимодействие с роликом 40 концевого выключателя 39. Последний по достижении корпуса катушки электромагнита 35 крайнего положения (фиг.8) срабатывает, прекращая подачу напряжения на катушку электромагнита 35, и пружина 38 возвращает стержень-сердечник 36 в начальное положение. Движение П-образной рамы 20 прекращается. Выступы 15 анкерных узлов 16 через взаимодействие осей 42 лап 43 с отверстиями траков 3 покидают желобообразные несущие рейки 14 и перемещаются далее вместе с верхней ветвью гусеничной цепи. Под воздействием растянутой пружины 34 П-образная рама 20 перемещается в исходное состояние, вызывая подъем штанг 21-25 кареток 18 и желобообразных несущих реек 14 посредством проушин 33, тросов 30, блоков 31 и проушин 32. По окончании выхода выступов 15 из желобообразных несущих реек 14 конечные звенья 46 ложатся своими окончаниями на гребни траков верхней ветви (фиг.9). Когда участок гусеницы с установленными на нем анкерными узлами 16 изгибается на окончании гусеничного движителя 1, поворачиваются коренное, среднее и конечные звенья 41, 45, 46 относительно осей 42, 44, 47 соответственно, причем поворот среднего звена 45 на оси 44 ограничивают пластинчатые выступы 45, которые упираются в выступы 15 коренного звена 41 (фиг.10). Далее, взаимодействуя с грунтом через конечное звено 46, анкерные узлы 16 заглубляются в грунт, постепенно поворачиваясь относительно осей 44 и 42. Поворот длится до тех пор, пока не сойдутся упоры 48, 49 и элемент горизонтальной силовой связи коренных звеньев 41 не войдет во взаимодействие с лапой 43 (фиг. 11, 12). Дальнейшее перемещение гусеничной цепи посредством анкерных узлов 16 и силы противодействия грунта вызывает горизонтальное перемещение транспортного средства. С началом установки анкерных узлов 16 на гусеничную цепь одновременно к тросу 53 прикладывается продольная сила, поворачиваются рычаги-проушины 6 и диски 58 относительно оси 50. Диски 58 продольно перемещаются по оси 50, толкая втулку 57 и сжимая пружины 56. Зубчатая нарезка 60 внутреннего отверстия втулки 57 входит в зацепление с круговым зубчатым венцом 56 на оси 50. Перемещение идет до тех пор, пока зубчатая нарезка 60 не достигнет ограничителя 54. С началом работы анкерных узлов 16 в грунте трос 11 начинает накручиваться на ручей втулки 57 и рвется. Утяжеленное звено 13 с проушинами 12 больше не удерживается на окружности барабана 10 и опускается на грунт. Процесс аналогичен для обоих (переднего и заднего) барабанов 10. Движение транспортного средства вперед влечет разматывание обоих барабанов 10. Гусеницы транспортного средства наезжают на утяжеленное звено 13, лежащее на поверхности грунта, и дальнейшее движение машины осуществляется по опорному полотну переднего барабана 10, а анкерные узлы 16 обламываются и остаются в грунте после достижения траком 3 последнего опорного катка. Задний барабан 10, разматываясь, накрывает своим опорным полотном (выстилкой) участок грунта, где застряло транспортное средство. Процесс длится, пока оба опорных полотна (выстилки) не будут размотаны в направлении движения транспортного средства. Таким образом, непроходимый обычной техникой участок трассы оказывается накрытым выстилкой.
Класс B62D55/26 элементы, сцепляющиеся с грунтом (траки)