способ стабилизации спутника в заданной ориентации
Классы МПК: | B64G1/38 с демпфированием колебаний, например демпферы нутации |
Автор(ы): | Малышев Г.В., Кульков В.М., Калашников Л.М., Воронина Т.И. |
Патентообладатель(и): | Московский авиационный институт им.Серго Орджоникидзе |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-10-02 публикация патента:
09.08.1995 |
Способ стабилизации спутника в заданной ориентации использование в системах ориентации и стабилизации космических объектов, тросовых космических системах. Сущность изобретения: от конца штанги, закрепленной на корпусе спутника, отделяют балластный груз с некоторой начальной скоростью в направлении заданной ориентации оси, проходящей через центр масс спутника и конец штанги, к разматываемому тросу, соединяющему груз со спутником, прикладывают ступенчатое тормозящее усилие, производят переключение режимов торможения в моменты времени, приведенные в тексте описания. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СПУТНИКА В ЗАДАННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, включающий отделение от спутника балластного груза на тросе, эксцентрично закрепленном на спутнике, с сообщением грузу относительной скорости вдоль оси, проходящей через центр масс спутника, и в направлении заданной ориентации этой оси, измерение параметров углового движения системы связанных тросом объектов и приложение к разматываемому тросу переменного тормозящего усилия, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса стабилизации при обеспечении ее необходимой точности, к разматываемому тросу прикладывают ступенчатое тормозящее усилие, а переключение режимов торможения производят по измеряемым угловому положению и угловой скорости спутника в моменты времени
k 0,1, n,
от минимального тормозного усилия к максимальному при нулевом угловом отклонении спутника относительно заданной оси ориентации и от максимального тормозного усилия к минимальному при нулевой угловой скорости спутника относительно этой оси до достижения заданной точности ориентации, причем


Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам ориентации и стабилизации космических объектов, обеспечивающим демпфирование их колебаний в окрестности равновесных положений на орбите. Наиболее близким из числа известных является способ стабилизации спутника в заданной ориентации, включающий отделение от спутника балластного груза на тросе, эксцентрично закрепленном на спутнике, с сообщением грузу относительной скорости вдоль оси, проходящей через центр масс спутника и в направлении заданной ориентации этой оси, измерение параметров углового движения системы связанных тросом объектов и приложение к разматываемому тросу переменного тормозящего усилия. Недостатком известного способа является относительная сложность управления процессом стабилизации системы, что может быть излишним для связанных объектов достаточно простой структуры и динамики. Целью изобретения является упрощение процесса стабилизации при обеспечении ее необходимой точности. Это достигается тем, что в известном способе стабилизации, включающем отделение от спутника балластного груза на тросе, эксцентрично закрепленном на спутнике, с сообщением грузу относительной скорости вдоль оси, проходящей через центр масс спутника, и в направлении заданной ориентации этой оси, измерение параметров углового движения системы связанных тросом объектов и приложение к разматываемому тросу переменного тормозящего усилия, к разматываемому тросу прикладывают ступенчатое тормозящее усилие, а переключение режимов торможения производят по измеряемым угловому положению и угловой скорости спутника в моменты времени

















При этом максимальная амплитуда в конце процесса имеет значение



Начальная же линейная скорость отстрела груза вдоль оси ориентации должна быть выбрана следующей:
v




I момент инерции спутника относительно его центра масс;
l расстояние от центра масс спутника до конца 4 штанги 3. Для оценки точности и времени стабилизации, а также параметров ухода груза проведено численное моделирование соответствующей нелинейной системы уравнений при следующих начальных условиях:


I=0,2 кгм2; m=3 кг; Fмакс=0,1 Н;
Fмин=0,01 Н
Результаты моделирования представлены на фиг.3. При принятых начальных условиях и режиме управления тормозным усилием осуществляется практически точная стабилизация спутника в течение 50 с






Класс B64G1/38 с демпфированием колебаний, например демпферы нутации